https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 8 9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра английского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «История языка»


для специальности – 050303 «иностранный язык»


Утвержден на заседании кафедры


английского языка

« 30 » августа 2006г.,

протоколом № 1.


Воронеж – 2006


КОМПОНЕНТЫ УМК


по учебной дисциплине «История английского языка»


  1. Выписка из Госстандарта по дисциплине.

  2. Рабочая программа (включает тематический план).

  3. Контроль знаний умений и практических навыков студентов.

  4. Конспект лекций по курсу.

  5. Глоссарий базовых терминов и понятий по курсу.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык

Квалификация учитель иностранного языка


«…ДПП.Ф.02 - История языка

Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языков. Основные этапы исторического развития изучаемого языка. Становление национального литературного языка в связи со становлением нации. Формирование системы изучаемого языка в различные исторические периоды его развития (фонетика, грамматика, лексика, графика). Литературный язык и диалекты…».


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра английского языка


Программа учебной дисциплины

«История языка»


для специальности – 050303 «иностранный язык»


Всего: 90


из них: аудиторных - 54

лекционных – 36

пратических - 18

самостоятельной работы - 54

Форма отчетности: экзамен

Составитель:

Безрукова В. В.


Воронеж – 2006



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа рассчитана на студентов второго года обучения и опирается на министерскую программу по истории английского языка для педагогических институтов.

Задача курса заключается в том, чтобы представить факты истории английского языка, как проявление общих закономерностей языковой эволюции и специфических тенденций английской языковой системы в их неразрывной связи с условиями функционирования английского языка и дать историческое обоснование основных особенностей современного английского языка, сложившихся в результате многовекового развития. Студенты должны знать не только основные исторические процессы изменений в области фонетики, морфологии, в словарном составе, но и уметь объяснить специфические черты современного английского языка с точки зрения его истории. В качестве конечной задачи курса ставит цель развивать общепедагогические умения и навыки обобщать, сравнивать, делать умозаключения (при практической работе во время, например, толкования древнеанглийского текста).

Таким образом, в результате прохождения данного курса студенты должны:

  1. Показать знание системы универсальных культурных ценностей, форм и способов их проявления в языковой картине мира и моделях поведения людей (социокультурная компетенция);
  2. Предоставить наличие знаний о языковых реалиях и квазиреалиях, языковых нормах и традициях на разных исторических этапах, что создает фундамент речевой деятельности или речевой составляющей коммуникации (лингвистическая компетенция);


  3. Овладеть знаниями о том, как социальные факторы английской и американской культур влияют на выбор лингвистических форм (социолингвистическая компетенция);

  4. Продемонстрировать способность использовать подходящие стратегии при интерпретации и анализе текстов древнеанглийского, средне- и новоанглийского периода (компетенция дискурса).



Тематический план







Наименование

разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных

СРС

всего

лекционных

практических

1

Вводная лекция

7

2

2

-

2

2

Основные характеристики германских языков.

5

4

2

2

4

3

Древнеанглийский период. Общая характеристика

5

2

2

-

3

4

Среднеанглийский период. Общая характеристика


5

4

2

2

3

5

Новоанглийский период. Общая характеристика.

5

2

2

-

3

6

Фонетика древнеанглийского периода.

8

4

2

2

4

7

Фонетика среднеанглийского периода

5

2

2

-

2

8

Фонетика новоанглийского периода

5

4

2

2

2

9

Грамматический строй древнеанглийского периода. Система имени

5

2

2

-

3

10

Местоимение, наречие и числительное древнеанглийского периода

5

4

2

2


3

11

Грамматика древнеанглийского периода. Система глагола.

6

2

2

-

4

12

Основные грамматические категории древнеанглийского глагола

5

4

2

2

3

13

Изменение в системе имени в среднеанглийском и в новоанглийском периодах

5

2

2

-

3

14

Изменение в системе глагола в среднеанглийский и новоанглийский период

5

4

2

2

3

15

Синтаксис средне- и новоанглийского периода

7

2

2

-

3

16

Словарный состав английского языка

3

4

2

2

3

17

Этимологические слои современного английского языка


6

2

2

-

4

18

Экспансия английского языка

4

4

2

2

2




ИТОГО

90

54

36

18

54



Содержание дисциплины.

Тема 1. Вводная лекция.

Цели и задачи теоркурса по истории английского языка. Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Проблемы внутренней и внешней истории языка. Сравнительно – исторический метод изучения языков: диахрония и синхрония.


Тема 2. Основные характеристики германских языков.

Древнегерманские племена и области их расселения на континенте. Классификация древнегерманских племен и германских языков. Периодизация истории английского языка. Естественно – научная, историческая и социальная стороны языка как объекта исследования.

Тема3. Древнеанглийский период. Общая характеристика.

Исторические события древнеанглийского языка (Внешняя и внутренняя история). Основные письменные памятники. Диалектная классификация письменных памятников. Фонетические и грамматические особенности древнеанглийского периода.

Тема 4. Среднеанглийский период. Общая характеристика.

Исторические события среднеанглийского периода (Внешняя и внутренняя история). Становление национального литературного языка в связи со становлением нации. Фонетические и грамматические особенности среднеанглийского периода. Словарный состав.


Тема 5. Новоанглийский период. Общая характеристика.

Исторические события новоанглийского периода (Внешняя и внутренняя история: ранне- и поздний новоанглийский период). Установление литературной нормы. Географическое распространение английского языка в 17-20 вв. Фонетические и грамматические особенности. Словарный состав.

Тема 6. Фонетика древнеанглийского периода.

Система гласных: гласные долгие и краткие, дифтонги. Система согласных. Позиционные варианты согласных фонем. Закон Вернера. Закон Гримма. Закон Ротацизма. Фонетические явления древнеанглийского периода: преломление, перегласовка, удлинение и стяжение гласных.

Тема 7. Фонетика среднеанглийского периода.

Образование нейтрального гласного, шипящих фонем, стяжение древнеанглийских дифтонгов. Появление новых гласных монофтонгов, изменение ритма слова. Система орфографии в средний период. Влияние французской графики.

Тема8. Фонетика новоанглийского периода.

Фонетические явления новоанглийского периода. Отпадение неударного [ə]. Выпадение гласных в промежуточных слогах. Озвончение глухих щелевых согласных. Слияние[j] с предшествующими согласными. Отпадение согласных в начале слова. Влияние зрительного образа слова на произношение.

Тема 9. Грамматический строй древнеанглийского периода. Система имени.

Имя существительное, его грамматические категории: род, число, падеж. Древняя именная классификация по основам и ее распад в английском языке древнего периода. Развитие омонимичных падежных форм. Типы образования множественного числа существительного и их отражение в современном языке.

Имя прилагательное. Два типа склонения имен прилагательных – местоименное и именное: согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже. Степени сравнения прилагательных.

Тема 10. Местоимение, наречие и числительное древнеанглийского периода.


Личные местоимения и их грамматические категории. Указательные местоимения и их специфика. Возникновение притяжательных местоимений. Первичные и вторичные наречия. Степени сравнения наречий. Числительное. Количественные и порядковые числительные.

Тема 11. Грамматика древнеанглийского периода. Система глагола.

Глагол. Две системы глаголов: глаголы с чередованием (сильные) и глаголы с суффиксацией(слабые). Спряжение глаголов. Претерито-презентные глаголы и их морфологические особенности и семантика. Супплетивные глаголы.

Тема 12. Основные грамматические категории древнеанглийского глагола.

Категория времени: настоящее и прошедшее время. Проблема аналитических форм глагола. Зачатки сложных глагольных форм: перфекта будущего, категории вида. Синтаксический строй. Порядок слов в утвердительном предложении. Выражение синтаксических связей в предложении. Выражение главных членов предложения. Роль предлогов в выражении синтаксических связей в предложении.

Тема 13. Изменение в системе имени в среднеанглийском и в новоанглийском периодах.

Имя существительное. Завершение распада именной классификации по основам. Способы выражения множественного числа имен существительных.

Имя прилагательное. Унификация двух типов склонения. Исчезновение согласования в роде, числе, падеже с существительным.

Местоимение. Переход к двухпадежной системе склонения личных местоимений. Образование двух типов указательных местоимений. Становление артиклей. Дальнейшее развитие наречий и числительных в средне- и новоанглийский период.

Тема 14. Изменение в системе глагола в среднеанглийский и новоанглийский период.

Начало разрушения системы сильных глаголов. Унификация системы слабого глагола по диалектам. Наклонение: употребление сослагательного наклонения. Страдательный залог. Зарождение категории состояния. Развитие системы аналитических форм. Модальные слова. Предлоги и послеслоги.


Тема 15. Синтаксис средне- и новоанглийского периода.

Простое и сложное предложение. Способы выражения синтаксических связей. Изменения в системе отрицания. Развитие устойчивых словосочетаний. Возникновение герундия. Инфинитив и причастие. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Безличные и личные обороты.

Тема 16. Словарный состав английского языка.

Пути обогащения словарного состава: переосмысление старых слов, образование новых слов с помощью аффиксации и словосложения. Проблемы деривации.

Тема 17. Этимологические слои современного английского языка.

Исконная лексика. Слова общеиндоевропейского и общегерманского происхождения. Иностранный элемент в лексике английского языка. Этимологические дублеты.

Тема 18. Экспансия английского языка.

Гибридные языки. Интернациональные слова. Устойчивость диалектных форм в литературном языке.




Список рекомендуемой литературы


Основная литература:

  1. Ильиш Б.А. История английского языка.

Учебное пособие /Б. А. Ильиш.-

М. : Высшая школа, 1968.- 405 с.

  1. Иванова И.П. История английского языка.

Учебное пособие / И. П. Иванова, Л. П. Сахоян.-

М. : Высшая школа, 1976. – 319 с.

  1. Аракин В.Д. История английского языка.

Учебное пособие / В. Д. Аракин,

М. : Астрель, 2004.- 286 с.

Дополнительная литература:

  1. Расторгуева Т.А. История английского языка.

Учебное пособие / Т. А. Расторгуева,

М.: Астрель, 2002. – 352 с.

  1. Матвеева Е.А. История английского языка.

Хрестоматия / Е. А. Матвеева. –

М. : Тезаурус, 2006.- 102 с.
  1. Иванова И.П. Практикум по истории английского языка / И. П. Иванова, Л. П. Чахоян, Т. М. Беляева. – Санкт - Петербург: Авалон, 2005.-192 с.


  2. Арсеньева М.Г. Введение в германскую филологию. Учебное пособие/ М. Г. Арсеньева, С. П. Балашова, В. П. Берков, Л. Н. Соловьева. – М.: Флинта, 1990.

  3. Гарская Л.В. Методическая разработка по организации изучения развития английского языка в древний период(ⅴ-ⅹⅴвв) по курсу истории английского языка. – Воронеж: ВГПИ, 1990.-21 с.

  4. Baugh A. A History of the English Language/ A. Baugh, Th. Cable. – New York, 1978

  5. Williams J. M. Origins of the English Language,

  6. A Social and History. New York, 1975



Вопросы к экзамену


  1. Предмет истории английского языка и его место в общей системе подготовки будущего специалиста

  2. Задачи курса истории языка и понятие о законах развития языка.

  3. Сравнительно-исторический метод, как основной метод, используемый в курсе истории языка.

  4. Проблема периодизации истории английского языка.

  5. Письменность древнеанглийского периода.

  6. Фонетический строй древнеанглийского периода.

  7. Система имени существительного древнего периода. Типы склонения: сильное склонение, слабое склонение, корневые основы.

  8. Система имени прилагательного. Типы склонения имен прилагательных: сильное склонение, слабое склонение.

  9. Степени сравнения прилагательных.

  10. Система местоимений древнего периода: личные местоимения и возникновение притяжательных местоимений.

  11. Указательные местоимения и другие разряды местоимений в древний период.

  12. Система древнеанглийского глагола. Классы сильных глаголов.

  13. Классы глаголов с суффиксацией. Спряжение древнеанглийского глагола.

  14. Претерито – презентные и супплетивные глаголы в древнеанглийском языке.

  15. Характеристика древнеанглийской глагольной системы.

  16. Синтаксис древнеанглийского периода.

  17. Словарный состав древнеанглийского периода.


  18. Словообразование в древнеанглийском периоде.

  19. Заимствование слов в древнеанглийский период.

  20. Образование английского национального языка.

  21. Письменность среднеанглийского периода. Влияние французской графики на английскую орфографию.

  22. Фонетические явления в среднеанглийский период.

  23. Образование новых гласных, согласных и дифтонгов. Монофтонгизация древнеанглийских дифтонгов.

  24. Морфологические изменения в системе имени существительного и имени прилагательного.

  25. Морфологические изменения в системе местоимений в средний период. Появление новых разрядов местоимений.

  26. Начало разрушения системы слабых глаголов.

  27. Унификация системы слабых глаголов.

  28. Развитие личных окончаний глагола и развитие системы аналитических глагольных форм в средний период.

  29. Среднеанглийский синтаксис.

  30. Характерные черты словарного состава среднеанглийского периода. Лексическое влияние скандинавских диалектов.

  31. Заимствования из французского языка.

  32. Изменения в системе аффиксации. Словосложение.

  33. Образование английского языка в новоанглийский период.

  34. Фонетический строй новоанглийского периода

  35. Появление новых фонем в новоанглийский период

  36. Морфологические изменения в системе существительных.

  37. Глагол в новоанглийский период

  38. Новоанглийский синтаксис

  39. Пополнение словарного состава английского языка путем словообразования.

  40. Заимствования из различных языков.



Содержание работы на семинарских занятиях


Первая часть каждого семинарского занятия посвящена тестовому контролю за усвоением программного теоретического материала. Теоретический материал построен на основе исторической периодизации. В нем выделены древне- , средне- и новоанглийский периоды. Периодизация дает наибольшие возможности показать развитие языка во всех его многосторонних связях. Наряду с изложением основных вопросов исторического развития английской фонетики, морфологии и лексики даются краткие сведения о происхождении английского языка, а также описываются важнейшие события из истории английского народа в связи с теми иноязычными влияниями, которым подвергался английский язык в процессе своего исторического развития.



Вторая часть каждого семинарского занятия посвящена практической работе – анализу аутентичного текста соответствующего исторического периода с точки зрения его фонетических, грамматических и этимологических особенностей.

Семинары разбиты на блоки, соответствующие периодам истории английского языка. Заключительный семинар содержит тест (в виде контрольных вопросов), позволяющий провести оценку усвоения материала.


В результате изучения курса истории языка студенты должны:

- знать цели и задачи данной дисциплины, понять развитие языка, его законы;

- уметь анализировать практический материал (тексты прозаического и поэтического характера) с точки зрения закономерностей развития словарного состава, грамматического строя и фонетической системы на всем протяжении развития языка, начиная с древнего периода;

- уметь пользоваться словарем, содержащим необходимые сведения структурного и этимологического характера в отношении всех языковых единиц, содержащихся в текстах семинаров, и позволяющим проводить их анализ и выполнять другие практические задания семинаров;

- научиться понимать исторические процессы, происходившие в языке на всем протяжении его развития в связи с историей общества, отвечать на вопросы преподавателя и учащихся, возникающие в связи со спецификой изучения данного языка.

Темы для обсуждения

Семинар 1.


  • Предмет истории языка

  • Основные законы истории языка

  • Сравнительно-исторический метод изучения языков

  • Ранняя история Британских островов

  • Проблемы периодизации

  • Классификация германских языков и племен

  • Завоевание Британии германцами

  • Римское завоевание

  • Англосаксонское завоевание

  • Образование англосаксонских королевств
  • Древнеанглийская письменность (алфавиты и памятники)

  • Лексика древнеанглийского периода


следующая страница >>