https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3


Добропольская городская ЦБС

Методико-библиографический отдел




















Легенды данного краеведческого пособия, выбранные из книги И.С.Костыри «Думы о Донбассе», адресованы широкому кругу читателей, которые любят родной край, занимаются краеведческой деятельностью, изучают историю Донбасса и всей Украины.


ЛЕГЕНДЫ ОБ АЗОВСКОМ МОРЕ.

Среди азовских поморян издавна бытуют свои легенды о названии Азовского моря. Связаны они с именем дочери рыбака, некоей Азы.

//////

По одной из легенд, Аза жила на самом берегу нашего моря со старым отцом. И была такой красивой, что все хлопцы не сводили с неё глаз. Она же ни на кого не обращала внимания, ибо, говорят, была слишком горда. Ещё и похвалялась, что ей никто не нравится.

Вот все парни, что жили поблизости, договорились, пришли к Азе и предложили ей выбрать среди них себе жениха. Красавица посмотрела на них, подумала, а потом и говорит:

- Будете соревноваться. Кто из вас своих товарищей поборет, тот и будет моим суженым.

И начали молодцы соревноваться. Один-таки вышел из того соревнования победителем, но Аза отказала ему да ещё и принялась насмехаться над хлопцами. Обманула соперников. Разгневались они на гордячку, взяли и утопили её в море.

До сих пор, когда подходит вода к берегу, из моря слышится то ли плач, то ли стон. Старые люди говорят, что это красавица Аза плачет о своём ненайденном суженом. И море якобы зовётся от её имени Азовским…


//////

По другой легенде Аза тоже жила на берегу нашего моря и тоже была неописуемой красоты, но, в отличие от первой, эта любила хорошего собой, прекрасного парня. Да настал тревожный час, и Азин возлюбленный ушёл на войну с турками. А перед походом он подарил девушке золотое кольцо, чтоб она ждала и не забывала своего милого. С приговором подарил:

- Если потеряешь это кольцо, я буду знать о твоей неверности.

Прошло несколько лет. Аза берегла подарок, как зеницу ока. И всё ждала-выглядывала хлопца из похода, а он всё не возвращался. И вот однажды случилась беда. Пошла девушка к морю стирать бельё, задумалась да и уронила ненароком кольцо в воду. А тут откуда ни возьмись волна, замутила воду – и пропал подарок. Испугалась бедная Аза, бросилась в волны, чтобы достать свою дорогую утрату, да и утонула.

С тех пор, мол, и море зовётся Азовским по имени бесталанной девушки, которая так и не дождалась своего милого из похода.

//////


В третьей легенде рассказывается уже о двух сёстрах.

Возле большой воды (то есть где-то возле нашего моря) жил когда-то, говорят, старый рыбак. Жена его давно померла, оставив горемыке двух дочек. Одну из них, старшую, звали Азой, а другую, меньшую, - Золотокосой Песчанкой. Сёстры были настолько красивы, что кто бывало узрит их, тот с того момента и про сон забудет: всё о них думает. А девушки искали своего счастья переборчиво, никто из местных парней не был мил их сердцу.

Аза каждодневно сидела на берегу моря, на высоком обрыве, да всё выглядывала кого-то. Возможно, своего суженого, который поплыл в далёкие чужие миры и там, как передавали люди, погиб от вражьей сабли.

А раз, когда девушка сидела в той же задумчивости, неожиданно задул сильный ветер-буран. На море поднялись высоченные волны. Они бежали к берегу, били в кручи и страшно стонали. Внезапно откололся от кручи большой участок земли и вместе с Азой обрушился в разбушевавшиеся волны. Увидела это Золотокосая Песчанка – и себе бросилась с горы в море, чтоб спасти старшую сестру. Да так и потонули обе…


Наутро следующего дня, когда море утихомирилось, вернулся из гостей старый рыбак, вышел на берег моря и увидел, что нет его дочерей на круче, а на том месте, где любила сидеть Аза, свежий обвал. Глянул отец вниз – а там, под самой кручей, такой золотистый песок искрится на солнце, что аж очи слепит! А море – тихое-тихое и такое ласковое, как его дети… И поныл всё несчастный и горько заплакал…

Вот с тех самых пор и море стали называть Азовским, ибо потонула ведь в нём красавица Аза. А длинных песчаных кос в этом море оттого столь много, что вместе с Азой утонула и её младшая сестра – Золотокосая Песчанка.

Легенды о дочери рыбака Азе (почему Азовское море называют Азовским) // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 63.


ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧЕК И БАЛОК.

Когда-то на земле якобы жил могучий и кровожадный змей. Многих людей он сожрал, ибо сильнее его на свете никого не было.

В то же самое время жили и кузнецы божьей милостью – Кузьма и Демьян. И вот задумали они того змея сжить со свету, дабы освободить славян-соплеменников от его жуткого бремени.

Сунулся раз змей к ним, а они – в кузню. И заперли железные двери на все непорушные засовы.

Змей и говорит:

- Кузьма, Демьян, божьи ковали, откройте, а то проглочу вас вместе с кузницей!

А те отвечают:

- Коль ты при нечеловеческой силе, то пролижи двери. А мы тогда сядем тебе на язык – и глотай.

Змей принялся вгорячах лизать, а кузнецы тем временем разогрели докрасна железо и выковали из него большущие клещи.

Едва змей пролизал двери и высунул язык, как Демьян и Кузьма хвать клещами за тот язык! И начали дубасить молотами…

Уморили змея хорошенько, а потом запрягли плуг, что на двадцать пар волов был рассчитан, и давай пахать.

Орали они степь дикую вдоль и поперёк. И сколько змей ни просил, не давали ему ни пить, ни есть.


- Будет с тебя и того жира, что накопил на людях! – отказывали.

- Ну, коль так, то перед страшным судом освещу я своим жиром весь свет так, что ослепнете! – пригрозил змей.

Долго ль орали они, нет, а дошли до моря. Змей бросился в море и ну сгоряча пить. Пил, пил – выпил море. И – лопнул.

Кузьма и Демьян взяли и закопали того змея под горой, которую затем люди так и прозвали – Змиева гора.

Бог его знает, когда это было на белом свете. А только со временем полился с той горы керосин. Вроде и конец света вот-вот настанет… Да Бог, слава те, покуда миловал. Хотя и по слободам и теперь не каждый светит керосином, бо – нечистый…

Кузьма и Демьян, пока змей не совсем умаялся, орали глубоко – и там потекли реки, а как тот уморился окончательно, орали мелко – и там возникли балки.

Вот откудова взялись в степях речки и балки!

Легенды о происхождении речек и балок // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 162-163.


ЛЕГЕНДА О СКОРБЯЩЕЙ ВДОВЕ.

Ютится средь скал Скорбящая Вдова. А может, и не одна она была, да время не пощадило. Ибо сюда в 1223 году, после страшной битвы на Калке, устремились многие жены, матери, сестры, чтобы отыскать среди погибших своих близких руси­чей. Узрев неслыханное, никогда не виданное допрежь побои­ще, одна из жен, по преданию, так и окаменела на месте.

Легенда о Скорбящей вдове // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 56.


ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТЫПЧАКЕ И ВЫСОВОМ КОВЫЛЕ.

Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с рус­скими князьями, супротивники послали, те — со своей сторо­ны, а те — со своей, в разведку пронырливую Тыпчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имени Ковыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Оза­рила луна их ярким светом в тот миг. Девушку поразила ска­зочная красота молодого русича. И он тоже был пленен ее не­сказанным видом. Не смогли они убить друг друга. Как не мог­ли и предать своих. Когда на землю пали первые лучи, их уви­дели вместе стоящими в горах.


— Измена! — закричали противоборствующие стороны.

С обоих станов полетели в них стрелы. Да высоко — не дос­тать. Но и казнить их не успели.

Влюбленные бросились вниз с высокого камня и разбились насмерть.

Там, где упали капли их крови, выросли травы — низкий тыпчак и высокий ковыль. Природа же увековечила влюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу го­ловами.

Легенда о низком тыпчаке и высоком ковыле // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 56-57.


ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ.

Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.

Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос-Вердер, и вправду из уст в уста пере­давалась легенда о том, что действительно на этом месте в ста­рину находился прекрасный город с великолепными дворца­ми, в одном из которых жила молодая королева.

Никто не знал, отчего город превратился в каменные на­громождения, только поговаривали, что его можно восстано­вить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется -де на самом высоком камне, а возле нее — чудесный цве­ток, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.

Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юно­ша, который никого и ничего не боялся.

Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а воз­ле нее — желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и камен­ное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю — такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.


Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цве­ток диковинный.

— Смотри! — сказал юноша и дал ему в руки цветок.

И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.

Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не ос­мелился.

Так и остался загадочный, зачарованный город не спасен­ный никем по сию пору.

А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.

Легенда о Каменных Могилах // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 57.


ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ КАМЕННЫХ МОГИЛ.

И о появлении тех же Каменных Могил, и без того овеян­ных со временем множеством преданий и легенд, у древних тоже было соответственное представление.

Летел, мол, как-то черт по-над Днепром. Смотрит на его спокойную широкую гладь, на людей, которые плавали на чел­нах, на рыбаков, и сердце его черное затряслось от злости.

— Ишь, как пристроились... Не годится, это не по-моему... И надумал Черт донять людей. Когда наступила ночь, взял дерюжину и полетел за море, на высокие горы.

Набрал там камня дикого, вернулся к Днепру и высыпал посредине.

— Попомните меня! — присказывал Черт. — Запружу всю речку камнем.

Так он слетал за ночь несколько раз. Уже и каменистые пороги начали выступать из днепровской воды.

А раз, уже перед самым рассветом, он набрал породы больше обычного. Летит, еле удерживает своими когтями де­рюжину. Где-то внизу громко закукарекал петух. Лапа у Черта дрогнула, один конец дерюжины выскользнул из нее, и камни полетели наземь, упали посреди степи. С тех пор-де и виднеются там эти темные нагромождения дикого камня, схожие со степными могилами. И люди назвали их Камен­ными Могилами.

Легенда о появлении Каменных Могил // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 153.



ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ КОЛОДЯЗЕ.

Пивал из него и царь Петр Первый, возвращаясь из последнего, на сей раз удачного, победного, Азовского похода в 1696 году.

Об этом эпизоде пересказывают легенду всяк на свой лад вот уже три века с небольшим, и так, и этак приукрашивая ее соответственно собственному видению и пониманию. Одначе, во всех вариантах ощущается достоверный исторический факт. Да и к тому времени здесь уже жили оседло люди, кои и стали невольными свидетелями происшедшего в то давнее время. И, скорее всего, сохранили легенду в первозданном виде.

Возможно, солдаты и сами пили, и поили лошадей, дивясь неиссякаемости колодца, который был обихожен крестьяна­ми помещика Лёвшина, поселившегося в этом благодатном ме­сте со своей женой-полячкой еще в 1680 году. И солдаты не могли обнаружить колодец случайно в ивовых зарослях, не помчать на радостях к царю, пусть и взъехавшего на самый высокий холм Макурт, с криками о необычайной находке, на что царь вроде бы мигом спустился вниз, чтоб самолично по­глядеть на чудо-криницу.

Крестьяне, а может, и сам помещик, обрадованный неска­занному гостю — как же, сам царь-батюшка препожаловал в его поместье! — преподнесли Петру Первому самое дорогое, что у них было — чашу целебной воды. Ибо давным-давно убе­дились в ее чудодействе — никто ни разу за все время пребы­вания здесь животом не маялся.

Выпил царь келех залпом и зажмурился от неожиданнос­ти — уж больно студеной, до ломоты в зубах, оказалась води­ца, аж дух перехватило. Но и вкуса была редкого, невероятно мягкая и чуть ли не сладкая, прямо сама пьется, сколько ни пей.

Наконец Петр протер по-щегольски задиристые усы, рас­пахнул во все зеньки свои большущие глазища и выказал бе­лые крепкие зубы в предовольной, по-детски счастливой улыбке. И выдохнул:

— Ах, золотая водица!

Достал из подсумка талер золотой, монету немецкого производства, поскольку российских-то покуда не начеканил— царствовал всего десять лет каких-нибудь, да и то не один, а до нынешнего, победного и потому торжествующего его славу года вместе с братом Иваном, — достал и бросил в криницу, громогласно присказав:


— Быть ему отныне Золотым Колодезем!

С тех пор так и прижилось это название — Золотой Ко­лодезь. А со временем и на украинский манер — Золотый Колодязь, поскольку крестьяне у помещика были в большин­стве своем украинцы.

Легенда о Золотом Колодязе // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 122-123.


ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ ЛЕСЕ.

В наше время араукарии, эти вечнозеленые хвойные де­ревья, сохранились только в Южной Америке, в Австралии и на островах Новая Каледония в Тихом океане.

У нас же, на Донецком кряже, остались окаменевшие ство­лы этих деревьев, причем сохранившие изначальную внут­реннюю структуру, в том месте, где главный отрог кряжа под­ходит к Алексеево-Дружковке, на крутом склоне балки. Де­ревья эти, окаменевшие их стволы, уходят в глубину земли метров на десять, а наруже торчат верхушки. По площади за­нимают они до одного гектара. Уникальные свидетели прадавней минувшины!

О возникновении этого каменного леса существует любо­пытная легенда.

Одна из богинь — покровительница лесов — долго стран­ствовала в богатом на дичь лесу. Притомилась, да и есть ей захотелось. Видит, зайчонок притаился за кустом. Она взмах­нула своей волшебной палочкой и сразила серого, собралась зажарить его. Ненароком глянула вверх, а там верхушки де­ревьев взялись огнем. Оказывается, им жаль стало бедола­гу зайца, и они взбунтовались: ветки на макушках от жаркого гнева сами по себе загорелись.

Рассвирепела богиня. И чтоб деревья никогда больше не могли загораться, навечно превратила их в каменные.

По другой же легенде, давным-давно в прадавнем лесу, что рос в этой местности, объявился молодой охотник. Он был красив, смел и удал. За плечами у него висел сагайдак, или кол­чан, со стрелами, у пояса — большой охотничий нож.

Однажды юноша, охотясь, повстречал на лесной тропе де­вушку — красы невиданной. Глубоко в сердце запала она ему. И ей тозке приглянулся молодой охотник. А это была рабыня со двора жестокой лесной повелительницы, жившей на высо­ком холме в лесу. Юноша и девушка с того дня, как встрети­лись, стали тайно свиданничать, чтоб лихая повелительница не прознала.


Как-то стояли они под развесистыми зелеными ветвями, будто в живом шатре. Вдруг пред ними появился необычный всадник: на большой волчице, укрытой пестрой попоной, си­дела молодая, еще привлекательная женщина. Ее длинные темные волосы были схвачены золотым обручем.

Девушка прямо онемела — и губ не может разомкнуть. Парень догадался, что это и есть владелица этих лесов и лес­ного дворца на холме. О ней ходила недобрая слава по всей округе. И юноша насторожился.

Повелительнице же он приглянулся с первого взгляда. Она какой-то миг всматривалась в его черные глаза, разглядыва­ла его светлые волосы.

— Ты кто такой, откуда пришел на мои земли? — наконец спросила она.

Юноша ничего не ответил, только крепче прижал к себе омертвевшую от страха девушку.

Лицо повелительницы враз пошло красными пятнами, на­лилось гневом. Она велела девушке идти в покои, но молодой охотник заступился за любимую, не отпустил ее. Владелица еще какое-то время порассматривала дерзкого парня, взгля­нула на рабыню, грозно взмахнула плетью и умчала прочь.

Юноша схватил девушку за руку и повел глубже в лес, подальше от беды.

Однако неожиданно взблеснули молнии, загрохотало гро­мом небо, и на них обрушился страшный ливень. Упругий, хлесткий ветер гнул ветви долу, ломал деревья.

— Это ее проделки. Бежим, милый, отсюда побыстрее! — воскликнула напуганно девушка.

Они бросились бежать, надеясь поскорее вырваться на залесский простор.

Бежали и бежали, а тем временем лес затаился, стихла гроза и ливень. И беглецы ощутили, что недавно мягкая хвоя на деревьях затвердела, сделалась будто каменная, и эти ост­рые иглы больно колют плечи и руки, рвут на них одежду.

— Ты видишь, лес закаменел? Это и правда злая выход­ка моей повелительницы, — засокрушалась девушка еще больше.

Пригибаясь и увертываясь от твердокаменных острых хвойных веток, они бежали дальше.


А вот и конец леса. Юноша и девушка взобрались на гору. А позади них поднялся бешеный грохот. Грозный поток ила и камня медленно поглощал ту часть леса, что росла в глубокой впадине и где они встречались тайком, хоронясь от недоброй властительницы. Немного спустя над той равниной, где плес­кались тяжелые волны, остались только одинокие верхушки окаменевших деревьев.

Легенды о возникновении каменного леса // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 154-156.



следующая страница >>