https://electroinfo.net

girniy.ru 1


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРНЫМ КЛАССАМ

Широкое внедрение в практику и использование вычислительной техни­ки, в частности компьютеров, связано со значительной умственной, зритель­ной, эмоциональной и статической нагрузкой на операторов, особенно на детей Умственная и эмоциональная нагрузки на занятиях в школах связа­ны с быстрым переключением внима­ния с объекта на объект при ограни­чении времени, что может привести к ухудшению внимания, снижению рабо­тоспособности, головным болям, об­щему ухудшению здоровья, утомлению органов зрения. При работе на дисплеях дети находятся в относитель­но неподвижной вынужденной позе, что ведет к перенапряжению отделов позвоночника, конечностей, отдельных нервов и мышц, и это может способ­ствовать развитию заболеваний орга­нов опорно-двигательного аппарата, периферических нервов, мышц.

Эти дискомфортные состояния в большой степени проявляются при нарушении санитарных требований к режиму работы и санитарно-техническому состоянию компьютерных классов.

Чтобы сгладить негативные по­следствия вредных факторов при ра­боте с компьютерами, необходимо строго выполнять гигиенические тре­бования при работе с различной дис­плейной техникой

Для этого все кабинеты и классы, предназначенные для работы с ком­пьютерами в детских учреждениях, школах, ВУЗах, в других учреждениях и организациях не допускается распо­лагать в цокольных помещениях, пло­щадь на одно рабочее место должна быть не менее 6м2, а объем помеще­ния - не менее 24м3. В кабинетах, с ориентацией окон на север или севе­ро-восток, в обязательном порядке наряду с естественным оборудуется искусственное освещение Свет на ра­бочее место должен падать слева Световой коэффициент естественного освещения (КС), то есть отношение площади застекленной поверхности окон к площади пола должен состав­лять не менее 1,5% Освещенность на рабочем месте от искусственных ис­точников должна составлять 300-500 люкс при использовании люминесцен­тного освещения (лампы ЛБ с рассеивателями и экранизирующими решетками) Освещенность на экране видео монитора не должна превышать 200-300, на клавиатуре и столе - 400, на классной доске -500 люкс.


При этом рекомендуется использовать люминисцентные лампы белого и холодно-белого цвета (ЛБ и ЛХБ), мощностью 40-30 вт. Нельзя применять лампы ЛО и МОЦ

Расстояние рабочих стонов от стен и окон должно составлять не ме­нее 0,8 м, а расстояние между тылом поверхности одного монитора и экра­ном другого должно быть не менее 2м, а между боковыми поверхностями - не менее 1,2м, при расстановке столов рядами (1-3 ряда)

При входе в помещение необхо­димо установить шкафы для портфе­лей и сумок

Для каждого ребенка, в зависимо­сти от возраста и роста, должен быть должен заходить на 3-5см за край стола. Размеры ме­бели должны соответствовать требо­ваниям «Санитарно-гигиенических норм и правил устройства, оборудова­ния, содержания и режима работы на персональных электронно-вычисли­тельных машинах и видео дисплейных терминалах в кабинетах вычислитель­ной техники и дисплейных классах всех типов средних учебных заведений». № l.10.077-94.

При отсутствии в классах специ­альной мебели, допускается временно использовать для работы с дисплеями столы и стулья следующих размеров при росте учащегося 145-160 см высота заднего края крышки стола должна отстоять от пола на 66 см, высота переднего края сиденья стула должна отстоять от пола на 40 см. При росте учащегося 160-170 см расстояния от пола должны составлять, соответственно 72 и 44 см. За одним монитором должен сидеть только один ребенок. Экран ви­деомонитора необходимо располагать от глаз пользователя на расстоянии 75-85см (допустимое - до 50см). Кла­виатура располагается на расстоянии не более 42см от экрана с наклоном' 12-15° Тетрадь с записями распола­гают на подставке с наклоном 30-60°, на расстоянии 55-65 см от глаз.

В зимнее время температура воз­духа в компьютерных классах должна соответствовать параметрам 18-22°, относительная влажность - 30-62%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Уровень шума не должен превы­шать 50дб А.


Стены помещения должны быть окрашены на всю высоту стен или на уровень панелей красками холодных тонов (светло-голубая, светло-зеле­ная, светло-серая). Допускается окрас­ка стен светло-желтыми, светло-беже­выми или краской цвета «слоновая кость». Нельзя использовать для стен краски темных тонов.


Учебные столы должны иметь цвет натуральной древесины или по­крашены в цвет стен.

Окна окрашиваются белыми крас­ками, на них должны быть занавески, гармонирующие по цвету с цветом стен и столов. Они должны иметь возмож­ность полностью перекрывать окон­ные проемы и не пропускать есте­ственный свет. Запрещается использо­вать занавески черного цвета.

Режим работы. Длительность ра­боты за видеотерминалом при разме­ре светящейся точки в центре экрана не более 0,4мм не должна превышать для учащихся первых классов -10 мин, 2-5 классов - 15, 6-7 - 20, 8-9 - 25, 10-11 - 30 минут на первом часе учебных занятий и 20 минут на втором часе.

Для учащихся 10-11 классов чис­ло занятий (уроков) должно быть не более двух в неделю, а для учащихся остальных классов не более одного урока в неделю. Перерыв между уро­ками должен быть не менее 10-20 ми­нут.

В детских дошкольных учрежде­ниях продолжительность занятий с использованием развивающих компь­ютерных игровых программ для детей в возрасте до 5 лет не должна превы­шать семи минут, а для детей 6 лет -10 минут

После занятий необходимо прове­сти комплекс упражнений для глаз, на переменах - комплекс физических упражнений.

В компьютерных классах перио­дически (по планам санэпидстанции) должны проводиться лабораторные исследования на электромагнитные излучения и электростатическое элек­тричество, шум, вибрацию, химичес­кий состав воздуха, освещение темпе­ратуру, влажность и скоро»" движе­ния воздуха, а также на отрицательно заряженные ионы кислорода. Для ус­транения вредных факторов в компь­ютерных классах должна быть обору­дована эффективная вентиляция или установлены кондиционеры (БК-1500, БК-2000).

С.Сатвков, главный государственный санитарный врач Карагандинской области

Е.Сраубавв, I заведующий кафедрой гигиены труда и профессиональных заболе­ваний КГМА, профессор