girniy.ru 1
Адаптация детей к дошкольному учреждению



Поступление ребенка в детские ясли или сад – важный этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для ребенка обстановки, режима дня, разлукой с мамой. Это вызывает необходимость приспособления к новым условиям жизни, т.е. адаптации. Что же такое адаптация?

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, в данном случае и детскому дошкольному учреждению (ДДУ). Не все дети с этим хорошо справляются. Изменения в образе жизни ребенка часто сказываются на его психическом и физическом здоровье.

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

Критерии степени тяжести адаптации:


  • эмоциональное состояние малыша;

  • его отношение со сверстниками;

  • отношения со взрослыми;

  • сон и аппетит;

  • частота и длительность острых заболеваний.

При легкой адаптации: все показатели нормализуются как правило к 3-4 неделям.

При средней степени адаптации – к 5-6 неделям.

При тяжелой адаптации – от 2-6 мес. и более.

Адаптация определяется следующими факторами:

  1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети, хуже справляются с трудностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния и как следствие они часто болеют.

  1. Возраст ребенка на момент поступления в ДДУ.

Особенной уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период малышу очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка – способствует формированию таких важных качеств личности: как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность. Привязанность к матери начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоцианально личностных связей с близкими, особенно матерью. В 7 месяцев ребенок регулирует на уход матери отчетливым волнением, беспокойством, тревогой.


В период с 7 мес. до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с мамой становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. В 8 мес.малыш начинает бояться незнакомых взрослых, прижимается к матери – страх перед чужими длится до 1 года 2 мес. В последующие месяцы дети спокойнее воспринимают других людей. Именно в возрасте от 8 мес. до 1 года 2 мес. у ребенка обостряются и совпадают два страха – перед разной с материью и перед незнакомыми взрослыми. В этом возрасте дети особенно тяжело адаптируются к яслям и родителям следует это учесть. Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка и яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенко становится более возбудимым, ранимым, плаксивым, он чаще болеет.

Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период более привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.


  1. Факторы риска биологического и социального анамнеза

Биологические факторы:

  • заболевания матери во время беременности и родах, заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в ДДУ.

Социальные факторы:

  • неправильный режим дня ребенка;

  • недостаточный дневной и ночной сон;

  • вредные привычки;

  • неправильная организация бодрстования;

  • неумение общаться со взрослыми и детьми;

  • несформированность предметной и игровой деятельности ребенка.

Таким образом, легче всего адаптация протекает у детей, рожденных от здоровых матерей, у детей редко болеющих до поступления в ДДУ. Как правило такие дети умеют длительно, разнообразно и сосредоточено играть с игрушками, в случае затруднения упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь обращаться за помощью. Они любят вместе с воспитателем решать предметные задачи: собрать пирамидку, элементы конструктора и др. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым и ровестниками.


Нелегко привыкают к ДДУ единственные дети, дети чрезмерно опекаемые, неуверенные в себе.

В настоящее время с целью ранней социализации и адаптации детей во многих ДДУ работают группы кратковременного пребывания. Дети вместе с родителями посещают детский сад 1-2 раза в неделю, по 1,5-2часа –3 часа.

Занятия проводятся совместно:


  • дети+родители+воспитатели;

  • дети+воспитатели;

  • родители+воспитатели.

Посещая такую группу, дети знакомятся с детским садом, группой, воспитателем. Занятия с родителями позволяют заметить разницу в домашнем и «организованном» воспитании, провести коррекцию до поступлению в ДДУ. После посещения группы кратковременного пребывания дети легче адаптируются к ДДУ.

В ДДУ прием новых детей осуществляется неодномоментно. Дети поступают в детский сад по графику, не более 2-3 человек в неделю в одну группу.

Не рекомендуется вновь поступающих детей оставлять в детском саду сразу на весь рабочий день. Первые 7-10 дней ребенок остается в детском саду на 3 часа, затем время посещения постепенно увеличивается.

Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д.

Воспитатель ребенка ДДУ должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.

В выходные дни ребенок должен придерживаться режима ДДУ.

Если адаптация к ДДУ не произошла в течение 1 года, это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к врачу.

Уважаемые родители! Для того, чтобы ребнок легче привык к ДДУ, Вам нужно много потрудиться с самого рождения ребенка, выполняя все рекомендации участкового врача, мед.сестры и педагога детской поликлиники.


В поликлинике № 1 МУЗ «ГДКБ № 18» (ул.Коммунистическая, 109) проводится лекторий для родителей, чьи дети поступают в ДДУ. На лекциях Вам подскажут как облегчить адаптацию вашего ребенка, научат приемам закаливания, ознакомят с азами вакцинопрофилактики и научат, как уберечься от инфекционных заболеваний.


Желаем здоровья Вашим детям и легкой адаптации.