girniy.ru 1 2
مختصر سيرة المعصومين الأربعة عشر



Краткое жизнеописание

четырнадцати непорочных

В преданиях от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) упомянуты количество и имена всех Имамов.

В качестве примера приводим два предания из суннитских источников:

1-Бухари цитирует от Джабир ибн Самура, который сказал:

"Я слышал от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), который сказал: "Будет двенадцать эмиров". Затем он сказал слово, которое я не расслышал. Мой отец сказал: "Что он сказал, что они все из курайшитов". (Сахих Бухари, глава Аль-Ахкам, раздел Аль-Истихлаф)

Тирмизи так цитирует предание от Джабира, который слышал от Пророка следующее: "После меня будет двенадцать эмиров". (Сахих Тирмизи, т. 2, стр. 45)

Ахмад ибн Ханбал цитирует это же предание в таком порядке:

"Будет для этой общины двенадцать халифов". (Муснад Ахмад, т 5, стр. 86-108)

Это и подобные ему предания процитированы в достоверной Сунне различными путями передатчиков.

2-В книге Йанабиаль-Мавадда приведено:

[Цитируется] от Муджахида, он от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах!), который говорит: "[Однажды] некий иудей, которого звали На'сал, спросил: "О Мухаммад! Хочу спросить о вещах, которые тревожат мое сердце"… Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) ответил: "Поистине, моим преемником является Али ибн Аби Талиб, и после него его сыновья, Хасан и Хусейн, после которых будут девять Имамов из рода Хусейна". Он сказал: "О, Мухаммад! Назови их мне!" Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) ответил: "После Хусейна, его сын Али, после Али, его сын Мухаммад, после Мухаммада, его сын Джафар, после Джафара его сын Муса, после Мусы, его сын Али, после Али, его сын Мухаммад, после Мухаммада, его сын Али, после Али, его сын Хасан, после Хасана, его сын Мухаммад Аль-Махди – они эти двенадцать"… Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) завершил свою речь следующими словами: "Поистине, двенадцатый из моих потомков будет сокрыт пока не наступит для моего общества время, когда из Ислама не останется ничего, кроме названия, не останется из Корана ничего, кроме названия, в это время, Всеблагой и Всевышний Аллах разрешит ему выйти, и посредством его, Аллах оживит и обновит Ислам".


المعصوم الأول: نبى الإسلام العظيم (محمد بن عبدالله)

ПЕРВЫЙ НЕПОРОЧНЫЙ
 Великий пророк ислама (Мухаммад ибн Абдуллах ДБАР)


Его светлость Мухаммад (ДБАР) родился в 17-го числа месяца рабби‘-аль-аввал в году, когда произошло событие "асхаб аль-фил" и было уничтожено войско Абраха1.

Отец его Абдулла умер до его появления на свет, и воспитание его светлости взял на себя его дед Абд-аль-Муталлиб. Когда Мухаммаду исполнилось шесть лет, скончалась его мать Амина, и на восьмом году жизни он лишился своего опекуна Абд-аль-Муталлиба и после ответственность за его воспитание и жизнь взял на себя дядя по отцу Абу Талиб. В двадцатипятилетнем возрасте он женился на Хадидже. Сорок лет честно и преданно прожил среди своего народа. Все его называли Мухаммадом Амином (амин означает "преданный хранимому залогу человек" - пер.) и в той степени доверяли ему, что общественные события и конфликты не решались без его мнения. В течение всего этого времени он все свое время посвящал поклонению Богу и услужению народу. Ежегодно на некоторое время удалялся от всех в пещере Хара, молился и восхвалял величие господнее.

Эмир правоверных Али (ДБМ) в "Нахдж аль-балага" повелевает: "Господь послал к нему одного из лучших своих ангелов, который постоянно находился при нем и наставлял на самые лучшие деяния и нравы".

В сорокалетнем возрасте он был избран Господом на осуществление пророческой миссии. Первым из мужчин, принявшим его веру, был Али (ДБМ), а первой из женщин - его жена Хадиджа (ДБМ) и некоторое время только эти двое читали молитву вместе с его светлостью пророком (ДБАР).

В те дни Аравия была вдали от культуры и цивилизации и единственное, что было широко распространено это убийства, грабежи, кровопролитные междоусобицы и разврат. В те мрачные дни и в тех тяжелых условиях великий пророк (ДБАР) был занят призывом людей к Богу и на этом пути претерпел столько тягот, что трудно даже себе представить.


К примеру, из истории видно, что после смерти его светлости Абу Талиба великий пророк отправился в город Таиф, чтобы призвать население города к поклонению Бога. В Таифе старейшины города не приняли его призыва и к тому же нанесли ему оскорбление. Когда городской народ заметил, что старейшины не приняли его с уважением, то они встали в ряд и стали бросать в него камни, да так, что руки и ноги его светлости были окровавлены.

Пророк господний после выхода с пророческой миссией тринадцать лет прожил в Мекке и затем переселился в Медину, где заложил основы исламского государства и оставшиеся десять лет жизни провел в том городе. Все помыслы и чаяния этого великого человека были направлены на возвышение и прогресс народа, и ознакомление его с нравственностью. Он скончался на десятом году своего переселения в Медину в шестидесятилетнем возрасте и там же был похоронен.

Мораль и нравы великого пророка (ДБМ)

Его светлость был мудрее, умнее, терпеливее и добрее, чем все остальные люди. Он садился на землю и на земле ел свой обед. Сам выполнял некоторые домашние дела, например, иногда открывал дверь дома, сам доил овцу. Когда прислуга уставала крутить молотильное колесо, он помогал ей.

Никогда не гневался из-за мирских дел и его гнев был только связан с божественными вопросами. Он тепло общался с бедной прослойкой, не сторонился есть с ними, уважал ученых и мудрых людей.

В еде и одежде не ставил разницы между собой и прислугой. Никогда не сквернословил. В ответ на плохое делал добро. Запросто со всеми здоровался и везде помнил только лишь Аллаха и с Его именем начинал любое дело. Обычно садился лицом к кибле. Если кто-то нуждался в его помощи, то он сразу шел и оказывал ему помощь. Весьма почтительно относился к гостям, а иногда снимал с себя верхнюю накидку и стелил ее для гостя.

Однажды какой-то мужчина разговаривал с ним и дрожал, то есть он дрожал от величия его светлости. Его светлость сказал: "Почему ты боишься меня, я ведь не царь, а такой же раб божий, как и ты".


Население Аравии не уделяло женщине никакой значимости, а иногда новорожденных девочек закапывали живьем в землю. Вопреки этому великий пророк сделал много наставлений по поводу женщин с тем, чтобы избавить их от несчастного положения, в котором они пребывали.

Среди арабов того времени имели распространение вино питие, прелюбодеяние, распутство, азартные игры и другие разновидности порочных дел, но в результате неустанной и самоотверженной деятельности великого пророка (ДБАР) этим действиям был положен конец. Лица, лишенные всего, только лишь благодаря вере в Аллаха и богобоязненности достигли того, что смогли спасти две великие империи (римскую и иранскую) от насилия деспотичных императоров и ознакомить их народы с учением ислама.

Во всех действиях, предпринимаемых великим пророком, исходным пунктом были Бог и вера в Него, и он постоянно советовал людям совершать богоугодные дела.

В одном из сражений великий пророк оказался немного вдали от своего войска. Один из вражеских воинов заметил его, сидевшего в одиночестве на земле. Он подошел с мечом к его светлости и сказал: - О Мухаммад! Кто в этом положении спасет тебя от меня?

Великий пророк с переполненной верой в Бога в груди воскликнул: Бог!

Как только пророк произнес это, рука воина дрогнула и меч выпал из его рук. Пророк (ДБАР) поднял меч и сказал:

-Кто же теперь может спасти тебя от меня? Воин ответил:

-Никто не может спасти меня, так как я не уверовал в твоего Бога, чтобы он помог мне.

И тогда он уверовал в Аллаха и подтвердил пророческую миссию Мухаммада (ДБАР).

Да, кто уверует в Аллаха, тому Аллах во всех происшествиях будет поддержкой и спасением.


المعصوم الثانى فاطمة الزهراء بنت النبى(
ص)

ВТОРАЯ НЕПОРОЧНАЯ
 Дочь пророка (ДБАР) Фатима Захра

Фатима (ДБМ) родилась 25-го числа месяца джамад-аль-ахир пятого года пророческой миссии. Ее мать звали Хадиджей.


В пятилетнем возрасте лишилась матери. Пророк божий (ДБАР) очень любил свою дочь, да так, что говорил: "Фатима для меня дороже всех других".

Положение ее светлости Фатимы (ДБМ) с точки зрения нравственных качеств, а также в смысле богобоязненности и преклонения перед Аллахом было настолько высоко, что всякий раз, когда она шла в дом великого пророка (ДБАР), его светлость тепло встречал ее, целовал ей руки, сажал на свое место и говорил, что Фатима - часть моего тела и всякий, кто обрадует ее, обрадует меня, кто обидит ее, обидит меня. Имам Хасан (ДБМ) рассказывает:

-Однажды в пятницу моя мать Фатима встала на молельное место и начала молиться и молилась до самого утра. Я сказал ей: "Почему ты не помолилась за себя?" Она сказала: "Сынок, вначале надо думать о соседях, а затем уж о себе".

Однажды пророк спросил: - Что может быть самым лучшим для женщины?

Фатима ответила:

-Дорогой мой отец, самым лучшим для женщины может быть то, чтобы ее не видел глаз чужого мужчины, и она не видела бы чужого мужчину.

Пророк прижал ее к груди и сказал:

-Поколение и потомство - каждое имеет своих отпрысков2.

Фатима (ДБМ) прожила восемнадцать лет. Она была супругой его светлости имама Али (ДБМ) и в течение девяти лет родила таких детей как имам Хасан, Хусейн и Зейнаб. Скончалась в Медине почти через три месяца после кончины великого пророка (ДБАР) и вечером втайне была захоронена3. В течение этих трех месяцев в полном смысле слова защищала положение и власть Али (ДБМ) и, фактически, на этом пути пожертвовала своей жизнью. Да будет мир с ней!

الإمام الأول و المعصوم الثالث
(أمير المؤمنين على بن طالب)

ПЕРВЫЙ ИМАМ И ТРЕТИЙ НЕПОРОЧНЫЙ

Повелитель правоверных (Али ибн Аби Талиб (ДБМ))

Али (ДБМ) родился 13-го числа месяц раджаб в 30 году после события "асхаб аль-филь" в Каабе, Храме божьем. Он был в десятилетнем возрасте, когда великий пророк был избран Всевышним Господом для осуществления пророческой миссии и в течение всего срока пророческой миссии, продлившейся 23 года, всегда был рядом с его светлостью и не отказывался ни от какого самоотверженности ради ислама и великого пророка (ДБАР).


Нельзя забыть самоотверженность его светлости на пути ислама в дни, когда исламу со всех сторон угрожала опасность.

В ночь, когда безбожники собирались напасть на дом пророка господнего (ДБАР) и убить его, великий пророк сказал Али (ДБМ), что враги собираются напасть на его дом, и Господь велел ему покинуть Медину и Али лечь в постель вместо него. Али с радостью выразил свое согласие.

Али сказал:

-О, посланник божий! Если я лягу в вашу постель, вы сможете уберечь себя от опасностей? Пророк ответил:

-Да.

Али (ДБМ) упал на ниц и восхвалил Аллаха и сказал:

-Да буду я жертвой твоей, сделаю все, что ты повелишь, и прошу удачи у Господа Всевышнего.

Во всех сражениях Али (ДБМ) всегда был рядом с пророком и брал на себя все угрожавшие его светлости опасности.

В мудрости и знаниях он был подобен великому пророку (ДБАР), да так, что, казалось, он представляет собою отражение пророка.

Великий пророк говорил: "Я город знаний, а Али - его ворота, тот, кто хочет войти в него, пусть входит через ворота", а также "Али всегда с истинной и истинна с Али и они неразделимы то, что скажет Али, есть истина и тот путь, который он укажет - путь истины".

Хотя вопрос власти и преемственности великого пророка (ДБАР) был несомненным правом Али (ДБМ) и после смерти великого пророка (ДБАР) это право насильно было отобрано у него, тем не менее, Али (ДБМ) ради сохранения основ ислама в течение 25 лет, проведенных под гнетом, не дозволил возникновения фракций среди мусульман и, в итоге, уничтожения врагами ислама основных принципов религии. Наоборот, в течение всего этого времени он всевозможными путями поддерживал ислам и мусульман и в нужные моменты оказывал помощь. В 35 году лунной хиджры мусульмане дали ему присягу в верноподданстве в качестве халифа и правителя мусульман. Его правление продлилось пять лет и, в месяце рамадан в сороковом году хиджры мусульман он в куфийской мечети был предан мученической гибели.


Его пресвященный мавзолей находится в иракском городе Неджефе.

Завещание Али (ДБМ)

Отрывок из завещания эмира правоверных Али (ДБМ) своему сыну имаму Хасану (ДБМ):

"Молитву совершай рано утром и вовремя уплачивай закят (налог в пользу бедных и сирот - пер.). При любом душевном состоянии, в радости и гневе, соблюдай справедливость и уравновешенность. Люби бедных и беседуй с ними.

Сынок, служи на пути Господнем и не забывай заповеди и воздержание от дурного. Со своими братьями по вере будь братом ради Аллаха. В любых условиях не забывай о Боге, будь добр и ласков с детьми, уважай старых, не ешь еды прежде, чем дашь часть ее в качестве милостыни на пути господнем.

Женщина, представившая Али (ДБМ) Муавие

После мученической гибели за веру эмира правоверных (ДБМ) дочь Аммара - Суда направилась к Муавие с жалобой на деспотичного правителя, назначенного Муавией. Муавие не стал слушать ее жалобы и сказал:

-Я пошлю тебя к тому правителю, чтобы делал все, что ему угодно.

Суда опустила голову и прочла стих следующего содержания:

-Хвала господняя тому, с которым была захоронена и справедливость. Тому, кто был в союзе с Богом и имел прочную связь с верой и истиной.

Муавия сказал:

-Ты, наверное, имеешь в виду Али?

-Да, Али.

И тогда она рассказала одну историю о его светлости эмире правоверных Али (ДБМ). Во время правления Али (ДБМ) один из чиновников безжалостно измывался над людьми, в результате чего они пожаловали на него Али. Али, услышав эту жалобу, заплакал и сказал: "О Господи, ты сам свидетель тому, что я никогда не говорил им насаждать гнет" и в тот же день снял с должности того чиновника4.

الإمام الثانى و المعصوم الرابع (الحسن بن على المجتبى)

ВТОРОЙ ИМАМ И ЧЕТВЕРТЫЙ НЕПОРОЧНЫЙ

Хасан ибн Али Аль-Муджтаба(ДБМ)


В середине благословенного месяца рамадан ее светлостью Фатимой Захра был рожден имам Хасан Муджтаба (ДБМ). Он был первым сыном в семье преемника пророка господнего (ДБАР) и когда посланник господний получил известие о его рождении, он отправился в дом Али и Фатимы, прижал к груди новорожденного и в правое ухо нашептал призыв к молитве (азан - пер.), а в левое ухо - саму молитву и по указу господнему назвал мальчика Хасаном. Одним из известных прозвищ его светлости было Муджтаба.

Имам Хасан (ДБМ) вырос в семье такого отца как Али (ДБМ) и такой матери как Фатима (ДБМ) и с самого младенчества в нем проявились черты великого человека. Великий пророк очень любил его и говорил о нем: "Господи, ты знаешь, что я люблю Хасана и люблю того, кто любит его", а также "Хасан и Хусейн - два имама и два предводителя мусульман, восстанут они или нет", то есть будут молчать ради интересов ислама и мусульман или же возьмут власть в свои руки.

В детстве однажды он и его брат Хусейн (ДБМ) увидели старика, который неправильно совершал вуду (ритуальное омовение перед совершением молитвы - пер.). Они хотели указать ему на его ошибку, но в то же время ввиду его старости не хотели сделать это очень явно. Они подошли к старику и сказали:

-О старец, мы хотим совершить омовение, и ты суди о том, кто лучше совершает вуду.

Старик стал смотреть, они оба совершили омовение, и тогда старик понял, что он неправильно совершил свое омовение, и эти мальчики сделали это ради исправления его ошибки. Он сказал им;

-О светочи очей пророка! Вы правильно совершили омовение, я же – нет, и я благодаря вам научился правильному совершению омовения".

Имам Муджтаба (ДБМ) семь лет детства провел с великим пророком (ДБАР) и тридцать лет - с эмиром правоверных Али (ДБМ) и в тридцатисемилетнем возрасте достиг имамата и после происшествия десяти полных лет в сорокасемилетнем возрасте был отравлен и предан мученической гибели за веру и похоронен в Медине на кладбище "Баки‘".


الإمام الثالث و المعصوم الخامس (الحسين بن على)

ТРЕТИЙ ИМАМ И ПЯТЫЙ НЕПОРОЧНЫЙ
Хусейн ибн Али (ДБМ)


Он родился третьего ша‘бана четвертого года исторического переселения великого пророка (ДБАР). Великий пророк волей господней назвал его Хусейном и в день его рождения предвестил о его мученической гибели за веру и сказал, что его убьет группа безбожников и тиранов из рода Умайя (Омавиды - пер.) и Господь не доведет до них мое заступничество.

Имам Хусейн сорок шесть лет прожил вместе со своим отцом и матерью и братом имамом Хасаном и в сорокасемилетнем возрасте после смерти брата имама Хасана достиг звания имама и встал во главе имамата. Его светлость мучался существованием деспотического режима Муавии, но пока Муавия был жив, он не мог ничего сделать. Подобно тому как имам Хасан (ДБМ) ради высших интересов ислама волей господней с некоторыми условиями пошел на перемирие с Муавией и выгоду ислама видел в том, чтобы прекратить войну с ним, его брат имам Хусейн (ДБМ) в течение десяти лет пока был жив Муавия волей господней считал целесообразным воздержаться от восстания против него.

Но как только Муавия умер, Язид объявил себя халифом мусульман и для упрочения своей позиции потребовал у всех знатных личностей и в том числе у имама Хусейна принести присягу в верноподданстве. Его светлость с первых же часов сказал, что когда такие люди как Язид, пристрастный к выпивке, азартным играм и разврату и даже внешне не соблюдающий исламские законы, хотят взять в руки исламскую власть, то следует считать дело ислама оконченным, ибо он хочет мощью ислама погубить его. Поэтому имам не согласился дать присягу Язиду и не признал его власть. Он волей господней и ради сохранения интересов ислама готов был пойти на любое самопожертвование, но не признать власть Язида.

Именно поэтому, когда в шестидесятом году хиджры население Куфы пригласил его посетить их город, он отправился в сторону Ирака и с самого начала своего движения до дня мученической гибели в своих высказываниях дал понять спутникам и мусульманам, что целью от этого восстания является заповедь и воздержание от дурного и протест против гнета и непризнание насильственной власти и гнета, а также выражение поддержки Корану, исламу и пророку. Наконец, в результате этой выдержки и стойкости он, его дети и юноши из рода Бани Хашим, которые были вместе с ним и сопровождали его в Кербелу, были преданы мученической гибели омавидами и последователями Язида. Часть членов его семьи попала в плен и мир того времени и сегодняшний мир понял, что во имя наивысшей божественной цели самопожертвование необходимо. Они своим поступком подобно яркому солнцу на небосводе ислама навечно оставили свои имена в истории.


الإمام الرابع و المعصوم السادس (على بن الحسين السجاد)

ЧЕТВЕРТЫЙ ИМАМ И ШЕСТОЙ НЕПОРОЧНЫЙ
Али ибн Хусейн Ас-Садджад (ДБМ)


Его светлость звали Али, сын имама Хусейна. Самыми известными его прозвищами были "Садджад" и "Зейн аль-абидин". Родился пятого или пятнадцатого числа месяца раби‘-аль-авваль тридцать шестого или тридцать седьмого года (в соответствии с различными версиями) и в шестьдесят первом году хиджры после мученической гибели за веру отца имама Хусейна достиг имамата.

Время его имамата совпал с периодом могущества омавидских халифов, которые были во вражде с родом пророческим. В этот период произошли страшные события и кровавые восстания, приведшие к усилению трудностей для его светлости, которые временами ставили под угрозу его жизнь. Но, несмотря на все это, он своей прозорливостью, терпеливостью и твердостью духа преодолел все трудности и смог защитить честь свою и своего народа.

Он был не только аскетически настроенным вождем, но и мудрым и прозорливым руководителем, все усилия которого во всех кризисах были направлены на благо ислама и мусульман. Одной из крупных услуг его светлости миру ислама и исламскому просвещению был известный сборник молитв, который известен под названием "Сахифа Садджадийа". В этой книге в форме молитв и излияния души Господу Всевышнему и ни в чем не нуждающемуся, выражены идейные, философские, нравственные и общественные мотивы. И на самом деле, подобную книгу никто другой кроме имама непорочного, являющегося наследником пророческих познаний, не мог представить в распоряжение народа.

25 мухаррама 95 года хиджры его светлость возрасте 57 или 59 лет был отравлен приспешниками омавидского двора и предан мученической гибели. Могила его светлости находится в Медине. Да будет мир с ним.

الإمام الخامس و المعصوم السابع (محمد بن على الباقر)

ПЯТЫЙ ИМАМ И СЕДЬМОЙ НЕПОРОЧНЫЙ

Мухаммад ибн Али Аль-Бакир (ДБМ)

Имя его светлости было Мухаммад, а именовался он как "Бакир аль-‘Улум", то есть раскрывающий науки. Отцом его был имам Садджад (четвертый имам), а мать звали Фатимой - дочь имама Хасана Муджтаба, именно поэтому его светлость с двух сторон, со стороны отца и матери считался алавидом, то есть его родители были потомками его светлости имама Али).

Имам Бакир родился в Медине первого числа месяца раджаб 57 года хиджры и в 95 году, то есть в тридцатидевятилетнем возрасте достиг имамата. Ввиду того, что в конце его жизни династия омавидов находилась в состоянии упадка и деградации, его светлость получил хорошую возможность распространения среди народа исламских законов и просвещения и воспитал большую плеяду талантливых учеников и специалистов в области исламских преданий.

Ученые того времени получали большую научную пользу от его светлости. Абдулла ибн Ата по этому поводу сказал: "До сих мы не видели, чтобы какой-либо ученый проявлял столько смиренности как перед имамом Мухаммадом. Например, Хаким ибн ‘Утайба, который был одним из крупных ученых того времени, в присутствии имама сидел смиренно подобно ученику перед учителем".5

Имам Садик (ДБМ) говорил по этому поводу: "Отец мой его светлость Бакир (ДБМ) постоянно упоминал Аллаха, когда мы ходили, я видел, что он занят упоминанием имени господнего, во время еды. Когда он был занят беседой с людьми, в любых условиях его губы нашептывали хвалу Аллаху и он всегда нам велел читать Коран".

Также имам Садик говорил: "Когда мой отец имам Мухаммад Бакир повелевал людям сделать какое-то дело, то сам шел вперед и смотрел за исполнением его повеления и когда видел, что совершение какого-либо дела связано с трудностями, говорил "бисмиллах" и начинал помогать".6

Имам Мухаммад Бакир (ДБМ) умер 7 числа месяца Зуль-хиджа в 114 году хиджры, то есть в пятидесяти семилетнем возрасте и был похоронен в Медине на кладбище Баки’.


الإمام السادس و المعصوم الثامن (جعفر بن محمد الصادق)

ШЕСТОЙ ИМАМ И ВОСЬМОЙ НЕПОРОЧНЫЙ
Джа‘фар ибн Мухаммад Ас-Садик (ДБМ)


Имя его светлости было Джа‘фар, а прозвище - Садик. Отцом его светлости был имам Мухаммар Бакир (ДБМ), а матерью - Умм- Фарва. самая воздержанная и богобоязненная женщина своего времени. Родился его светлость в Медине 17 числа месяца раби‘-аль-аввал 83 году хиджры и в 32 летнем возрасте достиг имамата. Его светлость всю свою благородную жизнь посвятил воспитанию тысяч учеников и максимально использовал создавшуюся обстановку, то есть ослабление династии омавидов и их противостояние династии аббасидов, для распространения исламского просвещения и науки среди мусульманского народа.

Около четырех тысяч человек высказали предания о его светлости и некоторые из них достигли высших научных степеней.

Одним из них был Джабир ибн Хайан, который по признанию друзей и недругов был основоположником науки химии. Другим его учеником был Мухаммад ибн Муслим, который услышал и пересказал тысячи преданий о его светлости и третьем его учеником был Хишам ибн Хаким, который был видным ученым своего времени в области схоластики и убеждений.

Один из сподвижников его светлости Му‘алла ибн Хунайс рассказывает: "Однажды вечером, когда дождливые тучи заволокли небо, его светлость имам Садик (ДБМ) вышел из дома и пошел в сторону беседки, именовавшейся "бани са‘ида", где спали бедные и приезжие. Я отправился вслед за ним. Вдруг я заметил, что какая-то вещь выпала из рук его светлости. Я быстро подошел и поздоровался. Он сказал: "О Му‘алла, собери их и дай мне". Я пощупал рукой по земле и нашел несколько хлебных лепешек, собрал их в небольшой мешок и дал его светлости. Я попросил разрешения у его светлости понести мешок, но он сказал, что он более достойный нести мешок. Когда мы подошли к названной беседке, то я заметил несколько спящих бедняков. Его светлость у подушки каждого из них положил по лепешке. Я спросил у его светлости:


"Они ваши сторонники?" Он сказал: "Если бы они были моими сторонниками, то я больше этого мог ухаживать за ними".7

Да, одной из программ его светлости пророка (ДБАР), имама Али (ДБМ) и других наших духовных предводителей было то, что они всегда помнили о бедных и измученных и старались быть соучастными в их тяготах.

Имам Садик в 148 году был отравлен по указу аббасидского халифа Мансура и скончался 25 числа месяца шаввал в 65 летнем возрасте и был похоронен на кладбище Баки‘ рядом со своим отцом имамом Мухаммадом Бакиром, предком имамом Садджадом и дядей по отцу имамом Хасаном (ДБМ). Да будет мир с ним.

Наставления его светлости перед смертью

Жена его светлости имама Садика (ДБМ) Умм-Хамида рассказывает: "Имам Садик (ДБМ) перед смертью открыл свои глаза и велел созвать всех родственников у его постели. Все из рода Хашими собрались вокруг него, и он в их присутствии сказал:

"Заступничество наше от рода пророческого не получит тот, кто будет пренебрегать молитвой и не будет уделять ей должного внимания"8.

الإمام السابع و المعصوم التاسع (موسى بن جعفر الكاظم)

СЕДЬМОЙ ИМАМ И ДЕВЯТЫЙ НЕПОРОЧНЫЙ
Муса ибн Джа‘фар Аль-Казим (ДБМ)

Имя его светлости было Муса и известным его прозвищем было Казим. Его отцом был имам Садик (ДБМ), а матерью - Хамида, мудрая и знающая женщина, к которой имам Садик (ДБМ) рекомендовал обращаться женщинам, желающим познать религиозные законы и положения. Родился он 7 числа месяца сафар 128 года хиджры и в 21 летнем возрасте достиг имамата. Его светлость часть своей благородной жизни провел в тюрьме, ибо аббасидский халиф Харун был недоволен популярностью его светлости среди народа и под различными предлогами часто бросал его в темницу. Его светлость в тюрьме также не переставал молиться. В одной из тюрем аббасидский халиф направил очень красивую женщину в тюрьму в качестве прислуги его светлости с тем, чтобы он влюбился в нее, и он мог поднять против него пропагандистскую шумиху.


Через несколько дней некто по указу аббасидского халифа отправился в тюрьму, чтобы узнать в каком состоянии находится его светлость и та женщина. Когда он вошел в темницу, то заметил, что в одном углу молится его светлость, а в другом - та женщина.

Женщину отвели к аббасидскому халифу и спросили, почему она изменила свою программу. Она ответила:

"Имам Казим и его молитвы оказали на меня воздействие и изменили меня (но я его никак не смогла изменить)"9.

Да, люди божественной веры, их образ жизни и поведение всегда имели воздействие на окружающих и способствовали их изменению, а не так, чтобы окружающие воздействовали на них и способствовали погрязанию их в пороках.

Его светлость был предан мученической гибели за веру в багдадской тюрьме от подсыпанного аббасидскими приспешниками яда в его пищу и умер 25 числа месяца раджаб в 183 году хиджры в 55 летнем возрасте. Он был похоронен в том же городе в курайшитском кладбище, которое впоследствии стало известно как Казимейн, и с того самого времени его могила стала местом посещения мусульман, в частности, шиитов.

الإمام الثامن و المعصوم العاشر (على بن موسى الرضاء)

ВОСЬМОЙ ИМАМ И ДЕСЯТЫЙ НЕПОРОЧНЫЙ
Али ибн Муса Ар-Риза (ДБМ)


Восьмой непорочный имам, его светлость Риза (ДБМ) родился в Медине 11 числа месяца Зуль-Ка'да в 148 году хиджры. Отцом его был имам Казим (ДБМ), а матерью - ее светлость Наджма, лучшая женщина своего времени. В 183 году в 36 летнем возрасте достиг имамата.

Его светлость в период халифатского правления Ма‘муна и по его настоянию был принудительно направлен в Хорасан и принял пост наместника Ма‘муна. В Хорасане провел встречи и диспуты с учеными всех религий, и все они признали и преклонились перед его величием и знаниями.

Некто, житель Балха рассказывает, что однажды я был в гостях у его светлости имама Риза. Его светлость велел постелить скатерть для еды и вся прислуга, даже негры сели вокруг скатерти, и начали есть вместе с его светлостью. Я ему сказал, что было бы лучше, если бы отделили свою скатерть от них. В ответ он сказал: "Успокойся, наш Бог один и все мы от одного отца и матери, и вознаграждение каждого зависит от его деяний"10.


Каждый раз, когда он садился есть и прежде, чем приступить к еде, он отправлял бедным и неимущим часть еды, имевшейся на скатерти, и лишь затем приступал к еде.

По вечерам мало ел и часто не спал до утра. Он много постился и никогда не забывал про трехразовый пост в каждом месяце, то есть в первый четверг вначале и в конце месяца и в среду в середине месяца.

В темноте ночи отправлялся в дома бедным и раздавал среди них все, чем можно им было им помочь.

В 203 году хиджры, когда его светлости было 55 лет, аббасидский халиф в страхе перед ростом популярности его светлости в народе приказал отравить его. Он умер в конце месяца сафар и был погребен в Машхаде и сейчас, мусульмане с различных концов света приходят в Машхад для посещения гробницы его светлости Имама Ризы.



следующая страница >>