girniy.ru 1










С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ЗДРОВООХРАНЕНИИ И ФАРМАЦИИ С ОСНОВАМИ ПРАВА

СИЛЛАБУС






СИЛЛАБУС


Факультет «Менеджмент в здравоохранении и фармации»

Кафедра – Менеджмент и маркетинг в здравоохранении и фармации

по дисциплине «Антикризисный менеджмент», Рrе 103

Специальность 050507 – Менеджмент

Практические (семинарские) занятия___30__ часов

Самостоятельная работа студентов

под руководством преподавателя (СРСП) _____ 14_____ (часов)

Всего аудиторных___44____ часов (2 кредита)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС) __ 46____ (часов)

Всего часов __90__

Курс - 4 Семестр – 7


Алматы, 2011


Силлабус составлен старшим преподавателем Ашировой В.К. по курсу «Антикризисный менеджмент»


Рассмотрено на заседании кафедры «Менеджмент и маркетинг в здравоохранении и фармации»

«___»____________ 2011 г. Протокол №


Зав. кафедрой Жаксыгулова Г.К.


Сведения о преподавателе:

Аширова Венера Канатовна – старший преподаватель.


Контактная информация:

КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова 2 учебный корпус, каб.111, вн. тел.335



Политика и процедуры: запрещены опоздания, неуважительные пропуски занятий (в случае отсутствия по болезни предоставлять справку), позднее предоставление работ, отсутствие на экзамене.

Требования к студентам:


  • не пропускать занятия без уважительных причин;

  • выполнять все задания на достаточном уровне;

  • быть обязательным и пунктуальным;

  • соблюдать подобающий этикет в учебном заведении;

  • соблюдать субординацию в отношении с преподавателем;

  • проявлять терпимость, доброжелательность к преподавателям и сокурсникам;

  • не отвлекаться во время занятий;

  • отключать сотовые телефоны, пейджеры;

  • отрабатывать пропущенные занятия;

  • активно участвовать в учебном процессе;

  • самостоятельно заниматься в библиотеке, дома и в Интернет-классе.

Нормы академической этики:

  • дисциплинированность;

  • воспитанность;

  • доброжелательность;

  • честность;

  • ответственность.

  • корпоративная культура и культура поведения в малых группах, создаваемых для выполнения отдельных видов работ.

Конфликтные ситуации должны, открыто обсуждаться в учебных группах с преподавателем, а при их неразрешимости доводиться до сотрудников деканата.


2. Программа курса

2.1 Введение


Переход экономики Казахстана на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена.

В условиях современной казахстанской действительности традиционные методы менеджмента не дают реального эффекта, поскольку ориентированы на нормально функционирующие, на рынке предприятия.

Обычные, стандартные инструменты менеджмента не могут помочь предприятиям, постоянно находящимся в затруднительных положениях, поэтому столь актуальной стала проблема поиска и внедрения в широкую практику таких форм и методов управления, использование которых позволяло бы не доводить дело до кризисного состояния предприятия. Но в случае, когда результаты деятельности предприятия оказываются плачевными, и речь идет о банкротстве, необходим антикризисный менеджмент.



2.2 Цели дисциплины

Изучить процесс становления и развития антикризисного управления и глубокое овладение знаниями и методологиями эффективного управления операциями в условиях жесткой конкуренции на современных рынках.

Научное предвидение — это опережающее отображе­ние действительности, основанное на дознании законов при­роды, общества и мышления. Антикризисный менеджмент дает больше возможности для преодоления временных трудностей посредством использования всех форм и методов современного менеджмента, разработки социальной программы предприятия, имеющей стратегический характер, и ее практической реализации.

Цель курса: обобщение теоретического и практического опыта и научных знания о функциях и методах антикризисного управления в организации.


2.3 Задачи обучения

- формирование у студентов основ теоретического развития антикризисного менеджмента,

- формирование знаний и навыков по применению механизмов антикризисного управления,

- развитие навыков использования приемов и навыков процесса управления рисками,

-развить коммуникативные навыки путем введения новых терминов и понятий относительно антикризисного управления,

- развитие мотивации у студентов в изучении элективного курса Антикризисный менеджмент.


2.4 Конечные результаты обучения: сдача итогового экзамена

В результате изучения курса студент должен владеть:


  1. Когнитивными знаниями, которые предполагают освоение в аудитории знаний с ориентацией на организацию здравоохранения и фармации;

  2. Операциональными навыками, которые предполагают эффективное использование полученных знаний в трудовой сфере, в сфере дальнейшего обучения или в социальной деятельности:

- идентифицировать опасности, оценивать конкретные риски, анализировать результаты, моделировать и прогнозировать развитие опасных ситуаций;


-реализация принципов управления в условиях глобализации экономики; использование отечественного и зарубежного опыта в области антикризисного управления;

-оценка рыночной ситуации и в соответствии с меняющейся конъюнктурой принятие управленческих решений; планирование во времени, организация, руководство и контроль всего производственного и управленческого процесса;

3.Аксиологическими коммуникативными навыками, которые предполагают умение эффективно сотрудничать с другими людьми, поведенческие умения в конкретных ситуациях, формирование личностных компетенций (работа в команде, ведение переговоров и т.д.) и персональных качеств менеджера (дисциплинированность, ответственность, креативность, лидерство, стрессоустойчивость, мобильность, социальная, моральная и психологическая адаптированность и др.);

4.Правовым компонентом, который предусматривает знание нормативно-правовой базы организации бизнеса и здравоохранения в Республике Казахстан, знание международных стандартов по качеству и управлению, знание особенностей налогового и административного права в ведущих странах мира и Республике Казахстан;

5.Непрерывное обучение - это готовность к саморазвитию и осуществлению собственной образовательной траектории на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность.


2.5 Пререквизиты дисциплины: для изучения данного курса студент должен обладать знаниями по следующим дисциплинам: финансовый менеджмент, основы маркетинга, организация бизнеса.

Постреквизиты дисциплины: управление проектами, корпоративный менеджмент.

2.6 Краткое содержание дисциплины: Программа курса "Антикризисный менеджмент" для студентов – это полное и в то же время лаконичное описание курса. Силлабус описывает как содержание курса, так и все, что касается обучения и преподавания по курсу. Обозначены ожидания в отношении студентов, обучающихся на курсе, а также средства оценки результатов. Программа курса не только представляет собой краткий обзор для студента, но и служит в качестве документа, который доступен для заинтересованных людей, на основе которого студенты планируют свою деятельность в период обучения.



2. 7 Тематический план занятий



Тема

Практические занятия

СРСП

Всего контактных часов

1.

Возникновение и разрешение экономических кризисов.

6

2

8

2.

Особенности антикризисного управления.

6

3

9

3.

Ликвидация организации (предприятия).


6

3

9

4.

Характеристика инновационного состояния в антикризисном управлении.


6

3

9

5.

Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия.

6

3

9




Всего часов

30

14

44



Тематический план практических занятий



Тема

Вопросы семинарского занятия

Методы ведения занятия


Часы

1.

Возникновение и разрешение экономических кризисов.

1.Кризисы в развитии социально-экономической системы.

2.Управление кризисными ситуациями в государстве

3. Кризисы в организации и ее выход из рискованных ситуаций

4. Определите компоненты компетентностного подхода по данной теме.

5.Сущность кризисов в экономике.

6.Виды кризисов.

Обсуждение проблемных вопросов по теме

6

2.

Особенности антикризисного управления.

1.Управляемые и неуправляемые процессы в менеджменте.

2.Антикризисное управление.

3.Суть антикризисного управления.

4.Определите компоненты компетентностного подхода по данной теме.

5.Особенности процессов антикризисного управления.

6.Функции антикризисного управления.

Обсуждение проблемных вопросов по теме, презентации

6

3.

Ликвидация организации (предприятия).


1.Признаки и порядок установления банкротства предприятия.

2.Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

3. Риски в антикризисном управлении.

4.Основные параметры диагностирования банкротства.

5.Риски в рыночной экономике.

6.Сущность банкротства.

Обсуждение проблемных вопросов по теме. Презентации


6

4.

Характеристика инновационного состояния в антикризисном управлении.


1.Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.

2.Государственная инновационная и инвестиционная стратегия антикризисного развития.

3.Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса.

4.Инновационные проекты, критерии их отбора.

5.Факторы инновационного кризиса экономики.

6.Финансовая деятельность в антикризисном управлении.

Обсуждение проблемных вопросов по теме.

6

5.

Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия.

1.Антикризисные характеристики управления персоналом

2.Антикризисная политики в управлении персоналом.

3.Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении.

4.Стратегия поведения антикризисного управляющего

5.Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления

6.Социальное партнерство в антикризисном управлении.

Обсуждение проблемных вопросов по теме.

6




Всего часов







30



Тематический план проведения СРСП



п/п


Название темы

Вопросы занятия

Методы обучения

Часы

1.

Кризисы в социально-экономическом развитии. Возникновение и разрешение экономических кризисов.

1.Сущность и закономерность экономических кризисов. 2.Типология кризисов.

Дискуссия

Презентация

Составление глоссария


2

2.

Государственное регулирование кризисных ситуаций.


1.Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.

2.Роль государства в антикризисном управлении.

3.Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

Работа в малых группах: разбор ситуации

Составление тестовых вопросов

3

3.

Кризисы в развитии организации.


1.Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации.

2.Возникновение кризисов в организации.

3.Тенденция циклического развития организации.

Презентация

Дискуссия

Составление глоссария


3

4.

Маркетинг в антикризисном менеджменте.


1.Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении.

2.Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация. 3.Использование средств маркетинга в антикризисном управлении.


Презентация

Дискуссия

Составление глоссария


3

5.

Стратегия и тактика в антикризисном управлении.


1.Роль стратегии в антикризисном управлении. 2.Разработка антикризисной стратегии организации. 3.Организация осуществления антикризисной стратегии.

Презентация

Дискуссия

Составление глоссария


3




Всего часов







14


2.8 Задания для СРС




Тема задания

Содержание задания

Рекомендуемая литература

Форма контроля

Часы

1

1.Кризисы в развитии социально-экономической системы.

2.Управление кризисными ситуациями в государстве

3. Кризисы в организации и ее выход из рискованных ситуаций

4. Определите компоненты компетентностного подхода по данной теме.

5.Сущность кризисов в экономике.

6.Виды кризисов.

Составление глоссария, реферата, эссе, тестовых вопросов

создание портфолио, презентаций

1-3стр.;

2-5стр.;

4- 5стр;

5 - 5стр.

6 – 7стр.;

10 - 5стр.;



Индивидуальная защита

8

2

1.Управляемые и неуправляемые процессы в менеджменте.

2.Антикризисное управление.

3.Суть антикризисного управления.

4.Определите компоненты компетентностного подхода по данной теме.

5.Особенности процессов антикризисного управления.

6.Функции антикризисного управления.

Составление глоссария, реферата, эссе, тестовых вопросов

создание портфолио, презентаций

1- 13стр.;

2-25стр.;

4-15стр.;

5 -5стр.;

8– 7стр.;

9 -5стр.;

доп.5 – 24стр.;

Индивидуальная защита

10

3

1.Признаки и порядок установления банкротства предприятия.

2.Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

3. Риски в антикризисном управлении.

4.Основные параметры диагностирования банкротства.

5.Риски в рыночной экономике.

Составление глоссария, реферата, эссе, тестовых вопросов

Анализ статистических данных, создание портфолио, презентаций

3- 3стр.;

4-5стр.;

6-5стр. ;

8-5стр.;

8– 7стр.;

доп.5 – 24стр.; 6 – 118стр.;

Индивидуальная защита

9

4

1.Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.

2.Государственная инновационная и инвестиционная стратегия антикризисного развития.


3.Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса.

4.Инновационные проекты, критерии их отбора.

5.Факторы инновационного кризиса экономики.

6.Финансовая деятельность в антикризисном управлении.


Составление глоссария, реферата, эссе, тестовых вопросов создание портфолио, презентаций

  1. 3стр.;

2-5стр.;

4-5стр. ;

доп.8– 114стр.;

7 – 128стр.;

Индивидуальная защита

9

5

1.Антикризисные характеристики управления персоналом

2.Антикризисная политики в управлении персоналом.

3.Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении.

4.Стратегия поведения антикризисного управляющего

5.Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления

6.Социальное партнерство в антикризисном управлении.

Составление глоссария, реферата, эссе, тестовых вопросов Анализ статистических данных, создание портфолио, презентаций

  1. 3стр.;

2-5стр.;

4-5стр.;

5 -5стр

6 – 7стр.;

доп.5 – 3стр.; 6 – 24стр.


Индивидуальная защита

10




Всего часов










46



2.9 Литература


Основная литература

  1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан.


  2. Законодательные и нормативные акты.

  3. Указы Президента Республики Казахстан.

  4. Инструктивные материалы министерства и ведомств РК.

5. Теория и практика антикризисного управления /Под.редак.С.Г.Беляева и В.И. Кошкина.-М.,2006.

6. Антикризисный менеджмент А.Б. Крутик, А.И. Муравьев – Питер. 2001

7.Антикризисное управление / Под ред Короткова Э.М.-М. ИНФРА-М, 2006

8.Антикризисное управление Г.А. Александров – М., изд. БЕК,2002

9. Антикризисное управление Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский – М. изд. ОМЕГА-Л, 2005

10 Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Тамбовцев В.Л. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика,2007.

11. Л.П. Гончаренко, С.А. Филин Риск-менеджмент – М. КНОРУС, 2007

12. Антикризисное управление / Под ред. К.В. Балдина – М. 2005


Дополнительная литература

  1. Бенг Карлоф Деловая стратегия - М.,2009

  2. Веснин В.Р. Менеджмент для всех.- М.,2004

  3. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы / Пер. с англ.- М.,Дело, 2007

  4. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять /Пер. с англ.- М:2005.

  5. Русинов Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений-М.,2007.

  6. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. – Минск,2006.

  7. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала/Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы - М.: «Сувенир»,2008.



2.10 Методы обучения:

  • Проведение практических занятий:

Обсуждение проблемных вопросов по теме, работа в малых группах, дискуссии, ситуационные задачи, деловые игры и т.д.

  • СРСП:

дискуссии, самостоятельное выполнение индивидуальных заданий, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, работа в малых группах, работа с таблицами, учебниками, составление глоссария, тестовых вопросов, разбор кейсов, разработка индивидуальных проектов


  • СРС:

работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; составление тестов, выполнение тестов, подготовка научных рефератов, докладов, эссе по темам, анализ статистических данных, подготовка презентаций.


2.11 Критерии и правила оценки знаний и навыков обучающихся

Текущий контроль: Текущий контроль знаний учащихся осуществляется в ходе проведения практических занятий, рубежного контроля, по итогам выполнения самостоятельных заданий (реферат, доклад, эссе, презентаций и др.)

Практических занятий:

- устный опрос (студент должен приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);

- тестирование (проводится в письменной форме и сдается на проверку преподавателю);

- решение типовых и ситуационных задач (оформляется в тетради и сдается преподавателю в конце каждого занятия);

- проверка оформления результатов занятий, СРС (оформление тетради проверяется преподавателем в конце каждого занятия).

Сдача и защита рефератов, докладов, эссе, демонстрация презентаций, контроль выполнения тестовых заданий, демонстрация таблиц-схем, стендов проводится непозднее недели, на котором изучается данная тема. Требования к каждому виду СРС описаны в методических указаниях по СРС.

Баллы студент зарабатывает при наличии конспектовв практических работ, правильном решении тестов и ситуационных задач, активном участии в учебном процессе, защите тем СРС.

Рубежный контроль: коллоквиум в форме тестирования, устного опроса и решения задач.

Итоговый контроль: экзамен (в устной и/или тестовой форме) с учетом результатов текущего и рубежного контроля.

Время консультаций – по расписанию

Время рубежного контроля – 8 неделя и 15 неделя

Время итогового контроля – в конце семестра по расписанию ОПиКУП


Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырех балльной системе на экзаменах.

Система оценки знаний студентов

Максимальное количество баллов на каждом этапе контроля (текущий, рубежный, СРС и экзамен) составляет 100 баллов.

Максимальный балл:

- за практические занятия = 100 баллов (устный опрос -100б.+ тестирование – 100 б.+ самостоятельная работа – 100 б./3);

- за рубежный контроль= 100 баллов (устный опрос -100 б.+ тестирование – 100 б.+ самостоятельная работа – 100 б./3);

- за СРС = 100 баллов (всего 25 тем для СРС, все темы СРС входят в вопросы итогового контроля, студент в течение обучения дисциплины должен сдать 1 СРС = 100 баллов, итого 1 х 100 = 100 баллов);

I = Rx 0,6 + Ex 0,4, где

I - итоговая оценка

R– оценка рейтинга допуска

E– оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)

Рейтинг составляет 60% отI,

Экзамен – 40% от I

R = (t+r)/2, где

t – текущий контроль

r – рубежный контроль

При линейной системе обучения:

t = ПРср + СРС ср

ПРсрсредняя оценка за практические занятия (лабораторные, семинар)

СРСсрсредняя оценка за СРС



гдеR1 и R2 – первый и второй рейтинг.

Обучающийся считается допущенным к экзамену, если Rдопуска больше или равен 50.

За каждый пропущенный час лекций отнимается 1 балл из Rдопуска.

Контроль - наличие конспектов лекций.



  1. Практическое занятие – максимально 100 баллов, что соответствует 100%.




Вид контроля

Уровни

4

3

2

1

  1. Устный опрос

Максимум 100 б

(100-90б)

Студент показал глубокое понимание темы занятия, умение мыслить логически. Изложение материала полностью соответствует поставленным вопросам, содержит все необходимые теоретические факты, иллюстрируемые правильно подобранными конкретными примерами. Студент смог сделать обоснованные выводы.


(89-75б)

Студент показал знание материала темы, но допустил мелкие неточности в ответе, которые исправил после замечания преподавателя, показал умение мыслить логически и для подтверждения знаний привел правильно подобранные примеры, смог сделать обоснованные выводы

(74-50 б)

Студент имеет неглубокие знания по теме занятия, неполно и непоследовательно отвечает на вопросы, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для усвоения дальнейшего программного материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких дополнительных вопросов педагога.

(0-49б)

Студент присутствовал на занятии. Обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допустил серьезные ошибки в определении понятий и при использовании терминологии, которые не сумел исправить после нескольких наводящих вопросов преподавателя.


  1. Практическая часть занятия

Максимум 100 б

(100-90б)

Студент творчески и правильно выполнил все задания практической части занятия, грамотно и аккуратно оформил протокол исследования или альбом, при разборе ситуационных задач сделал правильные выводы, дал глубокий анализ предлагаемой ситуации, дал обоснованные и полные ответы на все вопросы.


(89-75б)

Студент правильно выполнил все задания практической части занятия с использованием теоретических знаний, допустив при этом незначительные погрешности в оформлении протокола или альбома и формулировке выводов, которые исправил после замечания преподавателя. При разборе ситуационных задач дал правильный анализ ситуации, но допустил непринципиальные ошибки

(74-50б)

Студент не сумел применить теоретические знания при выполнении практической части занятия, но выполнил задания обязательного уровня сложности, в оформлении протокола допустил серьезные ошибки, сделал неполные выводы, дал неглубокий анализ ситуационных задач.


(0-49б)

Участвовал в выполнении практической части занятия, не оформил протокол, не сумел сделать выводы, не смог проанализировать ситуационную задачу

  1. Тестирование

Максимум 100 б

(100-90 б)

90-100% правильных ответов

(89-75б)

75-89% правильных ответов

(74-50 б)

50-74% правильных ответов

(0-49б)

менее 50% правильных ответов



2. РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ

  1. Устный или письменный ответ – максимум – 100б

  2. Тестирование – максимум – 100б.





Критерий

Уровни

4

3

2

1

Устный или письменный ответ

Понимание теоретического материала, умение мыслить логически

Максимум 100 б

(100-90б)

Содержание устного или письменного ответа студента полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, изложение логически грамотное, отличается последовательностью и аккуратностью и основано на понимании теоретического материала



(89-75б)

В изложении допущены небольшие пробелы, не искажающие логического и информационного содержания ответа. Изложение основано на понимании теоретического материала

(74-50б)

В изложении материала показано общее понимание вопроса, продемонстрированы знания, достаточные для дальнейшего обучения. Тема раскрыта непоследовательно, неполно, допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии.

(0-49б)

В изложении показано незнание, непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допущены серьезные ошибки в определении понятий, использовании терминологии

Умение применить теоретические знания в анализе ситуационных задач и решении типовых задач

Максимум 100 б


(100-90б)


Студент дал глубокий анализ ситуации, сумел применить теоретические знания, правильно решил типовую задачу


(89-75б)

Студент проанализировал ситуацию, но допустил незначительные ошибки, не влияющие на общие выводы, дал правильный ответ к типовой задаче.

(74-50б)

Студент дал правильный ответ, но не смог проанализировать ситуацию, не справился с применением теории в новой ситуации

(0-49 б)

Студент не смог решить задачу и проанализировать ситуацию

Тестирование

Максимум 100б


(90-100 б)

90-100% правильных ответов

(75-89б)

75-89% правильных ответов

(50-74б)

50-74% правильных ответов

(0-49б)

менее 50% правильных ответов


3. СРС– максимально 100 баллов, что соответствует 100%


Критерии оценок каждого вида СРС прилагаются к методическим разработкам по СРС.

    1. Реферат

Критерий

Уровни

4

3

2

1

Соответствие содержания реферата теме и поставленным задачам

Максимум – 10 б

(9-10б)

Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам



(7-8б)

Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам


(5-6б)

Содержание реферата не полностью соответствует теме и поставленным задачам


(0-4б)

Содержание реферата не соответствует теме

Полнота и логичность раскрытия темы

Максимум – 20б


(18-20б)

Тема полностью раскрыта, материал изложен грамотным языком, в логической последовательности с точным использованием специализированной терминологии и символики в объеме, предусмотренном программой. Приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы) хорошего качества, подтверждающие теоретические положения.

(15-17б)

Тема полностью раскрыта, материал изложен в объеме, предусмотренном программой, есть незначительные погрешности в логичности изложения, приведены иллюстрации (графики, таблицы, схемы), подтверждающие теоретические положения.


(10-14б)

Тема реферата раскрыта недостаточно, графики и иллюстрации не информативны, плохого качества.


(0-9б)

Тема не раскрыта, графики и иллюстрации не соответствуют теме или отсутствуют.

Умение обобщать материал, делать выводы

Максимум – 20 б


(18-20б)

Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы


(15-17б)

Материал обобщен, сделаны правильные выводы


(10-14б)

Представлен разрозненный материал, в выводах имеются неточности и ошибки

(0-9б)

Материал не обобщен, выводов нет.

Умение работать с источниками информации

Максимум – 20б.


(18-20б)

Использованы современные источники информации в достаточном количестве, библиографические ссылки сделаны грамотно

(15-17б)

Использованы основные современные источники информации.

(10-14б)

Использовано минимальное количество источников информации , большинство из которых устарели.

(0-9б)

Источники информации не приведены.

Умение отвечать на вопросы по реферату

Максимум – 20б

(18-20б)

Студент свободно ориентируется в материале темы, обоснованно и правильно отвечает на все поставленные вопросы.


(15-17б)

Студент хорошо ориентируется в материале темы, правильно отвечает на поставленные вопросы

(10-14б)

Студент плохо ориентируется в материале темы, отвечает только на самые простые вопросы

(0-9б)

Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы

Соответствие требованиям оформления

Максимум – 10 б

(9-10б)

Оформление реферата полностью соответствует предъявляемым кафедрой требованиям.

(7-8б)

Оформление реферата в основном соответствует предъявляемым кафедрой требованиям

(5 – 7б)

В оформлении реферата имеются несоответствия требованиям

(0-4б)

Оформление реферата не соответствует требованиям




    1. Презентация

Критерий


Уровни

4

3

2

1

Полнота и логичность раскрытия темы

Максимум – 20б


(18-20б)

Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема полностью раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с точным использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме.


(15-17б)

Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме.


(10-14б)

Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта недостаточно, нет логической последовательности в представлении слайдов. Слайды перенасыщены текстовым материалом.


(0-9б)

Тема презентации не раскрыта

Умение работать с источниками информации

Максимум – 20б


(18-20б)

Использованы современные источники информации в достаточном количестве

(15-17б)

Использованы современные источники информации.

(10-14б)

Использовано ограниченное число источников информации, приведены устаревшие источники информации.

(0-9б)

Нет списка использованных источников информации или использованы только ресурсы Интернет


Умение обобщать материал, делать выводы

Максимум – 20 б


(18-20б)

Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы


(15-17 б)

Материал обобщен, сделаны правильные выводы

(10-14б)

Материал обобщен недостаточно, в выводах имеются грубые ошибки.

(0-9б)

Материал не обобщен, выводов нет.


Представление презентации и умение отвечать на вопросы

Максимум – 20б

(18-20б)

Студент свободно ориентируется в материале презентации, докладывает четко, грамотно, последовательно с использованием научной терминологии. При ответе на вопросы способен отстаивать свою позицию и умеет конструктивно реагировать на критику.

(15-17б)

Студент ориентируется в материале презентации, не может свободно изложить содержание презентации. Правильно отвечает на большинство заданных вопросов.

(10-14б)

Студент не ориентируется в материале презентации, читает текст презентации. Не может ответить на большинство заданных вопросов.



(0-9б)

Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы

Соответствие требованиям оформления

Максимум – 20 б

(18-20б)

Оформление слайдов полностью соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, не перенасыщены текстом, не содержат грамматических ошибок. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории.


(15-17б)

Оформление слайдов соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, имеются непринципиальные ошибки в оформлении. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории.

(10 – 14б)

Оформление слайдов не соответствует предъявляемым требованиям. Слайды оформлены в разных стилях, содержат принципиальные ошибки

(0-9б)

Оформление реферата не соответствует требованиям




    1. Глоссарий

Критерий

Уровни

4

3

2

1

Изучение источников литературы по заданной теме и обработка информации

Максимум –30б


(27-30б)

Изучены и обработаны рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме.

Использованы другие современные источники информации, в т.ч. отечественные и зарубежные

В конце глоссария приведен правильно оформленный список источников информации.

(23-26б)

Изучены и обработаны рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме.

В конце глоссария приведен список источников информации.

(15-22б)

Изучены и обработаны не все рекомендованные источники литературы (основные и дополнительные), указанные в списке литературы к заданной теме.



(0-14б)

Нет списка источников информации

Составление глоссария

Максимум – 40б


(36-40б)

Все выбранные термины полностью соответствуют теме, охватывают все содержание и подобраны студентом самостоятельно.

(30-35б)

Все выбранные термины полностью соответствуют теме, охватывают все содержание и подобраны студентом самостоятельно.

(20-29б)

Некоторые термины не соответствуют теме. Подобранные термины не полностью охватывают содержание темы.

(0-19б)

Подобранные термины охватывают содержание темы менее, чем на 50%

Оформление глоссария

Максимум – 30 б


(18-20б)

Оформление глоссария соответствует требованиям:

  • не менее 50 правильно подобранных (соответствующих теме) терминов;

  • краткие, чёткие, лаконичные, без второстепенных пояснений определения, объемом не более 2-3 предложений.

  • соответствие определения истинному значению термина и современным представлениям;

  • все термины и определения не содержат грамматических ошибок;

  • при необходимости для улучшения восприятия и понимания отдельные термины могут сопровождаться иллюстрациями.

(15-17 б)

Оформление глоссария в основном соответствует предъявляемым требованиям, но имеются незначительные ошибки и неточности:

  • некоторые термины имеют объемную формулировку и излишние пояснения
  • не все термины соответствуют современным представлениям; имеются некоторые грамматические ошибки.


(10-14б)

При оформлении глоссария допущены существенные ошибки


(0-9б)

Оформление глоссария не соответствует предъявляемым требованиям



Шкала градации оценок

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание %

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100


ОТЛИЧНО

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89


ХОРОШО

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74



УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33


55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО




Страница из