girniy.ru 1

1. Книги


1. Нурмагамбетов А.

«Основы сейсмологии и сейсмической безопасности».Алматы,

2000 г. 117 с.

В книге в простой и доступной форме рассказывает о том, что такое землетрясения, какие причины их вызывают, каким последствиям они приводят и можно ли предсказать землетрясения и защититься от них. Большое внимание уделяется практическим рекомендациям по подготовке к возможным землетрясениям в будущем.

Автор адресует свой труд учащимся и студентам, а также жителям сейсмоактивных регионов, интересующихся землетрясениями.



СОДЕРЖАНИЕ

От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5


  1. Как устроена наша Земля? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..7

1.1. Строение Земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

1.2. Литосферные плиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

  1. Происхождение землетрясений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

    1. Землетрясения и связанные с ними суеверия . . . . . . . . . . . . 13

    2. Типы землетрясений и вызывающие их причины . . . . . . . . .15

    3. Основные сейсмологические термины . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

  2. Сейсмические волны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

    1. Основные типы сейсмических волн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
    2. Сейсмические волны – инструмент для научных исследований. 27


  3. Измерение землетрясений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

    1. Сейсмические приборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

    2. Как записать землетрясения? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

    3. Где же эпицентр? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

  4. Классификация землетрясений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

    1. Энергия землетрясений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38

    2. Магнитуда землетрясений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

    3. Сила землетрясений в баллах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

  5. Проявления сильных землетрясений на поверхности Земли . . 45

    1. Влияние глубины очагов землетрясений . . . . . . . . . . . . . . 45

    2. Влияние грунтовых условий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

    3. Изосейсты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

  6. Явления, сопутствующие землетрясениям . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

    1. Трещины в грунтах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

    2. Горные обвалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

    3. Оползни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

    4. Сель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

    5. Цунами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

    6. Пожары . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
  7. Главный толчок, форшоки (предварительные толчки) и


афтершоки (последующие толчки) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

    1. Форшоки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58

    2. Афтершоки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

    3. Рои землетрясений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

  1. География землетрясений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62

    1. Сейсмические пояса Земли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62

    2. Среднеазиатская сейсмическая область . . . . . . . . . . . . . . . 64

    3. Землетрясения в Казахстане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

10. Предсказание землетрясений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

10.1. Основные виды предвестников землетрясений . . . . . . . . . . . 74

10.2. Животные и землетрясения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75

11.Защита от землетрясений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79

11.1. Инвентаризация существующих зданий и усиление наиболее опасных из них.79

11.2. Сейсмическое районирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .80

11.3. Проектирование и строительство в сейсмоактивных регионах ..82

11.4. Сейсмическое просвещение населения . . . . . . . . . . . . . . . . 83

12. Сейсмостойкое здание, что это такое? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

  1. Памятка для детей и их родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87

13.1. Советы детям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

13.2. Советы родителям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91


13.3. Домашняя сейсмотренировка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

14. Памятка населению по правилам поведения при землетрясениях

14.1. Общие советы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94


    1. До землетрясения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95

14.3. Во время сильного землетрясения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

14.4. После сильного землетрясения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99

14.5. При угрозе и возникновении селей, снежных лавин,

оползней и обвалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101

14.6. Тем, на ком особая ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . 103

Приложение 1. Сообщение о необычном поведении животных .104

Приложение 2. Словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105

Что можно прочитать о землетрясениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114


2. Нурмагамбетов А., Кунаев М.С.

«Физика Земли»: Учебник. Алматы: Эверо. 2007. - 224 с.

В книге излагаются общие сведения о Галактике и Солнечной системе, рассмотрены вопросы происхождения и развития Земли, даны объяснения солнечно-земным и лунно-земным связям. Подробно рассмотрены основные разделы физики Земли: современные представления о внутреннем строении Земли и физические свойства вещества внутри Земли, крупные структурные элементы земной коры и вопросы движения континентов. Последовательно излагаются особенности строения и структура физических полей Земли (магнитного, электрического, гравитационного, теплового, радиационного). Все разделы хорошо иллюстрированы и сопровождаются графическими приложениями.


Книга предназначена для студентов геологической, геофизической и нефтяной специальностей институтов и университетов. Она также может быть использована магистрантами и аспирантами геологической и геофизической специальностей.



СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………… . .3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… . . 4


  1. КОСМИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ ЗЕМЛИ…………………………. .11

1.1 Рождение Земли………………………………………………… . .11

1.2 Сведения о Галактике……………………………………………. 14

1.3 Солнечная система………………………………………………….15

1.4 Солнечно-земные связи…………………………………………….19

1.5 Лунно-земные связи………………………………………………..22

2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОЦЕССАХ

РАЗВИТИЯ ЗЕМЛИ………………………………………………… . . 26

2.1 Введение…………………………………………………………….26

2.2 Контракционная гипотеза………………………………………….27

2.3 Гипотеза конвекции……………………………………………….29

2.4 Гипотеза дрейфа материков………………………………………30

2.5 Гипотеза расширения Земли………………………………………33

2.6 Пульсационная гипотеза…………………………………………..34

2.7 Концепция новой глобальной тектоники…………………………36

2.8 Концепция фиксизма……………………………………………….46

3. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗЕМЛЕ……………………………. . .46


3.1 Введение……………………………………………………………46

3.2 Форма и размер Земли…………………………………………….47

3.3 Геологические процессы, меняющие лик Земли……………….. 51

4. ЗЕМНАЯ КОРА, ЕЕ СТРОЕНИЕ И СОСТАВ……………………. . . 54


4.1 Введение……………………………………………………………54

4.2 Из истории исследований земной коры…………………………55

4.3 Из чего сложена земная кора…………………………………….57

4.4 Неоднородности земной коры……………………………………61

4.5 Химический состав земной коры…………………………………62

5. Крупные структурные элементы земной коры…. . . . .68

5.1. Введение…………………………………………………………... 68


5.2 Континенты и океаны……………………………………………. 69

5.3 Особенности строения земной поверхности…………………….75

5.4. Геосинклинали и платформы…………………………………….78

6. СЕЙСМИЧНОСТЬ и сейсмический прогноз……………. . 82

6.1. Введение……………………………………………………………82


6.2 Происхождение землетрясений…………………………………..82

6.3. Основные сейсмологические термины…………………………..86

6.4 Сейсмические волны……………………………………………..87

6.5 Измерение землетрясений…………………………………………90

6.6 Классификация землетрясений……………………………………94

6.7 География землетрясений………………………………………...97

6.8 Предсказание землетрясений…………………………………….103

7. СОСТАВ, Строение И СВОЙСТВА

глубоких недр Земли………………………………………… . . . 110

7.1 Введение…………………………………………………………..110

7.2 Строение Земли…………………………………………………..111

7.3 Плотность Земли…………………………………………………119

7.4 Давление внутри Земли………………………………………….123

7.5 Пластичность, текучесть, твердость, сжимаемость и

прочность внутри Земли…………………………………………..124

7.6 Упругие свойства внутренних частей Земли…………………...126

7.7 Диссипативные свойства земных недр…………………………131

7.8 Электропроводность Земли……………………………………...133

8. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ…………………………………… . . ..135

8.1 Земля – большой магнит………………………………………... 135

8.2 Элементы магнитного поля Земли……………………………... 139

8.3 Вариации и инверсии магнитного поля Земли………………... 141

8.4 Магнитные аномалии……………………………………………143

8.5 Природа геомагнитного поля……………………………………144

9. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ ……………………………. . . 149

    1. Введение ………………………………………………………. . .149
    2. Электрические явления в атмосфере ……………………… . . . 149


    3. Электрические токи в земной коре ………………………….. . . 150

    4. Электрические свойства горных пород ……………………. . . 153

9.5 Измерение электрических полей ………………………………. 154

9.6 Геоэлектрическое зондирование ……………………………… 155

10. Гравитационное поле Земли …………………………. . . 155


10.1. Закон всемирного тяготения ……………………………….. 156

10.2 Силы тяжести …………………………………………………157

10.3 Измерение силы тяжести …………………………………….159

10.4 Распределение силы тяжести на поверхности Земли………161

10.5 Аномалия силы тяжести………………………………………164

10.6 Изменения силы тяжести во времени……………………….168

10.7 Принцип изостазии……………………………………………169

11. Тепловое поле Земли……………………………………. . .174

11.1 Введение……………………………………………………….174

11.2 Источник тепловой энергии…………………………………175

11.3 Альбедо земли и ее излучательная способность…………..181

11.4 Тепловой поток земных недр…………………………………181

11.5 Геотермическая изученность земного шара………………..183

12. Радиоактивность и возраст Земли……………… . . . 185

12.1 Введение……………………………………………………….185


12.2 Естественная радиоактивность………………………………186

12.3 Радиоактивность Земли……………………………………….188

12.4. Возраст Земли………………………………………………….190

13. ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА………………………… . . .194

13.1 Введение………………………………………………………194


13.2 Материалы космических съемок……………………………..195

13.3 Общие принципы дешифрирования изображений

земной поверхности…………………………………………………198

13.4 Примеры решения некоторых геолого-геофизических

задач с помощью КС…………………………………………… . .199

Терминологический словарь……………………………. . . 205

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………. . . 219




Нурмагамбетов А., Нусипов Е. Геофизическое образование в Казахстане: Исторический очерк о кафедре геофизических методов поисков и разведки МПИ КазНТУ им.К.И.Сатпаева - Алматы 2003. 100 стр. ISBN 996-7566-16-3




Книга подготовлена в связи с 70-летием со дня образования первого технического ВУЗа Казахстана - Казахского горно-металлургического института (ныне Казахского Национального Технического Университета им.К.И.Сатпаева), в составе который в 1950 году была открыта кафедра геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В ней рассказывается об истории и современном состоянии кафедры, жизни и деятельности заведующих кафедрой в разные годы. Даны краткие сведения о выпускниках, работающих в различных отраслях народного хозяйства. Отражена роль кафедры в подготовке квалифицированных специалистов в области геофизики.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6


  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ГЕОФИЗИКИ . . . . . 7

  2. ЗАВЕДУЮЩИЕ КАФЕДРОЙ ГЕОФИЗИКИ В РАЗНЫЕ ГОДЫ . . . 17

  3. ПОДГОТОВКА ГЕОФИЗИЕСКИХ КАДРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

  4. ВЫПУСКНИКИ КАФЕДРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

  5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КАЗАХСТАНЕ . . . . . . .. . . . . . . . .40

Структурно-нефтяная геофизика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Рудная геофизика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Промысловая геофизика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50


Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 51


  1. ФОТОФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ . .52

  2. СТИХИ И ПЕСНИ РОМАНТИКОВ-ГЕОФИЗИКОВ. . . . . . . . . . . . . . .81

Трипольского В.П - выпускника кафедры 1956 г. . . . . . . . . . . . . . . 81

Банникова Г. – геофизика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85

ОГЛАВЛЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 88