girniy.ru 1

Формирование профессиональной направленности на уроках технологии

Субъектная позиция

Личностное развитие учащихся


Трусова Н.Ф.

ГУ «Средняя общеобразовательная

разноуровневая многопрофильная

школа №37»

РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


В условиях глобализации и технологизации происходит постоянное изменение рынка труда, появляются и осваиваются новые профессии, изменяются требования, предъявляемые к профессиограммам специалистов. В связи с этим актуализируются проблемы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности, профилизации системы образования.

Выбор профессии – это процесс, состоящий из разных этапов, продолжительность которых зависит от внешних и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Несомненна сложность процесса профессионального самоопределения. Это подтверждается и тем, что в научно-педагогической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс.

Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметом исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и её объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъектов труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. Однако этот взгляд недооценивает активное начало личности выбирающего.

Существует еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее. Исходя из этих позиций, в качестве фактора выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни[1].


Опираясь на две эти позиции, на уроках технологии, на наш взгляд, возможно активное развитие субъектности учащихся через профессиональное самоопределение.

По своей сути уроки технологии всегда осуществляли некую профессиональную направленность и реализовывали конечную цель образовательной системы - подготовить ребенка к жизни. В современных условиях, на наш взгляд, подходы в обучении технологии должны быть переориентированы на процесс самоопределения личности, развития субъектных качеств личности, её ценностных и профессиональных ориентаций.

Субъектная позиция - это совокупность системы базовых целей и ценностей человека, осознанно и ответственно реализуемой им в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с другими, а также способов ее реализации.

Следовательно, отличительными признаками субъектной позиции являются:


  1. наличие собственных базовых целей и ценностей;

  2. осознанность;

3) ответственность, настойчивость;

4) наличие адекватных базовым целям и ценностям человека средств и способов их реализации;

5) проявление в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми.

Субъектность можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями.

Субъектность проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности.

Поэтому развитие ученика как субъекта образовательного процесса через формирование профессиональной ориентации на уроках технологии требует от учителя, на наш взгляд, прежде всего реализации нескольких факторов:

1.Создания среды для благоприятного интеллектуального, эмоционального и коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, утверждение диалога как формы и средства обучения и воспитания.


2.Ориентации на личностные, интеллектуальные и профессиональные качества, которые будут необходимы в жизни; создания условий для развития тех сторон личности старшеклассников, которые позволят им в дальнейшем решать нестандартные жизненные задачи.

3.Профориентационного обеспечения поддержки старшеклассников в условиях осуществления выбора.

Данные факторы, на наш взгляд, полностью могут быть реализованы через уроки технологии в классах коррекционно-развивающего обучения, где количество часов технологии базового и вариативного блока достаточно велико и приоритеты отданы именно практической направленности обучения.

Нами накоплен достаточный опыт работы с детьми, имеющими задержку в психическом развитии. Дети данной категории обучаются в школе до 9 класса, поэтому и для них профессиональное самоопределение является особенно актуальным. Исходя из этого, важность субъектной позиции в процессе профессионального самоопределения является неоспоримой.

Педагогические исследования показывают, что наиболее уверены в выборе профессии молодые люди именно 14-15 лет. В этом возрасте выбор осуществляется на основе оценки собственных желаний. Молодых людей не смущает отсутствие знаний и личностных качеств. Они готовы их приобрести и развить. Молодежь постарше, т.е. в 10-11 классе, уже утратила это время и определяет свой профессиональный выбор по имеющимся критериям. Можно утверждать, что ранняя профессиональная ориентация, проводимая среди подростков13-14 лет имеет больший эффект и результативность. Это подтверждается и синдромом сомнения в профессиональном выборе, который прослеживается у 10-15% старшеклассников и студентов-первокурсников [1].

Проведенные нами исследования учащихся 9-х классов коррекционно- развивающего обучения позволили пронаблюдать следующее:


  1. 27% могут сформулировать цель своей жизни, обозначить жизненные перспективы.
  2. 46% учащихся имеют устойчивую мотивацию в профессиональном самоопределении.


  3. 53% - уже определились с профессиональной направленностью, 30% из которых выбирают профессии повара, кондитера, официанта, швеи.

Все вышеперечисленное обусловило выбор тема нашей ОЭР: развитие ученика как субъекта образовательного процесса через формирование профессиональных качеств на уроке технологии в условиях разноуровневой многопрофильной школы.

В своей деятельности мы используем технологию профессиональной ориентации школьников, предложенную Е.А. Климовым [1]. На основании данной технологии процесс профессионального самоопределения строиться через развитие и формирование


интереса

склонностей

способностей

профессиональной

направленности.

Результативность данного процесса будет зависть и от выбранных учителем подходов, принципов обучения, и от методов, форм, видов деятельности на уроке. Конечно, и от самого содержание обучения, зависит, насколько учащиеся будут активно осваивать предмет. Поэтому, работая в классах КРО, мы стараемся внести больше практической направленности в содержание курса, подобрать такие методы, технологии обучения, которые бы стимулировали процесс формирования субъектности личности.

Прежде всего, это интерактивные способы обучения: ролевые и имитационные игры, конкурсы, круглые столы и т.д. Так при изучении кулинарии открываем работу творческих мастерских, профессиональных лабораторий, изучая швейное дело, организуем работу дизайнерского агентства, дома моделей и мн. др.

Большой интерес у учащихся вызывает участие в творческих конкурсах, выставках, позволяющих реализовать личностные особенности. Кто-то выбирает конкурсы флористики «Осенний поцелуй», «Вальс цветов», а кому-то ближе конкурсы «Плюшки-булочки», «Диет-фантазии».


Овладеть основами исследовательской деятельности позволяет использование на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов. Созданные проекты учащихся «Наш школьный двор», «Мой дом», «Улица красоты» позволяют приобщить старшеклассников к дизайнерской деятельности, увидеть мир профессий новым взглядом.

Таким образом, проблема развития субъектности учащихся через профессиональное самоопределение широка и многогранна и требует детального дальнейшего изучения и поиска путей её реализации на уроках технологии.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Глобус,2006.-256 с.

  2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательского и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.- 91 с.

  3. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005. -144 с.

  4. Коррекционная педагогика (основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии) / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1998.