girniy.ru 1 2 3



EuropeAid/128586/C/SER/KZ






Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан

Оценка и программный отчет по адвокатуре в Казахстане


Подготовлено:

Марком Сегалом


Фритцем Дигмайером

Дмитрием Куряченко

21 Октября 2010






Проект финансируется Европейским Союзом

Проект реализуется

ACOJURIS

Предупреждение: Заключения и утверждения, изложенные в данном документе, принадлежат Консорциуму и Экспертам, осуществляющим Проект. Они не отражают официального мнения или взглядов Европейского Союза или Делегации Европейского Союза .


ОЦЕНКА И ПРОГРАММНЫЙ ОТЧЕТ ПО АДВОКАТУРЕ В КАЗАХСТАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

I. Введение 2

II. Описание 2

III. Правовая основа 4
IV. Институциональная основа 5
V. Информационные технологии и ресурсы 6
VI. Человеческие ресурсы и профессиональная квалификация 7
VII. Первоочередные проблемы и рекомендации 8


  1. Статус и работа адвокатов и ассоциаций адвокатов 8

  2. Юридическая помощь 13

  3. Система подготовки адвокатов и профессиональные навыки 18

  4. Профессиональная этика для адвокатов 20
  5. Работа с присяжными 21


  6. Ювенальная юстиция 26


VIII. Заключение 27
I. ВВЕДЕНИЕ
Адвокаты играют ключевую роль в создании эффективной правовой системы, обеспечивая верховенство закона и защиту прав человека. Адвокаты оказывают влияния на правовое и социально-экономическое развитие через правительственные учреждения, парламенты, судебную систему, профессиональные организации, учебные заведения, и на индивидуальной основе. В дополнение к юридической практике, адвокаты служат как государственные чиновники, члены парламента, судьи, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов, государственные служащие и учителя. Без адвокатов обычные граждане будут стоять в одиночку против власти государства, без помощи и поддержки для утверждения основных прав. Ясно, что национальное развитие, экономическое процветание и социальная справедливость зависят от правильно структурированной юридической профессии, которая должна работать рационально и эффективно, с персоналом, который имеет максимально возможный уровень профессиональных навыков и стандартов.


Соответственно, Компонент II проекта ЕС "Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан", направлен на усиление адвокатской деятельности. Первым шагом является оценка юридической профессии (в частности, адвокатов), для того чтобы 1) выявить и определить приоритеты ключевых проблем для их статуса и работы, и 2) отметить инициативы и мероприятия, которые проект может предпринять для поддержки своей работы. Работа адвокатов получила значительное внимание в последние годы, и большой объем информации, в том числе статей и наглядных материалов. Таким образом, этот отчет будет начинаться с очень краткого изложения ключевых моментов в отношении правовых и институциональных рамок, регулирующих статус и деятельность адвокатов, а затем охватит наиболее важные вопросы более подробно, в контексте конкретных предложений и рекомендаций.

II. ОПИСАНИЕ

Роль, работа и статус адвокатов структурированы и под влиянием пяти основных факторов:



  1. Характер правовой системы, в том числе правовых и исторических традиций

  2. Правовая база, в том числе Конституция, кодексы, законы и иные правовые акты

  3. Институциональная основа, в том числе роли и функции основных правовых институтов

  4. Информационные технологии и информационные ресурсы

  5. Развитие человеческих ресурсов и профессиональной квалификации



Эти пять сквозных факторов, которые будут рассмотрены ниже, влияют и зависят от конкретных потребностей граждан в отношении политических, социальных, экономических и личных прав

Первый фактор отмеченный выше, характер правовой системы и нормативно-исторических традиций, является чрезвычайно важным в контексте Казахстана и его переходного процесса. При советской системе, юридической профессии в Казахстане была определена роль в поддержке политических и экономических структур, в соответствии с целями и интересами коммунистической партии. Создание независимого государства 16 декабря 1991 года поставило Казахстан на крайне другой путь, с множеством новых законов, новых институтов и новых прав, предназначенных для национального развития и интеграции в глобальную систему. Это требовало радикальной трансформации роли адвокатов, от служения авторитарному правительству к игре важной роли в демократическом государстве, основанном на верховенстве закона и правах человека. По всем стандартам, этот сложный переходный период был проведен с большим успехом и в очень короткий период времени.

В настоящее время, отчасти в силу исторических условий, юридические профессии в Казахстан встречаются не так часто (по сравнению с другими странами). Существует менее чем четыре тысячи адвокатов в коллегии адвокатов, практикующих закон, в то время как многие лицензированные адвокаты работают в компаниях или в частном секторе. Тем не менее, наблюдается существенный рост возможностей системы юридического образования в последние годы, и много молодых адвокатов доступны в профессии. Это поднимает важные вопросы, касающиеся: а) уровня их профессиональных навыков, и б) их способности получить профессиональный статус и конкурировать со старшими коллегами. Важно также, взять язык во внимание. Младшие адвокаты как правило, имеют больше знаний европейских языков. Это дает им преимущество перед старшими адвокатами, которые не всегда выигрывают в открытом соревновании.

Принято считать, что работа адвокатов (и, в частности уголовного защитника) должна быть усилена так, что их представительные институты выиграют от укрепления потенциала, и что их профессиональная квалификация может дальше расти.
Таким образом, Государственная программа по вопросам правовой политики 2010-2020 гг. (указ 858 Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года) и Рабочий План по проектам законов на 2010 - 2012 гг. Правительства Республики Казахстан оба признают необходимость укрепление адвокатской деятельности. Она включает в себя роли, работы и статус адвокатов. Адвокатура считается "ядром" правовой поддержки для граждан и защитой их прав. Соответственно, определены следующие приоритеты.


  • Улучшение технического качества адвокатов и навыков юристов

  • Изменение повышенного статуса судебного преследования, а также укрепление процессуальных прав защитника, в соответствии с принципом "равенства сторон"

  • Улучшение доступа к правосудию и юридическим услугам, в частности: а) количество и качество юридической помощи для уязвимых групп населения, которые не могут позволить себе своих собственных адвокатов, и б) механизмы предоставления и оплаты юридической помощи

  • Устранение дисбаланса между доступными юридическими услугами в городах и в сельской местности

  • Создание системы обязательного страхования для практикующих адвокатов



Для того, чтобы реализовать эти инициативы, и в рамках Рабочего Плана по проектам законов, Министерство юстиции подготовило пакет поправок в действующее законодательство (который сейчас находится на рассмотрении Парламента), и планирует новое законодательство о предоставлении правовой помощи в 2011 год.

Так как эти реформы осуществляются, должно быть понятно, что это процесс, а также цель. Многие адресованные вопросы, и, в частности, правовая помощь, по-прежнему развиваются, даже в самых "развитых" правовых системах. Кроме того, все правовые системы, в том числе работа адвокатов, являются динамическими. Они должны адаптироваться к правовой сфере, связанной с глобализацией и технологическим развитием, и стремиться к улучшению защиты прав человека.

III. ПРАВОВАЯ ОСНОВА
Правовая основа является вторым основным сквозным фактором, влияющим на роль, работу и статус адвокатов. На момент обретения независимости в 1991 году, многие советские и российские законы были перенесены в казахстанский закон, и в полной мере применимы. Это было и в случае с Законом об адвокатуре (за исключением ограничения на число адвокатов). Однако, особенно после принятия Конституции Казахстана в 1995 году, правовые рамки, регулирующие адвокатов были существенно пересмотрены. Основные правовые положения, регулирующие адвокатов в Казахстане в настоящее время включают в себя:


  1. Конституцию Республики Казахстан (30 августа 1995 года)

  2. Закон № 195-1 Республики Казахстан об адвокатуре от 5 декабря 1997 года, с изменениями от 19 марта 2010 года

  3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июня 1997 года (№ 42-11)

  4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года (№ 206-1)

  5. Закон № 214-III Республики Казахстан "О лицензировании" от 11 января 2007 года

  6. Указ № 1247 Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Правил оплаты юридической помощи, от 26 августа 1999 года (поправки от 1 января 2010 года)

  7. Указ № 1235 Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Правил Сертификации кандидатов для приема в Ассоциацию или на должность нотариуса, от 25 сентября 2001 года

  8. Указ № 454 Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Правил лицензирования практикующих адвокатов, от 2 июня 2007 года

  9. Указ № 1039 Президента Республики Казахстан о мерах по повышению эффективности правоохранительной и судебной системы, от 17 августа 2010 года

Статья 13 Конституции предусматривает, что: «Каждый человек имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно». Основные положения, касающиеся юридической практики, содержатся в Законе об адвокатуре 1997 года, с поправками. Гражданский и Уголовно-процессуальный Кодексы также содержат ключевые статьи.

Взятые вместе, цитированные выше кодексы, законы и указы охватывают большую часть ключевых вопросов, необходимых для работы адвокатов. Однако, предметы не всегда рассматриваются полностью интегрированным и последовательным образом. Таким образом, число или инициативные реформы идут, как указано в разделе II выше. В указе 1039 от 17 августа 2010 года Президент Республики Казахстан призвал к дальнейшему упрощению досудебного разбирательства, использованию стандартов по уголовным делам, и более тесному сотрудничеству между правоохранительными органами и гражданским обществом (которые могут включать профессиональные ассоциации и ассоциации адвокатов). Дополнительные предложения содержатся в пакете поправок в настоящее время находится на рассмотрении Парламента.
Как отмечалось в разделе I выше, правовые рамки, регулирующие работу адвокатов уже были изучены и проанализированы в мельчайших подробностях, и исчерпывающие письменные материалы доступны на английском и русском языках. Таким образом, эта оценка и отчет будут рассматривать основные правовые положения в контексте конкретных вопросов, рассматриваемых в разделе VII ниже.

IV. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА
Институциональные рамки являются третьим основным сквозным фактором, влияющим на роль, работу и статус адвокатов. Институциональная основа для адвокатов неразрывно связана с ролью и функций основных правительственных и юридических институтов, таких как Министерство юстиции, Верховный суд, другие суды, органы управления для судебной системы, прокуратуры, и профессиональные организации, которые представляют адвокатов, а именно ассоциации адвокатов (официально номинированы "колледжи адвокатов") и унитарные Союзы адвокатов.
В настоящее время, два ключевых вопроса, касающихся институциональной структуры являются приоритетными:

  • Реформа уголовно-исполнительной системы правосудия, с особым акцентом на а) роль и полномочия органов прокуратуры, и б) работу уголовного защитника, и


  • Статус и деятельность профессиональных ассоциаций, в том числе ассоциаций адвокатов и союза адвокатов


Другие вопросы, такие как обработка гражданских дел и коммерческих споров до специализированных экономических судов, которые не приоритетны.

Министерство юстиции продолжает оказывать существенное влияние на адвокатов. Она принимает особенно активное участие в лицензировании (выдача и аннулирование) и обеспечение профессионализма (в том числе надзор и дисциплинарные процедуры). Кроме того, Министерство юстиции поддерживает международное сотрудничество, организует мероприятия, и работает с НПО и СМИ. Министерство работает в области через региональные отделения.
В продолжение традиции и практики советского периода, обвинение - чрезвычайно мощная и важная роль в системе уголовного правосудия. Оно включает в себя полномочия на выдачу ордеров на арест, оказывает значительное влияние на расследование и на ход досудебного разбирательства, а также имеет сильные позиции в суде и в отношении защитника. В самом деле, защитники регулярно выражают озабоченность по поводу ограниченных процессуальных гарантий и недостаточности механизмов для защиты прав обвиняемых. Ставки осуждения очень высоки (по некоторым оценкам до 99%). Значительные усилия будут приложены для того, чтобы создать полностью обвинительную систему, основанную на принципе, что обвинение и защита имеют равные права, чтобы убедить нейтральных судьей или присяжных. Ожидается нежелание уступать полномочия и прерогативы. Этот вопрос будет обсуждаться в разделе VII (А) ниже.

Ассоциации адвокатов играют важную роль в представлении профессии адвокатов, организуют оказание юридических услуг (в том числе Pro Bono Publico работы и правовой помощи), поддержку работе адвокатов, предоставление информации и обучение адвокатов, содействуют правовой информированности среди граждан, а также содействуют правовым и законодательным реформам.


Организация и деятельность ассоциаций адвокатов рассматриваются в статьях 19-31 Закона об адвокатуре. В соответствии со статьей 20, ассоциации адвокатов являются независимыми и автономными профессиональными ассоциациями, организованные как членские органы, которые обеспечивают профессиональную правовую помощь физическим и юридическим лицам, и представляют собой защиту прав и интересов адвокатов. Существует одна ассоциация адвокатов в каждой из шестнадцати областей (четырнадцать областей плюс Астана и Алматы). Каждая работает только на своей собственной территории. В соответствии со статьей 32, ассоциация адвокатов может организовать офис для юридической консультации как отдел или филиал. Юристы должны вступить в ассоциацию адвокатов, чтобы стать ее членами и представлять обвиняемых по уголовным делам, в соответствии со статьей 19. Ассоциация адвокатов проголосовала за создание одного общенационального союза адвокатов, который имеет значительные представительские функции. Вопросы, касающиеся ассоциации адвокатов, обсуждаются в разделе VII (А) и VII (В) ниже.

V. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И РЕСУРСЫ
Информационные технологии и информационные ресурсы являются четвертым крупным сквозным фактором, влияющим на роль, работу и статус адвокатов.

Современное технологическое оборудование и электронные взаимосвязанности обеспечивают значительные преимущества для юридической практики. Они дают возможность общаться и получать доступ к информации в множеством способов. Однако, есть много вариантов в Казахстане в отношении доступа и использования информационных технологий.


  • Городские адвокаты оснащены значительно лучше, чем их сельские коллеги (которые могут быть несколько изолированы в стране размером в Казахстан, и не могут иметь такой же доступ к услугам по той же цене)
  • Адвокаты в юридических фирмах, в частности с международными клиентами и контактами, имеют значительные преимущества по сравнению с соло практиками


  • Молодые адвокаты, которые выросли с информационными технологиями, часто более искусны, чем их старшие коллеги


Хотя положение несколько улучшилось в последние годы, заметные различия все еще остаются, и они могут иметь значительное влияние на работу юристов (и, таким образом на доступ к правосудию для граждан).
Информационные ресурсы доступны для тех адвокатов, которые имеют соответствующие информационные технологии и могут позволить себе расходы. Доступ к правовым базам данных и основным решениям суда (в частности, Верховного суда) является наиболее важными. Еще раз, есть различия, созданные условиями, перечисленными выше. Ассоциации адвокатов могут помочь стандартизации и систематизации приобретений, использованию и распространению информационных ресурсов в электронном формате. Они могут предоставить базы данных материалов из учебных семинаров, а также предоставлять информацию через веб-сайты. Однако, такие услуги ограничены только для членов.

VI. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Человеческие ресурсы и профессиональные квалификации являются пятым основным сквозным фактором, влияющим на роль, работу и статус адвокатов.

Эти вопросы приобрели значение в последние годы, в связи с процессом трансформации и динамичного роста правовой системы. Как и в большинстве стран, правовая система в Казахстане становится все более специализированной и сложной. Существуют сотни новых законов (поправки в которые вносятся регулярно), и многие новые сферы деятельности, которые не существовали даже несколько лет назад. Специализированные суды требуют специальных навыков от адвокатов, особенно по коммерческим и транс-национальным вопросам. В результате, юридическая практика становится все более специализированной. Между тем, юридические факультеты по-прежнему сосредоточены на запоминание и предоставление информации, без развития навыков критического рассуждения или предоставления практического опыта.

Поэтому, чрезвычайно важно для адвокатов активно заниматься непрерывным юридическим образованием, и регулярно принимать меры по повышению своей профессиональной квалификации. Однако, несмотря на значительный прогресс в последние годы подход к непрерывному юридическому образованию в Республике Казахстан еще не носит систематический характер. Система обучения не полностью разработана, и участие, как правило, на добровольной основе. Некоторые ассоциации адвокатов открывают скромные учебные центры, и / или предоставляют курсы и семинары. Но это, как правило, на временной основе, и лишь по тем вопросам, за которые адвокаты будут платить (например, коммерческое право). В соответствии со статьей 24 Закона об адвокатуре, Генеральный комитет каждой ассоциации адвокатов несет ответственность за повышение профессиональной квалификации.

VII. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕККОМЕНДАЦИИ
В общей сложности шесть приоритетных вопросов по укреплению адвокатской деятельности в Казахстане были определены посредством консультативного процесса с участием основных партнеров проекта и независимых правовых исследований. Они анализируются ниже, представлены рекомендации по их решению. Анализ и рекомендации следует понимать в свете пяти универсальных факторов, влияющих на адвокатов, которые обсуждались выше. Действительно, каждый приоритетный вопрос выиграет от различного сочетания правовых реформ, укрепления институционального потенциала, технического прогресса и улучшения профессиональной квалификации.


  1. СТАТУС И РАБОТА АДВОКАТОВ И АССОЦИАЦИЙ АДВОКАТОВ


Первое рассмотрение и наиболее важный фактор в работе адвокатов является их профессиональная независимость. Согласно статье 1.1 Кодекса поведения для адвокатов в Европейском Союзе, Совета ассоциаций и Юридических обществ Европейского Союза:

"... Существование свободной и независимой профессии, связанной друг с другом на основе уважения правил, установленных самой профессией, является важным средством защиты прав человека перед лицом государственной власти и других интересов в обществе."

Независимость адвокатов в Казахстане гарантируется в соответствии со статьей 3 Закона об адвокатуре, который также запрещает вмешательство в деятельность адвокатов в суде и во время представления клиентов.
Тем не менее, карьера адвокатов является предметом элементов контроля. Для того, чтобы претендовать на профессию, в соответствии со статьей 7 Закона об адвокатуре, адвокаты должны быть граждане, с полным высшим юридическим образованием, сдать экзамен и получить лицензию в министерстве юстиции (по решению комитета по сертификации). Некоторые категории государственных служащих, освобождаются от экзамена, после десяти лет службы. Закон по лицензированию действителен на всей территории страны. Статья 12 Закона об адвокатуре устанавливает обстоятельства, при которых Минюст может аннулировать лицензию. К ним относятся потеря гражданства, совершение умышленного преступления, недееспособность, смерть и "систематически" (определяется три раза в течение последовательных двенадцати месяцев) участие в отмывании денег или финансировании терроризма.
Для того, чтобы стать адвокатами, то есть юристами, которые имеют право официально заниматься юридической практикой и представлять ответчиков в судебных делах, адвокаты должны: а) стажироваться и пройти испытательный срок от трех месяцев до одного года, а затем, б) получить формальное членство в одной из ассоциаций адвокатов. Юристы, которые не стали адвокатами по-прежнему вправе осуществлять ряд функций. Они могут работать как внутрифирменный консультант для юридических лиц, они могут оказывать правовую помощь, и они могут вести гражданские дела, по которым лицензирование в качестве защитника не является обязательным.

Права адвокатов охраняются законом, в частности, статьей 14 Закона об адвокатуре. Основные права включают в себя доступ к информации, доступ к правительственным учреждениям и местам содержания под стражей, частные консультации с клиентами, полную возможность представлять дела клиента или защиты, и т.д. Однако, адвокаты выражают обеспокоенность тем, что их доступ к заключенным клиентам иногда ограничены, и что они не всегда могут получить информацию, необходимую для их дела (в частности, когда безопасность или вопрос национальной безопасности поставлен на карту). Адвокаты также иногда выражают озабоченность по поводу их личного статуса и безопасности при работе со сложными делами.

Независимый статус профессиональных ассоциаций адвокатов очень актуальный вопрос. Ассоциации адвокатов и Союзы адвокатов считают, что Министерство юстиции чрезмерно вовлечено в их внутренние дела (учитывая, что оно является исполнительным учреждением в то время как они являются независимыми профессиональными организациями). Ассоциации адвокатов хотят иметь больший контроль над лицензированием адвокатов (децентрализовано в каждой области), устанавливать свои собственные требования к поступающим (в том числе большой одноразовый вступительный взнос), и осуществлять больший контроль над дисциплинарными процедурами. Кроме того, ассоциации адвокатов являются объектами ограничений на предпринимательскую деятельность адвокатов, в том числе запреты на коммерческую и инвестиционную деятельности. В поддержку этой позиции, они установили статьи 26 и 39 Конституции, которая защищает экономические права граждан.
С другой стороны, Министерство юстиции обеспокоено различными стандартами по юридической практике в различных юрисдикциях, а также отсутствием механизмов реализации этических стандартов для адвокатов. Кроме того, оно видит высокую плату членского входного взноса в коллегии адвокатов в качестве препятствия для вступления в профессии со стороны молодых юристов. Для поддержки этой позиции, отмечена Статья 26 Конституции, также допускающая регулирование монополистической деятельности, и запрещает "недобросовестной конкуренции". Для решения этой задачи и создания конкуренции, было высказано предположение, где допускается создание нескольких ассоциаций адвокатов. Другие возможности включают реструктуризацию системы оплаты в сторону более низких стартовых взносов и увеличения ежегодных сборов.

Пакет реформ, представленный в парламент Рабочей группой во главе с Министерством юстиции включает в себя несколько положений, затрагивающих ассоциации адвокатов, такие как: а) устранение входного взноса для адвокатов, которые работают в регионах в течение трех лет, б) расширение и открытие членства в Комитете, который выдает лицензии, с), требование, чтобы Министерство получало более подробную информацию об этических жалобах и их разрешении, d) делиться информацией о профессиональном становлении адвокатов, и е) ограничение президентства ассоциации адвокатов более двух сроков.
Рекомендации:

следующая страница >>