girniy.ru 1

Развитие субъектности участников образовательного процесса

Шишкина Л.Н.

ГУ «Средняя школа №4»


Овладение деятельностью как средство развития субъектной позиции учащегося.


Какие способности, качества необходимы человеку современного и будущего демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? Каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего? Это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.

Учительская профессия требует постоянного самосовершенствования, саморазвития как профессиональных, так и личностных качеств. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Я согласна с моими коллегами и поддерживаю мнение передовых учителей, что мы должны создать такую педагогическую систему, которая бы отвечала реалиям и требованиям к образованию в ХХ1 веке. Все, что у нас есть сегодня и чего мы добьемся завтра, зависит от нас самих, от умения каждого человека работать творчески, от высокой сознательности, профессионального мастерства, чувства ответственности, дисциплины и общественного долга.

Активность человека в наших условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.

Мне 55 лет, когда я общаюсь с коллегами моего возраста из других школ города и вопрос заходит о категории, они отвечают: « В 55 лет – конечно, высшая». А я уклоняюсь от ответа. Кто виноват, что у меня. Вторая категория? Никто. Французы говорят: « C’ est la vie», «Такова жизнь». Обычно на 40-летнем рубеже жизни люди, вырастив детей, начинают усиленно заниматься карьерой, разносторонне проявлять себя. А у меня пик профессиональной деятельности пришелся на возраст от 18 до 40 лет. Я родила своего единственного ребенка в 41 с половиной. Через два года смерть мужа и ни одного родного человека. Вообще никого: я и ребенок. И надо трудиться, вырастить ребенка, жить достойно. Сейчас моей дочери 13 лет и она уже вполне самостоятельный подросток. Я могу уделять больше времени самообразованию. Это совсем не значит, что раньше я не уделяла внимания своему духовному развитию и не стремилась развивать профессиональные навыки. Я всегда работала над своим ростом, в том числе очень много работала последние пять лет над технологией проектов. Другое дело, что у меня не всегда хватало сил и времени оформить это документально и представить на уровне города. Да, в 55 лет я учитель второй категории, но я не считаю себя неудачницей. В сентябре моя зарплата составляла 17700 тенге, в октябре и ноябре 19100 тенге. Мои знакомые советуют мне уйти из школы, ведь даже технички в солидных организациях сейчас получают 30000. А как же долг, ответственность за судьбы моих учеников, а самое главное - призвание. Да, я имею обширные знания в разных областях наук, это подтверждают мои дипломы: я окончила педучилище, имею водительские права, окончила библиотечный факультет, я медицинская сестра, я 7 лет жизни отдала служению Родине в Вооруженных Силах и имею военную профессию. Я почти 10 лет работала в других областях и ждала, ждала, когда получу работу по призванию. Ни для кого не секрет, что школа №4 единственная в городе, где преподается французский язык. Конечно, мне очень трудно жить на такую зарплату, но меня поддерживает то, что есть такие умные и неравнодушные люди, как академик Владимир Павлович Беспалько, который занимается проблемой материальной заинтересованности учителя и представил свою статью «Управление качеством образования путем материальной заинтересованности учителя» в научно-практическом журнале «Школьные технологии» (5/2007г). Если бы изменилось мое материальное положение, сколько бы времени я могла отдать своим ученикам, освоению новых технологий, вместо того, чтобы искать дополнительную работу, чтобы спасти ребенка от голода?! Мы никогда не решим проблему качественного образования, если будем заставлять учителей работать на полторы ставки. Только предоставив учителю возможность работать не более 18 часов в неделю с заработной платой не менее 40000 тенге в месяц, мы дадим ему возможность не только давать хорошие знания учащимся, но и вести большую воспитательную работу и тем самым излечивать многие социальные язвы: беспризорность, наркоманию, табакокурение, алкоголизм среди детей и подростков. Я уже не говорю о почти бесплатной работе классных руководителей, которые, как бурлаки, тянут на своих хрупких женских плечах всю воспитательную работу. Мне 55 лет, но за плечами у меня огромный жизненный и профессиональный опыт. И я знаю, что можно прожить 35 лет и не чувствовать в себе способность и желание к дальнейшему самосовершенствованию, а можно прожить 55, а в душе быть 35-летней и строить планы самообразования и духовного развития. И я не хочу останавливаться на достигнутом, потому что для меня творить, развиваться – это и есть жить. Но как прожить эту жизнь без опоры на коллектив? Я благодарна моим коллегам-учителям и руководству школы за то, что они поддержали меня морально в трудную минуту и продолжают оказывать посильную помощь.


На уроках я применяю методики технологии проектов, коммуникативные технологии, личностно ориентированные. Использую методы индивидуализации и дифференциации. Коллеги, посещающие мои уроки, отмечают, что лучше всего мне удаётся проведение уроков с использованием ролевых игр и инсценирований. По результатам диагностики оценки профессиональной направленности я являюсь педагогом – коммуникатором. Своим недостатком считаю повышенную чувствительность, не всегда удаётся мотивировать учащихся на изучение французского языка.

В течение трех лет психологической службой школы проводилась психодиагностика учителей. Мои результаты тестирования по инвариантному блоку методик говорят о том, что обладая средним уровнем субъективного контроля в 2006-2007 учебном году, а это граница между двумя типами интернальным и экстернальным, я столь же часто в жизни брала на себя ответственность, как и возлагала ее на других людей, тем самым снимала с себя ответственность за происходящее. В 2007-2009 учебных годах уровень субъективного контроля позитивно изменился в сторону интернальности. Результаты диагностики вербально-логического мышления показали высокий уровень, что позволило мне сделать вывод – быть профессиональным педагогом, значит быть постоянно начинающим педагогом. Результаты диагностики можно проследить на рисунках.



Рисунок 1.1 Мониторинг Рисунок 1.2 Мониторинг вербально-

субъективного контроля логического мышления

Изучая поведенческие тенденции в конфликтных ситуациях, можно выявить, в какой степени в репертуаре человека представлены стили доминирования, сотрудничества, избегания, приспособления или поиска компромисса. Субъектность педагога выявляется не только и не столько в познавательном и деятельностном отношении к миру, сколько в умении строить свою деятельность и свое общение в стиле сотрудничества. В ситуации решения задач мне свойственно реагирование по типу компромисса, то есть стараюсь договориться, понять и принять противоположную сторону иногда даже в ущерб своей точке зрения.


При изучении факторов, влияющих на развитие и саморазвитие педагогов, можно проследить, что мне присущи выраженные факторы потребности в собственном развитии и самосовершенствовании. При организации соответствующих условий, я склонна к профессиональному росту.

Я работаю в лингафонном кабинете, но уверена, что оборудование должно обновляться каждые 10 лет. То, что считалось новинками техники 20 лет назад, сейчас уже устарело. Технологическое обеспечение уроков должно серьезно обновляться. Считаю своим профессиональным долгом предоставлять детям качественные образовательные услуги, которые будут венчаться хорошими результатами.

Изучая удовлетворенность профессиональной подготовкой, пришла к

выводу, что основное направление, по которому мне необходимо совершенствоваться, это научно-методическая подготовка. Профессиональные знания необходимо углубить по вопросам анализа и оценки результатов своей деятельности и деятельности учащихся, изучения личности учащихся и учителя. Начав работу по теме «Овладение деятельностью как средство развития субъектной позиции учащихся», я рассматриваю деятельность как систему относительно автономных, самостоятельных, осмысленных и мотивированных действий субъекта, направленных на достижение им цели и получения продукта и результата. Основной задачей для себя считаю создать ситуацию успешности для каждого школьника, независимо от того пойдет ли он в колледж, вуз или сразу на работу, и независимо от отметок, поскольку не это определяет потенциал личности. Какой стыд, какую педагогическую несостоятельность я чувствовала, когда мой бывший ученик – отличник Герасимов Евгений с запахом перегара и исколотыми венами возле магазина просил у меня 100 тенге, чтобы «не сгореть»! Я давала ему отличные знания, но он оказался не подготовлен к взрослой жизни. Теперь я буду работать с каждым выпускником, даже если на вид он вполне из благополучной семьи. Мне казалось, что Валерий К. был безнадежным троечником. Я много раз беседовала с ним о его будущем. А спустя несколько лет я не узнала его, когда он подвез меня до дома. Оказывается, его жизнь сложилась вполне удачно. Он хорошо устроился в жизни, даже открыл свой маленький бизнес. Я увидела открытого, коммуникабельного человека, твердо стоящего на ногах. У меня нет классного руководства, но я считаю, что каждый учитель должен быть не только предметником, но и воспитателем. Теперь я планирую работу с детьми так, чтобы помочь им научиться самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.


Что касается меня как учителя, я готова и способна обучаться самостоятельно. Я уверена, что подготовка и переподготовка учителя должны теперь заключаться в развитии исследовательских и изобретательских способностей, которые позволят мне оперативно и точно, самостоятельно находить конструктивные ответы в быстро развивающемся мире с постоянно меняющимися обстоятельствами. Я активно сотрудничаю с французским читальным залом в библиотеке им. Пушкина. Принимаю участие в профессиональных конкурсах учителей иностранных языков и конкурсах для учащихся.

За долгие годы работы в школе я несколько раз была на курсах повышения квалификации, где получала готовые инструкции «что и как преподавать» и возвращалась с чувством фатализма. В настоящее время я с готовностью использую новые идеи и инновации для достижения цели. Я с настойчивостью работаю над темой «Овладение деятельностью как средством развития субъектной позиции» и готова нести персональную ответственность за тех людей, кого я побудила работать сообща ради поставленной цели.



Компоненты профессионализма

Формы и методы профессионального и личностного совершенствования

Ожидаемые результаты

Индикаторы и методы мониторинга профессионального роста

Сроки

Мотивационный

1.Профессиональный рост, самореализация, самосовершенствование через изучение и применение новых педагогических технологий;

2. Ежедневная работа с информацией;

3. Осознание значимости непрерывного образования;

4. Конкуренция.

1.Развитый познавательный интерес к предмету, к происходящим событиям в мире;

2.Изменения во взаимоотношениях с субъектами образовательного процесса;

3. Желание творчества;

4. Общественное мнение.


Обучаемость

Внешняя диагностика

2008 -2013гг.

Содержательный

1. Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;

2. Накопление материала по теме: «Овладение деятельностью как средство развития субъектной позиции учащегося»;

3. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

4. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;

5. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

1. Эффективность применения новых приемов обучения;

2. Положительный аспект в обучении учащегося;

3. Высокий уровень профессионализма;

4. Повышение компетентности в различных областях жизни;

5. Повышение качества преподавания предмета.

6. Мастер-класс по предмету

1. Участие в НПК;

2. Психологические тренинги;

3. Участие в работе семинаров;

4. Наблюдения, тесты, итоги зачетов, контрольных работ;

5.Обобщение опыта;


2009 – 2013гг.

Процессуальный

1. Составить индивидуальную программу опытно-экспериментальной работы на 3 года;

2. Проверить эффективность выбранной темы на практике;

3. Провести анализ полученных результатов;

1. Создание собственной модели будущей профессиональной деятельности;

2.Профессиональное самосовершенствование;


3.Методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

4. Участие школьников в олимпиадах и конкурсах по французскому языку


1. Самодиагностика. анкетирование, опросники;

2. Разработка и проведение открытых уроков по адаптированным технологиям.

3. Отсутствие неразрешённых конфликтов, конструктивное разрешение конфликтов

4. Результаты участия в олимпиадах и конкурсах

2009 – 2013гг.

Дифференциально-психологический

1.На основе изучения результатов психодиагностики развивать личностные качества.

2. Сотрудничество с родителями

1. Субъек-субъектные взаимоотношения;

2. Взаимодействия, взаимообучаемость.

1.Промежуточная психологическая самодиагностика

2.Определение состояния психологического и физического здоровья

3.Межпредметные связи

2009 – 2013гг.

Коммуникативный

Сотрудничество, общение, взаимопонимание при работе со всеми субъектами образовательного процесса.

Социальная компетентность, адаптация в новых условиях, самореализация.

Анкеты, тесты.

2008 – 2013гг.

Рефлексивный

1.Осознание и переосмысление собственной жизнедеятельности;

2. Умение управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях. неопределенности.

3. Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности.

4. Укрепление адекватной профессиональной самооценки на основе психологических тренингов.


Наличие саморазвивающейся системы личностных и профессиональных ценностей, рефлексивных способностей.

1.Самодиагностика.

2. самоанализ прогнозирования карьерного роста.

2009 – 2013гг.
Я разработала программу профессионального и личностного совершенствования, которая составлена разработана в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в сфере образования Республики Казахстан: Законом Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг., Посланием Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана: «Казахстан на пороге нового рывка вперёд в своём развитии», Концепцией 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – создать модель системы самообразования и самосовершенствования, которая будет направлена на более полное приспособление к среде за счёт моих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития будет саморазвитие.

Задачи:

  1. Определить проблемное поле деятельности для выявления уровня самообразования;

  2. Повысить качество преподавания предмета через разработку и апробацию новых форм и приёмов обучения;

  3. Развивать позитивные взаимоотношения, демократический стиль общения;

  4. Принимать активное участие в реализации Программы развития школы.

3. Перспективная часть.

Программа профессионального развития учителя Шишкиной Л.Н.

Тема ОЭР школы:

  1. Становление позиции педагога и учащегося на основе внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс профильной школы.

Индивидуальная тема ОЭР: Овладение деятельностью как средство развития субъектной позиции учащегося.

Цель: Создание собственной модели системы самообразования и самосовершенствования. Изучение сущности овладения деятельностью как средством развития субъектной позиции учащихся.