Председатель Правления
АО «Компания по страхованию жизни
«Государственная аннуитетная компания»
Алимухамбетов Нуржан Ержанович
Аннуитетное страхование - один из уровней социального
обеспечения: проблемы и перспективы дальнейшего развития
1. Страхование жизни и аннуитетное страхование в системе социального обеспечения
Страхование жизни является важной и неотъемлемой частью социальной защиты. В Казахстане активно внедряются инструменты страхования жизни, основанные на международных стандартах. В 2004 году в качестве проводника государственных инициатив и площадки для апробации международного опыта применения аннуитетов в возмещении вреда и пенсионном страховании создана компания по страхованию жизни - Государственная аннуитетная компания (ГАК)
Основные направления деятельности ГАК:
предоставление на страховом рынке пенсионного аннуитета (пенсионное страхование);
осуществление страховых выплат работникам посредством аннуитета пострадавшим в результате несчастного случая при исполнении трудовых (служебных) обязанностей
2. Аннуитет в обязательном страховании работника от несчастного случая
Эффективная реализация механизма обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей является одной из важнейших задач обеспечения защиты трудовых прав и улучшения условий безопасности и охраны труда
3-х уровневая система социальной защиты
Целевым индикатором механизмов социального обеспечения является возмещение работнику/иждивенцам утраченного заработка.
Источник ежемесячной выплаты
|
Информация о пострадавших
|
Профзаболевание,
3 группа инвалидности, степень утраты трудоспособности 50%;
средняя заработная плата до несчастного случая
125 118Т ($857 USA)
|
Трудовое увечье,
2 группа инвалидности, степень утраты трудоспособности 80%;
средняя заработная плата до несчастного случая
149 052Т ($ 1 021USA)
|
Размеры выплат в 2011 г.*
|
Государственное базовое пособие (на период инвалидности)
|
12 061Т ($ 83 USA)
|
17 276Т ($ 118 USA)
|
Специальное государственное пособие (на период инвалидности)
|
924Т ($ 6,3 USA)
|
2 456Т ($ 17 USA)
|
Выплаты из Государственного фонда социального страхования (до пенсионного возраста)
|
14 934Т ($ 102 USA)
|
13 450Т($92 USA)
|
Аннуитетные выплаты из КСЖ (пожизненно при переосвидетельствовании)
|
62 559Т ($ 428 USA)
|
95 393Т ($ 653 USA)
|
Заработная плата при трудоустройстве после определения степени утраты трудоспособности
|
50 000Т($ 342 USA)
|
-
|
ИТОГО
|
140 478Т($ 962 USA)
|
128 575Т ($ 880 USA)
|
Получение пострадавшими адекватных выплат из нескольких источников подтверждает эффективность системы социальной защиты и ее действенность.
Казахстан идет по пути постоянного совершенствования действующих систем: с момента создания в Казахстане механизма возмещения вреда пострадавшим работникам и их иждивенцам, механизм продемонстрировал свои недостатки и преимущества. В 2010 году в законодательство внесены изменения, наделяющие компании по страхованию жизни исключительным правом на проведение данного вида страхования.
Новый механизм обязательного страхования работников:
-
удалил из процесса лишнего посредника;
-
упростил схему получения выплат по возмещению вреда;
сократил сроки заключения договоров и выплат;
усилил ответственность работодателя за состояние техники безопасности и охраны труда;
освободил пострадавшего работника от необходимости доказательства вины работодателя;
-
обеспечил справедливость расчетов компаний по страхованию жизни. Ранее компании по страхованию жизни были заинтересованы в высоких тарифах, при этом выплата пострадавшему работнику была одинаковой. В целом это влияло на устойчивость компании по общему страхованию и работодателя.
Для дальнейшего развития механизма возмещения вреда требуется проведение законодательных, политических и социальных реформ:
повышение участия работодателей в системе обязательного страхования работника от несчастного случая;
пересмотр подхода к формированию страховых тарифов, отнесению видов экономической деятельности к классам профессионального риска;
-
ужесточение требований к перестрахованию;
изменение подхода к формированию страховых тарифов по аннуитетному страхованию в части установления твердой ставки индексации и инвестиционной доходности;
пересмотр положений Гражданского Кодекса РК к возмещению вреда из страховых компаний, в части увеличения страховых выплат;
-
изучение международного опыта в принятии решений о степени утраты трудоспособности работника, исходя из оценки его функциональных возможностей, а не имеющихся у него ограничений жизнедеятельности (смещение акцента с ограничений жизнедеятельности на возможности развития и применения остаточных и потенциальных способностей человека стало характерной особенностью реформ социальной политики целого ряда европейских стран);
диверсификация подходов страховых выплат между различными группами пострадавших с целью исключения завышенных выплат лицам, продолжающим осуществлять трудовую деятельность;
-
осуществить разработку и реализацию действенных мер по снижению числа профессиональных заболеваний через профилактику и их своевременное предупреждение.
3. Пенсионный аннуитет (пенсионное страхование)
Накопительная пенсионная система Казахстана
В Казахстане с 1998 года введена накопительная пенсионная система. По состоянию на 1 августа 2011 года количество счетов вкладчиков в ней составило
8,1 млн. человек с общей суммой пенсионных накоплений
2 496 млрд. тенге.
Цель системы - достижение коэффициента замещения на уровне международных стандартов
не менее 40%.
Аннуитеты - наиболее надежный способ получения пенсии, снимающий риски пережития и колебания на фондовых рынках
Пенсионный аннуитет
Для покупки пенсионного аннуитета нужны накопления порядка 2,5 млн. тенге. До 2005 года вкладчиков с такими накоплениями в Казахстане было мало. Популярность пенсионного аннуитета с каждым годом растет. В 2010 году примерно 11 тыс. вкладчиков имели возможность купить пенсионный аннуитет, воспользовалось этим правом 7 тыс. человек.
Преимущества пенсионного аннуитета позволяют:
-
начать получать пенсионные выплаты, не дожидаясь законодательно установленного срока;
иметь гарантию пожизненного обеспечения;
диверсифицировать источники выплат;
экономить на издержках обращения: в НПФ комиссия за период накоплений выше, чем в страховой компании
Цель: Ориентируясь
на международный опыт, увеличить количество пенсионных аннуитетов до 70-80% от числа вкладчиков, способных их приобрести.
В 2010 году сборы премий по пенсионным аннуитетам выросли в
3,5 раза.
Количество вкладчиков, заключивших договоры пенсионного аннуитета, выросло в
3,7 раза.
Сборы пенсионных аннуитетов по отрасли
Темпы роста сбора премий по пенсионному аннуитету ГАК в 2010 году выросли в 12 раз.
Каждый 4-й вкладчик НПФ по достижении 55-летнего возраста заключает договор пенсионного аннуитета с ГАК.
Сборы пенсионных аннуитетов ГАК
Для дальнейшего развития пенсионных аннуитетов действующая система должна быть усовершенствована:
в соответствии с поручением Президента РК и международной практикой необходимо ввести единовременные выплаты суммы сверх достаточности до 30% от накоплений;
возможность заключения договоров пенсионного аннуитета женщинам с 50 лет;
-
возможность заключения договоров пенсионного аннуитета с несколькими страховыми компаниями;
периодичность аннуитетных выплат не более годовой выплаты с 2015 года после выравнивания условий с выплатами по графику;
снижение расчётной ставки эффективной доходности КСЖ с 10% до 5,5%, у НПФ до 6%;
-
внедрение семейных пенсионных аннуитетов (супруги смогут покупать один аннуитет, и, соответственно, наследовать вторую его часть в случае смерти одного из них; также обеспечивать возможность покупки аннуитета в том случае, когда пенсионных накоплений одного из супругов недостаточно).