girniy.ru 1

Методикалық құрал

5 сыныпқа арналған орыс тілінен кешенді бақылау жұмыстары


Методическое пособие

Комплексные контрольные работы по русскому языку для 5 класса


Литовченко Н.А.


Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9,

русский язык и русская литература.


Одно из важнейших требований к организации учебной деятельности учащихся состоит в единстве процессов приобретения знаний и отработки умений и навыков. Поэтому именно контроль ЗУНов выявляет уровень обученности школьников на каждом уроке.

“Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала” (Г.А. Богданова). В практике работы школы утвердились разные формы, методы и приемы проверки результатов учебной деятельности школьников.

Но какими бы они ни были, они должны реализовать основные принципы контроля:

- целенаправленность;

- систематичность;

- объективность.

Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля ЗУНов учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке. А хорошо продуманная система контроля позволяет правильно спланировать работу учащихся, придать учебному процессу целенаправленный и устойчивый характер и способствует успешному формированию умений и навыков.

В связи с этим и предлагается данное методическое пособие “Комплексные контрольные работы по русскому языку 5 класс” как одно из форм коллективного контроля, направленного на проверку знаний учащихся на основных этапах обучения, где выделяют следующие методы проверки знаний учащихся:

- текущий;

- промежуточный;

- итоговый.

Выявление степени обученности школьников в конце изучения темы или раздела школьного курса – важный момент организации учебного процесса.


Поэтому в предлагаемое методическое пособие включены контрольные работы как по узловым темам курса, так и по итоговому контролю за 1 полугодие и год.

Комплексные контрольные работы состоят из диктантов с грамматическими заданиями разного уровня сложности и тестовых заданий. Перед каждой контрольной работой описана тема, также цель и стандарт темы.

Весь курс русского языка 5-го класса содержит следующие темы:


  1. Речь. Развитие связной речи

  2. Синтаксис и пунктуация

  3. Фонетика. Графика. Орфография.

  4. Лексика.

  5. Словообразование и орфография.

  6. Морфология и орфография.

Вот, например, как представлена комплексная контрольная работа из раздела “Синтаксис и пунктуация”:

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан

- выполнение учебной программы курса.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора условий для написания


Постановки знаков препинания:

  • при однородных членах;

  • в сложных предложениях.

Диктант

В степи

Степь разомлела от зноя. Скрылись куда то шумные стайки птиц, которые носились над ковылем. Табуны кобылиц отбивались от мошкары и уходили к дальнему ручью. Суслики пушистыми пеньками замирали у своих нор. На развалинах одинокого мазара уселся старый степной бродяга-беркут. Он раскрыл клюв, высунул острый красный язык. Беркут парил в прохладном воздушном потоке у самого белого облачка, которое блуждало по бледному от зноя небу.


Старый беркут приметил суслика. Суслик сидел за кустом старого желтого чия. Беркут чуть было не сорвался с места, но суслик исчез в тот же миг. Орел снова сложил крылья и начал осматривать свои владения.

(98 слов)


Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений выбора условий для написания тех или иных орфограмм, затронутых в данной теме, и постановки знаков препинания.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков согласно данным темам. Для обеспечения самостоятельного выполнения работы предлагается 2 варианта заданий обязательного и базового уровней

Для примера рассмотрим грамматические задания к теме “Имя существительное”:

Диктант.

Помощь оказана.

Два геолога работали в глухой местности. Условия жизни были тяжелые и требовали выносливости, здоровья и силы. Когда работа близилась к концу,

один из них опасно заболел. Для связи у них был почтовый голубь, которого

они решили использовать лишь в случае крайней опасности. Такой момент

наступил. С голубем было отправлено письмо с просьбой о помощи. В пути на голубя налетел ястреб и ранил его в спину. От большой потери крови голубь ослаб и упал в чащу леса. После небольшой передышки голубь собрал

последние силы и полетел низко над землей. Дежурный по станции заметил низко летевшего голубя и стал следить за ним. Перед крыльцом дома голубь упал, истекая кровью. Помощь геологам была оказана.

(110 слов).

Грамматические задания.


  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1 вариант. В пути на голубя налетел ястреб и ранил его в спину.

2 вариант. После небольшой передышки голубь собрал последние силы и полетел низко над землей.

  1. Произвести морфологический разбор.

1 вариант: ястреб;


2 вариант: помощь.


  1. Выписать из текста существительные, употребляемые только в форме единственного числа.

  2. Письменно изложите свое мнение о том, почему голубь все же долетел до геологов.

Таким образом, грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков выполнения:

  1. Синтаксического разбора предложения.

  2. Морфологического разбора имени существительного.

  3. Нахождения существительных, употребляемых только в форме единственного числа.


Как видим, материал подобран в соответствии с лексико–грамматическим минимумом, требуемым программой и государственным стандартом образования.

Для того, чтобы проверить, насколько знание теории стало опорой для формирования практических умений и навыков, контролем могут стать задания, связанные с графическим объяснением написанного, моделирование предложений по заданным схемам.

Так в теме “Глагол” есть такое задание:

- Укажите графически, есть ли орфограмма в словах дороге, широкого, остановиться.

А в работе итогового диктанта задание звучит так:

- Обозначить орфограммы в словах забирался, удивлял, в лицее.

Основная цель тестов – проверить уровень теоретических знаний по темам. Тестовый контроль, являясь составной частью системы обучения, содействует не только выявлению уровня учебных достижений, но и эффективному управлению познавательной деятельности учащихся. Применение тестов в системе контроля дает возможность фиксировать достигнутый уровень обучения каждого ученика. Тестовые задания, вошедшие в данный сборник, предназначены для проверки знаний и умений учащихся 5 класса по основным темам программы по русскому языку.

Вот пример тестовых заданий раздела “Словообразование и орфография”, которые позволяют проконтролировать теоретические знания основ словообразования и практические умения и навыки орфографического анализа языкового материала.


Тестовые задания.

Вариант 1


  1. Укажите, какие значимые части слова могут входить в основу:

а) корень, приставку, суффикс, окончание;

б) корень, приставку, суффикс;

в) корень, окончание.

  1. Новые слова образуются при помощи:

а) приставки и суффикса;

б) приставки;

в) суффикса;

г) приставки, суффикса, окончания.

  1. Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:




    а)

    б)

    в)

    г)

    ..делать

    с

    з

    з

    с

    ..десь

    с

    с

    з

    з

    ..бросить

    з

    с

    з

    с

    ..бить

    с

    з

    з

    с

  2. Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:




    а)

    б)

    в)

    г)

    радос..ный

    т

    т

    -

    -

    опас..ный

    т

    -

    -

    т

    звез..ный

    -

    д

    д

    -

    чу..ствовать

    -

    в

    -

    в

  3. Укажите группу слов, в которую Входят только однокоренные слова к слову гореть,

а) загар, горький, горевать, горю;

б) загар, горю, горюю, горка;

в) загар, горю, горелый, загорать;

г) горю, горелый, горький, горевать, горка.


Следовательно, контроль знаний, умений и навыков не только дает возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуального подхода к учащимся.

Хочется подчеркнуть, что в данном методическом пособии описаны лишь возможные пути практического воплощения определения уровня обученности учащихся.


Список использованной литературы


  1. Т. А. Абжанова и другие. Сборник диктантов и текстов для изложений. 5 класс. Алматы, "Атамура", 2001.
  2. А.Б. Малюшкин. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс. Москва, «ТЦ Сфера», 2001.


  3. Методические рекомендации по созданию измерителей государствен-ных образовательных стандартов Республики Казахстан системы общего среднего образования. 5 класс. Русский язык Павлодар, 2003 год

  4. С.И.Львова.Обучение русскому языку в 5 классе гимназий. Москва, “Валент” 1996

  5. И.В. Галлингер и С.И. Львова, Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах, Москва, «Просвещение» 1988