girniy.ru 1

Таблицы как анализ и систематизация знаний

Васюнина Т., ОСШ №82, 10 класс

От того, насколько глубоко усвоен математический материал, проявляются математические способности. Ведь всем известно, какую роль в школьном курсе имеют вычислительные навыки. Фундамент способностей формируется в процессе обучения. С годами интерес к учебе, освоению знаний, приобретению приемов и навыков утрачивается. Как сделать так, чтобы интерес к математике не утратился, как развивать их до высокого уровня? Только решать для этого недостаточно. Но и решать тоже нужно научиться. Утрачивается интерес к предмету, если появляются пробелы в знаниях, а значит, главная задача - как можно доступнее систематизировать преподносимый материал, чтобы не допустить пробелов в знаниях.

Для формирования прочных математических приемов и навыков решения используются различные формы. Одна из форм – использование таблиц. Умение работать с таблицами необходимо не только на уроках математики, но и на многих других предметах: физика, химия и др. Умение работать с таблицами формирует более устойчивые личностные качества: внимание, память, инициативность, творческий потенциал.

Так, при изучении темы «Тригонометрические неравенства», для освоения ее необходимо выучить 8 формул, предложенных учебным пособием. Однако тему можно представить в табличном варианте и необходимость в зазубривании трудных формул отпадет.

Мои наблюдения показали, что применение таблиц при обобщении и систематизации знаний облегчает освоение материала.

В своей практике я часто использую таблицы при систематизации знаний по пройденной теме. Используя такой прием регулярно, с раннего времени обучения, я самостоятельно научилась систематизировать знания с помощью таблиц и часто предлагаю их использовать на уроках. После очередного составления таблицы по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства» я сделала вывод – составление и применение таблиц при изучении математики способствуют более качественному освоению материала.


Приведу пример таблицы, которую можно составить и использовать при изучении данной темы.



Представленная таблица позволяет сопоставить многие знания по тригонометрическим функциям. Так, например, проведя анализ, можно увидеть и объяснить решение тригонометрических уравнений без использования формул, что особенно важно при подготовке к ЕНТ. Во время этого периода свойственны определенные волнения, а часто и стрессы, при которых информация может путаться или вообще «вылететь из головы».

Математика – это предмет, насыщенный большим количеством формул. И если есть возможность решения без использования нового материала, а применения ранее полученного, то это обязательно нужно использовать.

Самое главное – такая форма систематизации знаний способствует осознанному запоминанию содержания материала, глубокому пониманию полученных знаний.

Таблицы как систематизация знаний обеспечивает наличие принципов научности, информативности. Сегодня большое внимание уделяется развитию самостоятельности. И один из важных способов формирования самостоятельности – это исследовательская работа. А какая таблица составляется или используется без проведения исследования и анализа?

Литература: