girniy.ru 1

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2011 года № 575

Об утверждении Правил базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности

 

В соответствии с подпунктом 10) статьи 3 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан

 

К. Масимов

 

Утверждены

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от 25 мая 2011 года № 575

 

 

Правила

базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности


 

1. Общие положения

 

1. Настоящие Правила базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке» и определяют порядок базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств государственного бюджета.

2. Финансирование субъектов научной и (или) научно-технической деятельности может осуществляться одновременно по различным формам финансирования с заключением отдельного договора по каждой форме.

3. Договор на реализацию научных, научно-технических проектов или программ заключается уполномоченным органом или отраслевым уполномоченным органом с субъектом научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с Типовым договором на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и научно-технических работ согласно приложению к настоящим Правилам, выполняемых в рамках финансирования из средств государственного бюджета, на весь срок его реализации, но не более чем на три года.

 

 

2. Порядок базового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности

 

4. Базовое финансирование выделяется государственным научным организациям и научным организациям, приравненным к государственным, государственным высшим учебным заведениям, высшим учебным заведениям, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, а также высшим учебным заведениям, в которых пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, аккредитованным в уполномоченном органе и выполняющим государственное задание и государственный заказ на проведение научных исследований по приоритетным для них направлениям (далее - Субъекты), определенным отраслевым уполномоченным органом.


5. Перечень субъектов базового финансирования утверждается Правительством Республики Казахстан.

6. Базовое финансирование включает расходы по нормам базового финансирования на текущее обеспечение научной инфраструктуры и имущества, в том числе зданий, оборудования и материалов, оплату труда административного и обслуживающего персонала, а также информационное сопровождение научно-технической деятельности субъектов базового финансирования.

7. Субъекты базового финансирования, которые не получают государственное задание и (или) государственный заказ на проведение научных исследований по приоритетным для них направлениям, определенным уполномоченным органом или отраслевым уполномоченным органом в течение последних двух лет, подлежат исключению из перечня субъектов базового финансирования.

8. Субъекты базового финансирования ежегодно не позднее 1 февраля года, предшествующего планируемому, представляют в отраслевой уполномоченный орган бюджетную заявку на базовое финансирование, согласно утвержденным нормам базового финансирования.

9. Нормы базового финансирования разрабатываются уполномоченным органом и утверждаются Правительством Республики Казахстан.

10. Отраслевые уполномоченные органы вносят сводные бюджетные заявки по базовому финансированию в уполномоченный орган.

11. Уполномоченный орган вносит единую бюджетную заявку по базовому финансированию на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии в порядке, установленном бюджетным законодательством.

12. Финансирование субъектов базового финансирования осуществляется уполномоченным органом, отраслевыми уполномоченными органами в рамках утвержденного бюджета на соответствующий финансовый год по распределяемой бюджетной программе.


13. Отчет об использовании средств базового финансирования представляется субъектами базового финансирования в уполномоченный орган или в отраслевой уполномоченный орган в срок до 31 декабря отчетного года.

Отраслевыми уполномоченными органами сводный отчет об использовании средств базового финансирования представляется в уполномоченный орган в срок до 15 января следующего за отчетным.

14. За достоверность документов и информационных данных, подтверждающих обоснованность включения в перечень субъектов базового финансирования и объемов базового финансирования, несут ответственность уполномоченный орган и отраслевые уполномоченные органы.

 

 

3. Порядок грантового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности

 

15. Грантовое финансирование выделяется на проведение научных исследований, в целях повышения уровня научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала и конкурентоспособности научных организаций и их коллективов, а также ученых.

16. Грантовое финансирование предоставляется безвозмездно и безвозвратно из средств государственного бюджета для реализации фундаментальных и прикладных научных исследований.

17. Отраслевые уполномоченные органы предложения о направлениях и объемах грантового финансирования в соответствии с приоритетными направлениями развития науки Республики Казахстан, утвержденными Высшей научно-технической комиссией (далее - ВНТК), направляют в уполномоченный орган в срок до 1 февраля года предшествующего планируемому.

18. Уполномоченный орган направляет предложения отраслевых уполномоченных органов в Национальный центр государственной научно-технической экспертизы (далее - Центр экспертизы) в течение трех рабочих дней со дня окончания срока представления предложений отраслевыми уполномоченными органами.


19. Центр экспертизы представляет предложения о направлениях и объемах грантового финансирования на рассмотрение Национальным научным советам (далее - ННС) для получения их рекомендаций, которые выносятся ими в течение пяти рабочих дней со дня получения.

20. Уполномоченный орган до 15 апреля года, предшествующего планируемому, направляет представленные Центром экспертизы рекомендации ННС на рассмотрение Высшей научно-технической комиссии при Правительстве Республики Казахстан.

21. ВНТК утверждает основные направления и объемы грантового финансирования, которые уполномоченным органом и отраслевыми уполномоченными органами выносятся на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии в установленном порядке.

22. Грантовое финансирование осуществляется на конкурсной основе в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете.

23. В конкурсе на грантовое финансирование вправе принимать участие аккредитованные в уполномоченном органе субъекты научной и (или) научно-технической деятельности, а также автономные организации образования и их организации на равных условиях.

24. Для проведения конкурса на грантовое финансирование отраслевой уполномоченный орган разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

25. Конкурсная документация должна содержать следующие сведения:

1) наименование отраслевого уполномоченного органа;

2) наименование тем научных исследований, являющихся предметом конкурса;

3) язык, на котором представляется заявка;

4) требования к форме заявки на конкурс;


5) типовой календарный план;

6) квалификационные требования к потенциальным исполнителям.

26. Конкурс на грантовое финансирование объявляется уполномоченным органом или отраслевым уполномоченным органом через периодические печатные издания и подлежит размещению на интернет-ресурсах уполномоченного органа или отраслевого уполномоченного органа, объявившего конкурс.

27. Объявление о конкурсе на грантовое финансирование должно содержать следующую информацию:

1) наименование государственного органа, объявившего конкурс;

2) направления и объемы грантового финансирования;

3) данные об ответственном лице уполномоченного органа либо отраслевого уполномоченного органа, объявившего конкурс, которое осуществляет разъяснение конкурсной документации и консультацию по вопросам подготовки заявки;

4) окончательные сроки представления заявок, но не ранее тридцати календарных дней со дня выхода объявления о конкурсе.

28. Конкурс на грантовое финансирование проводится уполномоченным органом либо отраслевым уполномоченным органом, объявившим конкурс в соответствии с настоящими Правилами и утвержденной конкурсной документацией.

29. Заявки на участие в грантовом финансировании по научным и (или) научно-техническим и инновационным проектам и программам подаются субъектами научной и научно-технической деятельности в двух экземплярах (далее - Заявки).

30. Заявка на грантовое финансирование должна содержать информацию о сроке реализации проекта или программы, но не более трех лет.


31. Заявки не соответствующие конкурсной документации подлежат отклонению.

32. Уполномоченный орган либо отраслевой уполномоченный орган, объявивший конкурс, направляет заявки, соответствующие конкурсной документации, в Центр экспертизы в течение десяти дней со дня окончания приема заявок на конкурс.

33. Центр экспертизы организует проведение государственной научно-технической экспертизы (далее - ГНТЭ) заявок на грантовое финансирование и не позднее тридцати календарных дней со дня получения заявок от уполномоченного либо отраслевого уполномоченного органа представляет на рассмотрение в соответствующие ННС заявки и результаты ГНТЭ.

34. Заявки и результаты ГНТЭ рассматриваются ННС в течение пяти календарных дней со дня их представления Центром экспертизы.

35. Решения о грантовом финансировании выносятся национальным научным советом и утверждаются уполномоченным органом, объявившим конкурс.

36. Результаты конкурса на грантовое финансирование подлежат опубликованию в периодических печатных изданиях и размещению на интернет-ресурсах уполномоченного органа или отраслевого уполномоченного органа, объявившего конкурс.

37. Грантовое финансирование осуществляется уполномоченным органом либо отраслевым уполномоченным органом, либо лицом (органом), уполномоченным Правительством Республики Казахстан на осуществление финансирования научной, научно-технической деятельности на основании заключенного договора с победителем конкурса на грантовое финансирование.

38. Решение о прекращении грантового финансирования может быть принято ННС на основании заключения ГНТЭ.

39. Победители конкурса грантового финансирования представляют в установленные договором сроки промежуточный отчет, а также отчет по завершению реализации проекта, включая финансовый отчет использования грантового финансирования в уполномоченный орган либо в отраслевой уполномоченный орган.


 

 

4. Порядок программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности

 

40. Программно-целевое финансирование направлено для решения стратегически важных государственных задач и осуществляется на конкурсной основе или по решению Правительства Республики Казахстан вне конкурсных процедур.

41. ВНТК на основании представленных уполномоченным органом решений ННС определяет приоритетные направления программно-целевого финансирования, а также целевые научные, научно-технические программы, подлежащие финансированию.

42. Основанием программно-целевого финансирования научных исследований являются стратегические планы социально-экономического развития, программы индустриально-инновационного развития страны и другие программы, направленные на реализацию стратегически важных государственных задач.

43. Решение о финансировании целевых научных, научно-технических программ вне конкурсных процедур принимается Правительством Республики Казахстан на основании рекомендации ВНТК.

44. Решение о программно-целевом финансировании (прекращении финансирования) научных исследований за счет государственного бюджета принимается ННС по:

1) проектам и программам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

2) другим программам в части научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

3) проектам межгосударственных научно-технических программ, реализуемых с участием научных организаций и предприятий Республики Казахстан;


4) инновационным проектам.

45. В конкурсе на программно-целевое финансирование вправе принимать участие аккредитованные субъекты научной и (или) научно-технической деятельности, а также автономные организации образования и их организации, в том числе в качестве соисполнителей.

46. Программно-целевое финансирование научных исследований осуществляемых продолжительностью свыше трех лет является долгосрочным, продолжительностью до трех лет - среднесрочным.

47. Конкурсная документация на программно-целевое финансирование утверждается уполномоченным органом либо отраслевым уполномоченным органом.

48. Конкурсная документация должна содержать следующие сведения:

1) наименование отраслевого уполномоченного органа;

2) наименование тем научных исследований, являющихся предметом конкурса;

3) язык, на котором представляется заявка;

4) требования к форме заявки на конкурс;

5) типовой календарный план;

6) квалификационные требования к потенциальным исполнителям.

49. Конкурс на программно-целевое финансирование объявляется уполномоченным органом или отраслевым уполномоченным органом в периодических печатных изданиях и подлежит размещению на интернет-ресурсах уполномоченного или отраслевого уполномоченного органа, объявившего конкурс.

50. Объявление о конкурсе на программно-целевое финансирование должно содержать следующую информацию:


1) наименование государственного органа, проводящего конкурс;

2) наименования направлений научных, научно-технических программ;

3) данные об ответственном лице государственного органа, объявившего конкурс, которое осуществляет разъяснение конкурсной документации и консультацию по вопросам подготовки заявки;

4) окончательные сроки представления заявок, но не ранее тридцати календарных дней со дня выхода объявления.

51. Заявки на реализацию научных, научно-технических программ в рамках программно-целевого финансирования подаются субъектами научной, научно-технической деятельности, а также автономными организациями образования и их организацией, с указанием соисполнителей в уполномоченный орган или отраслевой уполномоченный орган в двух экземплярах.

52. Уполномоченным органом или отраслевым уполномоченным органом формируются проекты научных, научно-технических программ на основании поступивших заявок на участие в конкурсе программно-целевого финансирования и направляются в Центр экспертизы в срок до 15 марта года предшествующего планируемому.

Центр экспертизы обеспечивает проведение государственной научно-технической экспертизы заявок на программно-целевое финансирование и не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня получения заявок от уполномоченного либо отраслевого уполномоченного органа представляет на рассмотрение в соответствующие ННС заявки и результаты ГНТЭ.

53. Заявки и результаты ГНТЭ рассматриваются ННС в течение пяти календарных дней со дня их представления Центром экспертизы.

54. Центр экспертизы решения ННС, основанные на результатах ГНТЭ направляет в уполномоченный орган в области науки, а в случае необходимости доработки представленных проектов программ направляет в уполномоченный орган либо в отраслевой уполномоченный орган.


55. Отраслевые уполномоченные органы в течение десяти рабочих дней устраняют выявленные недостатки и повторно представляют окончательный проект программ в Центр экспертизы.

56. Уполномоченный орган или отраслевой уполномоченный орган, объявивший конкурс на программно-целевое финансирование, направляет на рассмотрение ВНТК заявки на реализацию научных, научно-технических программ вместе с решениями ННС включающих объемы финансирования, исполнителей (соисполнителей).

57. Одобренные ВНТК проекты программ направляются в установленном порядке на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии.

58. Результаты конкурса программно-целевого финансирования подлежат опубликованию в периодических печатных изданиях и размещаются на интернет-ресурсах уполномоченного органа или отраслевого уполномоченного органа, объявившего конкурс.

59. По результатам конкурса уполномоченным органом или отраслевым уполномоченным органом может быть определена головная организация по научной, научно-технической программе, осуществляющая сопровождение реализации научной, научно-технической программы фундаментальных и прикладных исследований и координацию деятельности организаций-исполнителей в рамках выполняемой программы и несет ответственность за ее реализацию.

60. Программно-целевое финансирование осуществляется уполномоченным органом либо отраслевым уполномоченным органом, либо лицом (органом), уполномоченным Правительством Республики Казахстан на осуществление финансирования научной, научно-технической деятельности на основании заключенного договора с победителем конкурса на программно-целевое финансирование.

61. Решение о прекращении программно-целевого финансирования может быть принято ННС на основании заключения ГНТЭ.


62. Победители конкурса программно-целевого финансирования представляют в установленные договором сроки промежуточный отчет, а также отчет по завершению реализации проекта, включая финансовый отчет использования программно-целевого финансирования в уполномоченный орган либо в отраслевой уполномоченный орган.

 

Приложение

к Правилам базового, грантового,

программно-целевого финансирования

научной и (или) научно-технической

деятельности

 

 

Типовой договор

на выполнение научно-исследовательских работ

 

№ ____

от «_____» _________ 2011 г.

 

г. Астана

 

___________________________________________, именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице ______________________________, действующего на основании Положения (Устава) ____________________, с одной стороны, и ________________________________________, именуемый в дальнейшем Исполнитель, в лице директора _______________, действующего на основании Устава, с другой стороны, на основании Протокола итогов конкурса № от ___________, Решения ВНТК (нужное подчеркнуть) № ___ от «___» _________ заключили настоящий договор о нижеследующем:

 

 

1. Предмет договора

 

1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя научно-исследовательские работы, выполняемые в рамках государственного заказа по бюджетной программе ________________________________.


По программе:

Направление:

По теме:

2. Содержание и сроки выполнения основных этапов определяются календарным планом.

3. Перечисленные ниже документы и условия, оговоренные в них, образуют данный Договор и являются его неотъемлемой частью:

1) Настоящий Договор;

2) Календарный план работ;

3) Техническая спецификация.

 

 

2. Характеристика научно-технической продукции по квалификационным признакам

и экономические показатели

 

1. Направление работы:

2. Область применения:

3. Конечный конкретный результат:

4. Патентоспособность:

5. Научно-технический уровень (новизна):

6. Использование научно-технической продукции осуществляется Заказчиком или Исполнителем:

7. Вид использования научно-технической продукции:

 

 

3. Общая сумма договора и условия оплаты

 

1. Общая сумма договора составляет ___________ (прописью) тенге, включая стоимость всех затрат, связанных с выполнением услуг, с учетом всех налогов и других обязательных платежей в бюджет.


2. Работы Исполнителя оплачиваются Заказчиком в следующем порядке: Заказчик осуществляет предоплату 30% от суммы договора, в течение 5 (пяти) банковских дней с момента регистрации настоящего договора в органах Казначейства.

Дальнейшая оплата Заказчиком осуществляется после представления Исполнителем акта выполненных работ (услуг) и последующего подписания Сторонами указанных актов в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.

Окончательная оплата по договору производится после получения заключения Государственной научно-технической экспертизы по предоставленным отчетам.

3. Источник финансирования: Республиканский бюджет.

4. Исполнитель и соисполнители обязаны обеспечить у себя надлежащий бухгалтерский учет и анализ фактической стоимости выполненной работы в разрезе ее этапов.

 

 

4. Порядок сдачи и приемки работ

 

1. Перечень научной, технической и другой документации, подлежащей оформлению и сдаче Исполнителем на отдельных этапах выполнения и по окончании договора, определены действующими нормативными документами в научно-технологической сфере Республики Казахстан.

2. Передача оформленной в установленном порядке документации по отдельным этапам договора осуществляется поквартальным актом выполненных работ и аннотационным отчетом Исполнителя.

3. Исполнитель обязуется представить Заказчику годовой отчет о проведенных научно-исследовательских работах по ГОСТ 7.32-2001 в 3-х экземплярах не позднее 10 декабря _____ года.


4. Исполнитель представляет Заказчику заключение Государственной научно-технической экспертизы предоставленного отчета и акт выполненных работ не позднее 15 декабря ______ года.

5. В случае досрочного выполнения работ Заказчик вправе досрочно принять и оплатить работы.

6. Если в процессе выполнения работы выясняется неизбежность получения отрицательного результата или нецелесообразность дальнейшего проведения работы, Исполнитель обязан приостановить ее, поставив в известность Заказчика в 5-дневный срок после приостановления работы.

В этом случае стороны обязаны рассмотреть вопрос о целесообразности и направлениях продолжения работы.

 

 

5. Ответственность сторон

 

1. При невыполнении обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность на условиях и в порядке, установленных действующим законодательством.

2. В случае невыполнения работ в указанные сроки Исполнитель выплачивает в доход бюджета неустойку в размере 0,03% от общей суммы договора за каждый просроченный рабочий день.

3. В случае ненадлежащего выполнения Исполнителем работ по отдельным проектам программы, Заказчик вправе прекратить их финансирование на любом этапе выполнения.

 

 

6. Прочие условия

 

1. Научно-техническая продукция, созданная в рамках настоящего договора, является государственной собственностью, в том числе имущественные права.


2. В случае внедрения и реализации Исполнителем научно-технической продукции, созданной в рамках настоящего договора, стороны определяют порядок и размеры отчислений от получаемой прибыли.

3. В случае внесения изменений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете» на текущий финансовый год в части уменьшения средств, выделяемых на выполнение государственного заказа на научные исследования, Заказчик вправе вносить соответствующие изменения в пункт 3.1, календарный план и калькуляцию.

4. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его регистрации в органах Казначейства Министерства финансов РК и действует до 31 декабря ____ года.

5. Другие условия по усмотрению сторон:

1) работа выполняется в соответствии с календарным планом.

2) научно-исследовательская работа подлежит обязательной государственной регистрации в АО «Национальный центр научно-технической информации».

3) ответственность по всем претензиям третьих сторон несет Исполнитель.

 

 

Юридические адреса сторон

 

Исполнитель:                                                          Заказчик:

Исполнители:                                                            ___________________________

 

 

от Исполнителя:                                                    от Заказчика:

____________________________

 

 

___________________                                             _________________

         (подпись)                                                                       (подпись)

 

М.П.                                                                         М.П.