girniy.ru 1 2 3 4



Стратегический план
управления предпринимательства и промышленности акимата Жамбылской области на 2010 – 2014 годы



Тараз

Содержание



1. Миссия и видение ……………………………………………….……….…..….….…….

2. Анализ текущей ситуации………………………………………… ……….……...……..

3. Стратегические направления…………………………………………….……...……….

4. Функциональные возможности области и возможные риски………………..………..

5. Нормативно-правовые акты…………………………………………….……...……….

6. Бюджетные программы………………………………………………………..…………

1. Миссия и видение


Миссия: Обеспечение конкурентоспособности промышленного сектора области и развитие межхозяйственных связей, стабилизация негативных последствий кризисных явлений в промышленности и поддержка малого и среднего бизнеса, реализация инвестиционных инфраструктурных проектов и создание новых рабочих мест, недопущение резкого спада показателей и обеспечение необходимой основы для устойчивого развития Жамбылской области.


Видение: Реконструкция, модернизация, создание новых производств, диверсификация отраслей промышленности, характеризуемая увеличением объема востребованной отечественным и зарубежным потребителем продукции Жамбылской области, увеличения доли местного содержания в закупках предприятий, развитая система поддержки малого и среднего бизнеса и всех форм предпринимательства в регионе, развитие инфраструктуры предпринимательства, кредитования малого и среднего бизнеса.


2. Анализ текущей ситуации и существующие проблемы

2.1. Промышленность


Экономические реформы, проведенные в Казахстане, способствовали интенсивному развитию региональной индустрии. На протяжении последних пяти лет промышленность области характеризуется устойчивой тенденцией роста.

Итоги 2008 года характеризуют стабильный рост промышленной продукции практически по всем основным отраслям промышленности. За этот период промышленными предприятиями области произведено продукции на 142,0 млрд. тенге Прирост промышленного производства с учетом положительной динамики в темпах роста обрабатывающей, горнодобывающей промышленности, производства и распределения электроэнергии газа и воды составил 111,6 процентов.


За 2008 год предприятиями горнодобывающей промышленности произведено продукции на 7,7 млрд. тенге или 109,0% к аналогичному периоду 2007 года. Улучшение показателей этой отрасли идет за счет увеличения добычи природного газа, баритовых руд и концентратов, а также фосфатного сырья.

Предприятиями обрабатывающей промышленности области за отчетный период произведено товарной продукции на 100,2 млрд. тенге или 107,2% к аналогичному периоду 2007 года.

Доминирующей отраслью обрабатывающей промышленности является химическая промышленность, предприятиями которой произведено продукции на 45,5 млрд. тенге, прирост составил 37,0%.

Компанией ТОО «Казфосфат», являющейся основным производителем химической продукции, выпущено продукции на 45,0 млрд. тенге. Увеличено производство желтого фосфора на 14,5%, фосфорной кислоты – на 87,9%, триполифосфата натрия – на 80,6%, фосфорных удобрений - на 16,3%. Увеличение производства минеральных удобрений стало возможным со стабильной поставкой с июля 2008 года серной кислоты.

Предприятиями металлургической промышленности и готовых металлических изделий произведено продукции на 8,2 млрд. тенге, ИФО составил 115,6% к уровню 2007 года.

Успешно работает и набирает темпы перепрофилированное в металлургическое производство ТОО «Таразский металлургический завод, где реализуется государственная программа «30 корпоративных лидеров Казахстана». Завершена реконструкция литейного производства, и за 2008 год выпущено продукции на 2,5 млрд. тенге или 163,9% к аналогичному периоду 2007 года, произведено 12,5 тыс. тонн ферросиликомарганца.

Предприятиями по производству пищевых продуктов произведено продукции на 33,1 млрд. тенге или 103,9% к аналогичному периоду 2007 года.

Предприятиями по производству сахара белого АО «Кант» и ТОО «Меркенский сахарный завод» выпущено 337,3 тыс. тонн сахара, или 111,6% к уровню 2007 года.


Увеличилось производство сливочного масла, молочной продукции, мяса и колбасных изделий.

В территориальном разрезе по сравнению с 2007 годом рост объемов производства достигнут в городе Тараз (123,7%) и в 3-х районах области: Сарысуском (153,7%), Таласском (116,0%), Байзакском (100,5%).

Промышленными предприятиями города Тараза, на долю которых приходится 78,6% производства промышленной продукции области, выпущено продукции на 106,1 млрд. тенге.

Снизили производство продукции предприятия Жамбылского (61,8%), Жуалынского (85,1%), Шуского (71,7%), Мойынкумского (86,7%), Т.Рыскуловского (90,2%), Кордайского (93,2%) районов.

Снижение показателей в Жамбылском районе обусловлено спадом производства на ТОО «БМ», в Шуском - АО «Максат А», в Мойынкумском - АО «Акбакайский ГМК», Кордайском – АО «Монолит» и ТОО «Актас». В Жуалынском и Т.Рыскуловском районах произошло уменьшение производство малыми и подсобными предприятиями.

За истекший период на крупных и средних промышленных предприятиях области, за счет восстановления, расширения действующих предприятий и создания новых производств, создано более 600 рабочих мест, в том числе: на ТОО «Таразский металлургический завод» - 283, АО «ЖГРЭС им. Батурова – 54, АО «Акбакайский ГМК» - 40, в Кордайском районе – 118, ТОО «Тараз Тулпары – 43 человека.

В 2008 году деятельность исполнительных органов области была направлена на устойчивое социально-экономическое развитие региона, безусловное выполнение задач, поставленных Главой государства в Послании народу Казахстана.


Формирование национальной инновационной системы.

Определяющим фактором успеха в повышении производительности и конкурентоспособности отечественной промышленности является инновационная деятельность, использование отечественного и зарубежного научно-технического и технологического потенциала и создание на его основе конкурентоспособного производства.


Основной задачей политики в области инновационного развития является формирование и развитие ключевых элементов инновационной системы: научного потенциала, инновационной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инновационного предпринимательства.

С целью активизации и привлечения местного инновационного потенциала создан «Инновационный фонд Жамбылской области». Фонду из областного бюджета было выделено в 2006 году 14,0 млн. тенге, в 2007 году 60,0 млн. тенге, в 2008 году 136,0 млн. тенге, в 2009 году 109,1 млн.тенге.

С начала существования созданы пять новых производств инновационной направленности, шесть новых видов продукции. Реализованы проекты по производству новых строительных материалов (пенобетон, полистиролбетон, сухая строительная добавка и т.д.), бумажной продукции, производство по выпуску хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделии из йодожелезосодержащей композитной муки, разработан способ получения нового минерального удобрения и т.д. Всего Инновационным фондом профинансировано проектов на сумму 312,6 млн. тенге.

Ведется совместная работа с институтами развития Казахстана по внедрению проектов, куда было направлено 20 проектов. Многие отечественные исследования и разработки слабо ориентированы на реальные рыночные требования и условия и не выдерживают конкуренции с импортными наукоемкими продуктами и услугами. Отсутствует четкий механизм внедрения в производство готовых научных разработок.

Большинство разработчиков и компаний сталкиваются с проблемой отсутствия специальных услуг на стадиях опытно-конструкторских работ и освоения производства, что тормозит процесс внедрения технологий. Слабо развит сервис по продвижению инновационного продукта на рынок. В этом контексте создание инфраструктурных и инжиниринговых условий (опытно-конструкторских бюро и инжиниринговых организаций, офисов коммерциализации) крайне необходимо.

Проблемы в сфере индустриально-инновационного развития


- низкая конкурентоспособность продукции обрабатывающего сектора;

- высокий износ основных фондов и использование устаревших технологий;

- нехватка оборотных средств и недоступность длинных кредитов с низкой процентной ставкой;

- низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий;

- слабые стимулы для развития обрабатывающих производств в налоговом, таможенном законодательствах.

Пути решения по развитию инновационной сферы.

Для активизации инновационной деятельности, в первую очередь, необходимо изменить подход к финансированию прикладных научных исследований и схему финансирования прикладных НИОКР.

Для финансирования прикладных НИОКР следует использовать опыт передовых стран мира, где государство выделяет средства из бюджета для финансирования конкретных проектов, предлагаемых частным сектором и имеющих большое значение для решения технологических проблем и повышения конкурентоспособности отдельного предприятия, отрасли в области машиностроения, металлургии и т.д. При этом научно-технические проекты могут реализовываться самостоятельно предприятиями при условии имеющегося научного потенциала, а также в партнерстве с научным сообществом.

Для развития инновационной системы необходимо осуществлять грантовое финансирование инновационных идей, вовлекая в этот процесс научное общество, индивидуальных изобретателей, студентов и т.д. Грантовое финансирование будет направлено на опытно-конструкторские работы и подготовку технико-экономического обоснования инновационных проектов.

Учитывая, что казахстанские предприятия очень редко приобретают знания из зарубежных источников в виде лицензированных технологий или покупки патентов за пределами страны, необходимо предусмотреть систему предоставления грантов и на эти цели.


3. Развитие торговли

3.1. Внутренняя торговля

Внутренняя торговля, как одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, за период рыночных преобразований в республике претерпела коренные изменения.


Как ни в одной другой отрасли экономики, в торговле сформировалась высокая предпринимательская активность, что не замедлилось сказаться на развитии потребительского рынка.

В 2008 году общий объем розничного товарооборота по области составил 57023,7 млн. тенге, при розничном товарообороте в 2007 году 44038,5 млн. тенге (114,4%).

Из общего объема розничного товарооборота по области 17764,1 млн. тенге (31,2%) приходится на сельскую местность, 39259,6 млн. тенге(68,8%) - на городскую. В разрезе территорий наибольший удельный вес розничного товарооборота приходится на г. Тараз (68,8% от общего объема), Кордайский (8,5%), Меркенский (3,8%) и Шуйский (6,5%) районы.

В структуре внутренней торговли в 2008 году объем продаж торгующих предприятий составляет – 68,3 %, индивидуальных предпринимателей – 22,7% и рынков 9,0%.

Объем розничного товарооборота по всем каналам реализации и формам собственности в 2008 году по области составил:


  1. Государственная собственность – 1,7 млн. тенге. (0,001%)

  2. Частная собственность – 56653,4 млн. тенге. (99,4 %)

  3. Собственность граждан – 18077, 8 (31%)

  4. Собственность других государств 368,6 (0,6 %)

Снижение объема оборота на торговых рынках стало возможным в следствии нескольких причин.

Первое: Снижение объемов торгового финанасирование банками второго уровня, в связи с чем сократилась выдача кредитов на пополнение оборотных средств для организации торговой деятельности.

Второе: Снижение потребительской активности, за счет роста цен на отдельные виды товаров и низкую платежеспособность населения.

В 2008 году оптовый товарооборот области составил 53278,5 млн. тенге, в том числе частными собственниками 52436,1 млн. тенге и собственниками других государств – 842,4 млн. тенге.

В основном оптовая торговля осуществляется в горде Тараз (48279,9 млн. тенге) и в районах рбласти : Байзакском – 688,7 млн. тенге, Жамбылском – 57,0 млн. тенге, Кордайском – 1760,7 млн. тенге,Т. Рыскуловском – 13,6 млн. тенге и Шуском – 1478,6 млн. тенге.

Объем товарных запасов, по состоянию на 1 января 2009 года в розничной и оптовой торговле сложился в сумме 1136,9 млн. тенге в розничной торговле и 3631,7 млн. тенге в оптовой торговле, которые сосредоточены на складах предприятий торговли в городе Тараз и Шуйском районе. Обеспеченность товарными запасами розничной сети и складов оптовой торговли в днях товарооборота составил, соответственно, 28 и 68 дня.


3.2. Развитие приграничной торговли

Как показывает статистика, приграничная торговля между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан по уровню и качеству развития в настоящее время не отвечает современным требованиям, отсюда не в полной мере используются ее возможности по наращиванию взаимовыгодного увеличения внешнеторгового оборота между двумя государствами.

Относительная неразвитость, диспропорциональность инфраструктуры рынка препятствует повышению эффективности функционирования товарных рынков и сферы товарного обращения в целом. С другой стороны сказывается отсутствие на приграничных территориях необходимой экономической, социальной, инфраструктурной и другой среды жизнедеятельности населения, создающей условия для приграничной торговли.

Для достижения этих целей и приоритетов на межправительственном уровне необходимо подписание ряда вопросов по развитию приграничного сотрудничества.

К основным направлениям для межправительственного диалога по развитию приграничного сотрудничества относятся:

- создание благоприятных условий для развития приграничной торговли, включая: формирование и уточнение направлений приграничного сотрудничества на основе двухсторонних переговоров с Кыргызской Республикой , а также заключение договоров (соглашений) между государственными органами управления, различными хозяйствующими субъектами приграничных территорий;


- обеспечение доступности потребительского рынка для населения приграничных территорий и прав граждан на безопасность и качество товаров;

- формирование развитой и скоординированной с внутренней торговлей системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для местных товаропроизводителей и способствующих оптимизации на рынке соотношения отечественных и импортных товаров;

- укрепление нормативно-правовой базы развития приграничной торговли.

Реализация Проекта по созданию Центра приграничного сотрудничества будет способствовать созданию реальных условий для:


  • максимального приближения товаров к конечным потребителям и стабилизации цен на потребительском рынке;

  • сдерживания инфляционных процессов, обеспечения жителей области и других регионов республики качественной сельхозпродукцией по ценам товаропроизводителей, созданию совместных предприятий по переработке сельхозпродукции, созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры;

  • становления казахстанской части торгового Центра приграничного сотрудничества как объекта международного значения, для полноценного участия Республики Казахстан в расширении многостороннего торгово-экономического сотрудничества с Кыргызской Республикой в рамках подписанных договоренностей;

  • развитие транспортно-логистической системы Республики Казахстан и сервисно-торгово-производственной инфраструктуры Жамбылской области в частности;

  • приобретение международного управленческого опыта ;

  • внедрение международных стандартов и новых технологий в сфере транспортных и логистических услуг, применение прогрессивных технологий перевозок, реформирование и развитие системы операторов и экспедиторов, обеспечение безопасного функционирования транспорта;

  • создание условий для индустриально-инновационного развития приграничных территорий Казахстана;
  • привлечение высококвалифицированных кадров и создание дополнительных рабочих мест, повышение квалификации местного персонала;


  • расширение кооперационных связей Казахстана и Кыргызстана, создание новых рынков сбыта казахстанской продукции (сырья и готовой продукции).


Проблемы в сфере торговли:

- слабое законодательное обеспечение в сфере регулирования торговой деятельности;

- низкий уровень развития инфраструктуры внутренней торговли (недостаточная развитость инфраструктуры, нехватка торговых площадей, отсутствие транспортно-логистических центров и т.д);

- нехватка оборотных средств, проблемы кредитования;

- высокий уровень теневого оборота, особенно на торговых рынках;

- сдерживание инфляционных процессов, рост потребительских цен на товары и услуги;

- внедрение новых форм и методов торговли;

- повышение культуры обслуживания;


3.3. Развитие внешнеторговых отношений

За январь – декабрь 2008 г. внешнеторговый товарооборот между Жамбылской областью и Республикой Кыргызстан составил: экспорт - 65046 тыс. долларов США, (продовольственные товары, гипс, уголь и др.) импорт – 317849 тыс. долларов США (строительно-промышленные, продовольственные товары, электроэнергия и др.). За январь-декабрь 2007 года внешнеторговый оборот составлял соответственно экспорт – 49239 тыс. долларов США, импорт – 539812 тыс. долларов США.


4. Лицензирование

Важнейшей составляющей защиты интересов отечественных производителей является обеспечение законодательного регулирования их деятельности, экспорта и импорта товаров и лицензирования. В целом в реализацию нового Закона Республики Казахстан «О лицензировании» от 11 января 2007 года приняты семь новых постановлений по лицензируемым видам деятельности.

В целях упрощения порядка выдачи лицензий на бланках установленного образца со степенью защиты, формирования справок статистического характера, удовлетворяющих запросам государственных органов и организаций, ведение единой базы данных по выданным, приостановленным, отозванным лицензиям и др. необходимо также автоматизировать выдачу лицензий на виды деятельности.



5. Предпринимательство и индустриально-инновационное развитие

5.1. Динамика развития предпринимательства и индустриально-инновационного развития

По данным органов статистики в области на 1 января 2009 года общее количество субъектов малого предпринимательства (СМП) составляет более 39,3 тыс.единиц. Количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов с образованием юридического лица составило 5,2 тыс. единиц, индивидуальных предпринимателей - 18,1 тыс. единиц и крестьянских хозяйства-15,9 тыс. ед. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года прирост количества субъектов предпринимательства в области составил - 2%.

Число активных предпринимателей СМП составляет 34,7 тыс. единиц, из них юридические лица 1,7 тыс. единиц, индивидуальные предприниматели-18,1 тыс., крестьянские хозяйства-14,9 тыс.

По видам экономической деятельности среди зарегистрированных субъектов малого предпринимательства преобладающий удельный вес занимает сельское хозяйство – 42,8 %, торговля –34,4 %, промышленность 3,0 %, транспорт и связь – 2,5 %, гостиницы и рестораны – 3,3 %, строительство – 2,3 % и прочие виды деятельности –11,7 %.

Численность занятых в малом бизнесе достигло 121,0 тыс. человек.

Выпуск продукции товаров, работ и услуг субъектами малого предпринимательства в 2008 году составил 74,3 млрд. тенге, что выше уровня 2007 года на 6,6 %.

Кредитование деятельности субъектов малого бизнеса (СМБ) осуществляется за счет средств местных, республиканских бюджетов и областных филиалов банков второго уровня.

Во исполнение постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Плана первоочередных действий по стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан» № 1039 от 6 ноября 2007 года, поручения Главы государства от 17 июня 2008 года и протокола встречи Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К. с акимами областей и городов Астаны и Алматы от 24 июня 2008 года № 17-5/007-663 по областной бюджетной программе 13.03.265.010. «Кредитование АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» на реализацию государственной инвестиционной политики» в 2008 году из областного бюджета выделено 700,0 млн.тенге.


Постановлением акимата Жамбылской области образована комиссия по отбору проектов малого бизнеса при акимате области, утверждено положение о комиссии по отбору проектов малого бизнеса.

По состоянию на 01.01.2009 года по данной программе банками профинансировано 11 проектов на общую сумму 286,56 млн. тенге.

Таразским филиалом ТОО «Микрокредитная организация «КazMicroFinance» – сначала 2009года выдано 434 кредита на общую сумму 74,7 млн. тенге.

Для поддержки сельских товаропроизводителей, по области создано и функционирует 10 сельских кредитных товариществ (СКТ) во всех районах области, которыми в 2008 году профинансированы проекты на общую сумму 534,4 млн. тенге.

В рамках реализации Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению Государственной поддержки малого предпринимательства» в области проводится работа по передаче субъектам малого бизнеса пустующих помещений на условиях использования их в производственных целях в соответствии с действующим Законодательством. Акиматом г. Тараз выдано 57 разрешений на перепланировку квартир для занятий предпринимательской деятельностью. Передано 196 земельных участка общей площадью 13,8 га на строительство административных зданий, кафе, магазинов, летних площадок и других объектов предпринимательства.

В течении 2008 года проведено 6 земельных конкурса, продано 30 участков, площадью 6,5007 га окончательной стоимостью 39,9 млн. тенге.

Благодаря развитию малого предпринимательства в области за последние годы открыты современные новые производства. Например, в г. Тараз ИП «Палванов» открыто производство по выпуску растительного масла, в Байзакском районе открыты ТОО «Рола» по производству макаронных и мучных изделий, ТОО «Еламан-Чай» по производству прохладительных напитков «Хит чай», в Кордайском районе открыто К/Х «Кордай нан» по производству иодированного хлеба, в Меркенском районе открыто ТОО «Мерке ет» по заготовке, переработке консервированных мясных продуктов».


В целях реализации II этапа Стратегии индустриально-инновационного развития реализуются 20 инвестиционных проектов на сумму 600,8 млрд. тенге, где будет создано 9594 новое рабочее место. В 2007 году реализовано 7 проектов на сумму 1170,5 млн. тенге, где создано 319 рабочих мест. В 2008 году реализовано 2 проекта на сумму 1394,0 млн. тенге, где создано 290 новых рабочих мест. Реализация проектов продолжается.

В рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Жамбылской области, разработан План мероприятий Жамбылской области по ускоренному переходу на международные стандарты ИСО, где планируется внедрить систему качества до 2009 года включительно на 113 предприятиях и организациях Жамбылской области.

В том числе: в 2008 году – на 31 предприятии, в 2009 году – на 21 предприятии.

По состоянию на 1 мая 2009 года система ИСО уже внедрена на 90 предприятиях и организациях области. В 2004 году система менеджмента качества внедрена на 5 предприятиях области, в 2005 году - на 9 предприятиях, в 2006 году - на 10 предприятиях, в 2007 году - в 25 предприятиях и организациях, в 2008 году - на 28-ми и в 2009 - на 13.



следующая страница >>