girniy.ru 1

Секция: мировая художественная культура.



Тема работы: «Под знаком Орла» – «Ампир в архитектурных ансамблях и декоративно-прикладном искусстве Парижа и Санкт-Петербурга».


Выполнила: Алексеева Марина.


Научный руководитель: Швец Наталья Дмитриевна.


Обоснование выбора темы: Название данной работы- “Под знаком орла” – взято из наименований экспозиции образцов декоративно-прикладного искусства первой половины XIX века , которая размещается в здании Главного штаба на Дворцовой площади. “Знак орла ” можно рассматривать и как символ всего историко-культурного периода эпохи стиля ампир, что оправдывает выбранное нами общее название работы, непосредственной темой которой является: “Ампир в архитектурных ансамблях и декоративно-прикладном искусстве Парижа и Санкт-Петербурга”.

Объект и предмет исследования: Градостроительные проблемы Санкт-Петербурга и Парижа в период ампира; развитие ампира в декоративно-прикладном искусстве начала XIX века во Франции, России, Пруссии и в других странах Европы; осмысление идейного и художественного характера экспонатов выставки “Под знаком орла”.


Цель исследования: Выяснить правильность одной из двух точек зрения, высказываемых искусствоведами относительно того: родился ли ампир во Франции, а потом был скопирован другими странами Европы; или развивался в разных страх Европы одновременно. Исследовать схожесть различие развития стиля ампир в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Парижа и Санкт-Петербурга. Рассмотреть отражение событий Великой Отечественной войны 1812 года в так называемом “русском ампире” и во французском.

Гипотеза и ведущая идея: Изображение орла еще в Древнем Риме знаменовало силу власти. В Древней Греции именно орел сопутствовал Зевсу. Позже геральдические орлы символизировали тоны Романовых в России, Габсбургов в Австрии, Гогенцоллернов в Пруссии, а в 1804 году Наполеон I Бонапарт избрал римского орла знаком своей империи. Название- “Под знаком орла”- подчеркивает политическое значение этого символа и значение художественное, поскольку в искусстве ампира изображение орла было одним из главных элементов декора.



Логика изложения темы (план): I. Вступление. II. Основная часть. 1. Неоднозначная судьба ампира. 2. Городское пространство. Ампир в архитектуре. 3. Музейное пространство. Ампир в декоративно-прикладном искусстве. III. Заключение. VI. Информационные источники.


Основные результаты и выводы: ампир родился в начале XIX века одновременно в разных странах Европы. Возникновение ампира в России произошло одновременно с французским; ампир развивался из стиля, названного Александровским классицизмом, уже имевшем некоторые ампирные черты. Самое яркое выражение нашел во Франции в период правление Наполеона Бонапарта, а более продолжительное продолжение в России – до сороковых годов XIX столетия. Французский ампир развивался в тесных границах прославления Наполеона и


его побед и не получил значительного развития в архитектуре. Ампир обогатил область декоративно-прикладного искусства новыми формами. Эпоха ампира в декоративно–

прикладном искусстве оставила яркий след в развитии мирового искусства, но родившийся из классицизма ампир в своем пиршестве роскоши не смог существовать долго и не переродился в какое-либо продолжение.


Информационные источники: Зодчие Санкт-Петербурга.XIX век. Лениздат, 1998; Искусство ампира. Спб , АЛО “Славия”, 1999; Государственный Русский музей. Орест Кипренский. Ленинград, 1988.