girniy.ru 1

Итоги областного конкурса ВКО ИПК ПРО

«Презентация программ курсов вариативного компонента филологического образования»


Сегодня система школьного образования Казахстана работает в новых реалиях – действия Государственного общеобязательного стандарта обучения как отражения конституционной нормы. С 2002 года появилась возможность широко реализовывать вариативные программы обучения. С введением ГОСО 2002 года школа разрабатывает собственный рабочий учебный план на основе базисного и типовых учебных планов. РУП должен опираться на 3 субъекта образования: государство (базовый компонент), школа (школьный компонент), ученик (ученический компонент). Школами наработан опыт внедрения вариативного компонента. В целях поддержки и распространения лучшего опыта инновационной образовательной деятельности, формирования позитивного социального и профессионального имиджа педагога новой формации в условиях перехода на 12- летнее образование, поиска педагогических идей по обновлению содержания филологического образования кабинетом русского языка и литературы проведен заочный конкурс «Презентация программ вариативного компонента филологического образования». Заочная форма проведения презентации предполагает получение полной информации о качестве содержания авторских программ из их текстового оформления. В предконкурсных пресс-релизах были представлены критерии оценки конкурсных документов, определено наличие необходимых структурных компонентов прикладного курса и курса по выбору.

Для участия в презентации «программ вариативного компонента содержания филологического компонента образования» заявлено 54 авторских программ, из них 25 – по русскому языку, 26 – по литературе, а также программы «Логика» и «Дебаты: мастерство публичного выступления».

Изучая представленный на конкурс материал, эксперты оценивали


  • актуальность и инновационный потенциал программы;
  • оригинальность и аргументированность разрабатываемой идеи;


  • четкость выделения основных идей курса;

  • адекватность содержания программы логике соответствующей науки;

  • эрудицию и профессиональную компетентность учителя-автора при описании планируемых результатов обучения, воспитания и развития;

  • формы оценки, контроля, диагностики ЗУН (знаний, умений, навыков)

Апробированные филологами области авторские курсы многообразны по своему функциональному назначению. Их реализация направлена как на на развитие профориентационных интересов школьников, внутрипрофильную специализацию, так и на удовлетворение познавательных интересов за рамками профиля.

В программе Захаровой Т.В. убедительно изложены концептуальные подходы к изучению зарубежной литературы в историческом контексте, а реализация многочисленных межпредметных связей - совершенствование навыков самостоятельной поисковой работы учащихся.

Привлекает осознанием безусловной практической значимости авторский курс Бескровной Р. Г. Ее программа «Я - человек» обобщает многолетний педагогический опыт и предполагает воспитание нравственной личности через использование литературных произведений и образов.

Изучение современного литературного языка на спецкурсах Исаевой И.В., Михайлиной Н.Ф., Кулинич И.Г. стимулирует творческую активность учащихся, освобождает сознание учащихся от влияния стереотипа - посредством развития способности переносить знания и умения в принципиально новую ситуацию, находить многовариантные способы решения проблемы.

Программы курсов «Стилистика современного русского литературного языка», «Развитие речевых способностей лицеистов», «Трудные случаи морфологического разбора»; «Введение в литературоведение», «Нормы современного русского литературного языка», «Литературное краеведение» и «Региональное литературное наследие» - все специальные курсы, представленные учителями–практиками, обладают гибкими возможностями для развития креативной личности школьника.


При подведении итогов наибольшее количество баллов получили программы, авторы которых успешно выполнили следующие требования:


  • в объяснительной записке кроме обязательной характеристики целей и задач учебного курса, оптимальных форм и методов организации учебного процесса, инновационных технологий реализации материала, чётко обосновали - в контексте специализации школы – отличие авторского материала от уже существующих, его особенность, оригинальность; уточнили, на основании чего создан предлагаемый материал;

  • в констатирующей части - с наибольшей полнотой и конкретностью - отразили тематическое содержание, структуру, объем разделов программы, минимальный обязательный уровень усвоения учебного материала;

  • в нормативной части документа указали время, отводимое на изучение отдельных тем, оформили раздел "Требования к знаниям, умениям и навыкам";

  • при разработке требований к ожидаемым результатам обучения, воспитания и развития конкретизировали цели обучения (какими путями, в каких объектах содержания образования достигаются поставленные цели);

  • объяснили, какая деятельность учащихся, какие результаты проявляет;

  • охарактеризовали значение межпредметных связей;

  • отразили личностный подход, учли возрастные особенности и реальный уровень развития, обученности и воспитанности учащихся;

  • включили список рекомендуемой литературы а) для учителя, б) для ученика

По результатам работы областной экспертной комиссии 10 учебных программ признаны соответствующими требованиям и удостоены призовых мест, отдельные программы отмечены в номинациях «Творчество» и «За страницами учебника»:

по русскому языку

1 место - программа курса для учащихся гуманитарного профиля «Сложное предложение и его структурно – семантическая классификация» (автор Дмитриева Наталья Ивановна, школа – лицей № 34 г. Усть - Каменогорск)


2 место – программа курса для учащихся 9 класса гуманитарного профиля «Стилистика современного русского литературного языка» (автор Исаева Ирина Валентиновна, МСПСШ №1 г.Шемонаиха);

2 место - программа курса «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля (автор Мигушина Любовь Ивановна сш № 36 г. Усть – Каменогорск)

3 место программа «От слова к слову», разработанная Янко М.Л., учителем русского языка и литературы сш № 4;

3 место – программа курса «Стилистика РЯ и культура речи» (автор Моисеева Нина Павловна, сш № 14 г. Усть- Каменогорск),


по литературе

1 место – программа специального курса «История зарубежной литературы ХХ века», разработанная Захаровой Тамарой Валерьевной для 10-11 филологического профиля (сш №13).

1 место – программа курса «Зарубежная литература» для 10-11 классов гуманитарного профиля (автор Архипова Лариса Владимировна, сш №10 г. Усть - Каменогорск)

2 место программа «Я – человек» (автор Бескровная Раиса Григорьевна, учителя сш №26 г.Усть-Каменогорск);

3 место- программа 3 место - программа курса «Мировая литература» для учащихся 10 класса гуманитарного профиля (автор Чупина Татьяна Владиславовна, сш №11 г. Зыряновск)

3 место - программа «Региональное литературное наследие» для учащихся 10-11 классов (автор Кулинич Ирина Геннадьевна, шк № 1 г. Шемонаиха)


Победителями в номинации «Творчество» признаны программы «Практическая стилистика русского языка» (автор Косович Валентина Геннадьевна, сш № 40 г. Усть - Каменогорск), программа курса для учащихся математического и гуманитарного профиля «Стилистика русского языка и культура речи. 10 класс» (автор Михайлина Наталья Федоровна, сш №26 г.Усть-Каменогорск);

«Культура речи и функциональная стилистика» (автор Кабзульдинова Алия Рамазановна, сш №10 г. Усть - Каменогорск), программа курса «Практикум по русскому языку» для 10 класса гуманитарного профиля (автор Сафонова Ирина Анатольевна, сш № 15 г. Усть - Каменогорск).


В номинации «За страницами учебника» победителями признаны

Программа «Культурология как наука о духовной жизни человеческого общества» (автор Шатобина Татьяна Валерьевна) программа «Риторика» (автор Шершнева Галина Павловна, Риддер УВК «Лицей»), программа «Культура речи» (автор Шевалдова Галина Геннадьевна)

С целью повышения методической ценности и степени объективности конкурсных результатов целесообразно рекомендовать в качестве дополнительных критериев следующие:

а) срок внедрения материала в учебный план школы;

б) перечень авторских публикаций по разрабатываемой проблеме как доказательство актуальности и практической значимости представляемого материала;

в) участие данной программы в конкурсных мероприятиях (городского, областного, республиканского уровня);

г) оснащённость программы другими компонентами учебно-методического комплекса, диагностическими картами, методическими рекомендациями, дидактическими заданиями,

тестами;

д) представленность результативности курса в сравнительных таблицах, диаграммах, диагностических срезах;

е) мониторинг достижений учащихся в соревнованиях научно- исследовательских проектов и на олимпиадах.


Председатель жюри О.С. Черанева,

учитель школы – лицея №34,г. Усть – Каменогорск


ГРАМОТА


За занятое I место в конкурсе « Презентация программ вариативного компонента филологического образования»


Директор С. Байхонова

2007год


За занятое II место в конкурсе « Презентация программ вариативного компонента филологического образования»


Директор С. Байхонова

2007год


За занятое III место в конкурсе «Презентация программ вариативного компонента филологического образования»


Директор С. Байхонова

2007год

_

_____________________


Победителю в номинации «Творчество» конкурса «Презентация программ вариативного компонента филологического образования»


________________________


Победителю в номинации «За страницами учебника» конкурса «Презентация программ вариативного компонента филологического образования»


Изучая представленный на конкурс материал, эксперты оценивали


  • актуальность и инновационный потенциал программы;

  • оригинальность и аргументированность разрабатываемой идеи;

  • четкость выделения основных идей курса;

  • адекватность содержания программы логике соответствующей науки;

  • эрудицию и профессиональную компетентность учителя-автора при описании планируемых результатов обучения, воспитания и развития;

  • формы оценки, контроля, диагностики ЗУН (знаний, умений, навыков)

Апробированные филологами области авторские курсы многообразны по своему функциональному назначению. Их реализация направлена как на на развитие профориентационных интересов школьников, внутрипрофильную специализацию, так и на удовлетворение познавательных интересов за рамками профиля.

С целью повышения методической ценности и степени объективности конкурсных результатов целесообразно рекомендовать в качестве дополнительных критериев следующие:

а) срок внедрения материала в учебный план школы;

б) перечень авторских публикаций по разрабатываемой проблеме как доказательство актуальности и практической значимости представляемого материала;

в) участие данной программы в конкурсных мероприятиях (городского, областного, республиканского уровня);

г) оснащённость программы другими компонентами учебно-методического комплекса, диагностическими картами, методическими рекомендациями, дидактическими заданиями,

тестами;

д) представленность результативности курса в сравнительных таблицах, диаграммах, диагностических срезах;

е) мониторинг достижений учащихся в соревнованиях научно- исследовательских проектов и на олимпиадах.