girniy.ru 1


Полиязычие. Полиязычное образование. Эксперимент по переходу на трехязычное обучение.

Управление школой / педагогический менеджмент как условие развития субъектов образовательного процесса.


Украинцева С.С.

ГУ «Средняя школа № 17 им. М. Ауэзова»

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССЕ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Во многих странах мира образование осуществляется в многоязычной среде. В большинстве многоязычных обществ сформировался этос, который обеспечивает сбалансированное использование различных языков и уважительное отношение к ним в повседневной жизни. С точки зрения этих обществ и самих языковых сообществ многоязычие – это скорее образ жизни, чем проблема, требующая решения. Перед системой образования стоит задача адаптирования к этим сложным реальным условиям и обеспечения качественного образования, учитывающая потребности обучающихся, наряду с поддержанием их сбалансированности с социальными, культурными и политическими требованиями. Целью образования РК на современном этапе становятся не просто знания, но и формирование таких ключевых компетенций, как полиязычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность, которые должны вооружить молодежь для дальнейшей жизни в обществе.

ЮНЕСКО в резолюции 12, принятой Генеральной конференцией в 1999г., утвердила термин «полиязычное образование», означающий использование, по меньшей мере, трех языков, а именно родного языка, регионального или национального языка и международного языка в образовании. Поэтому в нашей стране наряду с казахским языком, имеющим статус государственного, и русским языком межнационального общения, важным средством, обеспечивающим умение детей и подростков взаимодействовать с представителями различных культур, выступает английский язык.

ГУ “Средняя школа № 17 им. М. Ауэзова» с 1 сентября 2004 года включена в республиканский эксперимент по переходу на полиязычное обучение в соответствии с приказом Министерства образования и науки РК. Целью эксперимента является реализация языковой политики РК и концепции развития образования до 2015 года. Задачами эксперимента стало создание необходимой базы для проведения эксперимента, введение изучения казахской литературы и истории Казахстана на казахском языке, углубленного изучения английского языка, биологии на английском языке с 7 класса.


До начала эксперимента была проведено анкетирование среди учащихся родителей, которое показало достаточно высокую степень их заинтересованности и понимание необходимости получения качественного полиязычного образования.

Введение полиязычного обучения вызвало ряд проблем. С одной стороны, необходимость знания нескольких языков в современном мире и востребованность обществом поликультурной личности очевидны и, сами по себе, являются мотивацией в обучении.

С другой стороны, возникли трудности психологического и лингво-педагогического характера, связанные с индивидуальными особенностями личности учащихся, их умением переключаться с одного языка на другой, уровнем обученности и объемом знаний в области языков. Так, мониторинг основных ЗУН учащихся, проведенный в начале эксперимента, показал затруднения при аудировании у большинства щкольников, разный уровень владения ими лексикой и грамматикой английского языка, а также монологической и диалогической речью. С целью «выравнивания» знаний и умений учащихся экспериментального класса были предприняты следующие меры:


  1. Обучение методом погружения в английский язык в первом полугодии 7 класса (11 часов в неделю), в основу которого положены учебники для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий и колледжей под редакцией О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой.

  2. Проведение индивидуальных дополнительных занятий для слабоуспевающих учащихся.

  3. Регулярный мониторинг результатов обучения в экспериментальном классе.

Таким образом, подготовка учащихся по английскому языку к концу 7 класса соответствовала уровню завершающего этапа формирования механизма восприятия и порождения высказываний, на основе которого происходит освоение устной речи в пределах бытовых тем и аудирования как особого вида коммуникативной деятельности. Начат этап совершенствования устной речи межтематического и ситуативного характера и обучение чтению текстов различных функциональных стилей с целью извлечения из них информации в нужном объеме. Результаты итогового тестирования учащихся 7 класса полиязычного обучения показали достаточное усвоение пройденного лексического материала и таких грамматических тем, как система времен английского глагола, страдательный залог, употребление косвенной речи.


Задача соответствия евростандарту привела учителей английского языка к необходимости использования нового методического обеспечения современного вариативного языкового образования. Поэтому, в 8-9 классе, на втором и третьем году проведения эксперимента, мы обратились к УМК “Blueprint”(Pre-intermediate, Intermediate) издательства Longman, преимущество которого состоит в том, что он предлагает разноуровневые учебники, с сопровождающими их рабочими тетрадями и сборниками тестовых заданий для контроля и самоконтроля основных умений и навыков учащихся и ориентирован на развитие коммуникативной культуры общения школьников на иностранном языке. Для расширения и углубления грамматических знаний мы использовали пособие Round-up 4 того же издательства.

Следует отметить, что работать по УМК издательства Longman оказалось не просто, поскольку уровень учебных пособий повышенный – ни учителя, ни ученики не были адаптированы к системе организации и подачи учебного материала. Кроме того, информационное наполнение учебника нетрадиционно для сложившейся системы преподавания. В то время как была поставлена задача полиязычного обучения в условиях полученного школой мультимедийного кабинета, имелась только аудиоподдержка учебника, но не его электронная версия, да и наглядность приходилось создавать самим учителям. Тем не менее, мониторинг результатов обучения английскому языку по новым учебникам показал достаточно высокий, стабильный процент качества ЗУН учащихся.

Учитывая то обстоятельство, что обучение английскому языку в 10-11 классах относится к завершающему этапу полиязычного обучения в школе, мы выбрали УМК “Opportunities” (Upper Intermediate) издательства Longman, поскольку он обеспечивает коммуникативно-ориентированное обобщение, систематизацию, расширение и углубление иноязычных знаний, приобретенных школьниками ранее, а также коррекцию лексического и грамматического оформления их иноязычной речи. “Round-up 5” и “Round-up 6” издательства Longman, по нашему мнению, являются отличным пособием для углубленного изучения и закрепления грамматического материала у старшеклассников полиязычного класса. Кроме того, образовательная подготовка подростков экспериментального класса осуществляется посредством постепенного внедрения информационно-коммуникационных технологий, с использованием оборудования мультимедийного кабинета и интерактивной доски, что позволяет разнообразить не только методы и содержание обучения, но и развивать познавательный интерес учащихся, повышать их мотивацию к изучению английского языка.


В целом итоги обучения в экспериментальном классе свидетельствуют об успешности образовательного процесса. Некоторое снижение процента качества ЗУН объясняется усложнением программы по английскому языку и усилением требований к уровню образовательной подготовки, предусмотренной учебными пособиями “Blue Print” и “Opportunities” издательства Longman.


Итоги обучения в экспериментальном классе


2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

92%

88%

79%

79%


Результаты контрольных срезов по основным умениям и навыкам учащихся в конце учебного года свидетельствуют о том, что у большинства школьников сформированы навыки аудирования, они хорошо владеют пройденной лексикой, умело пользуются ею в диалогической и монологической речи, в то время как грамматические навыки, являясь одним из самых сложных языковых аспектов, требуют дополнительного времени и тренировки.


Итоги языковой подготовки в экспериментальном классе





Аудирование

Лексика

Грамматика

2004-2005

65%

87%

68%

2005-2006

60%

85%


64%

2006-2007

52%

79%

54%

2007-2008

60%

81%

60%

Итоги пробного тестирования учащихся полиязычного класса по английскому языку, в рамках их подготовки к предстоящему ЕНТ, также показывают достаточно хорошие и стабильные результаты.


Итоги пробного тестирования в экспериментальном классе


10 класс\2008г

11 класс\2008г

11 класс\2009г

11 класс\2009г

11 класс\2009г

«5»-11

«4»-11

«3»-2

«5»-1

«4»-10

«3»-3

«5»-3

«4»-8

«3»-2

«5»-6

«4»-6

«3»-1

«5»-5

«4»-8

«3»-1

Ср. балл-20,6

Ср. балл-17

Ср. балл-19,6

Ср. балл-19

Ср. балл-20

Ученики экспериментального класса привлекаются к участию в школьных и городских олимпиадах и конкурсах. Егоренко С. занял II место в 2008г. среди учащихся общеобразовательных школ, IV место в 2008г. и III место в 2009г. среди учащихся школ нового типа в городской олимпиаде по английскому языку. Призером городской олимпиады среди учащихся школ специализирующихся на изучении английского языка стал также Скориков Максим, занявший почетное IV место. Кроме того, Скориков Максим занял III место в региональном зачете международного конкурса «British Bulldog».


Об успешности работы школы по внедрению полиязычного образования свидетельствует диагностика будущих выпускников экспериментального класса. Она показывает, что большинство ребят связывают выбор своей будущей профессии со знанием английского языка, считают знание иностранного языка необходимым для получения престижной работы и продвижения по служебной лестнице в будущем, полагают, что владение несколькими языками поможет им укрепить их социальный статус и занять достойную позицию в современном многоязычном обществе.


Литература

1. «Образование в многоязычном мире». Установочный документ ЮНЕСКО.