https://electroinfo.net

girniy.ru 1 ... 13 14 15 16

Практическая работа №2

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»

Цель работы: закрепление знаний по теме «Неметаллы», закрепление умений практически осуществлять последовательные превращения веществ.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, сульфата аммония, сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, фосфата натрия, нитрата серебра, лакмуса, фенолфталеина.

Ход работы:

Первый вариант выполняет из каждой задачи пример а, второй – пример б.

Задача 1. Используя имеющиеся реактивы, практически осуществить превращения веществ по следующей схеме:

а) CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2

б) CaO → Ca(OH)2 → CaCO3

Задача 2. В трех пробирках находятся растворы

а) карбонат натрия, силикат натрия, хлорид натрия;

б) сульфат натрия, фосфат натрия, хлорид аммония;

Используя необходимые реактивы, распознайте каждый из растворов.

Задача 3.а) Проведите качественную реакцию на фосфат-ион.

б) Проведите качественную реакцию на сульфат-ион.

Задача 4. Используя необходимые реактивы, осуществите реакции по схемам:

а) Ca2+ + CO32- = CaCO3

б) 2H+ + SiO32- = H2SiO3

Образец выполнения работы

1 вариант


Порядок выполнения работы

Химизм процесса
  1. в пробирку с сульфатом меди приливаем раствор гидроксида натрия, выпадает осадок синего цвета


  2. в пробирку с выпавшим осадком приливаем соляную кислоту, осадок растворяется

CuSO4+2NaOH= Cu(OH)2↓+Na2SO4

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2


Cu(OH)2↓ + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2↓ + 2H+ = Cu2+ + 2H2O


Во все пробирки приливаем раствор серной кислоты.

В пробирке с карбонатом натрия наблюдаем выделение пузырьков газа.

В пробирке с силикатом натрия образуется студенистый осадок.

В третьей пробирке будет хлорид натрия.


Na2CO3 +2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2

2H+ + CO32- = H2O + CO2


Na2SiO3 +H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3

2H+ + SiO32- = H2SiO3



В пробирку с раствором фосфата натрия приливаем раствор нитрата серебра. Выпадает осадок желтого цвета

Na3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4↓ + 3NaNO3

3Ag+ + PO43- = Ag3PO4

качественной реакцией на фосфат-ион является ион-серебра

В пробирку с известковой водой приливаем раствор карбоната натрия. Выпадает осадок белого цвета.

Na2CO3 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + 2NaOH


Ca2+ + CO32- = CaCO3



2 вариант

Порядок выполнения работы

Химизм процесса

  1. В пробирку с порошком оксида кальция приливаем воду. Порошок растворяется, фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет

  2. В пробирку с гидрокисдом кальция продуваем углекислый газ через стеклянную трубочку. Наблюдаем образование белых хлопьев

CaO + H2O = Ca(OH)2


Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O

Ca2+ 2OH- +CO2 = CaCO3↓ + H2O


В проирки приливаем раствор гидроксида натрия и определяем хлорид аммония по выделяющемуся аммиаку, который обнаруживается влажной фенофталеиновой бумажкой. Затем приливаем раствор хлорида цинка, в пробирке с фосфатом натрия выпадает осадок. Значит в оставшейся пробирке – сульфат натрия.

NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3

NH4+ + OH- = H2O + NH3


2Na3PO4 + 3ZnCl2 = 6NaCl + Zn3(PO4)2

3Zn2+ + 2PO43- = Zn3(PO4)2


В пробирку с сульфатом натрия приливаем раствор хлорида бария. Выпадает осадок белого цвета

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4


Ba2+ + SO42- = BaSO4

качественной реакцией на сульфат-ион является ион-бария


В пробирку с силикатом натрия приливаем раствор серной кислоты. Выпадает студенистый осадок кремниевой кислоты

Na2SiO3 +H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3

2H+ + SiO32- = H2SiO3



Вывод: Закрепили знания по теме «Неметаллы», практически осуществили предложенные схемы превращений.

Практическая работа №3

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»


Цель работы: закрепление знаний по теме «Металлы», закрепление умений практически осуществлять последовательные превращения веществ.

Оборудование и реактивы:

Ход работы:

Первый вариант выполняет из каждой задачи пример а, второй – пример б.

Задача 1. Определите, в какой пробирке находится раствор каждой из солей:

а) хлорида железа (III), хлорида алюминия, хлорида кальция.

б) сульфат железа (III), сульфат натрия, сульфат алюминия.

Задача 2.Используя необходимые реактивы, получите:

а) хлорид меди (II)

б) хлорид железа (III)

Задача 3. Проведите реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а) CaO → Ca(OH)2 → CaCO3

б) CuCl2 → Cu(OH)2 →CuO


Образец выполнения работы

1 вариант

Порядок выполнения работы


Химизм процесса

Во все пробирки приливаем раствор щелочи. Наблюдаем выпадение разных осадков в двух пробирках, в пробирке, в которой нет изменений, будет находиться хлорид кальция.

FeCl3+3NaOH= Fe(OH)3↓+3NaCl

красно-бурый

AlCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Al(OH)3

белый студенистый

В пробирку поместили порошок оксида меди (II) и прилили соляную кислоту. Порошок растворяется, раствор окрашивается в голубой цвет

CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

В пробирку поместили порошок оксида кальция и прилили воду. Порошок растворяется, затем приливаем раствор карбоната натрия, выпадает осадок белого цвета.

CaO + H2O = Ca(OH)2

Ca(OH)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaOH

2 вариант

Порядок выполнения работы

Химизм процесса

Во все пробирки приливаем раствор щелочи. Наблюдаем выпадение разных осадков в двух пробирках, в пробирке, в которой нет изменений, будет находиться сульфат кальция.

Fe2(SO4)3+6NaOH= 2Fe(OH)3↓+3Na2SO4

красно-бурый

Al2(SO4)3 + 6NaOH = 3Na2SO4 + 2Al(OH)3


белый студенистый


В пробирку поместили порошок оксида железа (III) и прилили соляную кислоту. Порошок растворяется, раствор окрашивается в кирпично-красный цвет

Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O

В пробирку с сульфатом меди приливаем раствор гидроксида натрия, выпадает осадок синего цвета, затем осадок нагреваем, он чернеет

CuSO4+2NaOH= Cu(OH)2↓+Na2SO4


Cu(OH)2=CuO+H2O


Вывод: Закрепили знания по теме «Металлы», практически осуществили предложенные схемы превращений.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.-25-е изд., исправленное/Под ред. В.А.Рабиновича.-Л.:Химия, 1985.-704с.

  2. Демидов В.А. Химия: Практикум.8-11 кл.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.– 104с.

  3. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.-512с.

  4. Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. Изд. 2-е, переработ. –М., «Просвещение»,1970. – 336с.

  5. Химия:Учеб.для 8 кл.общеобразоват.шк./Н.Н.Нурахметов, К.А.Сарманова, К.М.Жексембина.-2-е изд., перераб., доп.-Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008.-224с.,ил.

  6. Химия: Учебник для 9 кл.общеобразоватюшк. – 2-е изд., перераб., доп./ Н.Н.Нурахметов, К.А.Сарманова, К.М.Джексембина, Н.А.Заграничная, А.Е.Темирбулатова.- Алматы: Изд-во «Мектеп», 2009. – 200с.,ил.

  7. Химический эксперимент в школе/Т.С.Назарова, А.А.Грабецкий, В.Н.Лаврова.-М.:Просвещение, 1987.-240с.
  8. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малым количеством реактивов: Кн.для учителя.-М.:Просвещение, 1989.-191с.




СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 3

Лабораторная работа №1 4

«Изучение физических свойств веществ» 4

Лабораторная работа №2 5

«Разделение смесей» 5

Лабораторная работа №3 6

«Изучение отношения кислот к металлам» 6

Лабораторная работа №4 7

«Реакция нейтрализации» 7

Лабораторная работа №5 8

«Типы химических реакций» 8

Лабораторная работа №6 9

«Получение Zn(OH)2 и изучение его свойств» 9

Лабораторная работа №7 10

«Взаимодействие солей с кислотами» 10

Лабораторная работа №8 10

«Распознавание неорганических веществ» 10

Лабораторная работа №9 12

«Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различными видами химической связи» 12

Практическая работа №1 13

«Правила техники безопасности при проведении химического эксперимента» 13

Практическая работа №2 14

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 14

Практическая работа №3 15

«Очистка загрязненной поваренной соли» 15

Практическая работа №4 16

«Получение кислорода разложением перманганата марганца и исследование его свойств» 16

Практическая работа №5 18

«Получение водорода и изучение его свойств» 18

Практическая работа №6 20

«Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества» 20

Практическая работа №7 21

Решение экспериментальных задач по теме «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» 21


Лабораторная работа №1 22

«Реакции ионного обмена между растворами электролитов» 22

Лабораторная работа №2 23

«Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и силикат -ионы» 23

Лабораторная работа №3 24

«Получение углекислого газа и его распознавание» 24

Лабораторная работа №4 25

«Взаимодействие гидроксида алюминия с растворами кислот и щелочей» 25

Лабораторная работа №5 26

«Ознакомление с образцами металлов» 26

Лабораторная работа №6 27

«Ознакомление с образцами природных соединений кальция, 27

алюминия и рудам железа» 27

Лабораторная работа №7 30

«Ознакомление с образцами алюминия и его сплавами» 30

Лабораторная работа №8 31

«Ознакомление с образцами чугуна и стали» 31

Лабораторная работа №9 32

«Изготовление моделей молекул углеводородов» 32

Лабораторная работа №10 33

«Ознакомление с нефтепродуктами» 33

Лабораторная работа №11 34

«Действие уксусной кислоты на индикаторы, взаимодействие с металлами и содой» 34

Лабораторная работа №12 35

«Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств» 35

Практическая работа №1 36

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» 36

Практическая работа №2 37

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» 37

Практическая работа №3 39

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» 39

ЛИТЕРАТУРА 41






<< предыдущая страница