https://electroinfo.net

girniy.ru 1

8 класс. Эмоциональный интеллект


Хорошему управляющему надо уметь
слушать не меньше, чем говорить.


Л. Якокка

Высокий уровень интеллекта (IQ) не гарантирует успех в бизнесе и карьере. Результаты многих исследований показывают, что успешность руководителей только на 15-20% определяется данным коэффициентом. А остальные 80%?

Сравнительно недавно появился новый термин - «эмоциональный интеллект» (EQ).

Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ), способны более эффективно использовать свои способности. Слаженное взаимодействие эмоции и интеллекта обеспечивает успех человека во многих сферах жизни и деятельности.

Самосознание – главная составляющая эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции, потребности и побуждений.

Наше отношение привязывает нас к людям, идеям, ситуациям и последствиям…. Позитивное отношение (любовь, оптимизм, мужество) придает нам силы. Негативное же отношение (подозрительность, страх, сомнение, зависть) разрушает надежды и ограничивает круг наших возможностей. В отношениях заложены мощные силы, определяющие саму природу человеческого бытия. До тех пор, пока наши отношения скрыты в области подсознания, человек не может управлять ими. Человек с глубоко запрятанными в подсознании отношениями похож на судно, где нарушена связь между рулем и штурвалом. Штурвал в данном случае олицетворяет наши мысли, чувства и действия, в то время как руль — наши отношения, нашу ориентацию в жизни. Без ясного, четкого и честного осознания наших отношений все попытки повернуть штурвал наших мыслей и чувств обречены на неудачу.

/П.Вайнцвайг, Десять заповедей творческой личности/

Самоконтроль – это следствие самосознания. Он позволяет людям не быть рабами своих страстей. Люди, способные себя контролировать, умеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.


Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число вбитых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда сын ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву».

Эмпатия – это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

В день золотой свадьбы жена сказала мужу: «Каждое утро во время завтрака я отдавала тебе свою самую любимую, верхнюю часть булочки, а сама съедала нижнюю. Сегодня я хочу сделать наоборот». «Слава Богу, – воскликнул муж, – я терпеть не могу верхнюю часть булочки, но пятьдесят лет молчал, думая, что ты ее тоже не любишь».

Навыки взаимодействия – это умение строить взаимовыгодные отношения с другими людьми. Общительный человек, у которого отсутствуют все остальные составляющие эмоционального интеллекта, скорее всего потерпит неудачу.

Директор парашютной школы говорит новому инструктору: «Часто люди после своего первого прыжка влюбляются в небо, в это сказочное ощущение свободного полета, и через много лет, завершая свой земной путь, просят их похоронить возле того места, где они испытали эти яркие переживания. И вот именно так подробно все это и надо объяснять, а то у вас уже полгруппы разбежалась, потому что вы им говорите лишь, что это кладбище парашютистов нашей школы».

Самомотивация – стремление к поставленной цели, а не просто реакция на те или иные виды поощрений и наказаний.

У людей, занятых одним делом, спрашивают, что они делают. Один отвечает: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».


Измерить эмоциональный интеллект трудно, потому что все тесты основаны на самооценке. Некоторое представление о сформированности пяти компонентом эмоционального интеллекта дает следующая методика.

Эмоциональный интеллект (опросник EQ Н.Холла)

Инструкция. Если высказывание отражает ваше эмоциональное отношение к людям и событиям – поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает – минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами.


1

6

11

16

21

26

СС -

2

7

12

17

22

27

СК -

3

8

13

18

23

28

СМ -

4

9

14


19

24

29

Э -

5

10

15

20

25

30

НВ -

1. Для меня дороги как отрицательные, так и положительные эмоции, потому что они
учат меня, как надо поступать в жизни.

2. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

3. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным.

4. Я способен выслушивать проблемы других людей.

5. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

6. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. Когда необходимо, я могу вызвать у себя как веселье, радость, энтузиазм.

9. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

10. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

11. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

12. После того как что-то расстроило меня, я быстро прихожу в себя.

13. Я могу заставить себя снова взяться за дело, в котором потерпел неудачу.

14. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

15. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

16. Когда есть время, я обращаюсь к своим переживания, чтобы понять их причину.

17. Я не застреваю на отрицательных эмоциях.

18. Я воспринимаю жизненную проблему как творческую задачу.


19. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

20. Я способен улучшить настроение других людей.

21. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

22. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

23. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

24. Мне легко понять, чего хотят другие.

25. Ко мне часто обращаются за советами по вопросам отношений между людьми.

26. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

27. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

28. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

30. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

Первая строка – СС - «Самосознание», вторая – СК - «Самоконтроль», третья – СМ - «Самомотивация», четвертая – Э - «Эмпатия», пятая – НВ - «Навыки взаимодействия».

Обработка теста заключается в подсчете плюсов в каждой строке:

1-2 балла – низкий уровень;
3-4 – средний уровень;
5-6 – высокий уровень выраженности качества.

Работа в микрогруппах (4-6 человек).

В течение 10 минут составьте Правила эффективного общения, используя информацию, полученную на уроке. Представители групп зачитывают и комментируют правила.

Примечание. Ниже приводится примерные рекомендации, однако работу ребят не следует оценивать по степени совпадения с ними – важнее сам процесс составления правил.

Если позволит время, можно составить общий список из 6-8 самых удачных пунктов, и записать их на доске или плакате:


    1. Избегайте негативных оценок личности собеседника
    2. Не будьте категоричны и агрессивны

    3. Не навязывайте собеседнику собственных мнений и оценок

    4. Умейте встать на точку зрения партнера

    5. Смотрите на собеседника

    6. Начните разговор с легкой темы, устанавливая желательный контакт

    7. Следите за логикой

    8. Делайте паузы

    9. Исходите из того, что ваш собеседник – не соперник, а партнер