girniy.ru 1

Формирование компетентностей субъектов образовательного процесса: информационная деятельность человека; информационная компетентность; компьютерная грамотность; Интернет - поддержка; Интернет – технологии; экспериментальное изучение влияния занятий с Интернет - поддержкой на формирование информационной компетентности учащихся.


Раковская Наталья Владимировна,

ГУ «Средняя школа № 29»

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ


В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Значительные средства тратятся на компьютеризацию школ. Но можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по настоящему владеет компьютером?

Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении?

В условиях стремительного развития информационных технологий, определяющих становление современного информационного общества, существенно возросла роль информационной деятельности человека. Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования становится необходимым условием социализации личности, поэтому одной из важнейших задач школы является вооружение учащихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов общего образования формирование у учащихся информационной компетентности. Уровень информационной компетентности выпускника общеобразовательной школы, с одной стороны, должен соответствовать требованиям современного рынка труда и, с другой – быть достаточным для продолжения его обучения в системе профессионального образования. Очевидно, что решение этой задачи возможно лишь на основе всемерного использования новых информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы. До настоящего времени основным фактором, обеспечивающим становление информационной компетентности школьников, рассматривается учебный предмет «информатика».


Правильно построенная программа выработки информационной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете).

Хотя подобные знания и умения действительно важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.

Итак, формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

Выработка подлинной информационной компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения задач. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.


В рамках данного исследования, было проверено предположение о том, что становлению компонентов информационной компетентности учащихся будет способствовать проведение занятий с Интернет - поддержкой. Понятие «Интернет-поддержка» сегодня часто используется, хотя и не является устоявшимся. Исследователи, употребляющие его, зачастую подразумевают несколько различное содержание, но сходятся в том, что это обозначает прежде всего использование Интернет - технологий в образовательном процессе.

Так, Моисеева М.В. пишет, что под Интернет - поддержкой понимается « …проведение (моделирование) учебных телеконференций, мониторинг курсов (проведение всех текущих учебных и контрольных мероприятий в соответствии с установленным учебным планом), обновление учебных материалов, размещенных в Интернет, изучение образовательного сектора Интернет и помощь слушателям в освоении информационных ресурсов Интернет в рамках их предметной специализации» [1].

По мнению Могилева А.В. «Интернет-поддержка – это ресурсы, предусматривающие четко определенную технологию их использования в учебном процессе школы, оставляющие за учителем ответственную и творческую роль по организации и руководству учебной деятельностью» [3]. Магойченков В.И. под Интернет - поддержкой понимает качественно новую учебную среду, в которой реализуется формула «информация + дидактика + компьютер» [4]. При таких подходах даже традиционные учебники, по которым обучающийся изучает учебный материал, приобретают качества не пассивно-воспринимаемой информации, а нетрадиционных методик и приемов его активного состояния.

Проанализировав имеющиеся взгляды, мы трактуем понятие «Интернет -поддержка» учебного процесса как систему совместной деятельности субъектов учебного процесса в школе, основанную на использовании Интернет - технологий, согласованную с целями и содержанием учебного процесса и поддерживающую становление информационной компетентности учащегося. В соответствии с этим определением, модель Интернет - поддержки учебного процесса в школе, рассматриваемая с позиции системно-деятельностного подхода предстает как модель системы деятельности субъектов (учителя и учащихся), имеющая в качестве системообразующих компонентов:


· цель - поддержку становления информационной компетентности школьников;

· содержание - работу с информационными, методическими, дидактическими ресурсами, подготовку учебных, методических, дидактических, информационных и организационных материалов, коммуникацию с использованием компьютерных средств связи;

· инструмент - Интернет-портал с набором сервисов адекватных содержанию деятельности субъектов;

· форму организации - виртуально-распределенное обучение при котором обучение осуществляется сочетанием очной и заочной форм через выделение классно-урочного блока, когда учащиеся изучают учебный материал в условиях класса и виртуального блока, когда ученики изучают материал самостоятельно, используя средства сетевых технологий при поддержке и консультировании учителя;

· диагностируемый результат – повышение уровня информационной компетентности школьников.

Апробация модели проводилась на той же базе исследования, на которой ранее проводилась констатация (средствами анкетирования) уровня сформированности информационной компетентности школьников. В качестве экспериментальной группы выступали два 8 класса (8А, 8Б – всего 27 испытуемых). Занятия с Интернет - поддержкой проводились по предмету информатика. Было проведено 18 занятия.

После проведения курса занятий с Интернет - поддержкой в экспериментальной группе было проведено анкетирование, позволяющее определить степень сформированности у учащихся информационной компетентности покомпонентно в соответствии с компонентами информационной деятельности школьников. На основе полученных данных были построены столбчатые диаграммы (см. рис.1). Диаграмма значений уровня сформированности информационной компетентности до эксперимента, после эксперимента.

Компоненты информационной компетентности:

1 - Работа с электронным учебником, учебным пособием;

2 - Поиск информации в электронном словаре, энциклопедии;

3 - Работа с поисковыми системами сети Интернет;

4 - Переписка по электронной почте;

5 - Подготовка сообщения, доклада в электронном виде (по предмету).

Рис. 1 Диаграмма сформированности информационной компетентности учащихся по компонентам информационной деятельности

(по результатам анкетирования: октябрь, декабрь, март)

На диаграмме хорошо видны изменения уровня сформированности информационной компетентности. К этим компонентам относятся:


  • работа с электронным учебником, учебным пособием (октябрь – 14,8%; март - 60%). Изменения обусловлены систематическим использованием учащимися электронных учебников в ходе проведения уроков с Интернет – поддержкой.

  • поиск информации в электронном словаре, энциклопедии (октябрь - 11,1%, март - 60%). Так как существовала необходимость в регулярном обращении к электронным словарям, энциклопедиям в рамках выполнения различных заданий.

  • работа с поисковыми системами сети Интернет (октябрь – 11,1%, март – 92%). Способствовали регулярные домашние задания по подготовке докладов и сообщений по теме уроков и требования к соответствующему оформлению домашних работ.

В ходе эксперимента были также определены организационно-педагогические условия, при которых Интернет - поддержка учебного процесса может быть реализована и выступает фактором становления ключевой информационной компетентности старших школьников:

· наличие у учителя мотивации и подготовки, достаточной для организации занятий в форме виртуально-распределенного обучения;

· наличие у школьника пользовательских умений и навыков, достаточных для включения в процесс использования Интернет - поддержки;

· разработка дидактических, методических, организационных, информационных материалов, плана и форм учебных занятий, адекватных виртуально-распределенному обучению;


· интеграция Интернет - поддержки в учебный процесс школы.

Средства информатики в силу специфики самой предметной области (новизна, быстрота обновления, престижность, перспективность, нешаблонность, многообразие и т.д.) могут стать фундаментом при внедрении компетентностного подхода в образовании при условии их активного проникновения во все сферы учебного процесса. Таким образом при соблюдении перечисленных организационно-педагогических условий, фактором становления информационной компетентности школьников выступает Интернет - поддержка учебного процесса, организуемая даже по одному отдельно взятому предмету -"информатика".

ЛИТЕРАТУРА


  1. Моисеева М.В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование, 2000, № 1.

  2. Могилев А.В. Учебные компьютерные коммуникации как единая среда общения. Электронное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал". - CПб., 2000.

  3. Магойченков В.И. Некоторые подходы к формированию компьютерной поддержки самостоятельных форм обучения: XII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании», М., 2002.