https://electroinfo.net

girniy.ru 1


Программа ОЭР ГУ «Средняя школа № 26»

I. Обоснование актуальности проблемы

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества.

В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.

В Концепции развития системы образования РК до 2015 года магистральным направлением определено полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат в виде ключевых компетенций. «Содержание обучения в современной общеобразовательной школе остается фактологическим, государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Отсутствует КОМПЕТЕНТНЫЙ подход, ориентированный на индивидуальность ученика».

Обучение в школе не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30% старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их СПОСОБНОСТЯМ.

В рамках проекта PISA было проведено обследование 265 тысяч учащихся из 32 стран, в том числе 28 стран - членов OECD. Авторы исследования попытались оценить возможности обучаемых с точки зрения не только того, как они владеют знаниями школьной программы, но и того, как используют их в реальной жизни. То есть насколько хорошо молодые люди подготовлены к реальным вызовам жизни в будущем и могут ли эффективно анализировать происходящее, рассуждать излагать мысли, идеи?


Вывод оказался неутешительным: весьма заметная часть 15-летних демонстрирует

отрицательное отношение к учебе. В большинстве стран свыше четверти из них

утверждают: школа совсем не то место, которое хотелось бы посещать.

Нашему образованию присущ основной дефект: разрыв между содержанием жизни

и того, чему мы учим, или того, о чем и как думаем.

Учим одному знанию, а живем, пользуясь другим.

С одной стороны, мертвые схемы, которые предлагается взять на память, и которые определяют нас как профессионалов, а с другой - живая, несистематизированная жизнь...

Целями образования становится развитие у школьников самостоятельности, способности к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности, толерантность, опыт самостоятельной познавательной деятельности. Этот ОПЫТ шире таких понятий, как знания, умения или навык. Он включает в себя не только операционально-технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, а также результаты обучения (знания, умения) систему ценностных ориентации, привычки... СЛЕДОВАТЕЛЬНО, перед педагогическим коллективом поставлена задача ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНЫМ подходом организации образовательного процесса, обладающего интегрированной природой, где знания, умения, навыки выполняют функцию не столько самостоятельных целей, сколько средств в процессе развития личности.

Нам предстоит сложная работа по пересмотру критериев оценки качества обучения, воспитания и развития школьников. При этом целесообразно сохранить то положительное, что было накоплено в школе (мониторинг, разнообразные формы контроля, компьютерное тестирование). Трудность видится в том, что КОМПЕТЕНТНОСТИ нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это - ПРИОБРЕТАЕМОЕ в результате обучения НОВОЕ КАЧЕСТВО, включающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки в том числе и способность применять полученные знания и умения на практике. По мнению авторов концепции модернизации работа над созданием методик для оценки ключевых КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ - ПРИОРИТЕТНА.


Возникает множество вопросов, связанных с тем, как оценить уровень сформированности познавательного интереса, самостоятельности, самоорганизации и других личностных способностей, как выявить эффективность проводимых изменений в организации УВП, как определить правильность избранных приоритетов.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формулирует понятия необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.

Анализ результатов работы над предыдущей поисковой темой «Оптимизация педагогических технологий в условиях валеологического образования» позволил выявить ряд интегративных показателей, характеризующих её достижения:


  1. Создание и реализация модели валеологического воспитания учащихся.

  2. Определены особенности трансформации:




  • содержания изучаемого материала;

  • методов и приемов обучения

  • форм обучения

  • средств обучения в условиях созданной модели валеологического воспитания.




  1. Переход школы на статус Городской экспериментальной площадки по «Валеологическому образованию школьников», (приказ ГорОО от 26.09.2006 года)

  2. Расширение образовательного пространства школы за счет сотрудничества с ВУЗами города.
  1. Рост профессионализма деятельности учителей в области ОЭР:


- увеличилась доля педагогов, участвующих в ОЭР:

- учителя более осознанно стали подходить к процедуре конструирования содержания образования, выбору методов и форм.

  • активизировался процесс внедрения эффективных образовательных технологий

  • постоянно участвует в ОЭР более 35% педагогов




  1. Достижение понимания учителями важности и значимости повышения уровня квалификации, в т.ч. в области ИКТ.

  2. Создание группы учителей - исследователей, являющейся активным ядром педагогического коллектива в реализации инновационных педагогических идей.

  3. Достижение взаимопонимания в педагогическом коллективе, создание рабочей среды и профессионального круга общения и как следствие начало формирования особой корпоративной культуры школы, основанной на взаимопонимании, взаимоуважении, на сотрудничестве.

  4. Разработка принципов корпоративной этики и определение ценностей, исходя из миссии школы.

  1. Внедрение новой системы оценивания - портфолио.

У учащихся и педагогов выявлен высокий творческий потенциал. Проводимые Дни Здоровья, конкурсы «Папа, мама, я - дружная семья», олимпиады, показали большой интерес и воспитательную ценность от участия родителей в жизни школы. Результативность проделанной работы определяется качеством выступлений и печатных работ. Многие учителя за эти годы стали победителями международных, областных и городских конкурсов и конференций, где показали достаточное владение информационными компетенциями (презентация, видеоматериалы).

Вхождение в проблему новой исследовательской темы подкреплено следующими мероприятиями:

  1. Семинар завучей начального звена «Из опыта работы совершенствования мониторинга успешности обучения в начальном звене», 2007 год.
  2. Методический совет «Конкурентоспособный учитель как субъект профессионального роста», 2007 год.


  3. Педагогический совет «Как построить школу, сообразную индивидуальности ребенка», 2008 год.

4. Педагогический совет «Роль семьи в развитии личности ребенка», 2008 год.
При выборе новой темы мы стремились сохранить преемственность с прежней
темой, индивидуальность, особенность нашей школы, как городской
экспериментальной площадки по «Валеологическому образованию школьников»,
входящей в Сеть Школ Способствующих укреплению здоровья, а также
плодотворное сотрудничество с 4-мя спортивными школами города.


з

Как известно работа в инновационном режиме, использование здоровьесберегающих технологий способствует развитию творческих способностей.


В то же время в ходе работы по предыдущей теме выявили недостаточную

реализацию возможностей:

  • В повышении качества образования, а именно в использовании принципов TQM;

  • Созданная модель здорового школьника требует дальнейшей реализации и совершенствования в силу её актуальности;

  • Увеличение утомляемости, проявление процесса «профессионального выгорания" у учителей, свидетельствует о необходимости не только пропаганды ЗОЖ, но и создания особого корпоративного здоровьесберегающего стиля жизни всех членов образовательного процесса школы.

  • Преобладает мотивация избегания неудач над мотивацией достижения успеха как у учащихся, так и у педагогов

  • У педагогов недостаточный уровень субъективного контроля, вербально-логического мышления, потребности в развитии и саморазвитии.

  • Рост агрессивности и негативизма подростков говорит о необходимости активизации работы в направлении развития воспитательной системы, основанной на анализе склонностей, способностей школьников.

Признавая достижения педагогов и учащихся нашей школы, следует отметить, что исследования психолога (по инвариантному и вариативному блоку) выявили ряд западающих моментов профессионального и личностного развития педагогов. Это снижение мотивации к профессиональному росту, низок уровень субъективного контроля.


Результаты уровней вербально-логического мышления: высокий - 34%, средний -51%, низкий - 15%о. Поведение в конфликтных ситуациях; преобладает компромисс

- 49%, приспособление - 27%, избегание - 22%. Удовлетворенность педагогов; не довольны - 8%, затруднились ответить - 25%. Уровень эмоционального выгорания

- психосоматические нарушения - 12%, личностная отстраненность - 9%, эмоциональная отстраненность - 10%, эмоциональный дефицит - 10%, тревожность, депрессия - 12%.


Анализ практики показал, что школой наработана «технологическая» база, которая позволяет выйти на уровень субъектов образовательного процесса и обеспечивает возможность продолжить работу над качеством образования через реализацию субъектного подхода, что отразилось в выборе новой темы ОЭР школы «Развитие способностей субъектов образовательного процесса в ходе реализации компетентностного подхода».

Школа как институт социализации функционально содержит в себе все необходимые условия, способствующие усвоения социальных ролей и регуляции процесса социализации личности в школьном возрасте. Овладение ключевыми компетентностями в условиях средней общеобразовательной школы создает предпосылки для развития способностей, задатков успешной социализации обучающихся: освоение социальных ролей, норм и ценностей.


И. Опорные понятия.

Компетентностный подход - ориентированность учебного процесса на
формирование ключевых компетентностей; совокупность общих принципов
определения целей образования, отбора содержания образования, организации
образовательного процесса и оценки образовательных результатов,

обеспечивающих качество образования в контексте достижения ожидаемых результатов.

Компетенции - готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющая социальный заказ к системе образования.


Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимсчя универсальными способами деятельности.

Деятельностный подход - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта; особые формы этой деятельности, производные от внешне практических ее форм.

Здоровьесберегающий подход - создание необходимых условий для формирования компетентности здоровьесбережения как основы бытия человека как социального и биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека.

Результаты обучения - приобретаемые учащимися знания, умения и способы уметельности, компетентность ученика в данной области; характеризуется уровнем учебных достижений ученика.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.



Способности учителя - психологические особенности его личности, позволяющие
успешно решать учебно-воспитательные задачи и совершенствовать свое

профессиональное мастерство. Творческий характер деятельности учителя требует

от него самостоятельности в постановке целей, определении подходов к учащимся,
установлении с ними доверительных отношений. Учителю необходимы гибкость
мышления, легкость оперирования знаниями, развитие воображения, чувство
нового, инициативность, находчивость, интерес к предметам и самим учащимся,
вдохновение. Речь без погрешностей стиля. Условием успеха учителя является его
самообладание, решительность, находчивость, стремление к

самосовершенствованию.

Склонность - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Базовое содержание среднего образования - перечень состава и структуры содержания среднего общего образования, подлежащего обязательному изучению в общеобразовательных учебных заведениях, независимо от форм собственности, типов и вида, достаточного для продолжения образования на последующих ступенях и уровнях системы Республики Казахстан.

Базовый компонент содержания образования - входит в инвариантную часть базисного учебного плана, определяет перечень обязательных образовательных областей и учебных предметов. Отвечающих по своему содержанию и системе требований базовому (общеобразовательному) уровню государственного стандарта образования.

Инновационное обучение - особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к традиционному нормативному обучению; процесс, обеспечивающий развитие личности учителя и учащихся, и включения их в совместную творческую, продуктивную деятельность.

Интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Курсы по выбору - учебные предметы, содержание которых позволяет удовлетворить интересы в соответствии с личностными наклонностями по выбору учащихся, которые реализуются за счет вариативной части учебного плана. Организационная форма реализации образовательных программ по: 1) области профильного предмета; 2) направлениям, отличным от содержания профильных предметов и удовлетворяющих образовательные потребности учащихся.


Профиль - комбинация базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки.


б

Профильная дифференциация - различие в содержании каждого предмета в зависимости от целей его преподавания, т.е. содержание одного и того же предмета в классах или организациях образования различного профиля должно быть разным.

Профильный компонент содержания образования - входит в инвариантную часть базисного учебного плана. Включает совокупность профильных учебных дисциплин и модулей, изучаемых по выбору на профильном или углубленном уровнях, отвечающих по своему содержанию и системе требований профильного уровня подготовки в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся. Система специализированной подготовки в старшем уровне общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения, социализацию учащихся, а также на преемственность старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

Профильный предмет - учебный предмет, определяющий содержание каждого направления профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Готовность к профессиональной деятельности - осознание человеком своих целей и возможностей, оценка имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов получения профессии и планирование профессиональной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая система средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности, позволяющая людям с разными способностями и особенностями добиваться равной эффективности в одной и той же работе, компенсирую при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.


Интерес - положительно окрашенная направленность личности на деятельность или объект.

Карьера - 1) осознанный трудовой путь человека; 2) продвижение по служебной лестнице - успешное продвижение вперед в общественной, служебной. Научной, профессиональной или иной деятельности.

Квалификация - 1) степень и вид профессиональной обученное™ человека, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы; 2) характеристика вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности; 3) степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии или специальности.

Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе критериев и самореализация себя на основе этих критериев. На основе личностного самоопределения формируется профессиональное самоопределение.

Мастерство - высший уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.

Методы оценки персонала - способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и т.д.).

Мотивация - 1) процесс побуждения людей для достижения целей организации; 2) создание регулирующих трудовые отношения условий, обеспечивающих соответствие между конкретными интересами работника и работодателя.

Мотивы профессиональной деятельности - внутренние побуждения, определяющие направленность человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и т.д.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и т.д.).

Общие способности - система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

Ошибки в выборе профессии - затруднения в выборе профессии, связанные с искажениями или отсутствием профинформации, неверной самооценкой, несформированность ряда психологических качеств, необходимых для принятия самостоятельного решения.


Призвание - совпадение влечения к какой-то профессии и наличия необходимых природных данных.

Проектирование профессионального пути - создание профессионального проекта, включающего опеку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями; анализ ресурсов для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.

Профессиограмма - обусловленная содержанием труда система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией.

Профессионализация - процесс становления профессионала. Включающий выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала.

Профессиональная проба - испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, повышающее осознанность выбора профессии.

Профессиональное самоопределение - процесс формирования отношения человека к профессиональной деятельности, согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, происходящий на протяжении всей жизни человека.

Профессиональные притязания - стремление достичь определенного уровня профессиональной деятельности.

Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профессиональный Потенциал - совокупность возможностей и способностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.


Специальные профессиональные способности - психологические свойства личности, требуемые от человека и рамках данной профессии, но при этом более узкой специализации.

Удовлетворенность трудом - эмоционально-оценочное отношение человека к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Эффективное поведение на рынке труда - способность оперативно решать вопросы трудоустройства, обоснование своих возможностей при собеседовании с работодателем, адаптация на рабочем месте и т.д.

Эффективность труда - объем труда, вложенного работником в организацию.

III. Аппарат ОЭР


  1. Объектом ОЭР является учебно-воспитательный процесс, в условиях здоровьесберегающей среды, направленный на развитие способностей субъектов образовательного пространства.

  2. Предметом ОЭР процесс реализации педагогами компетентностного подхода в развитии способностей субъектов образования

  3. Цель исследования - конструирование оптимальной педагогической системы, обеспечивающей развитие способностей субъектов образования посредством внедрения компетентностного подхода.

  4. Гипотеза исследования - в условиях реализации компетентностного подхода планируем обеспечить новый уровень в развитии способностей субъектов образовательного процесса, позволяющий учащимся и учителям адекватно воспринимать и реализовать себя в современном мире.

Также предполагаем развитие личностного роста субъектов образовательного процесса в условиях здоровьесбережения, где будут обеспечены индивидуальные условия и возможности для эффективного формирования личностной зрелости: осмысления своего места в обществе и своего жизненного пути, самостоятельности

и ответственности, стремлению к раскрытию своих способностей, постоянному самосовершенствованию. 5. Задачи исследования:


  • Формирование банка данных об исследованиях, проводимых в области развития способностей учащихся и педагогов, передового педагогического опыта соответствующего содержания.

  • Отбор, разработка и апробация адекватного диагностического инструментария.

  • Обеспечить отбор и систематизацию, а также изучение, апробацию и оценку педагогическим коллективом современных подходов к конструированию содержания, технологизации обучения и воспитания в контексте развития способностей субъектов образовательного процесса.

  • Формирование мотивации учителей посредством совершенствования общей профессиональной компетенции.

  • Обеспечить преемственность процесса формирования ключевых компетенций у всех субъектов УВР.

  • Продолжить пополнение банка данных диагностическими методиками, отслеживающими развитие информационных, коммуникативных компетентностей.

  • Формирование у детей и учителей установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции, укрепление и общее оздоровление.

  • Разработать функциональную модель ОЭР которая обеспечит:




  • участие и взаимодействие в ходе ОЭР большинства субъектов образования;

  • равноправное сотрудничество педагога и ребенка в образовательном пространстве;

  • применение ключевых компетентностей и интегрированного знания, в освоении стандарта образования;

  • индивидуальное образование на основе способностей и творческой мотивации ребенка.

IV. Этапы исследования

Поисковый этап (2008 - 2009г.) - В ходе его реализации осуществляется анализ субъектного опыта и выявление конкретных затруднений в деятельности педагога, завуча, директора; выявление образовательных потребностей педагогического коллектива в реализации ОЭР.
  1. Отбор, систематизация, анализ теоретических научных источников, психологической литературы; создание информационного банка данных теоретических и практических наработок по данной проблеме.


  2. Отбор, разработка диагностического инструментария, проведение первичных срезов по информативным показателям.

  3. Организация работы постоянно действующего научного семинара в целях совершенствования методики и техники ОЭР, а также для ознакомления с результатами исследований проблем развития способностей детей.

  4. Оказание помощи учителям в составлении и реализации индивидуальных программ по избранным частным аспектам проблемы.

ю

  1. Создание в школе научного общества учащихся.

  2. Корректировка учебного плана и обеспечение специализации учебных программ.

  3. Разработка и реализация программы психолого-педагогического просвещения родителей.

  4. Разработка критериев оценки и форм обобщения результатов исследования.

Формирующий этап (2009 - 2011г.) Данный этап предполагает внесение изменений в те сферы деятельности школы, которые являются предметом исследования ОЭР, конструирование педагогического процесса в соответствии с целью, гипотезой, экспериментальную проверку инноваций, накопление новых фактов, получение нового знания об исследуемом предмете.

  1. Проведение контрольных срезов посредством диагностики уровня развития сущностных качеств учащихся.

  2. Апробация педагогическим коллективом в условиях формирующего эксперимента компетентностного подхода к конструированию содержания и образовательных технологий, оптимизированных на решение задач развития способностей учащихся.

  3. Разработка индивидуальных программ (маршрутов, траекторий) освоение учащимися отдельных тем, учебных курсов или комплекса дисциплин.

  4. Мобилизация потенциала внеклассной и внешкольной работы, учреждений дополнительного образования в развитии разносторонних склонностей и способностей учащихся.
  5. Дифференцированная работа с учителями по реализации индивидуальных программ ОЭР. Изучение причин затруднений учителей в работе по развитию способностей детей.


  6. Проведение теоретических и инструктивно-методических семинаров с целью психолого-педагогического сопровождения экспериментальной работы.

  1. Работа семинара родителей учащихся.

  2. Обобщение промежуточных результатов ОЭР на педагогическом совете.

Заключительный этап (2011 - 2013г.) Важнейшее содержание этого этапа -анализ результатов экспериментальной работы, обобщение полученных данных, формулирование выводов.

  1. Проведение контрольного исследования.

  1. Оценка продуктивности различных подходов, оптимизированных на решении задач развития способностей субъектов образовательного процесса.




  1. Изучение уровня профессионализма деятельности педагогов в области ОЭР.

  2. Разработка концепции и системы практических рекомендаций, касающихся особенности деятельности педагогов по развитию способностей детей.

  3. Подведение результатов ОЭР по проблеме на итоговой научно-практической конференции, издание ее материалов.

V. Состав участников ОЭР, распределение функциональных обязанностей между руководителями ОЭР

В опытно-экспериментальной работе участвует весь педагогический коллектив под руководством администрации.


Директор школы определяет перспективы развития школы, представляет интересы в государственных и общественных организациях. Создает условия для высокопроизводительной работы персонала школы, творческого роста и повышения профессионального мастерства педагогов, осуществляет подбор и расстановку кадров на конкурсно - контрактной основе.

Заместитель директора по ОЭР ведет работу по совершенствованию содержания образования, руководит разработкой и внедрением разноуровневых программ, оптимальных форм организации учебного процесса, организует работу творческих групп педагогов, контролирует разработку и реализацию педагогами индивидуальных программ ОЭР. Организует методическую работу в школе, принимает участие в подготовке и проведении аттестации работников школы.



Заместитель по УР организует текущее планирование деятельности школы. Координирует работу по выполнению учебных планов и программ, а также разработку учебно-методической документации. Осуществляет контроль за качеством УВП и объективностью оценки результатов образовательной подготовки учащихся, работой кружков, факультативов, курсов по выбору.


Заместитель директора по воспитательной работе создает педагогически обоснованную и социально значимую систему внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Оказывает методическую и организационную помощь педагогам и ученическому активу. Устанавливает связи школы с учреждениями, творческими союзами для совместной деятельности, руководит работой классных руководителей.


Психологи школы проводят психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в школе при отборе, также при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе профиля обучения. Разрабатывают развивающие и коррекционные программы учебной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности учащихся. Курирует профориентационную работу, способствующую осознанному выбору учащихся профессии. Формирует психологическую культуру педагогического и ученического коллективов.

12

ультирует членов педагогич^^. _

осам практического применения психологических знании.

VI. Прогноз позитивных результатов ОЭР


  1. В результате ОЭР будут определены пакеты диагностических материалов отслеживания конечных результатов и методик по развитию способностей по данию целостного педагогического процесса в условиях здоровьесбережения.

  2. В результате ОЭР "будет создана возможность успешной социализации 1ышшства учащихся, формирование активной жизненной позиции.

3. В школе будут созданы реальные условия для развития интересов,

гонностей, способностей учащихся. Выпускники будут владеть

ммуникативной, психологической, информационной валеологической
амотностью с целью осознанного осуществления выбора жизненного пути,
аксимально реализуя собственные потребности и задатки. В центре внимания
/дет развитие таких личностных качеств, которыми должен обладать успешный
еловек.


  1. Повысится профессионализм деятельности учителей, исследовательская :ультура, расширится их методический арсенал, будут созданы авторские лодифицированные программы учебных дисциплин, курсов по выбору, спецкурсов фужков.

  2. Будут удовлетворены запросы родителей посредством предоставления широкого спектра образовательных услуг для реализации способностей учащихся.

  3. Повысится ответственность за принимаемые решения, сформируются умения в прогнозе результатов, умения выбора оптимальных действий. Появится тип учителя новой формации - педагог-акмеолог, способный определить перспективы своего саморазвития, конструктивно разрешать конфликты, эффективно сотрудничать в команде, проявлять толерантность в обшении.

VII. Возможные негативные последствия ОЭР

  • перегрузка учителя может повлечь за собой синдром профессионального выгорания;

  • неустойчивая мотивация к исследовательской деятельности;

  • адекватно не смогут оценить и проанализировать собственный педагогический опыт;

  • равнодушие родителей по отношению к проблемам обучения и воспитания свс детей;

  • не способность учащихся к рефлексии и реальной оценке собственных способностей;

Возможные негативные последствия ОЭР диктуют необходимость предусмотр комплекс профилактических мер:
  • мониторинг самочувствия субъектов образовательного процесса и уровня удовлетворенности образовательным процессом;


  • нормализация учебной нагрузки;

  • оптимизация режима труда и отдыха;

  • использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

VIII. Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: 1996г 2.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. -М: Педагогика, 1989, -560с З.Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии, -М.: Педагогика, 1989, -

192с.

4.Волков И.П. Цель одна - дорог много. Проектирование процесса обучения. -М.:

Просвещение, 1990г. 5.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960г. -500с. б.Гузик Н.П. Учить учиться. -М.: 1981г.

7.Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. -М.: Просвещение, 1991г.

8.Директор школы №6 -2004, «Аспекты компетентности».с 40

9.А.А. Жайтапова, З.А. Исаева, В.Т. Тихомирова Модели обучения для

профессионального роста. Рабочая книга для системы повышения квалификации

учителей общеобразовательной школы. - Алматы, РИПКСО, 2004.- 60с.

10.А.А. Жайтапова Научно-методическое обеспечение профессионального роста

учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат. -

Алматы: РИПКСО, 2004.- 236с

1 ЬЗанков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование). -М: Педагогика, 1975г, -440с.

12.3акон Республики Казахстан «Об образовании» с комментариями, -Алматы. -Издательский дом. «Дастан», 2000, -336с.

13.3ак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. -М: Знание, «Педагогика и психология», 1982г.

14.3инченко В.Р., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994.

15.Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990г.

16.3.А. Исаева, В.Т. Тихомирова Обучение для организационного и личностного роста: Учебное пособие для магистратуры и системы повышения квалификации преподавателей высшей школы.- Алматы: Казак университеты, 2003.- 172с. П.Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. -М., 1977


18.Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения. // Советская педагогика, 1984г, №4, с. 117-122.

19.Караев Ж.А. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях применения компьютерной технологии обучения. // Автореферат докт. диссерт., Алматы, 1994г.

20.Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Педагогика, 1980, -96с.


  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981 г, -186с.

  2. Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения. // Сов.пед., 1990г,№7, с. 17-23.

23.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений.- 2-ое изд., стер.- М.: издательский центр «Академия», 2004.- 256с 24.Маралов В.Г., Ситаров В.А. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности.- М., 1987..

Национальная система образования: общая характеристика, структура.- Алматы: РОНД, 2003.- 144с.

25.Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. -СПб., 2000.

26.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики.- М, 2002.

27.Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. -М.: Педагогика, 1989,-220с.

28.Поташник М.М. Ямбург Е.А. и др. Управление качеством образования, -М.:, Педагогические общество России, 2000г, -448с.

29.Панасюк В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса, Автореферат на соискание уч. степ. докт. дисс, Спб., 1998г, -35с

ЗО.Педагогический поиск/Сост. И.Н. Баженова. -М., 1990.

31.Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у

старшеклассников. - М., 1989.

32.Прихожан A.M. Психологический справочник для неудачника, или Как обрести уверенность в себе.- М., 1994


ЗЗ.Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: Автореф. докт. дис- М., 1999.

34.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. -Т.2. -М.: 1989г.

35.Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг. Обучение. Здоровье. -М.: Просвещение,

1989г, -283с.

36.Смирнов С.А., Педагогика, педагогические теории, системы, технологии; М.: Академия 2003г -512с.

37.Скаткин М.Н., Краевский В.В. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования: -М.: Педагогика, 1978г, -208с.

38.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998г, -256с

39.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд. МГУ, 1975г. -150с.

40.Философский энциклопедический словарь, М.: 1983,-130 с. 41.Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.-М., 1995 42.Штайнер Рудольф. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения, Ереван, «Ной», 1993.

43.Шамова Т.И„ Давыденко Т.М., Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001г. -384с.