girniy.ru 1


Нестандартный урок по предмету «Информатика».


Разработка урока-конкурса «Лидер XXI века» для 8-х классов.

Учитель: Семёнова Н.И.


Цель:


  • Обеспечить повторение ранее изученного материала в ходе проведения урока-конкурса по следующим разделам «Информатика и информация», «Логические основы компьютера», «Операционная система», «Персональные компьютеры», «Структура и принцип работы компьютера»;

  • Воспитать интерес, самостоятельность, творческий подход в решении поставленной задачи;

  • Развить логическое мышление, умения классифицировать, сравнивать, обобщать. Прививать чувство коллективизма.


Тип урока: Урок-игра.


Вид урока: Нестандартный.


Используемое оборудование: ватман, доска, конверты, карточки, компьютер.


Правила игры: Из 2-х классов выбираются по 3 участника. После каждого тура по количеству набранных очков один из участников выбывает из игры. В финал выходят только два участника, которые и завершают гонку за лидерство.

Жюри выбирается из учителей информатики и математики 3 человека.


Ход игры:


I Тур. «Байга»


Правила: Участникам задаются вопросы, отвечая на которые они должны опережать своих соперников и набрать определенное количество очков. Если у одного участника ответ оказался не правильным значит ответить может другой участник.

Правильный ответ – 30 очков.

Вопросы:


1.
Это сведения об окружающем нас мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования… (Информация)

2.
Наука, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления информации… (Информатика)

3.
Это специальная программа, которая загружается при включении компьютера, и управляет работой всех его устройств… (Операционная система)


4. Назовите на какие виды делиться Операционная система… (Однозадачные, многозадачные, однопользовательские, многопользовательские)

5. Это некоторые высказывания, которые могут быть истинными или ложными…

(Суждения)

6. Логическими связками, которые описывают сложные высказывания называют…

(Логическими операциями)

7. Это табличное представление логической операции… (Таблица истинности)


8. Часть электронной логической схемы, которая реализует логическую функцию…

(Логический элемент компьютера)

9. Это электронная логическая схема, выполняющая суммирование двоичных чисел...

(Сумматор)

10. Вертикальная прямоугольная полоска, расположенная в нижней области рабочего стола… (Панель задач)


II. Тур «Великолепная шестерка».

Правила: На доске представлено шесть пронумерованных конвертов, в каждом конверте по три вопроса. Вопросы расположены по сложности и оцениваются также.

1 – 20 очков

2 – 30 очков

3 – 40 очков

Начинает участник у кого больше набрано очков за 1 тур. Участники выбирают номер конверта и номер вопроса, если участник не смог ответить на выбранный вопрос, у остальных участников есть возможность сказать правильный ответ и заработать дополнительные очки. По окончанию этого тура 1 участник, набравший наименьшее количество очков покидает игру.


Вопросы:

Конверт 1:


  • Наука о формах и законах человеческого мышления и, в частности, о законах доказательных рассуждений. (Логика)

  • Соединение двух простых высказываний А и В в одно составное с помощью союза ИЛИ, называется … Привести пример. (Дизъюнкцией).

  • На выпускной вечер Наташа надела красное платье. Таня была не в черном, не в синем и не в голубом. У Оксаны – два платья: черное и синее. У Нади есть и белое, и синее. Ольга имеет платья всех цветов. Определите, какого цвета платья надели девушки, если на вечере все были в платьях разного цвета.


(Наташа – красное, Таня – белое, Оксана – черное, Надя – синее, Ольга – голубое).


Конверт 2:

  • Это специальная компьютерная программа, обычно малая по размеру, которая способна «размножаться» и «заражать» другие программы… (Компьютерный вирус)

  • Это электронная схема, широко применяемая в регистрах компьютера для надежного запоминания одного разряда двоичного кода… (Триггер)

  • У бабушки 4 внука. Каждый из них знает один язык и занимается одним видом спорта. Антон не знает арабского и не играет в футбол. Вадим занимается плаванием. Максим не знает немецкого, английского и не занимается ни хоккеем, ни баскетболом. Алексей не занимается хоккеем, футболом и говорит по-немецки. Пловец говорит по-арабски и не знает французского.

(Антон – хоккей, англ., Вадим – плавание, араб., Максим – футбол, франц., Алексей – баскетбол, немец.)


Конверт 3:

  • На какие основные группы делятся вирусы? (загрузочные, файловые, загрузочно-файловые, драйверные, сетевые)

  • Процесс преобразования информации в файле, который приводит к уменьшению объема памяти хранения. (Сжатие информации)

  • Даша хотела бы играть на пианино или флейте. Саша – на трубе или на гитаре. Маша – на гитаре или барабане. Миша – на флейте и на трубе. Маленький Яша только на барабане. Может ли их мама так раздать имеющиеся в семье музыкальные инструменты, чтобы довольны были все дети.

(Даша – пианино, Саша – труба, Маша – гитара, Миша – флейта, Яша – барабан)



Конверт 4:


  • Назвать основные виды программ архиваторов… (ARG, WINRAR, WINZIP)

  • Это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные , естественные для себя среды: звук, видео, графику. (Средства мультимедиа)

  • В семье четверо детей – 5, 8, 13 и 15 лет. И имена – Аня,, Боря, Валя и Галя. Одна из девочек ходит в детский сад. Аня старше Бори, Сумма возрастов Ани и Вали делится на три. Сколь лет Боре? (Аня – 13, Боря – 8, Валя – 5, Галя – 15)


Конверт 5:

  • Соединение двух простых высказываний А и В в одно составное с помощью союза И называется… Привести пример. (Конъюнкция)

  • Назовите основные типы антивирусных программ. (Программы-детекторы, Программы-доктора, Программы-ревизоры, Программы-фильтры)

  • Друзья X, Y, Z, U, V должны поехать в разные города А, Б, В, Г, Д, Е. При этом: Х может ехать только в А, Б, Д; Y может ехать только в Б и Г; Z может ехать только один и только в В; U не может ехать вместе с Y; V может ехать только с Х или Z, но не в Д. В каком городе мог быть каждый из них, если оказалось, что они не были ни в одном городе? (Х-А, Y-Г, Z-В, U-Е, V-Б)


Конверт 6:

  • Операционные системы, позволяющие человеку заниматься в каждый момент на компьютере только одним делом, т. е. решать только одну задачу…

(Однозадачные)

  • Из каких трех устройств состоит Микропроцессор? (Арифметико-логическое устройство, устройство управления, регистры памяти).

  • Петя, Миша, Ваня, Коля и Дима должны одновременно поехать в города Нальчик, Москва, Серпухов, Тольятти, Норильск. При этом:

- Петя должен ехать только в Нальчик, Москву или Норильск;

- Миша должен ехать только в Москву или Тольятти;


- Ваня должен ехать только в Серпухов или Тольятти;

- Коля может ехать в любой город;

- Дима не может ехать вместе с Ваней или Петей в Москву.

В коком городе мог быть каждый, если оказалось, что они не нарушали ни одного из этих условий? (Петя-Норильск, Миша-Тольятти, Ваня-Серпухов, Коля-Нальчик, Дима-Москва)


После окончания 2 тура двое участников набравших наименьшее количество очков покидаю игру. В 3 туре остается 4 участника.


III. Тур «Тематика»

Правила: На доске расположены три темы «Операционная система», «Персональные компьютеры», «Структура и принцип работы компьютера», под каждой темой находится по одному конверту, в которых находится по три вопроса. Игру начинает участник у кого по окончанию двух туров наибольшее количество очков. Участники выбирают тему и вопрос, если ответ был не верен, то на этот вопрос могут ответить другие участники и заработать себе дополнительные очки. За каждый правильный ответ по 30 очков.


Тема 1 «Операционная система»:


  • Способ общения пользователя с ПК через командную строку называется…

(Командный интерфейс)

  • Программы появляющиеся на экране монитора во время бездействия компьютера… (Заставка)

  • Назовите основные признаки появления вирусов… (1. Прекращение работы или неправильная работа ранее успешно функционировавших программ; 2. Медленная работа компьютера; 3. Изменение размеров файла; 4. Исчезновение файлов и папок или их искажение)


Тема 2 «Персональные компьютеры»:

  • По своему назначению вычислительные машины делятся на… (Большие ЭВМ, Мини ЭВМ, Микро ЭВМ, ПК)
  • Перечислите основные компоненты, которые должны содержаться в современных ПК… (Системная плата, процессор, память, жесткий диск, видеоадаптер, монитор, накопители CD-ROM, CD-R, DVD-ROM)


  • На какие три группы делятся ПК по назначению? (Бытового назначения, Общего назначения, Профессионального назначения)


Тема 3 «Структура и принцип работы компьютера»:

  • Из каких трех устройств состоит Микропроцессор… (Арифметико-логическое устройство, устройство управления, регистры памяти).

  • Какие два вида запоминающих устройств содержит Внутренняя память ПК…

(ПЗУ, ОЗУ)

  • Какие устройства относятся к устройствам ввода, а какие к устройствам вывода информации… (клавиатура, сканер, мышь, сенсорные экраны, принтер, графопостроитель)

По окончанию 3 тура двое участников набравшие наименьшее количество очков покидают игру. В 4 тур переходят два участника.


IV. Тур «Сделай сам»

Правила: В этом туре 2 лидера борются за победу с помощью компьютера. Участникам предлагаются карточки, причем одинаковые с изображением схемы автофигур, которые они должны изобразить на компьютере за определенное время. Работа оценивается жюри. Кто быстрее и аккуратнее закончит схему, тот получает дополнительные 30 очков.


Пока наши участники занимаются выполнением задания. Мы проведем игру со зрителями, которая даст вам возможность помочь вашим фаворитам заработать дополнительные очки.


Игра со зрителями.


Правила: Из болельщиков сидящих в зале приглашаются желающие помочь дополнительными очками своим фаворитам. Так как финалистов у нас осталось двое, то и зрительских команд формируется две. Каждой команде дается задание:


Задание 1. Командам раздаются отдельные буквы из которых они должны собрать слово или фразу, связанную с информатикой. Какая команда быстрее это сделает, та и приносит своему фавориту дополнительные 30 очков.

Задание 2. Командам раздается карточка, которая содержит следующее задание: «Одна девушка поссорилась со своим другом, она очень хочет с ним помирится, но для этого ей необходимо расшифровать текст записки, которую он ей прислал. Известно только, что друга зовут Саша. Помогите девушке». Вот эта записка: «14252725131042 104022192910, 181012292710 12282927152919232842 12 122528152339 121534152710 30 291510292710. 28103510.” Для того, чтобы решить эту задачу вам нужно вспомнить кодирование информации.


Ответ: “Дорогая Аэлита, завтра встретимся в восемь вечера у театра. Саша». Правильно расшифровавшей записку команде присваивается 30 очков, которые они отдают своим финалистам.


Задание 3. Каждой команде раздается кроссворд, который они должны разгадать. Какая команда закончит первая, та и зарабатывает очки.



1о

2б

р

а

б

о

т

к

а




























л






















3ч























о



















7т

е

к

с

т

о

в

а

я




4к

о

5м

п

ь

ю

т

е

р































е
















т




















6п

р

и

н

т

е

р







е































ю













8д

ж

о

й

с

т

и

к







По горизонтали:

1 – Информационный процесс;

4 – Другое название ЭВМ;

6 – Устройство вывода информации;

7 – Один из видов информации;

8 – Устройство ввода информации.


По вертикали:

2 – Часть текста;

3 – Графическая информация;

5 – Список команд, который можно выполнить.




V. Тур «Гонка лидеров».

Правила: Один из участников удаляется из аудитории, а оставшийся отвечает на 15 вопросов за 30 секунд. Чем больше правильных ответов он даст, тем большее очков наберет. Затем в зал приглашается второй участник и процесс повторяется. По окончанию тура жюри подсчитывает очки и итог. Лидером игры становится тот, у кого набрано большее количество очков за игру.


Подведение итогов: Награждение лидера дипломом и призами.


Вопросы:

1. Способ общения пользователя с ПК? (Интерфейс)

2. Процессор обрабатывает информацию, представленную в… (двоичном коде)

3. Процесс сжатия информации в файле. (Архивация данных)

4. Ядро системы? (Системная плата)

5. Двигатель компьютера? (Процессор)

6. Самый главный носитель информации в системе? (Жесткий диск)

7. Как расшифровывается ПЗУ и ОЗУ? (Постоянно-запоминающее устройство, Оперативно - запоминающее устройство)

8. Команда настройки фона Рабочего стола. (Пуск –Настройки -Панель управления -Экран)

9. Процесс восстановления файлов из архива. (Разархивация)

10. Назовите свойства информации… (точность, надежность, скорость)

11. Высказывания, которые могут быть истинными или ложными. (Суждения)

12. Назвать три логических операции. (И, ИЛИ, НЕ)

13. Наука о формах и законах человеческого мышления и, в частности, о законах доказательных рассуждений. (Логика)

14. Назвать основные виды программ архиваторов… (ARG, WINRAR, WINZIP)

15. Наименьшая единица измерения информации (Бит)



С



хема









Продолжение