https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Антонио Грамши


АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РИТМИЧЕСКОЙ НОТАЦИИ



Перкуссионисты, занимающиеся этническими барабанами (восточными, африканскими, латиноамериканскими и др.) обычно предпочитают играть по слуху. Однако часто возникает ситуация, когда за короткое время нужно выучить длинную и сложную композицию. Кроме того, перкуссионистам необходимо обмениваться опытом и заниматься преподаванием. В этих случаях возникает необходимость как-то фиксировать ритмы. Классическая нотация при этом обычно оказывается непригодной: многие перкуссионисты лишены классического музыкального образования (к сожалению, в музыкальных заведениях не изучают этническую перкуссию). Кроме того, классическая нотная запись неудобна для быстрого обмена информацией, например по Интернету. Ниже мы опишем некоторые альтернативные системы записи ритмов, как хорошо известные, так и авторские, разработанные и опробованные в школе восточных барабанов Channeling. В большинстве барабанных школ принята так называемая позиционная нотация. При этом временной отрезок, на протяжении которого играется ритмический рисунок, делится на отдельные одинаковые разряды, которые соответствуют единицам дискретного времени. Каждому разряду может соответствовать определенный удар или пауза. Для обозначений ударов используются буквы латинского алфавита. Ниже мы приведем список обозначений основных ударов для дарбуки и рамочных барабанов. Эти удары следующие: d - низкий удар правой рукой, t - высокий удар правой рукой, k - высокий удар левой. Если удар акцентированный, то он обозначается заглавной буквой. Для обозначения паузы используется прочерк. Записанный ритмический рисунок удобно ограничивать тактовыми чертами, чтобы отделить его от остального текста (таким же способом можно отделять такты в записи композиций). Таким образом, запись ритма представляет собой последовательность букв и прочерков, например: |d---T-k-d---tktk| (это запись традиционного арабского ритма Муноджот). Если ритм очень длинный, то лучше считать его состоящим из нескольких тактов:

|d--KtkT--Ktkd--T--|d--KtkT--KtkTktKtk| (Болеро). Иногда поверх основной записи ритмического рисунка ставится счетная линейка, в которой цифрами обозначены номера основных долей, а знаками плюс и минус - мелкие доли. Для вышеприведенной записи Муноджота эта линейка выглядела бы следующим образом:


|1-+-+-+-2-+-+-+-|. Это означает, что ритм Муноджот должен играться на два счета, а не на четыре, как могло бы показаться, исходя только из его записи. Иногда счетную линейку совмещают с записью самого ритма, при этом чтение ритмического рисунка значительно облегчается, так как чередующиеся четные и нечетные разряды облегчают счет долей. Запишем таким способом Муноджот: |d-+-t-k-d-+-tktk|. Позиционная нотация наглядна и удобна для начального обучения, но практически непригодна для записи сложных ритмических рисунков, в которых длинные паузы сменяются сериями из быстрых ударов, потому что при этом возникают длинные цепочки из прочерков, сильно затрудняющие восприятие структуры ритмического рисунка. Вот, например, как будет выглядеть типичная вариация с трелями из арабских композиций:

|tktkt-------------------tktkt---tktkt---------------------------|.

Можно усовершенствовать позиционную запись путем введения дополнительных обозначений, которые позволяют сделать запись ритмов значительно более компактной. Больших успехов в этой области добился педагог школы Channeling Сергей Кузнецов.

Еще один подход в деле усовершенствования позиционной нотации был предпринят автором этой статьи, который на основе древнеарабской системы записи ритмов разработал так называемую модульную нотацию. Она позволяет компактно записывать ритмы любой сложности, причем, когда это нужно, с подробным указанием аппликатуры. Модульная система записи является как бы промежуточной между позиционной и классической нотной. Описание этой системы лучше всего начать с примера. Рассмотрим среднеазиатский ритм байрам:

|t-k-t-k-t-k-d---t-k-t-k-d---d---tktkT---tktkd---T-----k-d---d---|. Разобьем его на 16 равных частей:

|t-k-|t-k-|t-k-|d---|t-k-|t-k-|d---|d---|tktk|T---|tktk|d---|T---|--k-|d---|d---|. Теперь будем рассматривать каждую часть как самостоятельный ритмический рисунок. Понятно, что при этом почти все части можно "сжать" без потери информации, поскольку мы знаем что они имеют одно и то же количество мелких долей, в данном случае четыре: |t-k-| можно превратить в |tk|, сжав эту часть в два раза; |d---| - в |d|, сжав в 4 раза, |--k-| - в |-k|, сжав в 2 раза, |T---| - в |T|, сжав в 4 раза. Только |tktk| останется без изменений. Теперь перепишем Байрам, выписывая полученные сжатые части и отделяя их друг от друга точками:


|tk.tk.tk.d.tk.tk.d.d.tktk.T.tktk.d.T.-k.d.d|. Это и будет модульной записью Байрама, в данном случае линейной модульной записью. При этом ритм разбивается на равные по длительности части - модули - и при исполнении каждый модуль играется медленнее относительно неизменяемого модуля (в нашем случае это |tktk|) в то число раз, в которое мы сжимали соответствующую часть. В данном случае первые три модуля играются в два раза медленнее, четвертый - в четыре раза медленнее и т. д. Процесс построения модульной записи ритма - процесс творческий - один и тот же ритм можно записать по-разному. Вышеприведенный ритм Байрам можно было бы записать, например, и так:

|tktk.tkd-.tktk.dd.tktkT---.tktkd---.T--k.dd|. Но все-таки первая запись предпочтительнее, поскольку она нагляднее. На занятиях по дарбуке и рамочным барабанам в школе Channeling, в рукописных конспектах уроков, которые выдаются ученикам, вместо линейных модулей, ограниченных точками, часто используются столбики, в которых буквы читаются сверху вниз (таким образом, отпадает необходимость использования точек). Такой способ записи, который мы назовем матричной модульной записью, очень нагляден: столбик (его высота обычно ограничена 2-мя - 3-мя разрядами) воспринимается как одно целое, ученик видит структуру ритмического рисунка как бы в двух измерениях. Именно так выписывались модули в древнеарабской ритмической нотации (в ней низкие звуки обозначались белыми кружочками, высокие - черными).


Вот несколько примеров такой записи для популярных восточных ритмов.


Муноджот

Позиционная запись:



Линейная модульная:



Матричная модульная:



Матричная модульная, 2-й вариант:


Во втором варианте записи столбик из четырех букв |tktk|заменяется на знак тильды I