girniy.ru 1


Утверждаю

Президент КазАСТ, профессор

____________ Закирьянов К.К.

«______»_____________2011 г.


Перечень элективных дисциплин докторантуры

специальности 6D010800 – Физическая культура и спорт

на 2011-2012 уч.год


Сокращенное наименование цикла дисциплин

Наименование дисциплин и их основные разделы

Объем в кредитах

БД

Базовые дисциплины




БД1

Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта

Пререквизиты. Для освоения данной дисциплины докторантам необходимо владеть знаниями, полученными в области философии, социологии, культурологии, социологии физической культуры и спорта.

К числу смежных дисциплин относятся: комплекс из цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Постреквизиты. Знания умения и навыки, полученные в данном курсе, позволят освоить природу образовательных идеалов в сфере физической культуры и спорта, условия существования активной образовательной среды. соотношение биологических, социальных, психических сторон человеческой сущности в сфере физической культуры и спорта.

Обоснование и актуальность дисциплины. Изучение дисциплины продиктовано необходимостью разносторонней подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, учитывая специфику объекта деятельности.

Цель преподавания дисциплины «Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта» – ознакомить докторантов с современными социально-гуманитарными проблемами в сфере физической культуры и спорта, а также возможными моделями их решения.


Задачи дисциплины:


  1. Дать представление о природе современных социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта,

  2. Изучить особенности формирования субъекта в сфере физической культуры и спорта.

  3. Объяснить актуальные образовательные идеалы в сфере физической культуры и спорта.

  4. Рассмотреть возможные модели решения социально-гуманитарных проблем физической культуры и спорта.

Содержание курса. Физическая культура и социальное развитие. Рождение спорта и современные социальные проблемы. Ценности в сфере физической культуры и спорта. Классификация и генезис проблем в социальной сфере физической культуры и спорта. Социальная мобильность спортсменов и специалистов по физической культуре и спорту. Достижения в спортивной карьере и переустройство жизни после завершения карьеры. Социальная среда и формирование субъекта. Гуманитарный и инструментальный подходы в физической культуре и образовании. Физическая культура и социализация. Спорт и социализация. Культура здоровья, здоровый образ и стиль жизни.

3

БД2

Научно-методическое обеспечение в спорте

Пререквизиты. Для освоения данной дисциплины докторантам необходимо владеть знаниями, полученными в области философии, социологии, психологии спорта, физиологии спорта, психодиагностики, спортмедицины, врачебного контроля, биохимии спорта, спортметрологии

К числу смежных дисциплин относятся: социальная психология спорта, психофизиология спортивной деятельности, теория спортивной тренировки, теория соревновательной деятельности, адаптация в спорте, работоспособность и восстановление в спорте.

Постреквизиты. Знания умения и навыки, полученные в данном курсе, позволят глубже осознать необходимость и целесообразность мониторинга в тренировочном процессе и соревновательной деятельности и приобрести практические навыки педагогического контроля в спорте.


Обоснование и актуальность дисциплины. Рост спортивных достижений обусловлен увеличением объема и интенсивности выполняемой нагрузки. Поэтому контроль за ней с одной стороны даст информацию о целесообразности применяемых средств и методов тренировочного процесса, а, с другой стороны, избежать проблем с перетренированностью и нарушениям деятельности адаптационных механизмов спортсменов.

Цель преподавания дисциплины. Целью преподавания учебной дисциплины является формирование научно обоснованного понимания и системного знания об основных положениях и закономерностях функционирования системы научно-методического обеспечения в спорте.

Задачи дисциплины:


  1. Изучить уровень психологических и физиологических параметров обеспечения двигательных действий спортсменов.

  2. Изучить методологические и методические аспекты общей и специальной подготовленности спортсменов

  3. Освоить методы анализа двигательных и психоэмоциональных показателей и овладеть навыками оценки состояния спортивной готовности.

  4. Осуществлять анализ технико-тактической подготовленности в условиях соревнований с использованием видеозаписи и комплекса компьютерного видеоанализа.

Содержание курса. Научно-методическое обоснование, уже имеющихся, а также внедрение и апробация новых эффективных средств и методических приёмов специальной подготовки и обучения, новых тренажёров, устройств,  нетрадиционных средств и методов контроля; сочетание общего и индивидуального подходов в проектировании, планировании и программировании процесса подготовки.

3

БД3

Научно-исследовательская деятельность специалиста физической культуры и спорта

Пререквизиты. Для освоения данной дисциплины докторантам необходимо владеть знаниями, полученными в области философии, психологии спорта, физиологии спорта, теоретических основ физической культуры, теории спорта, теории адаптации, биохимии, биомеханики, теории и методики избранного вида спорта


К числу смежных дисциплин относятся: теория и методология психолого-педагогических исследований, методы биологического исследования, теория вероятностного прогнозирования, моделирование в спорте и физической культуре.

Постреквизиты. Знания умения и навыки, полученные в данном курсе, позволят будущему специалисту выполнять научно-исследовательскую работу в соответствии с современными требованиями и достижениями науки в области физической культуры и спорта.

Обоснование и актуальность дисциплины. Прогресс спорта настолько стремителен, что подготовить спортсмена экстракласса без использования научных разработок нереально. Поэтому будущему специалисту физической культуры и спорта не обойтись без специальных научных знаний о закономерностях биопсихического развития и функционирования человеческого организма и научно-обоснованного подхода к их эффективному и рациональному использованию в процессе онтгенеза.

Цель преподавания дисциплины. Целью преподавания дисциплины является формирование научного мировоззрения и системы научных знаний у будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта

Задачи дисциплины:


  1. Выделять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;

  2. Формировать логику и методологию научных исследований в сфере физической культуры и спорта;

  3. Определять цели и задачи исследования;

  4. Применять адекватные методы и методики исследований;

  5. Обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя компьютерную технику и компьютерные программы. 

Содержание курса. Оценка физического и функционального состояния индивида, его пригодность к занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности. Определение величины нагрузок, адекватных возможностям индивида с использованием современных биологических и психологических методов диагностики и анализа. Изучение и приобретение навыков работы с компьютерной техникой и компьютерными программами для планирования учебного и тренировочного процессов, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки тренировочного процесса, решения других практических задач.


3

ПД

Профильные дисциплины




ПД1

Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов

Пререквизиты - Для освоения данной дисциплины докторантам необходимо владеть знаниями, полученными в области философии, психологии, физиологии, биохимии, биомеханики, анатомии, морфологии.

Цель – усвоение обучающимся современного понимания категории «двигательные качества» и процесса физической подготовки спортсменов.

Задачи: освоить терминологию, применяемую в физической подготовке спортсменов; познать основные принципы классификации двигательных (физических) качеств; овладеть методами формализованной дифференциации двигательных качеств; освоить методики развития скоростных способностей, гибкости, силовых качеств, координационных способностей, выносливости; ознакомиться с физиологическими механизмами развития двигательных качеств.

Содержание дисциплины – терминология и классификация двигательных способностей. Виды координационных способностей и факторы их определяющие. Выносливость и методика ее развития. Физиологические механизмы развития двигательных качеств. Формализованная дифференциация двигательных способностей.

3

ПД2

Отбор, спортивная ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов

Пререквизиты - Для освоения данной дисциплины докторантам необходимо владеть знаниями, полученными в области философии, социологии, психологии спорта, физиологии спорта, психодиагностики, спортмедицины, врачебного контроля, биохимии спорта, спортметрологии

Цель – усвоение обучающимся современного понимания спортивной ориентации, отбора в системе подготовки спортсменов.


Задачи – понять и освоить сущность и методику спортивной ориентации; освоить методику отбора в многолетней подготовке спортсменов; освоить закономерности управления тренировочным процессом; понять и освоить методику контроля в процессе управления тренировочным процессом.

Содержание курса – Спортивная ориентация. Спортивный отбор, Генетика и наследуемость спортивной работоспособности. Управление тренировочным процессом. Контроль в системе подготовки спортсменов.


6

ПД3

Подготовка тренера по научно-методическому обеспечению для сборных команд

Пререквизиты. Для освоения данной дисциплины докторантам необходимо владеть знаниями, полученными в области философии, социологии, психологии спорта, физиологии спорта, психодиагностики, спортмедицины, врачебного контроля, биохимии спорта, спортметрологии

К числу смежных дисциплин относятся: социальная психология спорта, психофизиология спортивной деятельности, теория спортивной тренировки, теория соревновательной деятельности, адаптация в спорте, работоспособность и восстановление в спорте, математико-статистический анализ.

Постреквизиты. Знания умения и навыки, полученные в данном курсе, будут способствовать расширению профессиональных компетенций тренера-преподавателя и позволят улучшить качество управления тренировочным процессом.

Обоснование и актуальность дисциплины. Рост спортивных достижений обусловлен увеличением объема и интенсивности выполняемой нагрузки. Поэтому контроль различных сторон подготовки даст информацию о целесообразности применяемых средств и методов тренировочного процесса, и возможность их своевременной коррекции в ходе спортивного сезона.

Цель преподавания дисциплины. Целью преподавания учебной дисциплины является совершенствование навыков педагогического контроля во взаимосвязи и в динамике с другими видами мониторинга тренировочно- соревновательной деятельности.


Задачи дисциплины:


  1. Научить определять качественное состояние психологических и физиологических параметров обеспечения двигательных действий спортсменов.

  2. Совершенствовать навыки контроля общей и специальной подготовленности спортсменов и уровень функционального состояния спортсменов.

  3. Научить анализировать и оценивать переносимость нагрузок циклической направленности спортсменами и психофизиологические реакции организма спортсмена на тренировочную нагрузку в различных зонах интенсивности

  4. Научить проведению анализа динамики моторно-психических и эмоционально-вегетативных показателей и овладеть навыками оценки состояния спортивной готовности на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки.

  5. Осуществлять анализ технико-тактической подготовленности в условиях соревнований с использованием видеозаписи и комплекса компьютерного видеоанализа для оценки кинематических и динамических характеристик выполнения соревновательных действий.

Содержание курса. Научно-методическое обоснование, уже имеющихся, а также внедрение и апробация новых эффективных средств и методических приёмов специальной подготовки и обучения, новых тренажёров, устройств,  нетрадиционных средств и методов контроля; сочетание общего и индивидуального подходов в планировании и программировании процесса подготовки. Дальнейшее развитие умений и навыков в проведении различных видов контроля.

3

ПД4

Многолетняя подготовка спортсменов

Пререквизиты. Для освоения данной дисциплины докторантам необходимо владеть знаниями, полученными в области философии, психологии, физиологии, биохимии, биомеханики, анатомии, морфологии.

К числу смежных дисциплин относятся: теория спортивной тренировки, управление тренировочным процессом, теория соревновательной деятельности, подготовка в профессиональном спорте.


Постреквизиты. Знания умения и навыки, полученные в данном курсе, дадут возможность глубоко освоить закономерности и технологии подготовки спортсменов в процессе многолетнего совершенствования.

Обоснование и актуальность дисциплины.

Цель преподавания дисциплины. Целью преподавания дисциплины является формирование системного научного представления об основных теоретических и методических закономерностях становления, развития и совершенствования системы многолетней подготовки спортсменов высокой квалификации.

Задачи дисциплины:


  1. Анализ и изучение основополагающих принципов макроструктурного процесса подготовки спортсменов;

  2. Сравнительный анализ современных теоретических представлений о тренировочном процессе и системе спортивной подготовки;

  3. Дать содержательную педагогическую, психологическую и медико-биологическую характеристику основных этапов спортивной деятельности в сфере супердостиженческого и профессионального спорта.

  4. Раскрыть закономерности построения подготовки в четырехлетних олимпийских циклах;

Содержание курса. Знакомство и овладение общей структурой многолетней подготовки. Особенности построения подготовки на различных этапах многолетнего совершенствования. Основные направления интенсификации многолетней подготовки. Построение спортивной подготовки в многолетнем совершенствовании. Проектирование, планирование и программирование подготовки высококвалифицированных спортсменов олимпийском цикле.

3

ПД5

Физиологические основы спортивной тренировки

Пререквизиты. Для качественного изучения данной дисциплины необходимы знания: по спортивной морфологии, спортивной биохимии, физиологическим основам физического воспитания и видов спорта, теории и методике избранного вида спорта, основам физиологического контроля и основам управления физиологическими возможностями организма, занимающихся физической культурой и спорта.


Постреквизиты. Полученные знания могут быть использованы при выполнении докторской диссертации, в процессе прохождения научно-педагогической и производственной практики по спортивной специализации и практической деятельности в качестве педагога высшей школы по физической культуре и спорту и тренера в спорте высших достижений и массовых видах спорта .

Цель преподавания дисциплины - приобрести научные компетенции по теоретическим знаниям и методологической естественно-научной основе теории спортивной тренировки и методическим практическим навыкам использования при планировании учебного и тренировочного процесса физиологических закономерностей адаптации организма к физическим средствам подготовки в физической культуре и спорте высших достижений

Теоретические основы дисциплины связаны с рассмотрением таких разделов: Основные функциональные эффекты тренировки, пороговые тренирующие нагрузки, интенсивность, длительность, частота, объем , специфичность тренировочных нагрузок и эффектов в отношении спортивной техники, ведущих физических качеств, состава активных мышечных групп, в разных условиях внешней среды, тренированность, детренированность.

Задачи изучения дисциплины

1.Ознакомить докторантов с методологией научного подхода к использованию адаптационных способностей организма в планировании тренировочного процесса на разных этапах многолетних циклов при проведении учебных и тренировочных занятий со студентами, спортсменами высокой квалификации и лицами, занимающимися ФК и С.

2. Установить теоретические и методические основы спортивной тренировки и роль индивидуальных адаптационных способностей спортсменов и занимающихся физической культурой.

3. Рассмотреть особенности физиологических тренировочных эффектов, дать им оценку и технологии их использования в тренировочном процессе.

4. Разработать пути совершенствования физиологических систем организма в процессе спортивной тренировки спортсменов высокой квалификации и занимающихся физической культурой.

Докторанты приобретут практические навыки:

- использования физиологических, морфологических и биохимических адаптационных характеристик и средств восстановления для планирования тренировочного процесса и спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации и занимающихся физической культурой.