girniy.ru
|
|
1 ... 13 14 15 16
Практическая работа №2
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»
Цель работы: закрепление знаний по теме «Неметаллы», закрепление умений практически осуществлять последовательные превращения веществ.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, сульфата аммония, сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, фосфата натрия, нитрата серебра, лакмуса, фенолфталеина.
Ход работы:
Первый вариант выполняет из каждой задачи пример а, второй – пример б.
Задача 1. Используя имеющиеся реактивы, практически осуществить превращения веществ по следующей схеме:
а) CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2
б) CaO → Ca(OH)2 → CaCO3
Задача 2. В трех пробирках находятся растворы
а) карбонат натрия, силикат натрия, хлорид натрия;
б) сульфат натрия, фосфат натрия, хлорид аммония;
Используя необходимые реактивы, распознайте каждый из растворов.
Задача 3.а) Проведите качественную реакцию на фосфат-ион.
б) Проведите качественную реакцию на сульфат-ион.
Задача 4. Используя необходимые реактивы, осуществите реакции по схемам:
а) Ca2+ + CO32- = CaCO3↓
б) 2H+ + SiO32- = H2SiO3↓
Образец выполнения работы
1 вариант
Порядок выполнения работы
|
Химизм процесса
|
-
в пробирку с сульфатом меди приливаем раствор гидроксида натрия, выпадает осадок синего цвета
в пробирку с выпавшим осадком приливаем соляную кислоту, осадок растворяется
|
CuSO4+2NaOH= Cu(OH)2↓+Na2SO4
Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓
Cu(OH)2↓ + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Cu(OH)2↓ + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
|
Во все пробирки приливаем раствор серной кислоты.
В пробирке с карбонатом натрия наблюдаем выделение пузырьков газа.
В пробирке с силикатом натрия образуется студенистый осадок.
В третьей пробирке будет хлорид натрия.
|
Na2CO3 +2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑
2H+ + CO32- = H2O + CO2↑
Na2SiO3 +H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3↓
2H+ + SiO32- = H2SiO3↓
|
В пробирку с раствором фосфата натрия приливаем раствор нитрата серебра. Выпадает осадок желтого цвета
|
Na3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4↓ + 3NaNO3
3Ag+ + PO43- = Ag3PO4↓
качественной реакцией на фосфат-ион является ион-серебра
|
В пробирку с известковой водой приливаем раствор карбоната натрия. Выпадает осадок белого цвета.
|
Na2CO3 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + 2NaOH
Ca2+ + CO32- = CaCO3↓
|
2 вариант
Порядок выполнения работы
|
Химизм процесса
|
В пробирку с порошком оксида кальция приливаем воду. Порошок растворяется, фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет
В пробирку с гидрокисдом кальция продуваем углекислый газ через стеклянную трубочку. Наблюдаем образование белых хлопьев
|
CaO + H2O = Ca(OH)2
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O
Ca2+ 2OH- +CO2 = CaCO3↓ + H2O
|
В проирки приливаем раствор гидроксида натрия и определяем хлорид аммония по выделяющемуся аммиаку, который обнаруживается влажной фенофталеиновой бумажкой. Затем приливаем раствор хлорида цинка, в пробирке с фосфатом натрия выпадает осадок. Значит в оставшейся пробирке – сульфат натрия.
|
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3↑
NH4+ + OH- = H2O + NH3↑
2Na3PO4 + 3ZnCl2 = 6NaCl + Zn3(PO4)2↓
3Zn2+ + 2PO43- = Zn3(PO4)2↓
|
В пробирку с сульфатом натрия приливаем раствор хлорида бария. Выпадает осадок белого цвета
|
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4↓
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓
качественной реакцией на сульфат-ион является ион-бария
|
В пробирку с силикатом натрия приливаем раствор серной кислоты. Выпадает студенистый осадок кремниевой кислоты
|
Na2SiO3 +H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3↓
2H+ + SiO32- = H2SiO3↓
|
Вывод: Закрепили знания по теме «Неметаллы», практически осуществили предложенные схемы превращений.
Практическая работа №3
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Цель работы: закрепление знаний по теме «Металлы», закрепление умений практически осуществлять последовательные превращения веществ.
Оборудование и реактивы:
Ход работы:
Первый вариант выполняет из каждой задачи пример а, второй – пример б.
Задача 1. Определите, в какой пробирке находится раствор каждой из солей:
а) хлорида железа (III), хлорида алюминия, хлорида кальция.
б) сульфат железа (III), сульфат натрия, сульфат алюминия.
Задача 2.Используя необходимые реактивы, получите:
а) хлорид меди (II)
б) хлорид железа (III)
Задача 3. Проведите реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) CaO → Ca(OH)2 → CaCO3
б) CuCl2 → Cu(OH)2 →CuO
Образец выполнения работы
1 вариант
Порядок выполнения работы
|
Химизм процесса
|
Во все пробирки приливаем раствор щелочи. Наблюдаем выпадение разных осадков в двух пробирках, в пробирке, в которой нет изменений, будет находиться хлорид кальция.
|
FeCl3+3NaOH= Fe(OH)3↓+3NaCl
красно-бурый
AlCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Al(OH)3↓
белый студенистый
|
В пробирку поместили порошок оксида меди (II) и прилили соляную кислоту. Порошок растворяется, раствор окрашивается в голубой цвет
|
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
|
В пробирку поместили порошок оксида кальция и прилили воду. Порошок растворяется, затем приливаем раствор карбоната натрия, выпадает осадок белого цвета.
|
CaO + H2O = Ca(OH)2
Ca(OH)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaOH
|
2 вариант
Порядок выполнения работы
|
Химизм процесса
|
Во все пробирки приливаем раствор щелочи. Наблюдаем выпадение разных осадков в двух пробирках, в пробирке, в которой нет изменений, будет находиться сульфат кальция.
|
Fe2(SO4)3+6NaOH= 2Fe(OH)3↓+3Na2SO4
красно-бурый
Al2(SO4)3 + 6NaOH = 3Na2SO4 + 2Al(OH)3↓
белый студенистый
|
В пробирку поместили порошок оксида железа (III) и прилили соляную кислоту. Порошок растворяется, раствор окрашивается в кирпично-красный цвет
|
Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O
|
В пробирку с сульфатом меди приливаем раствор гидроксида натрия, выпадает осадок синего цвета, затем осадок нагреваем, он чернеет
|
CuSO4+2NaOH= Cu(OH)2↓+Na2SO4
Cu(OH)2=CuO+H2O
|
Вывод: Закрепили знания по теме «Металлы», практически осуществили предложенные схемы превращений.
ЛИТЕРАТУРА
Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.-25-е изд., исправленное/Под ред. В.А.Рабиновича.-Л.:Химия, 1985.-704с.
Демидов В.А. Химия: Практикум.8-11 кл.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.– 104с.
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.-512с.
Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. Изд. 2-е, переработ. –М., «Просвещение»,1970. – 336с.
Химия:Учеб.для 8 кл.общеобразоват.шк./Н.Н.Нурахметов, К.А.Сарманова, К.М.Жексембина.-2-е изд., перераб., доп.-Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008.-224с.,ил.
Химия: Учебник для 9 кл.общеобразоватюшк. – 2-е изд., перераб., доп./ Н.Н.Нурахметов, К.А.Сарманова, К.М.Джексембина, Н.А.Заграничная, А.Е.Темирбулатова.- Алматы: Изд-во «Мектеп», 2009. – 200с.,ил.
Химический эксперимент в школе/Т.С.Назарова, А.А.Грабецкий, В.Н.Лаврова.-М.:Просвещение, 1987.-240с.
-
Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малым количеством реактивов: Кн.для учителя.-М.:Просвещение, 1989.-191с.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Лабораторная работа №1 4
«Изучение физических свойств веществ» 4
Лабораторная работа №2 5
«Разделение смесей» 5
Лабораторная работа №3 6
«Изучение отношения кислот к металлам» 6
Лабораторная работа №4 7
«Реакция нейтрализации» 7
Лабораторная работа №5 8
«Типы химических реакций» 8
Лабораторная работа №6 9
«Получение Zn(OH)2 и изучение его свойств» 9
Лабораторная работа №7 10
«Взаимодействие солей с кислотами» 10
Лабораторная работа №8 10
«Распознавание неорганических веществ» 10
Лабораторная работа №9 12
«Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различными видами химической связи» 12
Практическая работа №1 13
«Правила техники безопасности при проведении химического эксперимента» 13
Практическая работа №2 14
«Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 14
Практическая работа №3 15
«Очистка загрязненной поваренной соли» 15
Практическая работа №4 16
«Получение кислорода разложением перманганата марганца и исследование его свойств» 16
Практическая работа №5 18
«Получение водорода и изучение его свойств» 18
Практическая работа №6 20
«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества» 20
Практическая работа №7 21
Решение экспериментальных задач по теме «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» 21
Лабораторная работа №1 22
«Реакции ионного обмена между растворами электролитов» 22
Лабораторная работа №2 23
«Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и силикат -ионы» 23
Лабораторная работа №3 24
«Получение углекислого газа и его распознавание» 24
Лабораторная работа №4 25
«Взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей» 25
Лабораторная работа №5 26
«Ознакомление с образцами металлов» 26
Лабораторная работа №6 27
«Ознакомление с образцами природных соединений кальция, 27
алюминия и рудам железа» 27
Лабораторная работа №7 30
«Ознакомление с образцами алюминия и его сплавами» 30
Лабораторная работа №8 31
«Ознакомление с образцами чугуна и стали» 31
Лабораторная работа №9 32
«Изготовление моделей молекул углеводородов» 32
Лабораторная работа №10 33
«Ознакомление с нефтепродуктами» 33
Лабораторная работа №11 34
«Действие уксусной кислоты на индикаторы, взаимодействие с металлами и содой» 34
Лабораторная работа №12 35
«Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств» 35
Практическая работа №1 36
Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» 36
Практическая работа №2 37
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» 37
Практическая работа №3 39
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» 39
ЛИТЕРАТУРА 41
<< предыдущая страница
|
|