https://electroinfo.net

girniy.ru 1
Председатель Правления


АО «Компания по страхованию жизни

«Государственная аннуитетная компания»

Алимухамбетов Нуржан Ержанович


Аннуитетное страхование - один из уровней социального

обеспечения: проблемы и перспективы дальнейшего развития


1. Страхование жизни и аннуитетное страхование в системе социального обеспечения

Страхование жизни является важной и неотъемлемой частью социальной защиты. В Казахстане активно внедряются инструменты страхования жизни, основанные на международных стандартах. В 2004 году в качестве проводника государственных инициатив и площадки для апробации международного опыта применения аннуитетов в возмещении вреда и пенсионном страховании создана компания по страхованию жизни - Государственная аннуитетная компания (ГАК)

Основные направления деятельности ГАК:


  • предоставление на страховом рынке пенсионного аннуитета (пенсионное страхование);

  • осуществление страховых выплат работникам посредством аннуитета пострадавшим в результате несчастного случая при исполнении трудовых (служебных) обязанностей



2. Аннуитет в обязательном страховании работника от несчастного случая

Эффективная реализация механизма обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей является одной из важнейших задач обеспечения защиты трудовых прав и улучшения условий безопасности и охраны труда


3-х уровневая система социальной защиты


Целевым индикатором механизмов социального обеспечения является возмещение работнику/иждивенцам утраченного заработка.


Источник ежемесячной выплаты


Информация о пострадавших

Профзаболевание,

3 группа инвалидности, степень утраты трудоспособности 50%;

средняя заработная плата до несчастного случая

125 118Т ($857 USA)

Трудовое увечье,

2 группа инвалидности, степень утраты трудоспособности 80%;

средняя заработная плата до несчастного случая

149 052Т ($ 1 021USA)

Размеры выплат в 2011 г.*

Государственное базовое пособие (на период инвалидности)

12 061Т ($ 83 USA)

17 276Т ($ 118 USA)

Специальное государственное пособие (на период инвалидности)

924Т ($ 6,3 USA)

2 456Т ($ 17 USA)

Выплаты из Государственного фонда социального страхования (до пенсионного возраста)

14 934Т ($ 102 USA)


13 450Т($92 USA)

Аннуитетные выплаты из КСЖ (пожизненно при переосвидетельствовании)

62 559Т ($ 428 USA)

95 393Т ($ 653 USA)

Заработная плата при трудоустройстве после определения степени утраты трудоспособности

50 000Т($ 342 USA)

-

ИТОГО

140 478Т($ 962 USA)

128 575Т ($ 880 USA)



Получение пострадавшими адекватных выплат из нескольких источников подтверждает эффективность системы социальной защиты и ее действенность.

Казахстан идет по пути постоянного совершенствования действующих систем: с момента создания в Казахстане механизма возмещения вреда пострадавшим работникам и их иждивенцам, механизм продемонстрировал свои недостатки и преимущества. В 2010 году в законодательство внесены изменения, наделяющие компании по страхованию жизни исключительным правом на проведение данного вида страхования.

Новый механизм обязательного страхования работников:

  • удалил из процесса лишнего посредника;
  • упростил схему получения выплат по возмещению вреда;


  • сократил сроки заключения договоров и выплат;

  • усилил ответственность работодателя за состояние техники безопасности и охраны труда;

  • освободил пострадавшего работника от необходимости доказательства вины работодателя;

  • обеспечил справедливость расчетов компаний по страхованию жизни. Ранее компании по страхованию жизни были заинтересованы в высоких тарифах, при этом выплата пострадавшему работнику была одинаковой. В целом это влияло на устойчивость компании по общему страхованию и работодателя.



Для дальнейшего развития механизма возмещения вреда требуется проведение законодательных, политических и социальных реформ:

  • повышение участия работодателей в системе обязательного страхования работника от несчастного случая;

  • пересмотр подхода к формированию страховых тарифов, отнесению видов экономической деятельности к классам профессионального риска;

  • ужесточение требований к перестрахованию;

  • изменение подхода к формированию страховых тарифов по аннуитетному страхованию в части установления твердой ставки индексации и инвестиционной доходности;

  • пересмотр положений Гражданского Кодекса РК к возмещению вреда из страховых компаний, в части увеличения страховых выплат;

  • изучение международного опыта в принятии решений о степени утраты трудоспособности работника, исходя из оценки его функциональных возможностей, а не имеющихся у него ограничений жизнедеятельности (смещение акцента с ограничений жизнедеятельности на возможности развития и применения остаточных и потенциальных способностей человека стало характерной особенностью реформ социальной политики целого ряда европейских стран);

  • диверсификация подходов страховых выплат между различными группами пострадавших с целью исключения завышенных выплат лицам, продолжающим осуществлять трудовую деятельность;
  • осуществить разработку и реализацию действенных мер по снижению числа профессиональных заболеваний через профилактику и их своевременное предупреждение.




3. Пенсионный аннуитет (пенсионное страхование)

Накопительная пенсионная система Казахстана

В Казахстане с 1998 года введена накопительная пенсионная система. По состоянию на 1 августа 2011 года количество счетов вкладчиков в ней составило 8,1 млн. человек с общей суммой пенсионных накоплений 2 496 млрд. тенге.




Цель системы - достижение коэффициента замещения на уровне международных стандартов не менее 40%.

Аннуитеты - наиболее надежный способ получения пенсии, снимающий риски пережития и колебания на фондовых рынках


Пенсионный аннуитет

Для покупки пенсионного аннуитета нужны накопления порядка 2,5 млн. тенге. До 2005 года вкладчиков с такими накоплениями в Казахстане было мало. Популярность пенсионного аннуитета с каждым годом растет. В 2010 году примерно 11 тыс. вкладчиков имели возможность купить пенсионный аннуитет, воспользовалось этим правом 7 тыс. человек.

Преимущества пенсионного аннуитета позволяют:

  • начать получать пенсионные выплаты, не дожидаясь законодательно установленного срока;

  • иметь гарантию пожизненного обеспечения;

  • диверсифицировать источники выплат;

  • экономить на издержках обращения: в НПФ комиссия за период накоплений выше, чем в страховой компании

Цель: Ориентируясь на международный опыт, увеличить количество пенсионных аннуитетов до 70-80% от числа вкладчиков, способных их приобрести.


В 2010 году сборы премий по пенсионным аннуитетам выросли в 3,5 раза.

Количество вкладчиков, заключивших договоры пенсионного аннуитета, выросло в 3,7 раза.

Сборы пенсионных аннуитетов по отрасли





Темпы роста сбора премий по пенсионному аннуитету ГАК в 2010 году выросли в 12 раз.

Каждый 4-й вкладчик НПФ по достижении 55-летнего возраста заключает договор пенсионного аннуитета с ГАК.


Сборы пенсионных аннуитетов ГАК




Для дальнейшего развития пенсионных аннуитетов действующая система должна быть усовершенствована:


  • в соответствии с поручением Президента РК и международной практикой необходимо ввести единовременные выплаты суммы сверх достаточности до 30% от накоплений;

  • возможность заключения договоров пенсионного аннуитета женщинам с 50 лет;

  • возможность заключения договоров пенсионного аннуитета с несколькими страховыми компаниями;

  • периодичность аннуитетных выплат не более годовой выплаты с 2015 года после выравнивания условий с выплатами по графику;

  • снижение расчётной ставки эффективной доходности КСЖ с 10% до 5,5%, у НПФ до 6%;

  • внедрение семейных пенсионных аннуитетов (супруги смогут покупать один аннуитет, и, соответственно, наследовать вторую его часть в случае смерти одного из них; также обеспечивать возможность покупки аннуитета в том случае, когда пенсионных накоплений одного из супругов недостаточно).