girniy.ru 1
Как правильно выполнить задание А4 - построение предложения с деепричастием. Цель задания – определить умение выпускника оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.


Несмотря на приличный процент выполнения этого задания, детям очень трудно приходится при построении предложения с деепричастным оборотом. В чём причина? Наверное, в неумении увидеть субъект действия (того, кто действует в предложении) и соотнести его с самим действием, выраженном в деепричастном обороте.

Учитывая именно это, и строятся предлагаемые алгоритмы: определить подлежащее – выяснить возможность подлежащего выполнять действия (главное действие, названное глаголом или другой частью речи в роли сказуемого, и добавочное действие, названное деепричастием) – в правильном ответе у этих действий должен быть один субъект, исполнитель (подлежащее). Как правило, подсказкой в таких случаях могут быть формы повелительного наклонения глаголов 2 лица, определенно-личные предложения с глаголами в форме настоящего времени, наличие личных местоимений в начальной форме.

Ещё один вариант выполнения А4 может выглядеть так.

Алгоритм: 1) смотрим, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении. Есть, следовательно, это верный вариант.

На случай, если бы не оказалось. 1) смотрим, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении. Нет. 2) Убираем предложения, которые начинаются со слов мне, вам, нам и т.п. Другими словами, безличные предложения. 3) Ищем подлежащее в оставшихся предложениях. Необходимо найти такое, которое выполняет, кроме основного, добавочное действие, речь о котором идет в деепричастном обороте. Помним, что это подлежащее может быть легко восстановлено (определенно-личные, неопределенно-личные). Приведу в картинке сводную таблицу, которой пользуюсь».

Начало предложения

Грамматически верные продолжения предложения


Деепричастный оборот

(добавочное действие)

Разговаривая по телефону,…

Подлежащее в Им.п., которое выполняет и основное, и добавочное действие.

я всегда называю собеседника по имени.

Глагол сказуемое в форме повелительного наклонения в определённо-личном или неопредлённо-личном предложении.

всегда называйте собеседника по имени.

Составное глагольное сказуемое (вспомогательный глагол + инфинитив) в значении повелительного наклонения в определённо-личном или неопредлённо-личном предложении.

надо всегда называть собеседника по имени.

Глагол сказуемое в определённо-личном или неопредлённо-личном предложении в форме 1 или 2 лица изъявительного наклонения. Подлежащее легко восстанавливается и выполняет как основное, так и добавочное действие.

всегда называю собеседника по имени.


А теперь варианты, хотя задание ко всем звучит одинаково: «Выберите грамматически правильное продолжение предложения».

Работая над сочинением,

1) сначала составляется план.

2) вам помогут тезисы.

3) у вас должно быть ясное представление о том, что вы доказываете.

4) составьте краткие тезисы.

Играя в футбол,

1) воспитывается чувство коллективизма.

2) у меня подвернулась нога,

3) незаметно пролетело время.

4) вы должны соблюдать правила.

Слушая песню,

1) представляется бескрайняя степь.

2) вспоминаешь родные места.

3) у всех стали взволнованными лица.

4) мелодия показалась мне знакомой.


Пользуясь обманными движениями,

1) не рекомендуется злоупотребление этим приёмом.

2) это излюбленный приём волейболистов.

3) этот приём позволяет застать соперников врасплох.

4) можно застать соперника врасплох.

Рассмотрев несколько теорий происхождения языка,

1) у автора нет своей определённой точки зрения по этому вопросу.

2) автор не признал убедительной ни одну из них.

3) ни одна из них не показалась автору убедительной.

4) все они отвергаются автором.

Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы,

1) мы отвлекаемся от несущественных деталей.

2) несущественные детали не принимаются во внимание.

3) происходит обобщение признаков.

4) учитываются самые существенные признаки.