girniy.ru 1

Варианты применения мультимедиа технологий на уроке английского языка.

Проведение формирующего эксперимента с применением мультимедиа-технологий по грамматическим и лексическим темам.


Киселёва Н. Е.

ГУ «Школа-гимназия №38 г. Усть-Каменогорска»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ГИМНАЗИСТОВ.


Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. В последнее время идёт активное внедрение новых мультимедиа технологий в процессе обучения английскому языку. Основной упор делается на оснащение средних учебных заведений компьютерами с последующим подключением к сети Интернет. С каждым годом этот процесс становится более стремительным, так как казахстанским правительством была поставлена задача реформирования системы образования с целью повышения эффективности обучения. Поэтому все чаще обсуждается проблема использования современных информационных технологий в обуче­нии английскому языку в школе. Согласно новым требованиям ученик должен овладеть навыками использования информационных технологий для расшире­ния языковых и страноведческих знаний. Выполнение этой задачи невозможно без применения компьютера и компьютерных программ как неотъемлемой части современ­ного языкового образования.

Для осуществления данной задачи встаёт вопрос о методической обоснованности и эффективности использования компьютеров в процессе обучения английскому языку. Когда учитель английского языка составляет план занятия, он может интегрировать multimedia программы как эффективное средство обучения лишь в том случае, если он имеет четкое представление о том, что они собой представляют, и знает, какие педагогические технологии сочетаются с использованием multimedia в процессе обучения английскому языку. Схема вариан­тов применения мультимедиа технологий на уроке английского языка представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Варианты применения мультимедиа технологий на уроке английского языка


При правильном подборе программы и грамотной методике проведения работы с ней, multimedia могут стать хорошими помощниками учителя, так как при их использовании осуществляется:


  • Улучшение эффективности и качества образования;

  • Ориентировка на современные цели обучения;

  • Использование взаимосвязанного обучения различным видам деятельности;

  • Мгновенный, но безоценочный (!) контроль над работой;

  • Повышение качества наглядности;

  • Возможность находить основные и дополнительные материалы для уроков;

  • Использование страноведческого аспекта;

  • Повышение познавательной активности и мотивации к обучению ученика.

На своих уроках использую мультимедиа программы не только в средних, но и в начальных классах. При использовании мультимедийных материалов на CD опираюсь на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализация.

Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как не­обходимые на уроке наглядность и ситуа­ции на мониторах вполне реальны - «изо­бражения» движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Нельзя сказать, что использование средств multimedia на уроке английского языка решило все проблемы, но их стало гораздо меньше. Практика показывает, что включение программ multimedia даёт конкретные положительные результаты:

  • Улучшают качество усвоения материала;

  • Обеспечивают интерактивность обучения;

  • Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых обучает учитель.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний.


Таблица 1. Эффективное обучение английскому языку с применением мультимедийных учебников.

Языковые умения и навыки

Название мульти­медийных учебников

Обучение фонетике

«Экспресс-метод Илоны Давыдовой», «English for beginners», «Англ_яз Витаминный курс 5 класс», «Alik-2», «Talk now! -1»

Обучение лексике

«OSCAR'S WORD BANK», «Английский на раз-два-три», «WayAhead-1,2», «Деловой Английский», «Talk now! -1»

Обучение грамматике

«Irregulars», « Tempo-2», «Children's Encyclopedia 2004 from Encyclopedia Britannica», «WayAhead-1,2», «Talk now! -2»

Обучение аудированию

«Весёлый английский для детей», «Англ. яз Витаминный курс 8кл», «Путь к совершенству 1 (English Learning Course)», «Talk now! -3», «Bridge to English 2»

Обучение чтению

«Английский для вас», «Англ. Витаминный 7кл», «Bridge to English 2», «Talk now! -1»

Обучение говорению

«Tell me more kids», «English_for_11_class», « Иностранные языки для детей 4 в 1», «Путь к совершенству 2 (English Learning Course)», «Talk now! -4,5», «Bridge to English 2»


Обучение письму

«Занимательный английский для детей», «Talk now! -1»

Аппаратные средства multimedia, наряду с базами данных позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей (И. В. Гиркин).

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностики параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности (С. А. Христочевский).

Мультимедийные средства позволяют корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей от­дельных учеников. Учащиеся могут ис­пользовать мультимедийные элементы при выполнении домашних заданий, при обучении в группе, а также при работе над совместными проектами в классе.

Наша гимназия работает на базе УМК И. Н. Верещагиной. Все знают что, грамматические упражнения увлекательными не назовешь, да и подбор таких заданий в учебниках по английскому языку не всегда достаточен. Тщательно изучив мультимедийный курс Way Ahead CD-ROM 1, 2. (авторов Printha Ellis, Mary Bowen), мы соотнесли его с учебным материалом базового курса и ус­пешно используем на уроках английского языка. С помощью данного приложения можно решать целый ряд дидактических задач: от­рабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словар­ный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки.

Таблица 2. Соответствие Way Ahead CD-2 устным темам учебно-методического комплекта для III класса (второй год обучения) авторов И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной.


Лексика

Грамматика

Устная

тема

Диск

Игры

Тема

Диск

Игры

Уроки повторения

The Past Simple Tense

2

7B

Знакомство

1

4B, 7B, 13A

To be (Past Simple)

2

17B

2

1A, 10A

There is/are

2

17B

Игрушки

1

1А,1В,2А,2В,3А,

4А,5А,5В,7А,16В


Numerals

1

3A,4B,11B

2

12В,15А

2

19A, 20A

Семья

1

15В

Adjectives

1

14A,15A,15B

2

2А, 8А

2

5A

Основной курс

Pattern “It’s warm.”

2

13A, 19B

Распорядок

дня

1

12А

Pattern “It snows.”

2

13A, 19B

2

7А,7В,8В,10В,18А

Adverbs


2

9B

Еда

1



Crosswords

1

4A, 9B, 11B,

10A, 14B,

20A

2

3В,12А,12В,14В,

15А,20А

Праздники

2

13В

Питомцы

1

6А,6В,12В,14А,

14В,18А, 18В,19А

19В,20А,20В

2

3А,6В,11В, 15В,20А

2

2A, 4A, 5B,

12A, 14A,

17A, 20A

Одежда

1

10А,13В,15А,20А




2

Сезоны года


2

13А,19В


В моей практике данные диски нашли применение в следующих видах:


  • Отработка фонетики на начальном этапе обучения;

  • Индивидуальный зачет по изученным грамматическим темам, которые варьируются по уровню сложности, позволяя один и тот же грамматический материал отработать с учащимися разных классов, учитывая их подготовку.

Надо отметить, что проведение такого вида зачетов дало довольно большой рост качества знаний, при оценке был исключен фактор субъективности учителя. Так результаты с первого констатирующего среза в сентябре и по заключительный срез в декабре среди учащихся седьмых классов вы можете увидеть на рисунке 4. После проведения формирующего эксперимента с применением мультимедиа-технологий по грамматическим и лексическим темам: “Passive voice”, “Great Britain” был проведен заключительный срез, где дети с разным уровнем развития (низкий, средний, выше среднего, высокий) получили задания с дифференцированным уровнем сложности. Из рисунка 4 мы видим, что постоянная работа на уроке с применением мультимедиа-технологий обеспечивает динамику роста показателей качества ЗУН.



Рис. 2. % Качества ЗУН

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, мне хотелось бы подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Главной и ведущей фи­гурой на уроке остается учитель, а приме­нение multimedia технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требова­ний к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Христочевский С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. – 2000. - №2. – С. 70-77

  2. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. - № 6. – 1998. – С. 38-43

  3. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник // Высшее образование в России. - № 1. – 2001.-С. 121-123

  4. Щеглов С.Г. Подготовка учителя к использованию на уроках электронных учебных изданий // ВКО ИПК ПРО. -2005. – С. 12-15

  5. Щеглов С.Г. Рекомендации по использованию мультимедийных учебных комплексов // ВКО ИПК ПРО. -2005. – С. 3-7

  6. Пассов Е. И. « Урок иностранного языка в средней школе»// Москва «Просвещение».- 1988.- С.69-100