girniy.ru 1


Cеминар по вопросам конкурентоспособности на IV Астанинском экономическом форуме

  • А.Н. Токсанова


Международная конкурентоспособность рассматривается как инструмент в борьбе за место в мирохозяйственной системе, как механизм повышения эффективности национальной экономики, поэтому неслучаен переход многих стран к стратегии открытости и углублению ориентации на мировой рынок. Конкурентоспособность – это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.



Уровень конкурентоспособности Центральной Азии в международном контексте

  • Особенности Центрально-Азиатского региона:

  • - динамично развивающийся регион на стыке Европы и Азии

  • - окружен быстрорастущими экономиками России, Индии и Китая

  • - обладает обширными энергетическими ресурсами

  • - большой сельскохозяйственный потенциал,

  • широкий охват грамотности населения общей историей

  • культурная идентичность

  • - единая языковая группа

  • - взаимодополняемость экономик,

  • - наличие развитой транспортной инфраструктуры

  • - общие границы



Место стран Центральной Азии в рейтинге глобальной конкурентоспособности

  • Результаты рейтинга Всемирного экономического форума в 2010 году среди 139 стран

  • Казахстан - 72

  • Таджикистан - 116

  • Киргизия - 121

  • В данном рейтинге не участвуют Узбекистан и Туркменистан


Причины низкого уровня конкурентоспособности

  • - низкий уровень экономического потенциала

  • структурные диспропорции, в том числе сырьевой характер экономики региона, недостаточная развитость обрабатывающих производств

  • малый объем инвестиций в несырьевой сектор ослабляют национальные экономики, делают их уязвимыми для внешних, конъюнктурных воздействий

  • - недостаточный доступ к финансированию для малого и среднего бизнеса

  • - низкая емкость внутреннего рынка

  • - невысокий уровень технологического развития

  • - отдаленность от морских портов

  • - нерешенность социальных проблем, в том числе сокращение расходов на образование








Казахстан в рейтингах глобальной конкурентоспособности

  • Казахстан поставил стратегическую задачу вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира и участвует в двух глобальных рейтингах, при чем в обоих рейтингах позиции страны имеют разнонаправленные тенденции.

  • В рейтинге IMD место Казахстана ежегодно улучшается (в 2008 году – 39 место, в 2009 году – 36 место, в 2010 году – 2010 место),

  • В рейтинге ВЭФ Казахстан имеет устойчивую тенденцию снижения позиций (в рейтинге ВЭФ 2007-2008 – 61 место, в 2008-2009 – 66 место, 2009-2010 – 67 место, в 2010-2011 – 72 место).

  • Согласно классификации рейтинга ВЭФ, Казахстан остался на переходном этапе от сырьевой к производительной экономике, в то время как наиболее конкурентным уровнем развития страны признается инновационная экономика.


Сильные и слабые стороны Казахстана

  • Конкурентные преимущества:

  • - факторы эффективности рынка труда (21 место)

  • - макроэкономическая среда (25).

  • - факторы размера рынка (55)

  • - уровень высшего образования (65).

  • Слабые стороны Казахстана:

  • институты (91 место)

  • инновации (101)

  • развитость бизнеса (102)

  • развитие финансового рынка (117)

  • Наиболее проблемные факторы:

  • коррупция,

  • трудовые ресурсы

  • доступ к финансированию.


Казахстан в других рейтингах

  • В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ наблюдается устойчивая негативная динамика с 51 места в 2005 до 72 места в текущем году

  • В отличие от рейтинга ВЭФ в рейтинге IMD и «Doing Business» Казахстан демонстрирует положительную динамику, улучшив позиции в 2011 году на 15 пунктов с 74 по 59 место









Казахстан в рейтинге Международного института развития менеджмента (IMD)

  • В рейтинге Международного института развития менеджмента (IMD)

  • - фактор эффективность Правительства (21 место)

  • - эффективность бизнеса (29).

  • - факторы экономической деятельности (43 место)

  • - инфраструктуры (39)

  • Основные конкурентные преимущества Казахстана:

  • - рынок труда (8 место),

  • - фискальная политика (12)

  • - государственные финансы (16).

  • К наиболее низким субфакторам Казахстана в рейтинге IMD относятся:

  • - международная торговля (55 место)

  • - здравоохранение и окружающая среда (52).



Конкурентные преимущества Казахстана

  • благоприятное геостратегическое месторасположение;

  • богатые природные минерально-сырьевые ресурсы;

  • политическая стабильность;

  • макроэкономическая сбалансированность;

  • высокий приток капитала;

  • содействие бизнес-инициативам.

Проблемы конкурентоспособности Казахстана

  • экономика зависима от конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов;

  • не в полной мере реализован потенциал МСБ

  • практически отсутствуют уникальные продукты и производственные процессы;

  • недостаточно эффективны институты госуправления и гражданского общества;

  • отмечается существенная техническая и технологическая отсталость предприятий: наука имеет незначительный уровень развития и практически оторвана от производства;

  • в области человеческого развития сохраняется немало проблем и неиспользуемых резервов.



Кыргызстан в рейтинге конкурентоспособности ВЭФ

  • Преимущества:

  • защита прав инвесторов (12);

  • индекс законных прав (1);

  • количество процедур, необходимых для начала бизнеса (6);

  • время, необходимое для начала бизнеса (39);

  • развитость рынка труда

  • Слабые стороны:

  • коррупция и политическая нестабильность

  • низкий доступ к финансированию

  • проблемы в налоговом регулировании

  • государственная бюрократия

  • инфляция

  • низкое развитие инфраструктуры

  • валютное регулирование

  • проблемы здравоохранения

  • низкий уровень образования рабочей силы

  • высокий уровень преступности

  • Кыргызстан находится на первой стадии - стадии факторного развития.


Таджикистан в рейтинге глобальной конкурентоспособности

  • Преимущества:

  • общественное доверие политикам (42);

  • расточительность в госрасходах (41);

  • бремя государственного регулирования (43);

  • охват детей начальным обучением (36);

  • продуктивность и оплата (17).

  • Слабые стороны:

  • доступ к финансированию;

  • налоговое регулирование;

  • коррупция;

  • инфляция;

  • проблемы здравоохранения;

  • валютное регулирование;

  • низкая образованность рабочей силы;

  • политическая нестабильность;

  • По результатам рейтинга ВЭФ в 2010 году Таджикистан также находится на стадии факторного развития


Методы и инструменты повышения конкурентоспособности стран Центрально-Азиатского региона

  • 1. Привлечение иностранных инвестиций. Сегодня Казахстан является лидером среди стран региона по привлечению иностранных инвестиций. Приток ПИИ и их объем по-прежнему остаются на относительно низком уровне. Назрела необходимость улучшения делового климата для более активного привлечения инвестиций и повышения общего уровня конкурентоспособности стран региона.

  • 2. Усиление интеграционного взаимодействия, объединив усилия стран Центральной Азии для решений общерегиональных проблем, в том числе использование водно-энергетических ресурсов, инновационные технологии, транзитный потенциал и другие.

  • 3. Сотрудничество в целях объединения водно-энергетических ресурсов. От справедливого решения проблемы рационального водопользования трансграничных рек зависит социально-экономическое и экологическое благополучие государств Центральной Азии. Необходима выработка основных направлений единой энергетической политики с учетом мировых тенденций, рациональное использование ресурсного потенциала стран ЦА в его экономических интересах.


Методы и инструменты повышения конкурентоспособности стран Центрально-Азиатского региона (продолжение)

  • 4. Обеспечение продовольственной безопасности на основе взаимных поставок сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерновой и плодоовощной продукции. Осуществление эффективных стратегий продовольственной безопасности потребует научно-обоснованных нормативных положений продовольственной безопасности, мониторинга и обеспечения соблюдения стандартов продовольственной безопасности, подготовки; и развития инфраструктуры (хранение, транспортировка, инспектирование и т.д.).

  • 5. Сотрудничество в сфере экологии. В результате экстенсивной эксплуатации окружающей среды существенно подорвана возможность ее воспроизводства.

  • 6. Повышение инновационного потенциала в странах. Необходима разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринимательства.


Повышение инновационного потенциала в странах

  • Казахстан. Внедряется Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) на 2010 – 2014 годы, в рамках которой реализуются 272 индустриально-инновационных проекта.

  • В Кыргызстане начались работы по усовершенствованию конкурсного финансирования научно-исследовательских программ и проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики.

  • В Таджикистане 2010 год объявлен годом Образования и технического знания. По предложению Президента Республики Таджикистан в 2011 году в г. Душанбе планируется открыть президентский лицей для 1000 учеников, где будут обучаться одарённые дети со всей республики, в 2010 году планируется увеличение до 2-х раз стипендий учащимся общеобразовательных школ и ВУЗов.

  • В Туркменистане создана Академия наук Туркменистана, в её введение переданы 11 научно-исследовательских институтов, в том числе шесть новых открытых институтов. Для разработке механизмов управления и координации науки Туркменистана в новых современных условиях реформирования туркменской экономики.

  • В Узбекистане в соответствии с Указом Президента «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство»: проведены 3 Республиканские инновационные ярмарки «Инновационных идей, технологий и проектов», которые являются своеобразным рынком интеллектуальной собственности. В результате объём внедряемых в производстве научных результатов, то есть показателя инноваций республиканской науки с 8-10% до 27-30 % без дополнительных капитальных вложений со стороны государства.


Проблемы инновационного развития в странах Центральной Азии

  • отсутствие эффективной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры;

  • недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами;

  • недостаточная инновационная активность научных организаций и низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий;

  • недостаточная нормативно-правовая база для развития инновационной деятельности;

  • отсутствие крупных межгосударственных научных проектов направленных на решение центрально-азиатских региональных проблем (проблемы экологии и охрана окружающей среды, сохранение генофонда, рациональное использование водных и других природных ресурсов, обеспечение продовольственной и экологической безопасности стран региона и другие).


Международная конкурентоспособность на национальном, отраслевом уровнях и на основных товарных рынках и рынках услуг

  • С началом переходного периода в пяти странах Центральной Азии отмечалось существенное расширение торговли.

  • Диверсификация и увеличение объемов экспорта являются неотъемлемой составляющей будущего экономического роста и развития региона. Диверсификация производства и экспорта ставит фирмы в условия конкуренции внутри страны и на международном уровне, что ведет к повышению производительности.

  • Такая диверсификация стимулирует структурное преобразование страны в направлении от сельского хозяйства к промышленности и сфере услуг, которое сопровождается пространственными преобразованиями, поскольку в сфере производства и торговли возрастает роль крупнейших городов с прилегающими к ним районами.


Стратегия Казахстана

  • Успешная интеграция Казахстана в мировую экономику – основа качественного прорыва в экономическом развитии страны

  • Дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста

  • Современная социальная политика, защищающая наиболее «уязвимые» слои населения, и поддерживающая развитие экономики

  • развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров и дальнейшее процветание культуры народа Казахстана,

  • дальнейшее развитие демократии и модернизация политической системы,

  • реализация Cтратегии национальной безопасности, адекватной современным угрозам и вызовам и дальнейшая реализация сбалансированного и ответственного внешнеполитического курса, учитывающего интересы Казахстана и динамику регионального и мирового развития являются основами приоритетов Послания Президента РК. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии.


Кыргызская Республика

  • резкие скачки цен на продукты питания и электроэнергию

  • растущий дефицит электроэнергии

  • значительное снижение денежных переводов из-за границы

  • снижение внутреннего и внешнего спроса на отечественную продукцию

  • сокращение темпов промышленного производства, рост инфляции, сокращение реальных доходов населения,

  • уменьшение возможностей и условий для развития предпринимательства



Таджикистан

  • Экономика Таджикистана уязвима к внешним шокам из-за узкой экспортной структуры и высокой импортной зависимости.

  • Основными экспортируемыми товарами являются хлопок и алюминий, которые генерировали около половины ВВП, две трети ежегодных валютных поступлений и четверть налоговых поступлений.

  • Высокий уровень трудовых мигрантов.

  • В сельских населенных пунктах Таджикистана наблюдается отсутствие подачи электричества и воды в зимний период

  • Три четверти всего сельского населения проживает в условиях бедности.


Туркменистан

  • Одной из причин невысокой степени интеграции Туркменистана в мировую экономику является закрытая экономика.

  • Долгосрочная стратегия социально-экономического развития Туркменистана, сконцентрированная в первую очередь на развитии внутреннего потенциала, позволяет стране минимально зависеть от катаклизмов мирового кризиса, о чем свидетельствуют стабильно высокие темпы роста макроэкономических показателей.

  • Главными статьями экспорта Туркменистана являются энергоносители - газ, нефть и нефтепродукты. Это в свою очередь привело к снижению валютной выручки, поступающей в бюджет страны.


«Центральная Азия 2025: Экономический гигант»?

  • Экономический потенциал. Регион обладает значительными человеческими, природными и промышленными ресурсами. Здесь проживает почти 60 млн. человек на территории около 4 млн. кв. километров.

  • Географическое положение региона в центре Евразии, которое оказывает прямое влияние на безопасность и стабильность значительной части Евразии;

  • Перспектива баланса сил на евразийском пространстве во многом определяет развитие ситуации в каждом из центрально-азиатских государств и в регионе в целом;

  • Большие запасы природных ресурсов мирового значения сосредоточены в Центральной Азии, прежде всего углеводородного сырья, что привлекает повышенное внимание к региону со стороны развитых стран. Причем, последними преследуются конкретные геополитические цели, так как контроль за топливно-энергетическими ресурсами и путями их транспортировки дает возможность непосредственного влияния на ситуацию в регионе и конъюнктуру мирового рынка;

  • На стыке евроазиатских транспортных коридоров и широкой транспортно-коммуникационной сети Центральная Азия является локомотивом между Западом и Востоком. Через Иран страны региона имеют выход к Персидскому заливу, Афганистан и Пакистан – к Индийскому океану, через Китай – в Юго-Восточную Азию и Тихоокеанский регион.


Региональная интеграция

  • Только региональная интеграция может обеспечить достаточный уровень безопасности центрально-азиатских государств, а также эффективное экономико-политическое вхождение стран региона в мировые хозяйственные отношения.

  • Региональные приоритеты:

  • формирование общего энергетического рынка, который связан с водными ресурсами.

  • взаимодействие транспортных комплексов, в том числе улучшение системы железнодорожных перевозок в Центральной Азии, что требует очень больших инвестиций, где также важно региональное сотрудничество. Железная дорога в Таджикистане, например, мало кого заинтересует, а вот железная дорога, которая объединит Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и еще Россию и Китай, этот проект уже заинтересует всех. Самое главное – это заинтересованность самих государств в улучшении взаимного сотрудничества в центрально-азиатском регионе.

  • развитие транзитного потенциала.

  • При активизации уровня регионального сотрудничества страны Центральной Азии могут добиться хороших результатов.


Факторы международного сотрудничества

  • Стремление к глобальному партнерству. В настоящее время в сфере международного сотрудничества сложилась такая ситуация: чем сильнее национальные правительства, тем больше элемент добровольности в этом сотрудничестве.

  • Имеются разногласия по вопросам политических ценностей и интересов, стандартов жизни и экологических ограничений, которые все больше усложняют добровольное компромиссное решение.

  • Национальные экономики не готовы брать обязательства и ответственность по глобальным проблемам, например, таким, как международная торговля, защита окружающей среды и т.п.

  • Большинство стран, за некоторым исключением, не спешат с формированием наднациональных органов для регулирования их монетарной политики.


Казахстан, как центрально-азиатский локомотив

  • экономический лидер в регионе не только по размеру ВВП, но и по уровню развития коммерческой инфраструктуры и законодательной базы.

  • первая страна не только в регионе, но и на всем постсоветском пространстве, получившая оценку международных рейтинговых агентств инвестиционного класса,

  • лидер среди стран региона по привлечению иностранных инвестиций

  • активно размещает капитал на зарубежных рынках, в первую очередь центрально-азиатских стран.

  • 80% всего экспорта в регионе осуществляет Казахстан.

  • активный инициатор и участник интеграционных процессов на евразийском пространстве. Одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных объединений на постсоветском пространстве является Евразийское экономическое сообщество, в состав которого входят 4 государства Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), а также Россия и Беларусь.

  • Подобно тому, как Китай и Индия, Япония являются экономическими локомотивами Азиатско-Тихоокеанского региона, Казахстан является ЦА локомотивом


Трудности на пути следования к цели «Центральная Азия 2025: Экономический гигант

  • Сырьевой характер экономики большинства государств региона, недостаточная развитость обрабатывающих производств, малый объем инвестиций в несырьевой сектор существенно ослабляют национальные экономики, делают их уязвимыми для внешних, конъюнктурных воздействий.

  • Много нерешенных социальных проблем. Так, около трети населения этих стран живет за чертой бедности. Уровень человеческого потенциала за годы экономического кризиса существенно снизился. Состояние системы образования и здравоохранения также оставляет желать лучшего.

  • Разноуровневая и разноскоростная экономика, что является сдерживающим фактором в углублении интеграционного взаимодействия стран ЦА.

  • Проблемы нелегальной миграции населения и безработицы в регионе.

  • Проблемы эффективного использования водных ресурсов, повышения продуктивности орошаемого земледелия и внедрения современных технологий в сельском хозяйстве

  • Существующий бизнес-климат в странах региона не способствует взаимопроникновению инвестиций и развитию интеграции центрально-азиатских государств.


Стратегия субрегионального устойчивого развития

  • - формирование единого энергетического пространства, включающего энергетику, нефтегазовую, угольную промышленность, систему транспортировки нефти и газа.

  • - совместное рациональное использование водных энергетических ресурсов в бассейне рек Сырдарья и Амударья, единая экологическая система.

  • - сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере также является важнейшим направлением экономического взаимодействия.

  • - стимулирование инвестиций, их защита, сближение внешних условий инвестирования с национальными.


Основные приоритеты: Казахстан

  • Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года:

  • Основным целевым приоритетом является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение конкурентоспособности Республики Казахстан путем:

  • развития приоритетных секторов экономики,

  • усиления социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов,

  • создания благоприятной среды для индустриализации,

  • формирования центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала

  • обеспечения эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики.


Основные приоритеты: Кыргызстан

  • Стратегия «Кыргызстан-2020»:

  • создание лучших благоприятных условий в Центральной Азии для определенных видов бизнеса, основанных на новых непромышленных технологиях,

  • доведение Бишкека на уровень бизнес-центра в регионе.

  • решение комплекса задач: в сфере налогообложения, инвестиционной среды, инфраструктуры управленческой, административной и бизнес-среды.

  • превращение Кыргызстана в самое желанное место для проживания в Центральной Азии. В том числе обеспечить высокий уровень образования, многоязычную и доброжелательную среду, полное отсутствие преступности, общественную стабильность и устойчивый международный имидж благополучной и спокойной страны. сокращения бедности и повышения уровня жизни народа, прежде всего на основе стабилизации и обеспечения её дальнейшего роста

  • оздоровление экономики республики и стимулирование развития предпринимательства,

  • совершенствования кредитно-денежной системы,

  • улучшения работы банков, направленных на кредитование реального сектора экономики,

  • повышение ответственности министерств, ведомств, местных органов власти за подготовку и реализацию бизнес-планов.

  • увеличение доли частных прямых иностранных инвестиций, а также собственных внутренних средств.

  • повышение эффективности использования привлекаемых инвестиций в приоритетные отрасли,

  • направление инвестиций на реконструкцию, модернизацию предприятий, производящих потребительские товары, а также на развитие сельского хозяйства и социальной сферы.


Основные приоритеты: Республика Узбекистан

  • Новая стратегии партнерства Всемирного банка развития с Республикой Узбекистан на 2012-2015 годы:

  • структурная конкурентоспособность,

  • устойчивый рост сфер экономики при содействии отраслевых и программных инвестиций,

  • социальная интеграция

  • превращение в промышленно развитое государство со средним уровнем доходов.

  • равные возможности для развития сельских регионов, сфер торговли, образования, здравоохранения, финансового сектора, энергетики и транспорта

  • расширение и диверсификация экспортных производств

  • реконструкция (модернизация) промышленных мощностей и обучение персонала, внедрение международных стандартов качества, реформирование банковского сектора, развитие фондовой биржи, аудиторских компаний, кредитных союзов, лизинга, страхования и т.д.

  • В целях обеспечения стабильного и динамичного роста экономики республики, в базовых отраслях промышленности приняты среднесрочные программы развития, предусматривающие модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производств.


Основные приоритеты: Туркменистан

  • Национальная программа «Cтратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года»

  • - повышение уровня жизни и вхождение Туркменистана в число экономически развитых стран мира с высоким показателем индекса человеческого развития уровня развитых стран мира

  • - сохранение государственной поддержки по квартплате за муниципальное жилье, при пользовании общественным транспортом, по абонементной плате населения за телефонные услуги. Не предусматривается введение налога на частное жилье.

  • - гарантированные бесплатные услуги в образовании, здравоохранении.

  • - сохранение его экономической независимости и безопасности за счет высоких темпов экономического роста

  • - внедрение новых технологий и производств

  • - повышение производительности труда

  • - неуклонный рост валового производства продукции на одного человека

  • - высокая инвестиционная активность и увеличение строительства объектов производственного назначения.



Основные приоритеты: Республика Таджикистан

  • Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 г.:

  • - обеспечение устойчивого развития общества на основе последовательного -проведения политики формирования высокоэффективного индустриального общества.

  • - предотвращение деиндустриализации и значительное повышение инвестиционной активности

  • - строгий режим экономии в использовании производственных ресурсов,

  • - обеспечение открытости экономики и роста квалификационного уровня трудовых ресурсов.

  • Политические цели

  • - создание экономических условий для укрепления политического суверенитета и экономической безопасности республики и - реализация внешней политики, которая в полной мере отражает национальные интересы страны.

  • Экономические цели

  • - создание развитой материально-технической базы, обеспечивающей в будущем преимущественно интенсивное развитие народного хозяйства,

  • - более полная реализация экономических выгод интеграции экономики в мировое хозяйство,

  • - существенное повышение темпов экономического роста и увеличение производства продукции на душу населения.

  • Социальные цели

  • - обеспечение полной занятости трудовых ресурсов, снижение уровня безработицы до предельно допустимого размера,

  • - повышение материального и духовного благосостояния населения,

  • - снижение бедности до предельно-критического уровня,

  • - развитие урбанизационных процессов,

  • - формирование среднего слоя как важнейшего фактора социальной стабильности общества. Программа государственных инвестиций является инструментом управления инвестициями, который призван обеспечить контроль уровня распределения внутренних и внешних ресурсов между секторами и внутри секторов экономики Таджикистана.


выводы

  • Важным элементом на пути стран Центрально-азиатского региона к самоидентификации является осознание им своей «культурной», цивилизационной принадлежности. Определяющей характеристикой в данном случае является нахождение стран в Евразии как зоне массированного взаимодействия различающихся культур и цивилизаций.

  • Актуальным выглядит положение Центральной Азии в вопросах массового обеднения населения и разрушения внутренних социальных структур, а также преодоления огромного разрыва, существующего между ними и развитыми государствами мира, которые определяют задачу сохранения ими своей независимости. Именно реализация Стратегии национального устойчивого развития позволит государствам органично соединить в своей политике национальные интересы, локальные особенности и международный опыт.

  • Интеграция этих стран в мировую экономику, в частности их участие в многосторонних торговых системах, включая присоединение к ВТО, должна быть ускорена, с тем, чтобы они смогли воспользоваться преимуществами глобализации. Поэтому Казахстан намерен выступить в роли полюса интеграции стран центрально-азиатского региона, а также принимать активное участие в формировании динамичного регионального рынка.