girniy.ru 1
Конспект урока «Здоровый образ жизни»


3 б класс

Учитель начальных классов МОУ СОШ №13

Киселева В.В.

Цели:


  • повторить внешнее внутреннее строение организма человека;

  • учить детей беречь и укреплять здоровье, вести здоровый образ жизни

  • воспитывать доброту, милосердие, готовность всегда прийти на помощь тем, кому она нужна



Оборудование : мультимедийная презентация, летающая тарелка, инопланетянин (игрушки), Баба-Яга, компьютер.


Технологии, используемые на уроке: здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, гуманно-личностные, уровневая дифференциация, проблемное обучение.


I. Организационный момент.

-Дети, поднимите смайлики, обозначающие ваше настроение, с которым вы пришли на урок .

Я очень рада, что сегодня у всех хорошее настроение.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

-Ребята встаньте и улыбнитесь друг другу. Улыбка может согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение. Но сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Улыбнитесь и им, поделитесь частичками своего тепла. Хорошее настроение поможет нам справиться с любой задачей.

А сейчас сядьте все прямо, и мы начнем урок.


_

II. Повторение пройденного.

- Какой большой раздел мы заканчиваем изучать?

(Мы и наше здоровье)

- Что для вас было наиболее интересным , удивительным при изучении этого раздела?

(строение тела человека, работа органов)

-Каким бывает строение человека?

-Какие органы чувств вы знаете?

-Повторим внешнее строение человека


-А теперь мы поиграем в игру «Поехали». Я буду называть части человеческого тела и органы чувств, а вы должны правильно их показывать, хотя я вас буду путать.

- А что же находится внутри у человека?

(органы)

- Органы – это нежные части тела человека, которые находятся внутри и защищены костями, кожей. Все органы действуют согласованно, слаженно.

-На этот вопрос нам поможет ответить группа моих помощников – исследователей.


Исследователь №1: Головной мозг – главный командный пункт организма. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг. Он заведует всеми мыслями и чувствами, ведает правильной работой внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим, так как мозг живёт до тех пор, пока в него поступает кислород. Мозг находится в голове.

Исследователь №2: Мозг новорождённого весит в среднем 330 – 340 г. В первые годы жизни он интенсивно растёт, но только к 20 –и годам достигает окончательной величины. Кора головного мозга покрыта складками – извилинами. Чем больше извилин, тем лучше развиты умственные способности. Мозг способен запоминать. Он дарит нам память. Мы помним дату своего рождения, мелодию песни или день полёта человека в космос.

-Какую систему образуют нервы, спинной и головной мозг?

- Как долго вы можете не дышать? Проверим?! Наберите воздух и не дышите! Как только занеможете, поднимите руку, я назову вам время. Кто сколько не дышал? Сделайте вывод!

Исследователь №3: Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи такого органа, как ЛЁГКИЕ.

( ИКТ, слайд №4– лёгкие)

У каждого из вас 2 лёгких – правое и левое. Они находятся в груди. Приложите ладони к груди! Это самые большие и лёгкие органы в нашем теле, почти невесомы. Если их опустить в воду, они не потонут. Лёгкие похожи на губку ( показ), так как состоят из множества маленьких пузырьков.

В каждом лёгком их более 300 миллионов. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь.

- Итак: Для чего нужны лёгкие?

- К какой системе относятся лёгкие?

( к дыхательной системе)

Исследователь №4: ( ИКТ, слайд № 5: кровеносная система)

У: Где находится сердце? Приложите правую руку к груди слева и послушайте, как оно бьётся.

Сердце – это главная мышца. Его можно сравнить с насосом, который выталкивает кровь в кровеносные сосуды. За сутки сердце пропускает через себя целую цистерну крови. Сердце не останавливается ни на секунду, даже когда мы спим или задерживаем дыхание. Если сердце остановится, то клетки организма останутся без пищи – кислорода и человек погибнет.

Итак: кровь, кровеносные сосуды и сердце относятся к кровеносной системе.

Представьте, что вы пришли домой, пора обедать, а мама подаёт вам кусок сырого мяса или картофелины. Будете ли вы есть такую пищу? Почему?

Точно также нашему организму нужна обработанная пища. Всё, что попало нам в рот, должно перевариться и попасть в кровь. Этим занимаются органы нашей внутренней кухни, которые образуют пищеварительную систему.

( ИКТ, слайд №6: пищеварительная система)

Исследователь №5: В верхней части живота, под рёбрами слева ( положите руку) находится ЖЕЛУДОК. Желудок напоминает кожаный мешочек. Внутри он полый, как воздушный шарик (показ) . Но когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи, тем больше растягивается. Но больше 2 – 3 литров в него поместиться не может.

За свою жизнь средний человек съедает около 50 тонн пищи. Это целый вагон!

- В желудке пища превратилась в кашицу. А куда она дальше поступает?

Исследователь №6:

Из желудка переваренная пища поступает в кишечник.

(ИКТ, слайд № 7)

Кишечник – это длиннющий «коридор». Он тянется на 8 метров ( показ верёвочки длиной 8 м).


Он умещается у нас в животе только потому, что не стоит, как заводская труба, а плотно свёрнут, как пожарный шланг. Он так накручен, что образует множество петель и похож на ворох, который часто называют « кишками». Но пища пройдёт от начала до конца и дорога займёт почти двое суток. Приложите руки к животу! Здесь находится кишечник.

Но мы не упомянули о необыкновенной соседке желудка ПЕЧЕНИ

После мозга это самый крупный наш внутренний орган. Она достигает веса в 1,5 кг. Печень живёт справа от желудка в верхней части живота. К печени притекает вся кровь, идущая от желудка и кишечника. Здесь пища подвергается влажной обработке. Печень – это санитарный контроль на пути всех веществ, поступающих в кровь.

Объявление темы урока:

-При рождении каждому человеку дается в подарок здоровье, и мы должны сохранить его крепким, хорошим в течение всей жизни и тема нашего урока сегодня…

-Дети, подождите немного, я посмотрю, ведь что-то трещит у нашей двери, слышите?

(в класс въезжает летающая тарелка)

-Ребята, вы не знаете, что это? Кажется, в наш класс приземлилась летающая тарелка.

А это кто выпал из тарелки?

(показ инопланетянина)

-Он хочет поздороваться с вами.

(инопланетянин протягивает руку детям, здоровается с ними)

Дети, посмотрите, к одежде инопланетянина прикреплено какое-то письмо, да на нем написано SOS. Кто знает, что обозначают эти буквы?

-Давайте, скорее прочитаем письмо:

Я- инопланетянин. Зовут меня Саймон. Я прилетел с планеты Альфа-Центавра. На нашей планете случилась беда. Страшные монстры жителям Альфа-Центавры раздали какие-то порошки. Сначала всем стало весело, но потом наше население стало терять разум, все возненавидели друг друга, начались страшные болезни, многие стали умирать. Планета превращается в большое кладбище. Для того, чтобы спасти жителей Альфа-Центавры, надо отгадать волшебные слова. Помогите, нам дети! Пожалуйста, помогите!!! А в знак благодарности я привез вам в подарок любимые кушанья и напитки нашей планеты.


Постановка проблемы:

-Ребята, сложная проблема возникла видно на этой планете, но я надеюсь, что вы сможете помочь инопланетянам расшифровать волшебные слова, потому что наши ребята всегда готовы прийти на помощь тому, кому она нужна.

(Ребята отгадывают слова, работают в парах)


р в й ы з о о д здоровый образ жизни

з б о р а

и ж и н з

Дорогой, Саймон! Наши ребята справились с этим заданием и расшифровали волшебные слова. Просто жителям твоей планеты надо вести здоровый образ жизни. А что это такое, ты можешь узнать сегодня, поприсутствовав на нашем уроке, потому что тема нашего урока сегодня «Здоровый образ жизни».

-Ребята, а как вы думаете, что такое здоровый образ жизни?

Мы сегодня отправимся в путешествие за здоровьем. Согласны? Но мы совсем забыли о подарках Саймона. Кто хочет получить подарок, поднимите руку.

(В коробке лежат чипсы, вермишель Ролтан, сигареты, коньяк, конфета с наркотиками, лимонад. Ребята по очереди вынимают подарки из коробки, объясняют, чем они вредны.)

-Дети, нужны нам такие подарки? Объясните Саймону, почему вы отказались их принять. Все они вредят нашему здоровью.

Презентация «Веселый урок о здоровье».

Слайд 1.

Здоровье-это самое ценное, что есть у человека, и его надо беречь. И мы сегодня отправимся в путешествие за здоровьем.

-В путь-дорогу собирайся,

За здоровьем отправляйся!

Слайд 2.

Остановка « Правила личной гигиены»

Загадки:

Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было

Что это, ребята? (Мыло)


Волосистою головкой

В рот она влезает ловко,

И считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щетка)

Вот какой забавный случай!


Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока. ( Душ)


Целых двадцать пять зубов

Для кудрей и хохолков.

И под каждым из зубков

Лягут волосы рядком. ( Расческа)


-Какие еще предметы личной гигиены вы видите на экране?

Слайд 3

Остановка «Правильное питание».

-Дети, а теперь мы познакомимся с правилами питания. (Чтение правил на экране)

Главное - не переедайте.

Ешьте в одно и то же время.

Тщательно пережевывайте пищу.

Воздерживайтесь от жирной пищи, остерегайтесь очень жирного и острого и соленого.

Сладостей тысячи, а здоровье одно.

Слайд 4.

Остановка «Нет вредным привычкам»

-Что принято считать вредными привычками?

Ребята, а вы знаете, что голуби погибают, если к их клюву поднести палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от капли никотина. Для человека смертельная доза 2-3 капли.

Слайд 5.

Станция «Спортивная» (физминутка)

Рано утром все проснулись,

Хорошенько потянулись.

Спинки дружно все прогнули-

Вот и мышцы отдохнули.

Нашей матушке-землице

В пояс надо поклониться.

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

Поднимаемся все выше-

Выше дома, крыши.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем

И на месте отдыхаем.


-Вот мы и вернулись из путешествия с огромным запасом знаний. Но это еще не все правила здорового образа жизни. Ребята, что надо еще делать, чтобы быть здоровыми?

Чтобы быть здоровым, надо выполнять режим дня. Мне, кажется, вы и наш друг многое узнали о здоровом образе жизни. Саймону надо скорее лететь на свою планету, чтобы спасти своих друзей от гибели. Давайте, простимся с ним и пожелаем ему счастливого пути. (Инопланетянин улетает)


А мы продолжаем свой урок. Сейчас вы должны подумать, какие есть полезные продукты питания и нарисовать их. Мы создадим мини-проект «Правильное питание» (Дети рисуют, а затем объясняют, почему полезны эти продукты).


(Стук в дверь. На метле влетает в класс Баба-Яга)


-Ох, умаялась старая! Ох, умаялась бабушка!

Ну, что, детки-шалунишки, противные детишки,

Урочек здесь затеяли

Всем на удивление?

Я пришла, чтобы испортить ваше настроение!


-Баба-Яга, ну, почему ты такая злая? Что тебе плохого сделали эти вот ребята?


-А потому, что замучили меня эти вот детишки. Целый день они кричат, шумят, не дают мне старенькой покоя.


-Но разве плохо, что дети смеются и поют, значит, им весело в школе.


-Да, хорошо вам говорить, а у меня ручки болят, ножки болят.

Заколдую я вас, заколдую!


-Подожди, бабушка колдовать, наши ребята объяснят тебе, почему ты так часто болеешь.

(потому что злая, а доброта прибавляет людям здоровья)


-Ребята, давайте научим Бабу – Ягу, вести здоровый образ жизни

(Физминутка- аэробика под песню Высоцкого «Утренняя гимнастика» в исполнении «А-Студио»

(танцуют дети вместе с Бабой – Ягой.)


-Ох, спасибо, ребятки, развеселили вы старенькую, припадали мне урок здоровья. Пойду Лешего и Кикимору учить, может, тоже поумнеют.


Игра «Восстанови пословицы»

Здоров будешь - все добудешь.

Здоровье не купишь – его разум дарит.

Не рад больной и золотой кровати.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.


Итог урока:

-Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?


Кто из вас бежит вперед, только там,

Где переход?


Знает кто, что красный цвет

Означает «Ходу нет!»


Кто из вас из малышей

Ходит грязный до ушей?


Кто любит маме помогать,

Дома мусор рассыпать?


Кто одежду бережет

Под кровать ее кладет?


Кто ложиться рано спать

В ботинках грязных на кровать?


Кто из вас не ходит хмурый

Любит спорт и физкультуру?


Кто из вас, идя домой,

Мяч гонял под мостовой?


Кто любит в классе отвечать

И пятерки получать?

Задание на дом: познакомить родителей со здоровым образом жизни.