girniy.ru 1

Становление субъект субъектных отношений.

Технологизация образовательного процесса. Развитие коммуникативных компетенций.


Балтабаева Г.А.

ГУ «Средняя школа №7»

Реализация субъект субъектных отношений через применение современных образовательных технологий на уроках казахского языка.

Одной из актуальнейших проблем педагогики является качество образования: уровень предметных и общих знаний и умений школьников, их ценностные ориентации. Анализ проблемы позволяет выделить целый ряд причин ее возникновения и сгруппировать их следующим образом: слабая мотивация учения, недостаток времени, индивидуальные и типологические особенности школьников, неразвитость умений и навыков познавательной деятельности, неэффективная организация учебного процесса со стороны преподавателя. Представляется целесообразным проанализировать, возможно ли устранение причин проблемы на школьном уровне и как это сделать в нынешних условиях. Новые резервы качества, по-видимому, заключены в новых парадигмах образования и соответствующих им организационных возможностях. Актуальными парадигмами образования являются развивающее обучение (РО) и личностно-ориентированное обучение (ЛОО). Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. Ключевым элементом процесса обучения является триада целей - обучение, развитие и воспитание, которые являются системообразующим фактором педагогического процесса. Педагогический процесс и в целом, и во всех своих компонентах, должен быть ориентирован на достижение поставленных целей. Целеполагание (инициация и проектирование). Система целей, включающая цели познавательной деятельности, развития и воспитания, формируется исходя из потребностей общества (с учётом региональной составляющей), потребностей учащихся, профессиональных возможностей педагога, ресурсных возможностей и условий учебного заведения. Система целей современного педагогического процесса должна обеспечить не только достижение определённых результатов познания, но и формирование познавательной самостоятельности учащегося, и развитие его творческих способностей[1]. Цели обучения должны быть интегрированы в область личных интересов каждого учащегося, должны стать для них «своими» целями. Педагогический процесс это трёхуровневый процесс, состоящий из системы процессов: процесса управления, процесса деятельности субъектов и процесса изменения объекта. В свою очередь, каждый из вышеперечисленных процессов горизонтально подразделяется на процессы обучения, развития и воспитания. Охарактеризуем все три процесса.

Процесс деятельности субъектов Основными факторами педагогического процесса является совокупность элементов системы и их отношения: субъектами педагогического процесса являются:
а) «Педагог». При раскрытии элемента «Педагог» указываются основные требования, предъявляемые к педагогу
б) «Учащийся». Описание элемента «Учащийся» показывает, на какую категорию учащихся рассчитана модель, в частности, определяется их возрастная группа. Объектом педагогического процесса является комплекс качеств и способностей учащегося, которые подлежат целенаправленному изменению. Предметом педагогического процесса выступает изучаемая дисциплина, являющаяся одновременно объектом познавательной деятельности учащихся. Технология (способы целеполагания, формы организации учебной деятельности, методы и средства обучения, формы организации учебного процесса). Что же следует считать объектом методической деятельности учителя, если ученик не является объектом обучения? Объектом методической деятельности учителя является педагогический процесс. Методическая деятельность учителя – это деятельность по организации педагогического процесса в связи с освоением учащимися учебного предмета. Поэтому первостепенным в деятельности учителя можно считать выбор педагогической технологии. Технология призвана обеспечить достижение целей. В модели обучения при описании педагогической технологии необходимо отразить

- концептуальное ядро — перечень основных подходов, принципов, положенных в её основу. Описание путей и способов реализации выбранной концепции, в т.ч. определяются приоритеты в области применяемых методов и средств, а также форм организации обучения и др. Главным критерием для классификации технологий должна стать позиция, которую занимает учащийся. Поэтому можно выделить традиционное обучение (учащиеся являются объектами обучения); адаптивное обучение (учащиеся являются объектами обучения, но учитываются их индивидуальные особенности); развивающее обучение (учащиеся являются субъектами обучения); личностно ориентированное обучение (учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития)[2]. Современные педагогические технологии диктуют определенный характер связей между основными элементами системы. Отношения между педагогом и учащимся должны базироваться на принципах сотрудничества и диалогичности, совместной деятельности и общения, то есть носить субъект-субъектный характер. Что же это означает? Если учитель в процессе преподавания предмета может выявить имеющийся у учащихся опыт, учесть его, при необходимости перестроить, а затем обогатить в ходе изучения предметного материала, то можно говорить, что он выстраивает субъект-субъектные отношения. Поэтому основным требованием, предъявляемым к педагогу будет правильное соотнесение учителем своих методических действий с субъектным опытом учащихся в процессе обучения. Виды взаимодействия представлены на следующей схеме.



Главным направлением моей работы как учителя казахского языка и литературы является повышение качества и результативности обучения. Осуществление данной цели связано с успешным выполнением целого ряда задач, реализуемых учителями и лежащих в основе плана работы ШМО на текущий учебный год. Важный фактор повышения качества образования – это внедрение новейших технологий в учебный процесс. Здесь следует отметить, что большинство из них давно используются в процессе преподавания казахского языка и на данный момент проходят этап совершенствования, расширения и модернизации. Анализ педагогической деятельности учителей показал, что в учебном процессе используются все основные личностно-ориентированные технологии обучения. Однако преподавание такого предмета, как казахский язык, требует гибкого и творческого подхода к применению новейших технологий, поэтому практическое использование каждой из них имеет свою специфику в различных возрастных группах учащихся. При этом наиболее универсальной технологией, продуктивно используемой на всех учебных параллелях, является модульная технология М.М. Жанпеисовой. Основной учебный период - модуль. Мною применяются методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный, преобладающие организационные формы обучения – беседа и практикум. Технология предусматривает прежде всего активное применение коммуникативного подхода в учебном процессе, который является основополагающим в преподавании казахского языка. Система занятий согласно технологии обучения строится на базе модульных структур уроков, большинство из которых являются ведущими в ходе обучения казахскому языку, так как оптимально сочетают в себе традиционные и новейшие продуктивные методики преподавания. К таким типам урока относится проблемный семинар, урок-собеседование, урок-лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра, урок-самопроверка и др. Среди предметно-ориентированных технологий особо следует выделить технологию интерактивного обучения, также активно используемую всеми учителями. Под данной технологией понимают систему организации занятий в форме учебных игр (ролевая, деловая и т.д.), в результате которой создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха. Игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков. Программно-методическим обеспечением применения всех вышеупомяну-тых технологий являются прежде всего УМК по каждой учебной параллели, включающие не только учебные пособия, но также аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия, дидактический материал. Все новые технологии предусматривают также использование дополнительной литературы и мультимедийных средств, что безусловно способствует всестороннему развитию учащихся. Развитие творческих способностей позволяет актуализировать знания учащихся. Например, при подготовке индивидуальных опережающих зада-ний (составление презентаций по теме «Малый, средний, большой бизнес») самими учащимися. Используя интерактивную доску я составила ряд заданий по систематизации знаний учащихся по грамматической теме «виды простых предложений» (учащиеся заполнили таблицу по данной теме, привели примеры, сопоставили эту тему с курсом русского языка). Совершенствуя навыки аудирования готовлю для каждого ученика раздаточный материал по теме «Государственная промышленость». Дети переводят текст в режиме полилога составляют к тексту вопросы, находят ответы на вопросы. Системная работа в мультимедийном кабинете помогает эффективно использовать ИКТ, не только пользоваться готовыми электронными учебниками, но и создать самим электронные учебники. Проводимые заочные экскурсии по теме «Моя столица» воспитывают чувство патриотизма, чувство гордости за достижения моего государства. Мною применяются самые различные современные способы диагностики образовательного процесса (способ восприятия, уровень мотивации) Контроль и оценка знаний выступают одним из основных структурных элементов учебной деятельности учащегося и учителя. Я использую основные виды контроля: текущий, тематический, итоговый, выпускной. Основными методами педагогического контроля являются тесты достижений, тесты на оценку отдельных навыков, контрольные работы, рефераты, творческие задания, устные опросы, зачеты, экзамены. Важным фактором повышения качества образования является также участие во внеклассной работе (школьные и городские олимпиады, конкурсы). При этом формы и виды внеклассной деятельности постоянно совершенствуются, повышая интерес учащихся к изучению государственного языка. «Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей»[3].

Литература

1.Гузеев В.В. Теория и практика образовательной технологии 2001,с.34

2.Штейнберг В.Э., 2000, с5

3.Беспалько В.П., 1995, с112.