Добропольская городская ЦБС
Методико-библиографический отдел
Легенды данного краеведческого пособия, выбранные из книги И.С.Костыри «Думы о Донбассе», адресованы широкому кругу читателей, которые любят родной край, занимаются краеведческой деятельностью, изучают историю Донбасса и всей Украины.
ЛЕГЕНДЫ ОБ АЗОВСКОМ МОРЕ.
Среди азовских поморян издавна бытуют свои легенды о названии Азовского моря. Связаны они с именем дочери рыбака, некоей Азы.
//////
По одной из легенд, Аза жила на самом берегу нашего моря со старым отцом. И была такой красивой, что все хлопцы не сводили с неё глаз. Она же ни на кого не обращала внимания, ибо, говорят, была слишком горда. Ещё и похвалялась, что ей никто не нравится.
Вот все парни, что жили поблизости, договорились, пришли к Азе и предложили ей выбрать среди них себе жениха. Красавица посмотрела на них, подумала, а потом и говорит:
- Будете соревноваться. Кто из вас своих товарищей поборет, тот и будет моим суженым.
И начали молодцы соревноваться. Один-таки вышел из того соревнования победителем, но Аза отказала ему да ещё и принялась насмехаться над хлопцами. Обманула соперников. Разгневались они на гордячку, взяли и утопили её в море.
До сих пор, когда подходит вода к берегу, из моря слышится то ли плач, то ли стон. Старые люди говорят, что это красавица Аза плачет о своём ненайденном суженом. И море якобы зовётся от её имени Азовским…
//////
По другой легенде Аза тоже жила на берегу нашего моря и тоже была неописуемой красоты, но, в отличие от первой, эта любила хорошего собой, прекрасного парня. Да настал тревожный час, и Азин возлюбленный ушёл на войну с турками. А перед походом он подарил девушке золотое кольцо, чтоб она ждала и не забывала своего милого. С приговором подарил:
- Если потеряешь это кольцо, я буду знать о твоей неверности.
Прошло несколько лет. Аза берегла подарок, как зеницу ока. И всё ждала-выглядывала хлопца из похода, а он всё не возвращался. И вот однажды случилась беда. Пошла девушка к морю стирать бельё, задумалась да и уронила ненароком кольцо в воду. А тут откуда ни возьмись волна, замутила воду – и пропал подарок. Испугалась бедная Аза, бросилась в волны, чтобы достать свою дорогую утрату, да и утонула.
С тех пор, мол, и море зовётся Азовским по имени бесталанной девушки, которая так и не дождалась своего милого из похода.
//////
В третьей легенде рассказывается уже о двух сёстрах.
Возле большой воды (то есть где-то возле нашего моря) жил когда-то, говорят, старый рыбак. Жена его давно померла, оставив горемыке двух дочек. Одну из них, старшую, звали Азой, а другую, меньшую, - Золотокосой Песчанкой. Сёстры были настолько красивы, что кто бывало узрит их, тот с того момента и про сон забудет: всё о них думает. А девушки искали своего счастья переборчиво, никто из местных парней не был мил их сердцу.
Аза каждодневно сидела на берегу моря, на высоком обрыве, да всё выглядывала кого-то. Возможно, своего суженого, который поплыл в далёкие чужие миры и там, как передавали люди, погиб от вражьей сабли.
А раз, когда девушка сидела в той же задумчивости, неожиданно задул сильный ветер-буран. На море поднялись высоченные волны. Они бежали к берегу, били в кручи и страшно стонали. Внезапно откололся от кручи большой участок земли и вместе с Азой обрушился в разбушевавшиеся волны. Увидела это Золотокосая Песчанка – и себе бросилась с горы в море, чтоб спасти старшую сестру. Да так и потонули обе…
Наутро следующего дня, когда море утихомирилось, вернулся из гостей старый рыбак, вышел на берег моря и увидел, что нет его дочерей на круче, а на том месте, где любила сидеть Аза, свежий обвал. Глянул отец вниз – а там, под самой кручей, такой золотистый песок искрится на солнце, что аж очи слепит! А море – тихое-тихое и такое ласковое, как его дети… И поныл всё несчастный и горько заплакал…
Вот с тех самых пор и море стали называть Азовским, ибо потонула ведь в нём красавица Аза. А длинных песчаных кос в этом море оттого столь много, что вместе с Азой утонула и её младшая сестра – Золотокосая Песчанка.
Легенды о дочери рыбака Азе (почему Азовское море называют Азовским) // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 63.
ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧЕК И БАЛОК.
Когда-то на земле якобы жил могучий и кровожадный змей. Многих людей он сожрал, ибо сильнее его на свете никого не было.
В то же самое время жили и кузнецы божьей милостью – Кузьма и Демьян. И вот задумали они того змея сжить со свету, дабы освободить славян-соплеменников от его жуткого бремени.
Сунулся раз змей к ним, а они – в кузню. И заперли железные двери на все непорушные засовы.
Змей и говорит:
- Кузьма, Демьян, божьи ковали, откройте, а то проглочу вас вместе с кузницей!
А те отвечают:
- Коль ты при нечеловеческой силе, то пролижи двери. А мы тогда сядем тебе на язык – и глотай.
Змей принялся вгорячах лизать, а кузнецы тем временем разогрели докрасна железо и выковали из него большущие клещи.
Едва змей пролизал двери и высунул язык, как Демьян и Кузьма хвать клещами за тот язык! И начали дубасить молотами…
Уморили змея хорошенько, а потом запрягли плуг, что на двадцать пар волов был рассчитан, и давай пахать.
Орали они степь дикую вдоль и поперёк. И сколько змей ни просил, не давали ему ни пить, ни есть.
- Будет с тебя и того жира, что накопил на людях! – отказывали.
- Ну, коль так, то перед страшным судом освещу я своим жиром весь свет так, что ослепнете! – пригрозил змей.
Долго ль орали они, нет, а дошли до моря. Змей бросился в море и ну сгоряча пить. Пил, пил – выпил море. И – лопнул.
Кузьма и Демьян взяли и закопали того змея под горой, которую затем люди так и прозвали – Змиева гора.
Бог его знает, когда это было на белом свете. А только со временем полился с той горы керосин. Вроде и конец света вот-вот настанет… Да Бог, слава те, покуда миловал. Хотя и по слободам и теперь не каждый светит керосином, бо – нечистый…
Кузьма и Демьян, пока змей не совсем умаялся, орали глубоко – и там потекли реки, а как тот уморился окончательно, орали мелко – и там возникли балки.
Вот откудова взялись в степях речки и балки!
Легенды о происхождении речек и балок // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 162-163.
ЛЕГЕНДА О СКОРБЯЩЕЙ ВДОВЕ.
Ютится средь скал Скорбящая Вдова. А может, и не одна она была, да время не пощадило. Ибо сюда в 1223 году, после страшной битвы на Калке, устремились многие жены, матери, сестры, чтобы отыскать среди погибших своих близких русичей. Узрев неслыханное, никогда не виданное допрежь побоище, одна из жен, по преданию, так и окаменела на месте.
Легенда о Скорбящей вдове // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 56.
ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТЫПЧАКЕ И ВЫСОВОМ КОВЫЛЕ.
Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с русскими князьями, супротивники послали, те — со своей стороны, а те — со своей, в разведку пронырливую Тыпчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имени Ковыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Озарила луна их ярким светом в тот миг. Девушку поразила сказочная красота молодого русича. И он тоже был пленен ее несказанным видом. Не смогли они убить друг друга. Как не могли и предать своих. Когда на землю пали первые лучи, их увидели вместе стоящими в горах.
— Измена! — закричали противоборствующие стороны.
С обоих станов полетели в них стрелы. Да высоко — не достать. Но и казнить их не успели.
Влюбленные бросились вниз с высокого камня и разбились насмерть.
Там, где упали капли их крови, выросли травы — низкий тыпчак и высокий ковыль. Природа же увековечила влюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу головами.
Легенда о низком тыпчаке и высоком ковыле // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 56-57.
ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ.
Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.
Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос-Вердер, и вправду из уст в уста передавалась легенда о том, что действительно на этом месте в старину находился прекрасный город с великолепными дворцами, в одном из которых жила молодая королева.
Никто не знал, отчего город превратился в каменные нагромождения, только поговаривали, что его можно восстановить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется -де на самом высоком камне, а возле нее — чудесный цветок, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.
Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юноша, который никого и ничего не боялся.
Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а возле нее — желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и каменное сердце расплавилось бы от ее уговоров.
Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю — такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.
Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цветок диковинный.
— Смотри! — сказал юноша и дал ему в руки цветок.
И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.
Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не осмелился.
Так и остался загадочный, зачарованный город не спасенный никем по сию пору.
А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.
Легенда о Каменных Могилах // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 57.
ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ КАМЕННЫХ МОГИЛ.
И о появлении тех же Каменных Могил, и без того овеянных со временем множеством преданий и легенд, у древних тоже было соответственное представление.
Летел, мол, как-то черт по-над Днепром. Смотрит на его спокойную широкую гладь, на людей, которые плавали на челнах, на рыбаков, и сердце его черное затряслось от злости.
— Ишь, как пристроились... Не годится, это не по-моему... И надумал Черт донять людей. Когда наступила ночь, взял дерюжину и полетел за море, на высокие горы.
Набрал там камня дикого, вернулся к Днепру и высыпал посредине.
— Попомните меня! — присказывал Черт. — Запружу всю речку камнем.
Так он слетал за ночь несколько раз. Уже и каменистые пороги начали выступать из днепровской воды.
А раз, уже перед самым рассветом, он набрал породы больше обычного. Летит, еле удерживает своими когтями дерюжину. Где-то внизу громко закукарекал петух. Лапа у Черта дрогнула, один конец дерюжины выскользнул из нее, и камни полетели наземь, упали посреди степи. С тех пор-де и виднеются там эти темные нагромождения дикого камня, схожие со степными могилами. И люди назвали их Каменными Могилами.
Легенда о появлении Каменных Могил // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 153.
ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ КОЛОДЯЗЕ.
Пивал из него и царь Петр Первый, возвращаясь из последнего, на сей раз удачного, победного, Азовского похода в 1696 году.
Об этом эпизоде пересказывают легенду всяк на свой лад вот уже три века с небольшим, и так, и этак приукрашивая ее соответственно собственному видению и пониманию. Одначе, во всех вариантах ощущается достоверный исторический факт. Да и к тому времени здесь уже жили оседло люди, кои и стали невольными свидетелями происшедшего в то давнее время. И, скорее всего, сохранили легенду в первозданном виде.
Возможно, солдаты и сами пили, и поили лошадей, дивясь неиссякаемости колодца, который был обихожен крестьянами помещика Лёвшина, поселившегося в этом благодатном месте со своей женой-полячкой еще в 1680 году. И солдаты не могли обнаружить колодец случайно в ивовых зарослях, не помчать на радостях к царю, пусть и взъехавшего на самый высокий холм Макурт, с криками о необычайной находке, на что царь вроде бы мигом спустился вниз, чтоб самолично поглядеть на чудо-криницу.
Крестьяне, а может, и сам помещик, обрадованный несказанному гостю — как же, сам царь-батюшка препожаловал в его поместье! — преподнесли Петру Первому самое дорогое, что у них было — чашу целебной воды. Ибо давным-давно убедились в ее чудодействе — никто ни разу за все время пребывания здесь животом не маялся.
Выпил царь келех залпом и зажмурился от неожиданности — уж больно студеной, до ломоты в зубах, оказалась водица, аж дух перехватило. Но и вкуса была редкого, невероятно мягкая и чуть ли не сладкая, прямо сама пьется, сколько ни пей.
Наконец Петр протер по-щегольски задиристые усы, распахнул во все зеньки свои большущие глазища и выказал белые крепкие зубы в предовольной, по-детски счастливой улыбке. И выдохнул:
— Ах, золотая водица!
Достал из подсумка талер золотой, монету немецкого производства, поскольку российских-то покуда не начеканил— царствовал всего десять лет каких-нибудь, да и то не один, а до нынешнего, победного и потому торжествующего его славу года вместе с братом Иваном, — достал и бросил в криницу, громогласно присказав:
— Быть ему отныне Золотым Колодезем!
С тех пор так и прижилось это название — Золотой Колодезь. А со временем и на украинский манер — Золотый Колодязь, поскольку крестьяне у помещика были в большинстве своем украинцы.
Легенда о Золотом Колодязе // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 122-123.
ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ ЛЕСЕ.
В наше время араукарии, эти вечнозеленые хвойные деревья, сохранились только в Южной Америке, в Австралии и на островах Новая Каледония в Тихом океане.
У нас же, на Донецком кряже, остались окаменевшие стволы этих деревьев, причем сохранившие изначальную внутреннюю структуру, в том месте, где главный отрог кряжа подходит к Алексеево-Дружковке, на крутом склоне балки. Деревья эти, окаменевшие их стволы, уходят в глубину земли метров на десять, а наруже торчат верхушки. По площади занимают они до одного гектара. Уникальные свидетели прадавней минувшины!
О возникновении этого каменного леса существует любопытная легенда.
Одна из богинь — покровительница лесов — долго странствовала в богатом на дичь лесу. Притомилась, да и есть ей захотелось. Видит, зайчонок притаился за кустом. Она взмахнула своей волшебной палочкой и сразила серого, собралась зажарить его. Ненароком глянула вверх, а там верхушки деревьев взялись огнем. Оказывается, им жаль стало бедолагу зайца, и они взбунтовались: ветки на макушках от жаркого гнева сами по себе загорелись.
Рассвирепела богиня. И чтоб деревья никогда больше не могли загораться, навечно превратила их в каменные.
По другой же легенде, давным-давно в прадавнем лесу, что рос в этой местности, объявился молодой охотник. Он был красив, смел и удал. За плечами у него висел сагайдак, или колчан, со стрелами, у пояса — большой охотничий нож.
Однажды юноша, охотясь, повстречал на лесной тропе девушку — красы невиданной. Глубоко в сердце запала она ему. И ей тозке приглянулся молодой охотник. А это была рабыня со двора жестокой лесной повелительницы, жившей на высоком холме в лесу. Юноша и девушка с того дня, как встретились, стали тайно свиданничать, чтоб лихая повелительница не прознала.
Как-то стояли они под развесистыми зелеными ветвями, будто в живом шатре. Вдруг пред ними появился необычный всадник: на большой волчице, укрытой пестрой попоной, сидела молодая, еще привлекательная женщина. Ее длинные темные волосы были схвачены золотым обручем.
Девушка прямо онемела — и губ не может разомкнуть. Парень догадался, что это и есть владелица этих лесов и лесного дворца на холме. О ней ходила недобрая слава по всей округе. И юноша насторожился.
Повелительнице же он приглянулся с первого взгляда. Она какой-то миг всматривалась в его черные глаза, разглядывала его светлые волосы.
— Ты кто такой, откуда пришел на мои земли? — наконец спросила она.
Юноша ничего не ответил, только крепче прижал к себе омертвевшую от страха девушку.
Лицо повелительницы враз пошло красными пятнами, налилось гневом. Она велела девушке идти в покои, но молодой охотник заступился за любимую, не отпустил ее. Владелица еще какое-то время порассматривала дерзкого парня, взглянула на рабыню, грозно взмахнула плетью и умчала прочь.
Юноша схватил девушку за руку и повел глубже в лес, подальше от беды.
Однако неожиданно взблеснули молнии, загрохотало громом небо, и на них обрушился страшный ливень. Упругий, хлесткий ветер гнул ветви долу, ломал деревья.
— Это ее проделки. Бежим, милый, отсюда побыстрее! — воскликнула напуганно девушка.
Они бросились бежать, надеясь поскорее вырваться на залесский простор.
Бежали и бежали, а тем временем лес затаился, стихла гроза и ливень. И беглецы ощутили, что недавно мягкая хвоя на деревьях затвердела, сделалась будто каменная, и эти острые иглы больно колют плечи и руки, рвут на них одежду.
— Ты видишь, лес закаменел? Это и правда злая выходка моей повелительницы, — засокрушалась девушка еще больше.
Пригибаясь и увертываясь от твердокаменных острых хвойных веток, они бежали дальше.
А вот и конец леса. Юноша и девушка взобрались на гору. А позади них поднялся бешеный грохот. Грозный поток ила и камня медленно поглощал ту часть леса, что росла в глубокой впадине и где они встречались тайком, хоронясь от недоброй властительницы. Немного спустя над той равниной, где плескались тяжелые волны, остались только одинокие верхушки окаменевших деревьев.
Легенды о возникновении каменного леса // Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 154-156.