https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Компетентностный подход, ключевые компетенции, развитие коммуникативной компетенции. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», стратегия.


Максимова Е.М.

КГУ «Средняя школа №27»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ

RWCT


Переход к новой образовательной парадигме и внедрение Национальной Модели образования, ориентированного на результат, на нынешнем этапе связан с решением проблемы повышения образования учащихся. Достижение этих целей, как показывает практика, возможно при использовании новых технологий обучения.

Перед учителем стоит задача – используя возможности современных образовательных технологий, реализовать развитие компетенций педагогов и учащихся.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях, определяет свои требования к педагогу, то есть к поиску новых форм, методов, технологий обучения.

Использование в образовательном процессе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (RWCT) значительно повышает эффективность педагогической деятельности, способствует формированию сложных пространственных представлений, мотивации восприятия, усвоению знаний, расширяет кругозор, предоставляет новые возможности для обеспечения личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций.

Неслучайно, что для реализации компетентностного подхода к организации уроков особое место отводится философии проекта RWCT, который обеспечивает:


  • совместное проектирование цели и содержание занятия;

  • выбор учащимися способа достижения цели;

  • самооценку собственной деятельности по достижению результатов;

  • исполнение различных социальных ролей в обществе.

Центральным моментом в организации обучения на основе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Общность всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций, можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников[3]. Одной из задач технологии RWCT является развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирование коммуникативных навыков. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится обучающийся, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, также как и сами решения.


Технология «RWCT» предлагает строить занятие по схеме: побуждение-реализация-рефлексия, используя набор приемов и стратегий. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости в развитии коммуникативной компетенции. Уже в 5 классе на уроке по сказке А.И.Куприна «Синяя звезда» учащиеся стремятся к осознанию различных вариантов точек зрения, работая по стратегии «Дискуссионная карта», отвечая на вопрос:

Правильным ли было издание Указа о повсеместном изъятии и уничтожении зеркал?

Да Нет

1. Хотели уберечь принцессу. 1.Правду невозможно утаить.

По результатам проведенных уроков по технологии можно заметить, что каждая используемая стратегия направлена на развитие высшего уровня коммуникативной компетенции - творческой. Критерием этого уровня является самореализация личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщенных данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в «партнерство», транслируя социальную ответственность – высший уровень социализации. Ученики, вышедшие на такой уровень коммуникативной компетенции, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим. В условиях резкого снижения речевой культуры, низкой мотивации и падении интереса к чтению художественной литературы использование стратегий проекта RWCT необходимо, так как это направлено на решение проблемы развития коммуникативной компетенции. Опыт работы по данной технологии (с 2004года) убеждал в поиске материала для эксперимента - проведения уроков в рамках одной темы. Таким материалом оказался раздел литературы в 7 классе «Человек и мир природы». На основании проведенных уроков по технологии была предпринята попытка создания программы ОЭР «Программа развития коммуникативной компетенции через использование стратегий RWCT на уроках литературы в 7 классе»(21 час).


Программа отражает взаимосвязь календарно-тематического планирования уроков и стратегии, оставляя право выбора стратегии за учителем.


Таблица 1. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

II четверть

Раздел II. Человек и мир природы в литературе




Тема урока

Используемые стратегии

38,39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49,50


51,52


53


54,55


56,57


58

Пейзаж в художественном тексте


Художественные картины неба в мифологии, фольклоре, литературе.


Небесные светила: солнце.


Небесные светила: луна и звезды.


Небо в грозу.


Художественное пространство.


Море в поэзии и прозе.


Образ леса в поэзии и прозе.


Поэтика степи.


Образ гор в поэзии и прозе.


Мир растений в искусстве слова. Образы деревьев в поэзии и прозе.


Образы цветов в литературе.


Живая природа в мире литературы.


Мир дикой природы.


Человек и домашние животные.


Р/Р Сочинение-описание животного.

круглый стол, направленное чтение, концептуальная таблица, жигсо 1, синквейн


ассоциативная карта,

направленное чтение


синквейн, INSERT

кластер, эссе


ассоциативная карта,

жигсо1

концептуальная таблица

эссе, ЗХП

ассоциативная карта,

INSERT, эссе

ассоциативная карта,

диаграмма Венна, направленное чтение, эссе,

синквейн, направленное чтение, кластер, эссе


ассоциативная карта,

INSERT, диаграмма Венна


ассоциативная карта, направленное чтение, эссе, диаграмма Венна


направленное чтение диаграмма Венна,

синквейн, концептуальная таблица

направленное чтение


направленное чтение Жигсо 1


синквейн, эссе,


авторский стул

Экспериментальная апробация опыта работы по развитию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы проводилась в течение 2010-2011года.

Эффективность проделанной работы выразилась в следующих результатах:




Изначально исходила из основания о том, что ведущую роль играют:

  1. уровень подготовленности ученика к коммуникативной деятельности;

  2. личные качества ученика (доброжелательность, выдержка, контактность, стремление решать возникающие в процессе общения проблемы).

В ходе работы использовались два метода сбора и регистрации данных, свидетельствующих о степени овладения учеником коммуникативной компетентностью.

Первый метод - методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (заполнение опросника самим учеником). Цель: установление степени уверенности ученика в овладении определенными коммуникативными умениями.

Второй метод заключался в педагогической оценке адекватности произведенной учеником самооценки (уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся, листы самодиагностик, анкеты).


В результате проделанной работы получила данные о коммуникативной компетентности учеников на начало эксперимента, а затем фиксировала дальнейшие изменения в овладении учениками коммуникативными умениями.

Безусловно, коммуникативная компетенция - это ядро проекта RWCT, все стратегии способствуют ее развитию. А сам проект RWCT является перспективным и эффективным в направлении развития коммуникативной компетенции.


ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А.Ключевые компетенции - новая парадигма результата

Образования // Высш.образование сегодня, 2003, №5.

2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Школьные технологии - 2007, №6.

3. Иванов Д.А.О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании. // Школьные технологии – 2007, №5.

4. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования.- М.:НФПК, 2002.

5. Савенков А.И. Аспекты компетентности //Директор школы, 2004, №6.

6. Селевко Г.К, Соловьева О.Ю. Технологический подход в образовании //Завуч, 2008, №2.