girniy.ru 1 2 3



Е. А. Ульянова. Численность и структура старообрядческих семей


Е. А. Ульянова

ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА
СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЕМЕЙ
ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО УЕЗДА
(По данным исповедной росписи 1838 г.)

Изучение демографических характеристик семьи имеет большое значение и традиционно привлекает внимание ученых различных специальностей, занимающихся семьей. В данной статье впервые рассмотрены структурно-количественные характеристики старообрядческой семьи Екатеринбургского уезда в 1838 г. и выявлены их особенности.

Людность, или количественный состав семьи, является одним из важнейших показателей при изучении структурно-количественных характеристик семейной ячейки. При этом важно не только изучение общей людности семей, но и исследование людности мужчин, женщин, детей, внуков в семье, выяснение сословных, национально-конфессиональных и других особенностей людности, а также восстановление исторической динамики людности. Отечественные исследователи установили взаимосвязь количественного состава семейной ячейки с хозяйственной деятельностью семьи, ее социальным положением, образом жизни, внутрисемейными отношениями и другими аспектами семейной жизни1. Кроме того, как отмечал Л. Я. Дарский, величина семей «в значительной мере определяется существующей шкалой ценностей, т. е. носит этический характер»2.


© Е. А. Ульянова, 2006

При изучении демографических показателей старообрядческой семьи возникают значительные трудности, связанные с недостатком источников. Старообрядческие семьи выявляются в официальных документах, особенно в переписном материале, очень трудно. Старообрядцев не венчали в церквях, где регистрировались браки; лишь при обращении староверов в православие их венчали и делали соответствующую запись в церковных книгах. В ревизских сказках, которые являются традиционным источником при изучении семьи, не отмечали принадлежность к православию или старообрядчеству. Впрочем, ревизские сказки не учитывали семейных разделов, что подтверждается сопоставлением разных источников. Так, в посемейном списке за 1850 г. старообрядцев Нижнетагильского завода в 4-й части заводского селения Федор Лазарев Вершинин, 56 лет, живет один3. В ревизской сказке Нижнетагильского завода Ф. Л. Вершинин записан с сыном Иренеем и его женой Маврой4. И подобных примеров много. Старообрядческая семья никогда не была предметом специального учета, только в документах полицейских управлений можно иногда найти посемейные списки старообрядцев, но судить по ним о массовой картине невозможно.


Для историко-демографического анализа уральской старообрядческой семьи большое значение имеют материалы учета населения. Комплекс актов учета населения включает две группы документов — церковные и государственные материалы. К церковным материалам относятся исповедные росписи, метрические книги и брачные обыски. Исповедные росписи были введены в Российской империи в 1737 г. по указу Синода, в котором предписывалось «во всех градских и уездных приходах учинять именные прихожанам всякого звания мужеска и женска пола людям книги»5. Росписи учитывали явившихся и не явившихся на исповедь прихожан, описывая их по дворам (семьям) с соблюдением четкого деления по сословиям. Они представляли собой первичные материалы церковного учета населения и составлялись непосредственно приходскими священниками. В формуляре источника строго соблюдалась дифференциация по сословиям: «духовные и их домашние», «статские и их домашние», «купцы и их домашние» и т. д., для нас наибольшую важность представляют списки, расположенные в конце списка прихожан церкви — «Старообрядцы и их домашние». Под этими заголовками следовало подворное (посемейное) описание состава семей в следующем порядке: дворохозяин (глава семьи) с указанием имени, отчества, фамилии и возраста, далее — жена и остальные члены семьи, для которых указывались степень родства с главой семьи, имя (для жены также отчество) и возраст. При этом освещалась не только прямая линия родства (отец — сын — внук), но и боковые (дядя — племянник). Обязательно указывалось вдовство и оговаривались случаи второго и третьего брака. Исповедные росписи отложились в фондах духовной консистории, духовных правлений и отдельных церквей.

Эти документы имеют значительные информационные возможности для исследования большого комплекса историко-демографических проблем. Данные исповедных росписей позволяют посредством применения количественных методов исторического исследования изучить людность старообрядческой семьи в ее исторической динамике, восстановить поколенную и половозрастную структуру семей уральского старообрядчества. Как уже отмечалось, исповедные росписи составлялись непосредственно приходским священником, т. е. человеком, который знал прихожан лично, а также вел записи рождений, браков и смертей прихожан в метрических книгах. Поэтому можно сделать вывод о большой степени достоверности сведений источника.


Тем не менее следует отметить некоторые недостатки данного источника. Так, по замечанию П. Пономарева, священника Савинского прихода, «в прошедшем 1894 г. количество записных раскольников, в пределах Савинского прихода, по данным исповедных ведомостей исчислялось в 826 душ обоего пола. В настоящее время это количество по исповедным ведомостям за 1895 г. возросло да 884 душ. Но вполне доверяться этим цифрам кажется невозможно. Если принимать во внимание, что даже при тщательном, по домам, исчислении православного населения встречаются иногда пропуски, особенно новорожденных и временно проживающих, то что же сказать относительно статистических данных о раскольниках, поверка коих и исчисление оказываются возможными только благодаря показаниям одних соседей? Мы склонны поэтому думать, что вышеприведенные цифры дают только приблизительное понятие о числе Савинских раскольников. К этому числу записных раскольников следует прибавить еще немалое количество уклонившихся из православия за последнее десятилетие. Уклонившихся по исповедным ведомостям прошлого года числится 87 человек. Кроме того, в настоящее время уклоняются еще несколько семейств в деревне Н. Тымбае. Хотя уклонившиеся и значатся еще в среде православных и пишутся не бывшими у исповеди и св. причастия по одной склонности к расколу, однако, в существе дела, все они принадлежат к расколу… Они ничем не отличаются от настоящих коренных раскольников и прямо должны бы входить в их число»6.

Недостатком этого источника является то, что не во всех исповедных росписях учитывались старообрядцы с семьями, несмотря на то, что старообрядцы по другим документам в приходе значатся. Также не представляется возможным учесть принадлежность семьи к тому или иному старообрядческому согласию. Несмотря на отмеченные недостатки, можно говорить о большой ценности исповедных росписей как исторического источника для изучения демографических характеристик старообрядческих семей. Ценность исповедных росписей при исследовании уральской старообрядческой семьи повышается в связи с тем, что данные о составе семей, которые предоставляют источник, являются едва ли не единственным массовым источником для изучения демографических характеристик старообрядческих семей. Посемейные списки полицейских управлений и заводских контор относятся к предреформенному периоду Российской империи и явно недостаточны для изучения в динамике семей староверов.


Обнаруженный источник, исповедная роспись Екатеринбургского уезда за 1838 г., позволяет исследовать на примере данного региона демографические характеристики и особенности количественного состава старообрядческих семьей Екатеринбургского уезда первой половины XIX в.

В среднем размер старообрядческой семьи колебался в пределах 4—6 человек. При этом важно отметить различия средней численности семей в зависимости от сословия и места проживания (город, село, деревня, завод). По данным исповедной росписи Екатеринбургского уезда за 1838 г. в уезде было 2 503 семьи, в которых начитывалось 14 459 человек обоего пола, т. е. в среднем 5,7 человек на двор (табл. 1).

Таблица 1

Размеры старообрядческих семей Екатеринбургского уезда (1838) *





Число семей

Число душ
обоего пола

Средний размер семьи

Екатеринбург


146

630

4,3

Заводы

1 332

7 993

6,0

Деревни и села

1 025

5 846

5,7

Итого

2 503

14 459

5,7



следующая страница >>