girniy.ru 1

«Творчество», «способности» и «творческие способности». Признаки и критерии творческой деятельности. Целесообразность и эффективность использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Организация созидательной деятельности школьников, способствует воспитанию самостоятельности, активности и инициативности.


Ивачева Нина Степановна

учитель технологии

ГУ «Средняя школа № 26»


ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА


Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся на уроках технологии необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности». Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.


Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:


  • приобщить учащихся к творческой работе;

  • привить интерес к творчеству, поиску;

  • развить навыки созидания, самореализации.

Практика последних лет свидетельствует о целесообразности и эффективности использовании метода проектов в технологическом обучении школьников.

Эффективность развития творческих способностей учащихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:

  • проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъектности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;

  • проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся;

  • осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;

  • учащиеся включаются в активную творческую деятельность.

Проведено тестирование среди учащихся 7,8 классов на определение уровня творческого потенциала учащихся. Тест позволил оценить уровень творческого потенциала, умение принимать нестандартные решения. Учащимся необходимо было выбрать одно из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Результаты тестирования показали, что у 50% учащихся заложен значительный творческий потенциал, который представляет собой богатый выбор творческих возможностей. Данной группе учащихся доступны самые разнообразные формы творчества.

35% учащихся имеют вполне нормальный творческий потенциал, они обладают теми качествами, которые позволяют им творить. 15% учащихся просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы приводят их к мысли, что они вообще не способны к творчеству.

Метод проектов позволит учащимся, используя технологические знания для активного созидательного труда, развить творческие способности учащихся, в результате которого созданы общественно полезные продукты. Следовательно, сам субъект познания – ученик - должен быть активен. Для достижения целей ученик становиться искателем, исследователем, «добытчиком» новых знаний и навыков. Этот путь формирует, развивает и воспитывает адекватные качества личности будущего профессионала, включая и качества морально-этические, духовные. Ученик сам руководит своими действиями, находит объект проектирования в соответствии с собственными побуждениями и желаниями, выступая автором идеи, самостоятельно планирует и выполняет работу. Таков мотив психологи называют внутренним, он наиболее ценен в обучении, так как позволяет ученику быть активным и самостоятельным. Таким образом, на уроках технологии происходит целенаправленное формирование и развитие творческой личности. Такая личность способна не только критически оценивать ситуацию, исследовать её, находить выход из сложных ситуаций, но и видеть перспективу, самостоятельно ставить перед собой и другими новые задачи и решать их. Такая личность способна к самосовершенствованию и достижению результатов в бизнесе, промышленности, сфере услуг. Организация созидательной деятельности школьников, способствует воспитанию самостоятельности, активности и инициативности. При этом школьник на практике преобразует материалы, предметы, создаёт новые изделия. Метод проектов позволяет воспитывать в детях интерес к творческо-поисковой работе, приносящей удовлетворение им самим. В такой работе реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большой мере отвечает реальным возможностям учащихся. При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы типа: «Искусство аранжировки цветов,» «Работа с соломкой», «Вязание», «Вышивка», «Аппликация», «Культура дома», «Бисероплетение», «Лепка из теста». При изучении этого раздела учащиеся с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравится самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: плетение бисером, сколько нового, интересного можно сделать своими руками. Изготовление картин из теста. Необычно, но, сколько можно проявить умений, фантазию и творчество. При изучении раздела «Рукоделия» я не навязываю им, какое выбирать изделие. У учащихся есть выбор. Они могут рассчитывать на свои силы. Выбрать работу на «3», но сделать ее на «5». Или выбрать на «5», но сделать на «3».


Темы проектных работ, выбираемые учащимися разнообразны:

вязаная подушка «Кошечка»; «Корзиночка с цветами»; «Глиняный дракон»; вязанный комплект «Шарф и шапка»; полотенце с вышивками лентой; «Цветы и бабочки»;

«Лилии»; «Ночные цветы»; «Рыбка необыкновенная»; «Церковь»; «Маки»; «О, трикотаж, трикотаж…»; «У каждой юбки свой характер».

Заключительным этапом проектной деятельности является защита творческого проекта, который включает оформление и презентацию работы.

Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя. Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век когда у родителей не хватает время посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдульханова- Славянская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология личности в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.

2.Алдошкин И. С. Трудовое обучение и воспитание учащихся. М. , Педагогика, 1975г.

3.Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

4.Анциферова Л. И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран: Теоретические проблемы.

5.Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда под редакцией Н. Ф. Добрынина. М. Трудорезервиздат, 1958.

6.Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

7.Бабанский Ю. К. , Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.

8.Бадаева Г. В. Труд и творчество. М. , 1966.

9.Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.

10.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.

11.Ерёменко Т. И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. // М., Просвещение, 2000.

12. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.

13. Чекмарёв. Уроки творчества., М., 1982.ешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2004. Развивающее обучение: история, теория, практика// М. Начальная школа 1998

14. Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.