girniy.ru 1

СПРАВКА

О концептуальных направлениях проекта Закона Республики Казахстан «О государственной статистике»


В ходе исполнения возложенных задач по максимальному удовлетворению потребностей пользователей (население, бизнес структуры, государственные органы и международные организации) в качественной статистической информации, Агентство неоднократно сталкивается с рядом проблем, требующих разрешения на законодательном уровне.

Основными проблемными областями существующей системы государственной статистики являются:


  1. недостаточное использование данных административных источников (межведомственное взаимодействие) для разработки статистических показателей;

  2. недостаточно эффективная нормативная правовая база.

Для решения указанных проблем необходимо, в первую очередь, обеспечить Агентству доступ к базам данных государственных органов.

    В настоящее время Закон не гарантирует Агентству доступ к административным регистрам (базам данным государственных органов). Структуры и операционные методы большинства регистров, как правило, не отражают непосредственно ту информацию, которая удовлетворяла бы потребность органов статистики для производства статистической продукции. Зачастую, классификации, используемые в различных административных регистрах, сильно отличаются от международных стандартов, терминологии или классификаций, которые использует статистическое сообщество. Как правило, сведения из баз данных государственных органов, в основном, используются только самими государственными органами. Так обстоит ситуация и с Налоговым комитетом, отказывающимся представлять Агентству данные со ссылкой на действующий Налоговый кодекс (согласно Налоговому кодексу доступ к сведениям налогоплательщиков, помимо сотрудников органов налоговой службы, имеют только отдельные должностные лица уполномоченного органа по формированию прогнозных показателей государственного бюджета).


    Для реализации поставленных задач Агентством могут быть использованы базы данных Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства Финансов, Национального Банка, Министерства сельского хозяйства, Министерства индустрии и торговли, Министерства труда и социальной защиты (в том числе данные Государственного центра по выплате пенсий), государственных органов-лицензиаров и других государственных органов. Данные, содержащиеся в базах государственных органов, могут быть использованы Агентством для производства статистических данных, что, в конечном итоге, приведет к повышению качества статистики, ускорению ввода и обработки данных, внедрению безбумажной технологии производства, исключению дублирования в формах отчетностей, сокращению количества форм статистических отчетностей, эффективному и рациональному использованию времени и снижению нагрузки на респондентов. В этих целях необходимо предоставление государственными органами сведений об имеющихся в министерствах базах данных.


Агентство полагает, что использование электронных баз данных государственных органов в статистических целях позволит обеспечить сопоставимость данных и сохранность налоговой тайны, для чего необходимо не только урегулирование этого вопроса на уровне договоренностей между государственными органами, но и на законодательном уровне.

В этой связи Агентством предлагается:

1. Разработать новый Закон Республики Казахстан «О государственной статистике», в котором предусмотреть порядок предоставления и обмена данными между государственными органами и органами статистики с условием обеспечения конфиденциальности полученных статистических данных, с внесением соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты, предусматривающих доступ органов статистики к данным государственных органов (в том числе отчетностям, поступающим от физических и юридических лиц).

2. Внести соответствующие дополнения в Перспективный план законопроектных работ Правительства РК на 2008-2009 годы.

3. Предусмотреть в проекте нового Налогового кодекса нормы, обеспечивающие доступ органов статистики к сведениям (данным) налогоплательщиков.