girniy.ru 1

Государственный ОбщеОбязательный стандарт Образования Республики Казахстан

Основные положения

ГОСО РК 1.001 - 2001

Издание официальное

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Астана 2001

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Департаментом среднего общего и начального профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 19 сентября 2001 г. N739 «Об утверждении Основных положений государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения»

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. В настоящем стандарте реализованы нормы Конвенции о правах ребенка, Закона Республики Казахстан «Об образовании», постановлений Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов образования» от 2.09.1999 г. N1290, «О вопросах обязательной предшкольной подготовки» от 22.11. 1999 года N1762.

 5.СОГЛАСОВАН с Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан: письмо от 17сентября 2001года N11-5/1555; Агентством Республики Казахстан по делам здравоохранения: письмо от 10 сентября 2001 года, N05-9380.

 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области образования.

 Введение

 Настоящий стандарт разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 ноября 1999 года N1762 «О вопросах обязательной предшкольной подготовки» и определяет государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения.

 Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей .

 Право детей на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается сетью дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях.

 Основными целями дошкольного воспитания и обучения являются:

 охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;

гармоничное развитие личности ребенка, удовлетворение его интересов и развитие способностей на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям;

формирование социально-духовных качеств личности, позволяющих ребенку жить и плодотворно действовать в общественно-социальной, природной среде;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности, формирование потребности в получении знаний;

развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.

Осуществление этих целей требует единого подхода к определению обязательного минимума содержания дошкольных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки воспитанников организаций дошкольного воспитания и требований к уровню развития детей дошкольного возраста, что обеспечивается государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения.

 1. Область применения государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения

 Настоящий стандарт устанавливает основные требования к базовому содержанию дошкольных образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки воспитанников дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях и государственному контролю за качеством выполнения государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.


 Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения распространяется на все дошкольные организации, дошкольные группы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольные классы, дошкольные группы во внешкольных организациях Республики Казахстан, независимо от их организационно-правовых форм.

 Требования государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения обязательны для использования:

 в центральных и местных исполнительных органах образования;

в научно-исследовательских институтах, институтах повышения квалификации, дошкольных факультетах и отделениях педагогических вузов и колледжей;

при разработке учебных программ, специальных курсов, учебников и учебно-методических пособий ;

при аттестации и лицензировании дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях;

при аттестации педагогических работников системы дошкольного воспитания и обучения.

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения имеет юридическую силу на всей территории Республики Казахстан.

 Право внесения изменений в государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения принадлежит исключительно центральному исполнительному органу Республики Казахстан в области образования.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ПР РК 40.1.01. – 2000 «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению государственных общеобязательных стандартов образования»;

СНИП 2.01.01 – 93 «Устройство и содержание детских дошкольных учреждений».

3. Определения

 

В настоящем стандарте использованы следующие термины и их определения:

 аттестация –комплексная экспертиза деятельности организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях на соответствие требованиям государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения. Целями аттестации является обеспечение механизма государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, осуществляемого организациями дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях; стимулирование их деятельности в направлении повышения качества дошкольного воспитания и обучения; предоставление населению возможности выбора образовательных услуг на основе разнообразия содержания форм и методов работы с детьми, обеспечение защиты ребенка от всех проявлений некомпетентных педагогических воздействий;

 базисный учебный план дошкольных организаций – нормативный документ, устанавливающий содержание, структуру дошкольного образования, максимальную учебную нагрузку по возрастным периодам и видам деятельности детей;

 базисный учебный план предшкольных классов и групп – нормативный документ, устанавливающий содержание, структуру обязательной и бесплатной предшкольной подготовки пяти-шестилетних детей и максимальную учебную нагрузку по видам деятельности детей в общеобразовательных школах и др. организациях образования;

 базовая дошкольная общеобразовательная программа воспитания и обучения – нормативный документ, который определяет обязательный минимум содержания образования воспитанников организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями;

 базовый уровень развития ребенка - совокупность умений, знаний и навыков обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития.

 воспитанник - ребенок, получающий общеобразовательные, дополнительные и специальные программы в дошкольных организациях, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классах, дошкольных группах во внешкольных организациях;

 государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения – государственные требования к базовому содержанию дошкольных общеобразовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки воспитанников дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях и правилам, процедурам государственного контроля за качеством образования;

 дошкольная общеобразовательная программа – программа, определяющая содержание дошкольного воспитания и обучения, подразделяется на основную и дополнительную;

 дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования, представляющий собой совокупность взаимодействующих преемственных дошкольных образовательных программ (общеобразовательных и специальных) и их реализующих сети дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домов ребенка, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях;

 дошкольная организация – организация образования, которая создается с целью удовлетворения запросов и потребностей семьи в уходе за детьми, их гармоничном развитии на основе общекультурных, национальных ценностей, подготовке ребенка к начальной ступени среднего общего образования, создания необходимых условий родителям для продолжения своей работы и учебы, активного участия в общественной жизни. Дошкольная организация осуществляет воспитание и обучение детей дошкольного возраста от одного года до шести (семи) лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей, нуждающихся в этом на основе общеобразовательных и (или) специальных программ;


 дошкольные группы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – группы, обеспечивающие присмотр, уход, воспитание и обучение детей дошкольного возраста – сирот, детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей

 дошкольные группы во внешкольных организациях – группы, которые реализуют дополнительные дошкольные общеобразовательные программы развития детей (художественно-эстетические, музыкальные и др.) и основные, дополнительные программы предшкольной подготовки детей;

 медицинское обеспечение детей дошкольного возраста – контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья, привития гигиенических навыков и физической культуры;

 организации дошкольного воспитания и обучения – дошкольные организации, дошкольные группы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка;

 предшкольные классы - классы для детей 5–6 лет в общеобразовательных школах, в которых проводится одногодичная обязательная бесплатная предшкольная подготовка пяти-шестилетних детей;

 присмотр – создание в дошкольных организациях, дошкольных группах в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классах, домах ребенка комплекса условий для охраны жизни и здоровья детей, их безопасности во время пребывания в указанных организациях, обеспечение срочной медицинской помощи в экстренных ситуациях;

 уход – проведение санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур и питания (кормления) детей в дошкольных организациях, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах ребенка.

 4. Обозначения и сокращения

 В настоящем стандарте применяется следующая система сокращений:


 ДО – дошкольная организация;

ДВО – дошкольное воспитание и обучение;

ПК –предшкольные классы;

БУПДО – базисный учебный план дошкольных организаций

БУППК - базисный учебный план предшкольных классов

ДОП - дошкольные общеобразовательные программы воспитания и обучения

с – страница, г – год, гг. – годы, др. – другие, и т.п. – и тому подобное.

5. Общие положения

 5.1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения – государственные требования к базовому содержанию дошкольных образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки воспитанников дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях, правилам, процедурам государственного контроля за качеством образования; т.е. необходимый, совокупный минимум требований к уровню, содержанию и качеству дошкольного воспитания и обучения, отраженный в соответствующих нормативных документах.

 5.2. Внедрение государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения предусматривает достижение следующих целей:

 регламентация требований к содержанию, уровню и качеству учебно-воспитательной работы, максимальному объему учебной нагрузки воспитанников, системе контроля за эффективностью работы организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях;

создание условий для получения каждым ребенком обязательного минимума содержания дошкольного воспитания и обучения, обеспечивающего эквивалентность и единый стартовый уровень подготовки детей к школьному обучению на всей территории республики.

совершенствование методики аттестации организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях, повышение профессиональной компетентности специалистов дошкольного воспитания и обучения, основанной в первую очередь на личностно-ориентированном взаимодействии их с детьми, организации развивающей среды.


ориентация содержания дошкольного воспитания и обучения на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей ребенка в различных видах деятельности.

5.3. Дошкольные организации, дошкольные группы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольные классы, дошкольные группы во внешкольных организациях осуществляют воспитание и обучение детей дошкольного возраста в соответствии с:

 настоящими основными положениями государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения;

учебно-программной документацией: базисным, рабочими учебными планами, основными и дополнительными дошкольными общеобразовательными программами ;

другими нормативными документами, разработанными и утвержденными в установленном порядке центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.

5.4. Местные органы образования обеспечивают дошкольные организации, дошкольные группы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома ребенка, предшкольные классы, дошкольные группы во внешкольных организациях государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения и совместно с указанными организациями, несут ответственность за их соблюдение.

 6. Учебно-программная документация

 6.1. Учебно-программная документация определяет содержание воспитания и развития воспитанников, объем и диапазон знаний, навыков и умений, обеспечивающих формирование нормативного уровня и качества дошкольного воспитания и обучения.

 6.2. Содержание, структура дошкольного воспитания и обучения, перечень и объем видов учебной деятельности (занятий), учебная нагрузка по возрастным периодам, уровень дифференциации дошкольного воспитания и обучения, степень самостоятельности организации в разработке содержания образования определяется Базисным учебным планом и Базовой общеобразовательной программой воспитания и обучения детей.


 6.3. Базисный учебный план и Базовая общеобразовательная программа воспитания и обучения детей разрабатываются и утверждаются центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.

 6.4. Рабочие учебные планы разрабатываются на основе Базисного учебного плана дошкольных организаций, Базисного учебного плана предшкольных классов (групп) в общеобразовательных школах. Основные (вариативные, авторские), дополнительные ДОП разрабатываются на основе Базовой общеобразовательной программы воспитания и обучения.

 6.5. Рабочие учебные планы и основные (вариативные, авторские), дополнительные ДОП утверждаются в следующем порядке:

 1)рабочие учебные планы и основные (вариативные, авторские), дополнительные ДОП республиканского значения, республиканских организаций проходят экспертизу в Республиканском учебно-методическом совете по дошкольному воспитанию и начальному обучению центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области образования. В случае положительной оценки ДОП рекомендуются к использованию приказом центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области образования;

 2) региональные (организаций дошкольного воспитания, районные, областные, городов Астаны, Алматы) рабочие учебные планы и основные (вариативные, авторские), дополнительные ДОП проходят экспертизу в областных, городов Астаны, Алматы учебно-методических советах по дошкольному воспитанию и начальному обучению при областных, городов Астаны, Алматы органах образования или институтах повышения квалификации. В случае положительной оценки ДОП рекомендуются к использованию приказом областного, городов Астаны, Алматы органа образования.

 6.6. Выполнение Базисного учебного плана и освоение Базовой общеобразовательной программы воспитания и обучения обеспечивают базовый уровень развития воспитанника на каждом этапе возрастной периодизации.

 7.Возрастная периодизация

 7.1. В Республике Казахстан устанавливается следующая возрастная периодизация, отражающая особенности физического и психического развития ребенка:


 Iгруппа раннего возраста (дети от рождения до 1 года)

II группа раннего возраста (от 1 до 2 лет)

I младшая группа (от 2 до 3 лет)

II младшая группа (от 3 до 4 лет)

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

7.2. Исходя из возрастной периодизации в организациях дошкольного воспитания создаются следующие группы:

 II группа раннего возраста (дети от 1 года до 2 лет)

I младшая группа (от 2 до 3 лет)

II младшая группа (от 3 до 4 лет)

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

Возможно создание разновозрастных дошкольных групп, а также предшкольных групп, реализующих Базисный учебный план предшкольных классов.

 В малокомплектных дошкольных организациях по согласованию с местной исполнительной властью может устанавливаться меньшая наполняемость дошкольных групп.

 7.3. В общеобразовательных школах:

 создаются предшкольные классы для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

при наличии соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиеничеких условий могут создаваться дошкольные группы с гибким режимом для детей в возрасте от 3 до 5 лет.

В предшкольных классах общеобразовательных школ устанавливается наполняемость не более 25 детей; в дошкольных группах – не более 20. В малокомплектных общеобразовательных школах по согласованию с местной исполнительной властью может устанавливаться меньшая наполняемость предшкольных классов и дошкольных групп.

 7.4. Во внешкольных организациях организуются группы ( кружки) для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

 8. Максимальный объем недельной учебной нагрузки воспитанников

 8.1. Максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки воспитанников и продолжительности занятий вводится с целью защиты интересов, здоровья и психики детей.


 8.2. Максимальный объем учебной нагрузки воспитанников отражен в Базисном учебном плане дошкольных организаций и Базисном учебном плане предшкольных классов (групп).

 9. Базисный учебный план

 9.1. Базисный учебный план дошкольных организаций, Базисный учебный план предшкольных классов (групп) в общеобразовательных школах являются основными нормативными документами, служат основой для разработки рабочих учебных планов.

 9.2. Базисный учебный план дошкольных организаций, Базисный учебный план предшкольных классов (групп) в общеобразовательных школах дает представление о структуре и содержании дошкольного воспитания и обучения, фиксирует комплекс основных нормативов, в соответствии с которыми разрабатываются конкретные учебные планы дошкольных организаций, предшкольных классов:

 соотношение стандарта образования между республиканским компонентом и компонентами дошкольной организации, предшкольных классов ;

соотношение между базовой и дифференцируемой частями дошкольного образования;

продолжительность занятий и учебных недель ;

недельная нагрузка для базовых видов деятельности;

допустимая недельная нагрузка воспитанников;

9.3. В структуре Базисного учебного плана дошкольных организаций, Базисного учебного плана предшкольных классов (групп) в общеобразовательных школах выделяются:

 а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение воспитанников к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

 б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития воспитанников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности. Перечень занятий в вариативной части может меняться в зависимости от направлений деятельности организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов.

 9.4. Ограничения в недельной нагрузке в Базисном учебном плане дошкольных организаций, Базисном учебном плане предшкольных классов (групп) в общеобразовательных школах соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста и согласованы с органами здравоохранения Республики Казахстан.


 

9.5. В Базисном учебном плане дошкольных организаций, Базисном учебном плане предшкольных классов (групп) в общеобразовательных школах установлена примерная продолжительность учебной деятельности детей (занятий) соответственно возрастной периодизации. Форма организации занятий определяется педагогом с обязательной интеграцией игровой и учебной деятельности детей. При этом занятия в дошкольном возрасте являются средством, обеспечивающим желательное направление и уровень развития ребенка, а не самоцелью образовательного процесса.

 

Виды учебной деятельности детей Недельная учебная нагрузка (занятия)

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

 

Инвариантная часть

Развитие речи, ознакомление с детской художественной литературой 1,5

Ознакомление с окружающим миром, экология 0,5

Изобразительная деятельность:

Рисование 1

Лепка (конструирование и аппликация проводятся через дидактические игры по сенсорному воспитанию) 1

Дидактические игры по сенсорному воспитанию 1,0

Музыка 2

Физическая культура 2

Итого 9

Вариативная часть

Занятия по интересам и выбору детей 1,0

Итого 10

Предельно допустимая недельная учебная нагрузка 10

Продолжительность занятий 10-12 мин

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

 

Инвариантная часть

Ознакомление с окружающим миром, экология 1,0

Развитие речи 1,0

Ознакомление с детской художественной литературой 0,75

Дидактические игры по математике 0,25

Изобразительная деятельность:

Рисование 1

Лепка 1

Аппликация 0,25

Конструирование 0,25

Музыка 2

Физическая культура 2

Итого 9,5

Вариативная часть

Занятия по интересам и выбору детей 1,5


Итого 11

Предельно допустимая недельная учебная нагрузка 11

Продолжительность занятий 12-15 мин

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

 

Инвариантная часть

Ознакомление с окружающим миром, экология 1,0

Казахский язык (не проводится в группах с казахским языком воспитания и обучения) 1,0

Развитие речи 1,0

Ознакомление с детской художественной литературой 0,5

Формирование элементарных математических представлений 0,5

Изобразительная деятельность:

Рисование 1,0

Лепка 1,0

Аппликация 0,5

Конструирование 0,5

Музыка 2

Физическая культура 2

Итого 11

Вариативная часть

Занятия по интересам и выбору детей (в группах с казахским языком воспитания и обучения вариативная часть увеличивается на 1 час и составляет 2,5 часа) 1,5

Итого 12,5

Предельно допустимая недельная учебная нагрузка 12,0

Продолжительность занятий 20 мин

 

СТАРШАЯ ГРУППА

 

Инвариантная часть

Ознакомление с окружающим миром, экология 1,0

Развитие речи 2,0

Казахский язык (не проводится в группах с казахским языком воспитания и обучения) 2,0

Ознакомление с детской художественной литературой 1,0

Формирование элементарных математических представлений 1,0

Изобразительная деятельность:

Рисование 1,0

Лепка 1,0

Аппликация 0,5

Конструирование 0,5

Музыка 2

Физическая культура 2

Ручной труд 0,5

Итого 14,5

Вариативная часть

Родной язык, русский язык, иностранный язык, занятия по интересам и выбору детей детей (в группах с казахским языком воспитания и обучения вариативная часть увеличивается на 2 часа и составляет 3,5 часа) 1,5


Итого 16,0

Предельно допустимая недельная учебная нагрузка 16,0

Продолжительность занятий 20-25 мин

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

 

Инвариантная часть

Ознакомление с окружающим миром, экология 1,5

Развитие речи 1,0

Казахский язык (не проводится в группах с казахским языком воспитания и обучения) 3,0

Ознакомление с детской художественной литературой 1,0

Подготовка к обучению грамоте и письму 1,5

Формирование элементарных математических представлений 1,0

Изобразительная деятельность:

Рисование 2,0

Лепка 1,0

Аппликация 1,0

Конструирование 0,5

Музыка 2,0

Физическая культура 3,0

Основы валеологии 1,0

Ручной труд 0,5

Итого 20,0

Вариативная часть

Родной язык, русский язык, занятия по интересам и выбору детей детей (в группах с казахским языком воспитания и обучения вариативная часть увеличивается на 3 часа и составляет 5 часов) 2,0

Итого 22,0

Предельно допустимая недельная учебная нагрузка 22,0

Продолжительность занятий 25-30 мин

Базисный учебный план предшкольных классов (групп)

 

Виды занятий Количество занятий в неделю Количество учебных недель Всего занятий в учебном году

Инвариантная часть:

Ознакомление с окружающим миром, основы экологии 1,5 32 48

Казахский язык (не проводится в группах с казахским языком воспитания и обучения) 3,0 32 96

Развитие речи 1,0 32 32

Ознакомление с детской художественной литературой 1,0 32 32

Подготовка к обучению грамоте и письму 1,5 32 48

Ознакомление с элементарными математическими представлениями 1,0 32 32

Изобразительная деятельность: 4,0 32

- рисование 2,0 32 64


- лепка 1,0 32 32

- аппликация 1,0 32 32

Конструирование и ручной труд 1,0 32 32

Музыкальная деятельность 2,0 32 64

Физическая культура 3,0 32 96

Основы валеологии 1,0 32 32

Вариативная часть: иностранный язык, хореография, занятия по интересам детей (в классах (группах) с казахским языком воспитания и обучения вариативная часть увеличивается на 3 часа и составляет 5 часов) 2,0 32 64

Итого (предельно допустимая учебная нагрузка) 22 32 704 часов

Продолжительность занятий 25-30 минут

10. Обязательный минимум содержания дошкольных общеобразовательных программ

 

10.1. Дошкольные общеобразовательные программы воспитания и обучения Республики Казахстан подразделяются на:

 

основные (базовая, вариативная, авторская) которая включает в себя основные направления развития ребенка в соответствии с пунктом 10.3.;

дополнительные (вариативные, авторские) включающие одно или несколько направлений развития ребенка в соответствии с пунктом 10.13.

10.2. Целостность педагогического процесса в организациях дошкольного воспитания, предшкольных классах и дошкольных группах внешкольных организаций обеспечивается путем применения основных или набора дополнительных программ.

 

10.3. В базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребенка:

 

игровая деятельность: сюжетно-ролевые творческие игры и игры с правилами;

физическое развитие: игры и занятия по физической культуре и валеологии;

развитие речи, ознакомление с художественной литературой: игры и занятия по основам грамоты и письма, по формированию звуковой культуры речи, формированию словарного запаса и связной речи

основы естественно-научного развития: игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии, формированию элементарных математических представлений;


основы художественно-эстетического развития: игры и занятия по музыкальному воспитанию, изобразительному искусству, труду, конструированию;

организация присмотра и ухода за детьми;

работа с родителями.

10.4. Базовое содержание ДОП должно быть ориентировано на общечеловеческую культуру и вместе с тем соответствовать казахстанским культурным традициям.

 

10.5. В ДОП должен соблюдаться светский характер воспитания и обучения.

 

10.6. ДОП должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми: предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, учитывать их возрастные особенности.

 

10.7. ДОП должны быть нацелены на:

 

развитие любознательности как основы познавательной деятельности;

формирование творческого воображения;

развитие коммуникативности.

10.8. ДОП должны обеспечивать:

 

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

эмоциональное благополучие каждого ребенка;

интеллектуальное развитие ребенка;

создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

приобщение детей общечеловеческим традициям;

взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

10.9. ДОП должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

 

занятия как специально организованная форма обучения;

нерегламентированные виды деятельности;

свободное время, предусмотренное для ребенка в организациях дошкольного воспитания в течение дня.

10.10. В ДОП должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. ДОП должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).


 

10.11. ДОП должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

 

10.12. ДОП должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

 

10.13. Вариативные, авторские основные и дополнительные ДОП сверх обязательного минимума могут определять:

 

приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского и городского населения: крупных городов, курортной, промышленной зоны, микроучастков, сел, аулов, района, области;

проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;

отбор произведений, национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народного (местного) прикладного творчества при ознакомлении детей с искусством;

обучение государственному и национальным языкам, знакомство с национально-культурными традициями народов и национальных групп, проживающих в районе, области, городах, селах.

11. Оценка выполнения требований государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения

 

11.1. Оценка выполнения требований государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения проводится на основе аттестации:

 

организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях;

педагогических работников организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях.

12. Обеспечение государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения

 

12.1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения обеспечивается организацией надзора за дошкольным воспитанием и обучением, требованиями к педагогическим кадрам, повышением их квалификации и переподготовкой, систематической оценкой базового уровня развития ребенка.

 

12.2. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения обеспечивается обязательным исполнением нормативной документации.

 

12.3. Организация и контроль за деятельностью дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях, в соответствии с нормативными документами государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения осуществляется центральным и местными исполнительным органами в области образования

 

12.4. Педагогическую работу с детьми в дошкольных организациях, дошкольных группах в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классах осуществляют специалисты с высшим, средним профессиональным педагогическим дошкольным образованием. Педагогические работники, не имеющие дошкольного педагогического образования, допускаются к работе с детьми в случае признания их профессиональной компетентности аттестационной комиссией. Педагогические кадры дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях проходят переподготовку и повышение квалификации в установленном порядке.

 

12.5. Оценка базового уровня развития ребенка осуществляется в процессе аттестации дошкольной организации, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольного класса, дошкольной группы во внешкольной организации, систематического контроля за выполнением государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения и иных форм контроля, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.


 

12.6. Оценка базового уровня развития ребенка проводится на основе научно-обоснованных нормативов психо-физического развития, уровня знаний, умений и навыков дошкольников согласно возрастных периодов, готовности дошкольника к школьному обучению, разработанных и утвержденных центральным исполнительным органом в области образования органом.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

 

Библиография

 

[1] Конституция Республики Казахстан от 30.08.95 г.

 

[2] Конвенция о правах ребенка, ратифицировано Парламентом РК 8.06.1994

 

[3] Закон «Об образовании» Республики Казахстан от 7 .06.1999 г.

 

[4] Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 8.07.94 г.

 

[5] Постановление Правительства Республики Казахстан «О вопросах обязательной предшкольной подготовки» от 22.11. 1999 года №1762

 

[6] Правила об организации деятельности дошкольных организаций, общеобразовательных школ, интернатных организаций, внешкольных организаций, утвержденные приказом №708 от 10.07.2000 г. регистрационный номер Министертва юстиции РК 1216 от 09.09.2000 г.

 

[7] Концепция предшкольной подготовки детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан «О вопросах предшкольной подготовки детей от 1.12. 1999 года №75