girniy.ru 1

Тема: Устное сложение и вычитание. Повторение.

Цель: - Повторить материал, изученный в 1 учебной четверти.

Задачи:


  • Отрабатывать навыки сложения и вычитания трехзначных чисел, решения составных уравнений, простых и составных задач;

  • Развивать логическое мышление;

  • Воспитывать патриотизм, любовь к природе родного края.

Методы: информатизации, эвристический, словесный, иллюстративный, частично-

поисковый, практический.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.


Оборудование: интерактивная доска, учебник «Математика, Оспанов Т.К.», учебник «Математика, Петерсон Л.Г», рабочая тетрадь, индивидуальные конверты с набором пособий, геометрические фигуры, абаки, диски с домашним заданием.


Ход урока:

  1. Организационный этап:

- Поздоровайтесь с гостями улыбкой. Давайте постараемся сохранить такое

хорошее настроение до конца урока.

- Сегодня на уроке много гостей из разных уголков Казахстана. Каждый город

нашей Республики прекрасен по – своему, а все вместе они делают страну

красивой и богатой.


Девизом нашего урока будут слова:

«Все наши мысли, знания, дела – для Родины, Добра и Справедливости!»


  1. Актуализация знаний

а) устный счет

Автора этих слов узнаете, решив примеры и передвинув буквы к нужным примерам:

Д 14 – 7 = И 56 – 6 = Н 9 + 6 = П 80 + 20 =

Т 37 + 3 = Р 91 – 2 = З 49 – 40 = Е 8 + 8 =

100


89

16

9

50

7

16

15

40

П

Р

Е

З

И

Д

Е

Н

Т


- Предлагаю вам совершить математическую экскурсию по стране. Почему экскурсия понятно, будем путешествовать. А почему математическую? (Д.) – В каждом городе, который мы посетим, будем выполнять математические задания. Во время экскурсии вам понадобятся знания, полученные на уроках математики, а также внимание и логическое мышление.


- Экскурсию предлагаю совершить по маршруту:


Астана – Атырау – Актау – Алматы – Экибастуз – Байконур – Щучинск

устный задачи экономика физминутка комбинаторные геометрический работа по

счет задания материал учебнику


Каждому, кто отправляется в путешествие, нужно взять с собой документы. Нашими документами станут «Листы самооценки». При помощи этих листов, назовите цели, которые вы ставите сегодня на уроке.


Лист самооценки

Безуховой Елизаветы



Вид задания

Моя цель сегодня на уроке

Я считаю, что

с этим заданием


справился:

легко «+»

с трудом «?»


1

Решение примеров на сложение и вычитание трехзначных чисел

Потренироваться в сложении и вычитании трехзначных чисел




2

Решение уравнений

Потренироваться в решении уравнений




3

Решение задач

Улучшить умение решать простые и составные задачи




4

Работа с геометрическим материалом

Выполнить геометрические задания





Для того, чтобы определить, на чем совершим экскурсию, разгадаем анаграммы

ШИМАНА ТОАВСУБ ЛЁМОСАТ ЕДПОЗ - найти лишнее.


Итак, отправляемся на самолете. Самолет на экране не раскрашен, поэтому мы не можем взлететь. Чтобы его раскрасить, нужно разгадать цветовой шифр, решив примеры на карточках:


Красный – 234 + 45, синий – 543 - 320, зеленый – 707+ 152, желтый – 175 – 154


На картинке написаны числа:

самолет – 279, деревья – 859, облака – 223, окошки - 21

Дети решают примеры на своих карточках, кто решит первый – записывает ответ в пример на доске и раскрашивает самолет, затем другой ученик – второй ответ и т.д.

- Самолет готов к полету.


Первый город, в который мы летим – Астана. Покажите этот город на карте.

За время перелета некоторые из вас выполнят индивидуальные задания:

  1. Восстановить пропущенные цифры ( на доске)


2 3 2 * 4 * 3 * 8 * 1 *

+ * * + * 1 + 3 2 + * 6 * + 4 * 7

6 8 5 5 * 3 5 9 9 6 3 7

2. Решить уравнение (на флип-чарте)

Х – (43 + 15) = 54 – 32

3. Решить неравенства (на мини-доске)

15 + 6 … 20 – 1 27 – 2 … 24 + 3 37 – 14 … 56 – 33

- Кто был в Астане? Что вам понравилось больше всего? Каждый ребенок, приехавший в Астану, обязательно посещает развлекательный центр «Думан», в котором находится океанариум, единственный в мире удаленный на такое расстояние от океана.


Рыбы, обитающие в океанариуме, предлагают задание: показать на абаках числа:

3д6е, 2д9е, 8д, 1д7е. Назовите числа.

Одна из обитательниц океанариума – акула. Давайте узнаем размеры этой акулы.

В первой строке таблицы найдите наибольшее число – это длина акулы в см; во 2 строке – наименьшее число – это масса акулы; в 3 строке – не самое маленькое и не самое большое число – это количество зубов у акулы (как размещаются все зубы?)



94

53

100









3000

2000

4000
Выразите длину в м, в дм

Масса акулы

Количество зубов


ПРОВЕРКА карточек:

Карточку, решенную на доске – проверяет 1 ряд

На мини-доске – 2 ряд

На флип-чарте – 3 ряд, решивший читает вслух.

б) Проверка д\з (на дисках – на экран):


- Проверим выполнение домашнего задания на дисках.

1. Примеры-цепочки 4 + 7 – 5 – 3 + 9 + 1 = 13

18 – 9 – 3 + 6 + 10 + 8 – 15 – 4 =11

2. Выдели жирным шрифтом число, отличающееся от других

134, 9875, 2007, 651

- Назовите разряды каждого числа

- Если записать в строчку ответы каждого задания, что мы получим? Дату сегодняшнего урока. Запишите число в тетрадях. Назовите сегодняшнее число по-казахски, по-английски. В Казахстане казахский язык является государственным языком, русский – это язык межнационального общения, английский – язык международного общения – вот почему вы изучаете эти языки в школе.


в) Математический диктант: один – на флип-чарте

- Выполним М.Д.:

Запишите число:

- в котором 2д4е, 3с5д0е

- которое следует за числом 54

- которое предшествует числу 80

1 слагаемое 8, второе слагаемое 4. Найдите сумму.

Уменьшаемое 15, вычитаемое 5. Найдите разность.


ПРОВЕРКА по доске: 24, 350, 55, 79, 12, 10

- Какое число можно назвать лишним? (350 – трехзначное, 55 – записано одинаковыми цифрами)

- Разбейте числа на группы (двузначные и трехзначные, круглые и некруглые)

Работа в парах (по одной паре каждого ряда – у доски):

1 ряд: составить и записать все возможные трехзначные числа с цифрами 350

2 ряд: составить и решить 2 примера на + и – с любыми из этих чисел

3 ряд: составить и решить неравенства с этими числами


Параллельно с этим заданием – последние парты каждого ряда в парах выполняют задание «Цепочки» (раскрасить звенья с ответом 14):






ПРОВЕРКА: фронтально.

Океанариум Астаны создан руками человека для того, чтобы мы могли полюбоваться красотой и разнообразием обитателей морей и океанов. А Каспийское море – следующий пункт нашего путешествия - естественный водоем, созданный природой. Мы отправляемся в город-порт Атырау, расположенный на берегу Каспийского моря.

В море много ценных видов рыбы. Рыболовные хозяйства перерабатывают рыбу, изготавливают из нее различные консервы.


3. Решение задачи

Решим задачу:

Рыбокомбинат выпускает за смену 450кг рыбных консервов из сельди, а из трески – на 124кг меньше.

Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась 1 действием (Сколько консервов из трески выпускает рыбокомбинат?)

Составьте краткую запись задачи, используя нужные элементы из набора на доске:

Сельдь треска 450кг на 124кг больше на 124кг меньше 226кг ?

- Подберите схему к задаче:


С. 450кг________

Т. ?____ 124кг


С. 450кг________

Т. 124кг________


С._______ Т.______

450кг ?


Решите задачу (один – на доске): 450

- 124

326 (кг) – из трески

Параллельно 1 ученик составляет и решает обратную задачу на доске


Измените вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями. (Сколько всего консервов выпускает рыбокомбинат?)

Дополните схему. Решите задачу по действиям аналитическим способом, выражением.


4. Экономическая игра

В Каспийском море водятся осетр и белуга – очень крупные рыбы, они обитают только в трех морях в мире, одно из них – Каспийское – находится в Казахстане.

Но Каспийское море ценно не только рыбным хозяйством. На Каспии находится город Актау (переведите – белые горы)– сокровищница нашей Республики.

Так он называется потому, что в Актау добывают нефть и газ – главные богатства нашей Родины. Экспорт, то есть продажа зарубежным странам нефти и газа приносит Казахстану много денег.


- Как называется денежная единица Казахстана? (тенге)

- В Казахстане есть специальный праздник – День национальной валюты (тенге). Он отмечается ежегодно, и наступит послезавтра. Какое будет число? (15 ноября).

- Кто из вас уже умеет пользоваться деньгами? Кто сам ходит в магазин?


Экономическая игра «Знаете ли вы цены?»

На доске – изображения товаров (хлеб, молоко, компьютер, сыр) и цены на эти товары. Задание: правильно расположить цены товаров. Назвать лишний товар (компьютер).

Сколько нужно заплатить за молоко и хлеб? За хлеб и масло? За молоко и масло?

Физминутка:

Устали? Отдохнем. Самый лучший отдых – активный. Мы отправляемся на отдых в Алматы, где расположен единственный в мире высокогорный каток – Медео. На Медео находится целый спортивный комплекс. Давайте сделаем разминку, чтобы быть сильными, как настоящие спортсмены.


ФИЗМИНУТКА «Три кота»

- Сколько раз встретилось число 3? (4 раза) Сколько в сумме? (12)

- При работе за компьютером очень устают глаза, поэтому пользоваться компьютером можно не более 5 часов в день взрослому человеку, а детям – 2 часа и через каждый час необходимо делать перерыв и гимнастику для глаз.


- Крепко зажмурьте глаза, потом откройте. Сделаем это 5 раз.

- Вытяните руку вперед. Следите глазами за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, затем медленно отодвиньте обратно. Повторить.


4. Комбинаторные задания

1) Отправляемся дальше – в Экибастуз (перевод – две головы соли, почему?)

Существует легенда о том, что одинокий путник нашел месторождение каменного угля в степи. И чтобы не забыть это место, положил на землю два кусочка соли. Позже на этом месте возник город Экибастуз. Здесь находится второе по величине в Казахстане месторождение каменного угля. А где находится самое крупное месторождение? (Караганда).

Экибастуз славен и тем, что здесь находится крупнейшая в Казахстане гидроэлектростанция. Она вырабатывает электроэнергию, необходимую человеку. Где используется электроэнергия? (освещение, работа электроприборов, фабрик, заводов).

Когда жили наши прабабушки, электроэнергию еще не умели добывать и пользовались свечками или керосиновыми лампами. Представьте, что вы зашли в темную комнату. На столе стоят свеча и керосиновая лампа. Что вы зажжете сначала? (Спичку). Можно ли детям играть со спичками? Почему? (Пожары). Сегодня спички нам понадобятся для работы.


Работа по учебнику Л. Петерсон:


Откройте учебник Петерсон, с. 63, №8 (на доске показывают варианты решений)

2) В этом задании мы работали с квадратами, дайте характеристику квадрата.

- Какие еще фигуры вы знаете? (В конвертах – желтый круг, синий квадрат, красный

прямоугольник, синий треугольник).

- Отложите в сторону лишнюю фигуру (круг). Почему лишняя?

- Возьмите из конверта фигуры и покажите синюю фигуру, но не треугольник = синий квадрат.

- Над ней положите фигуру, у которой все углы прямые = красный прямоугольник (характеристика). Измерьте стороны, найдите периметр (письменно)

- Над прямоугольником положите оставшуюся фигуру = синий треугольник (характеристика)


- Расположите круг таким образом, чтобы получилось транспортное средство – ракета.

Для чего нужна ракета? Чтобы осуществлять исследование космоса. Назовите первого космонавта, казахстанских космонавтов (Юрий Гагарин, Талгат Мусабаев, Тохтар Аубакиров). Как называется космодром в Казахстане? Отправляемся в город Байконур, откуда стартуют наши ракеты.


Куда можно полететь на ракете? На какой планете, по мнению ученых, условия жизни близки к земным? Подсказка: вы не раз видели такое название на шоколадном батончике. (Марс). Марс – это очень красивая планета. Вы хотели бы побывать на Марсе? А вы знаете, что на дорогу нам понадобится 6 месяцев лететь туда и 6 месяцев обратно. Сколько это всего месяцев? А 12 месяцев равны … (1 году). Давайте подсчитаем, успеем ли мы вернуться домой к 1 сентября, чтобы перейти в 3 класс? Через год опять наступит 13 ноября, значит, не успеваем. Кто из вас хочет остаться на второй год во 2 классе? Итак, мы решили вернуться на домой, в Щучинск, но для этого нужно выполнить задание – поработать по учебнику.


5. Работа по учебнику (Оспанов, с. 53, №7 (устно))

- Прочитайте задание. Читаем записи ( 1 и 2 столбики). Решив пример, вы находите такой результат в табличке №…. и закрашиваете эту клетку красным цветом. Если таких ответов в строке несколько, то закрашиваете все клетки с таким ответом.


4

17

17

17

18

19

43

15

10

11

23

12


5

15

15

15

3

8

9

7

0

5

12

8

17

16

7

12

16

10

10

10


Те, кто правильно выполнил задание, получает из закрашенных клеток изображение цифры 5. Это и есть ваша оценка за задание.


6. Самооценка

1) Поставьте отметку в листах самооценки в последней графе «Я считаю, что с этим заданием справился легко или с трудом. Над этими заданиями будем работать на следующих уроках.


2) Оцените свою работу на уроке при помощи опор-помощников:

- Я считаю, что сегодня на уроке работал… (продуктивно, быстро, собранно, активно)

- Мне кажется, что сегодня я мог бы работать… (лучше, активнее, старательнее)


7. Д\з

Домашнее задание для всех: выполнить 3 и 4 столбики №7 и задания 4 и 5 первого

занятия в тетради «Развиваем интеллект»

для любознательных: Петерсон, с. 63, №9

для желающих: на дисках.

8. Рефлексия:

- Вернемся к маршруту экскурсии.

- Все ли запланированное выполнили?

- Какие города Казахстана вам запомнились и чем? А чем вам нравится город Щучинск?

(В Щучинске находится ж\д вокзал, который встречает гостей, приехавших отдохнуть в жемчужине Казахстана – Боровом. Это наша малая Родина, здесь мы родились, здесь мы растем и учимся. Мы любим наш город!)

- Все, что мы сегодня узнали, побывав в разных городах Казахстана – это богатства нашей Родины. Но самое главное богатство страны – это вы, дети. Потому что вы – подрастающее поколение, которое будет приумножать богатства Казахстана, сделает нашу страну еще прекраснее. Спасибо за урок!