https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Наименование детского сада _____детский сад №14________________

ФИО __Каримбаева Дина Амангалиевна_________________________

Должность ____логопед_________________________________________

Стаж работы ______2 года_______________________________________

Категория ___нет_______________________________________________

Тема _Одежда_________________________________________________

Возрастная группа _____подготовительная к школе группа_________

Конспект логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме "Одежда".




Коррекционно-образовательные цели:

  1. Расширить и активизировать словарь по теме.

  2. Совершенствовать грамматический строй  речи:

- учить согласовывать существительные по родам;

- упражнять детей в образовании относительных прилагательных;

- учить составлять распространенные предложения;

- учить составлять описательные рассказы.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия,

речевого слуха и фонематического воспри­ятия,

памяти,

тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, разрезные картинки с изображением одежды, мнемотаблицы – бланки индивидуальные, образцы тканей, конверты с заданиями, мнемодорожки для составления предложений, мнемотаблица стихотворения, мнемотаблица для составления описательных рассказов, рисунки смешариков для самооценки.



Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем.

Я желаю, чтобы уши слушали внимательно.

Я желаю, чтобы глаза все видели.

Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась.

Я желаю, чтобы рот говорил красиво.

Я желаю, чтобы руки писали аккуратно.

Я желаю, чтобы тело было здоровым.

Я желаю всем счастья!


  1. Сообщение темы занятия.

Задание: собрать разрезную картинку, назвать детали одежды.

- Ребята сегодня утром я проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от смешариков и даже одну посылку. Давайте посмотрим о чем они нам пишут? Первое письмо от Кроша – зайчика.

Здравствуйте ребята! Мне рассказали, что вы очень умные и воспитанные. Но я им не поверил, поэтому мы с друзьями придумали для вас разные задания. Первое из них в конвертах, которые лежат у вас на столах.

- Ребята, откройте конверты и соберите предмет из частей. Что же это?

Дети работают в парах, собирают из деталей предметы одежды: куртку,платьеу, пиджак. Называют детали.

- Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

– Об одежде.












- Ребята с первым заданием мы справились, давайте смотреть дальше.

  1. Составление предложений, с использованием качественных прилагательных.


- Следующее письмо пришло к нам от Ёжика.

Здравствуйте ребята. Я очень люблю шить, иногда друзья называют меня ёжик портной. Они говорят, что у меня так хорошо получается шить, что мне следовало бы открыть свое ателье. А пока я шью просто для друзей. Откройте посылку от меня и найдите какую одежду и из чего я сшил для своих друзей.

- Ребята, ёжик прислал вам разные образцы материалов, и таблички (мнемодорожки).

Дети по одному достают из посылки квадраты с образцами материалов, называют их и вставляют их в соответствующие пустые квадраты мнемодорожек, составляют предложения.

Ёжик сшил Кар-карычу трикотажную футболку.

Ёжик сшил Крошу меховую шубу

Ёжик сшил Барашу шерстяной жилет.

Ёжик сшил Лосяшу кожаную куртку.

Ёжик сшил Совунье льняную юбку.

Ёжик сшил Нюше шелковое платье.








  1. Физкультминутка.

а ) Развитие дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции
Шитье одежды
.
Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик.
Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».



б) Психогимнастика
Оживление предметов

Представить себя большой меховой шубой; потерянной варежкой; и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс — это змея, а меховая рукавичка мышонок. Каковы будут ваши действия?


  1. Игра «Письмо от Нюши»
    Рассказывание стихотворения по мнемотаблице


- Ребята мы отдохнули, а теперь давайте прочитаем следующее письмо. Третье письмо пришло нам от Нюши.

Здравствуйте ребята. Ёжик сшил мне такое красивое шелковое платье, что мне самой захотелось научиться шить и я попросила Ёжика научить меня кроить и шить. Прочитайте стихотворение, которое я сочинила и вы узнаете, что и для кого я научилась шить.

- Послушайте, я прочитаю стихотворение Нюши.

- Давайте вместе его прочитаем.

- Кто хочет прочитать все письмо полностью?

























!











И












Я рубашку сшила мишке

Я сошью ему штанишки

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

З. Александрова





6) Составление рассказа описания по мнемотаблице.

Четвертое письмо от Копатыча - медведя.

Ребята вы уже наверное выполнили много легких заданий. Все знают, что я самый умный из моих друзей смешариков, много знаю, а вы?

Я прислал вам таблицу в помощь, чтобы вы могли сами рассказать о своей одежде.









  1. Цвет

  2. Детали

  3. Абрис с вопросом.

  4. Зима, лето

  5. Женщина, мужчина, ребенок

  6. Рука

какого цвета одежда

назови детали одежды


из какого материала сшита

для какого времени года одежда

мужская, женская или детская одежда

что можно делать с одеждой.



Для сильной подгруппы детей раздаются чистые шестиклеточные бланки-таблицы. Ребенок выбирает определенный предмет одежды. Логопед на доске по одному полю за­полняет пустые ячейки мнемотаблицы. Ребенок рисует на собствен­ном бланке. Таким образом, каждый ребенок запол­няет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить рассказ-описание о любом предмете одежды. Дети среднего и низкого уровня составляют рассказ совместно с учителем.





Пример.

У меня есть сарафан красного цвета. У сарафана есть рукава, пояс, карман. Сарафан сшит из шелка, он шелковый. Сарафан носят летом, это летняя одежда. Сарафан носят только женщины и девочки, это женская одежда. Сарафан можно примерить, купить, одевать, постирать и погладить.


  1. Мимические упражнения
    Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль


У нас осталось одно письмо, пятое от Совуньи.

Здравствуйте, дорогие дети. Теперь мы с друзьями не сомневаемся, что нам сказали правду про вас, вы действительно умные и воспитанные, много знаете об одежде и хорошо ведете себя на занятии, а сможете ли вы показать мои эмоции если:

Я купила новую одежду, удивилась необычному наряду, восхищаюсь новым костюмом Кроша, печалюсь, нечаянно порвав одежду.


  1. Итог занятия.

- Чьи задания мы выполнили сегодня?

- Кроша, Ёжика, Нюши, Копатыча и Совуньи.

- Оцените себя и встаньте рядом с лентами:

короткая – означает, что уши и глаза были менее внимательны, рот допускал ошибки, а длинная означает, что уши и глаза были внимательны, рот говорил красиво, ошибок почти не было.

Дети оценивают себя.