https://electroinfo.net

girniy.ru 1







12

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 92 страницах машинописного текста, состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованных источников, включающих в себя 50 наименований, 10 таблиц, 8 рисунков и 2 приложения.

Ключевые слова. Образование, экономика образования, современное образование, образовательно-научный комплекс, образовательная деятельность, инклюзивное образование, грант на образование, высшее образование, среднее образование, дошкольное образование, человеческий потенциал, наука, техника, ноу-хау, эффективность образования.

Актуальность темы исследования. На современном этапе экономика образования является одним из важнейших факторов, оказывающих определяющее влияние на развитие производительных сил общества. Эффективное развитие человеческого потенциала в условиях глобализации и открытости мирового экономического пространства способно вывести страну на более высокий уровень развития.

Дальнейшие экономические преобразования в Республике Казахстан требуют перехода на новое качество роста в экономической системе, связанного с формированием высокого уровня человеческого потенциала, повышением уровня жизни населения, переходом к эффективной стратегии менеджмента на предприятиях всех отраслей, повышением качества образования и поддержки высокотехнологичных специальностей на внутреннем рынке.

В условиях экономических преобразований в Республике Казахстан особую актуальность приобретает проблема создания социально ориентированной рыночной экономики, которая подразумевает формирование необходимых условий для эффективного использования новых стимулов и механизмов экономического роста путем реализации программ социальной политики.


Специфика человеческого развития в республике требует проведения такой политики, в которой государственное регулирование и государственная поддержка должны играть большую роль, чем в других сферах экономики. Высокий уровень образовательного потенциала рассматривается как создание возможностей для человека в повышении ответственности и участии в процессе принятия решений в различных областях – экономической, социальной, политической или культурной.

Известно, что в странах с рыночной экономикой увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. Поэтому, наличие образованной квалифицированной рабочей силы позволяет с меньшими издержками вести более гибкую экономическую политику.

В связи с этим развитие экономической системы должно происходить в соответствии с закономерностями рыночно ориентированной экономики, где приоритетными должны стать показатели результативности интеллектуального потенциала страны, конкурентоспособности отечественных специалистов, соответствия их качества международным требованиям.

Возникающая необходимость изучения теоретических аспектов сущности понятия экономики образования и зарубежной практики его использования обусловлена значением человеческого фактора в экономической системе. Сегодня высокий уровень развития системы образования – необходимое условие для развития экономической системы и целостности государства, повышения национального богатства.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью магистерской диссертации является исследование теоретических и практических основ развития экономики образования и выработка практических рекомендаций, способствующих ее развитию в Республике Казахстан.

Основные задачи, вытекающие из цели работы:

- исследование сущности понятия экономики образования и его роли в развитии национальной системы;

- изучение методов измерения;

- анализ развития рынка образовательных услуг и опыт его использования в экономике развитых стран;


- проведение оценки человеческого развития в Республике Казахстан;

- анализ вложения инвестиций в человеческий капитал;

- определение приоритетных направлений развития рынка образования.

Предметом исследования является совокупность вопросов, отражающих различные аспекты формирования и развития рынка образовательных услуг в Республике Казахстан в условиях рыночных отношений.

Объектом исследования является человеческий капитал в Республике Казахстан.

Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды зарубежных, российских и казахстанских ученых в области социальных отношений. При написании работы использованы методы экономического и сравнительного анализа.

Научная новизна основных положений диссертационного исследования заключается в следующем:

- углублены и развиты теоретические положения о человеческом капитале, как главном факторе, определяющем устойчивое человеческое развитие;

- разработаны теоретико-методологические подходы к проблеме измерения человеческого потенциала;

- проведена оценка развития экономики образования в Республике Казахстан;

- разработаны и проанализированы показатель эффективности образования на макроуровне и показатель интеллектуалоемкости производства;

- выявлены основные направления финансирования социальной сферы в Республике Казахстан.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выявить взаимосвязи категорий «человеческий капитал», «человеческое развитие», «человеческий потенциал».

2. Обосновать схемы финансирования системы образования в рыночной среде.

3. Выработать стратегическое направление регулирования комплексного подхода к анализу и оценке экономики образования.

4. Обосновать механизм реализации человеческого потенциала и его роль в развитии экономики.

Полученные результаты.


Образование – это отрасль, резуль­таты деятельности которой просматриваются только в перспективе, а эффект, который получает человек и общество, трудно количественно оценить напрямую. Образовательные услуги – это товар, который приносит пользу в первую очередь тому, кто его потребляет (личность и государство), но не прямо, а опосредованно, через высокое качество рабочей силы, а значит более высокий уровень дохода, высокую заработную плату работников и устойчивый экономический рост, что выявляет инвестиционные свойства образовательных услуг.

Экономика образования – это, прежде всего определенная система измерения эффективности образования и подготовки кадров.

Современное образование – это общественно – нормируемый процесс овладения системой научных знаний, способов творческой деятельности и поведения. Глобальные трансформации второй половины ХХ века привели к кардинальным изменениям традиционных отношений «человека и природы», «человека и общества». Экономический, политический, экологический кризис воспринимаются как своеобразное преддверие крупномасштабного кризиса. Формирование стратегии в общепланетарном масштабе становится практически главным условием выживания. В такой ситуации значительно расширяется поле деятельности высшей школы: ей предписывается не только готовить специалистов в традиционных сферах деятельности, но и формировать контуры цивилизации, способной разрабатывать и реализовать эту стратегию.

Образование постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует трансформацию ее структуры, изменение функций, обретение новых источников финансирования, поиск новых методов обучения и контроля знаний.

Основные элементы образования – цели и содержание образования, средства и способы получения образования – формы организации образовательного процесса, реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека, субъекты и объекты образовательного процесса, образовательная среда, результат образования, то есть уровень образованности человека.


Образовательные услуги в Республике Казахстан представляют организации образования, которые являются:

- государственными (учреждения образования и предприятия образования);

- негосударственными (частными, организациями образования общественных и религиозных объединений, зарегистрированных на территории Республики Казахстан);

- международными.

По типам организации образования они подразделяются на: дошкольные, внешкольные, специальные, специализированные и организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Казахстане законодательными актами установлено многоканаль­ное финансирование организаций образования. Основой государст­венных гарантий получения гражданами Республики Казахстан:

Дошкольного воспитания и обучения является частичное государственное бюджетное финансирование;

Среднего общего и начального профессионального образования, государственное бюджетное финансирование содержания государ­ственных учреждений образования;

Среднего и высшего профессионального образования - государственный образовательный заказ.

Становление и развитие рынка образовательных услуг происходит не стихийно, однако нуждается в регулировании, как спроса, так и предложения, но в разных границах и различными методами, как прямо, так и опосредованно.

В тоже время, рынок образовательных услуг, как и любой другой рынок, является саморегулирующейся системой и находится в состоянии динамического неравновесия. В этой ситуации сфера образования занимает промежуточное положение.

Государство, вкладывая средства в развитие высшего образования, реализуя следующие функции:

- законодательное регулирование производства и потребле­ния услуг сферы высшего образования;

- разграничение компетенции органов власти различных уровней в развитии высшего образования;

- разработка и реализация политики в области высшего образования;


- субсидирование потребителей образовательных услуг (стипендии, кредиты, льготы студентам);

-  субсидирование частных производителей образовательных услуг;

- покупка образовательных и научных услуг (государственные заказы, программы);

- перераспределение доходов через систему бесплатных услуг высшего образования и установление льгот для потребителей этих услуг;

- обеспечение социальных гарантий работникам сферы высшего образования;

- налоговое регулирование (установление налоговых льгот для сферы высшего образования и ее кредиторов).

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, реализуется в два этапа: 2011-2015 годы и 2016-2020 годы.

Главная цель:

Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

На первом этапе реализации Программы (2011 – 2015 годы) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов.

На втором этапе (2016 – 2020 годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования, предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования.

Анализ ситуации в образовании РК показывает следующее.

Основными позитивными направлениями системы образования является:

- четко определенные приоритетные направления развития образования;

- увеличение сети объектов дошкольного и среднего образования;

- наличие национальных и республиканских центров по каждому уровню образования;

- соответствие структуры казахстанского образования Международной

- стандартной классификации образования;

- реструктуризация технического и профессионального образования;

- функционирование Национальной системы оценки качества образования;

- высокие результаты в международном исследовании TIMSS – 2007;

- вхождение в Европейское образовательное пространство.

Основными негативными сторонами образовательного процесса выступает:

- недостаточное финансирование образования;

- низкий статус профессии педагога;

- недостаточное качество подготовки педагогических кадров;

- дефицит высококвалифицированных педагогических кадров;

- недостаточное количество специалистов по охране прав детей;

- слабо развит менеджмент в образовании;

- недостаточно развита система государственно – частного партнерства в образовании;

- слабо развита информатизация образования;

- образовательная статистика не соответствует международным стандартам и недоступна получателям;

- низкий охват дошкольным воспитанием и обучением;

- отсутствие интеграции содержания общего среднего и высшего образования;

- неудовлетворительная материально-техническая база организаций образования;

- слабое качество образовательных услуг, предоставляемых малокомплектными школами;

- недостаточное развитие инклюзивного образования;

- отсутствие Национальной квалификационной системы;

- отсутствие баланса между предложением системы образования и спросом работодателей на квалификацию выпускников колледжей и вузов;


- отсутствие интеграции высшего образования и науки.

Основными тенденциями рынка образовательных услуг являются следующие:

- Высшее образование все более становиться массовым. В разных странах уровень поступления выпускников школ в высшие учебные заведения составил в среднем почти 60 процентов, а в Северной Америке - 84 процента. Идет стремительный количественный рост студентов вузов. Если в 1960 году число студентов в мире по данным ЮНЕСКО составляло 13 млн., то в 2010 году оно возросло почти в 9 раз и составило 98,2 млн.

- Другой важной тенденцией является диверсификация высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию.

- Динамично набирающей силу, является тенденция интернационализации человеческого капитала, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. Это проявляется как в возрастающей роли международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных заведений и организаций, так и в появлении наднациональных организаций, программ и фондов. В сфере высшего образования наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике. Идет универсализация содержания образования, которую невозможно остановить в эпоху информационной революции и при существующих мировых универсальных коммуникационных системах в виде Интернет.

Актуальность модернизации системы образования Казахстана обусловлена жизненной важностью социальной функции - выработки и трансляции знания, которую образование в качестве социального института выполняет в современном общественном разделении труда. Максимальный успех в модернизации системы образования Казахстана, может быть, достигнут лишь при условии, если все программные установки правительства положенные в образовательную политику, сумеют вобрать в себя максимум возможного из положительного потенциала, накопленного мировым опытом в области организации систем образовании Национальная система образования во всем мире испытывает все сложности глобализации. И поэтому перед многими государствами, в особенности Центральной Азии, стоит острая проблема, каким образом модифицировать свою образовательную систему. Основные тенденции современного мира стали влиять и на образовательную политику. Образование стало рассматриваться как одно из важнейших направлений социальной политики, так как в современном мире экономические успехи государств определяются их системами образования, образованностью граждан, конкурентоспособностью специалистов.


Следует сказать, что привлечение дополнительного финансирования в действующих экономических условиях является фактором, в значительной степени ограниченным. Приносящая доход деятельность является только дополнением к бюджетному финансированию и не может возместить его недостаток до конца.

Таким образом, трансформационные процессы в стране обусловили общий спад в экономике, что привело к дефициту госбюджета и сокращению государственного финансирования образования. Однако, государственные учреждения образования напрямую зависят от государственного субсидирования.

В мировой практике государственного управления наблюдается усиление роли государства в стимулировании научно-технического прогресса. Государства тратят все больше средств на образование, фундаментальную науку, на поддержку опытных производств, предоставление гарантий инвестиций в нововведения. В Казахстане, напротив, расходы государства на науку, как в целом занимают весьма скромное место в структуре расходов государственного бюджета.

Необходима перестройка системы финансирования науки, финансовых стимулов, что, безусловно, отразится на эффективности и качественности фундаментальных исследований. При этом, высокая инновационная активность экономики должна обеспечиваться ведущей ролью государства в научно-технической сфере. Система государственной поддержки инновационного бизнеса должна комплексно использовать прямые и косвенные инструменты, реализуемые путем содействия малому бизнесу и предприятиям, занятым инновационной деятельностью. Эффективность государственного регулирования организации и функционирования научно-производственного процесса определяет технологическое лидерство.

Для определения эффективности вложения в развитие человеческого потенциала целесообразно рассчитать эффективность образования на макроуровне (ЭО) и показатели интеллектуалоемкости (Ие) производства в Республике Казахстан за последние годы:

2008 год: ЭО = 9853,1/ 3216,9 = 30,6


2009 год: ЭО = 12544,1/ 4489,9 = 27,9

2010 год: ЭО = 704180/33466,8 = 21,0

2011 год: ЭО = 886775,5/43351,6 = 20,5

Следовательно, по Республике Казахстан в среднем происходит увеличение размеров ВНП в расчете на 1 тенге образовательного фонда.

2008 год: Ие = 3216,9/ 9853,9 = 0,0324

2009 год: Ие = 4489,9/ 12544,9 = 0,0354

2010 год: Ие = 33466,8/704180,6 = 0,047

2011 год: Ие = 43351,6/886775,5 = 0,049

Следовательно, на каждую единицу ВНП образовательный фонд снижается. Это является негативной тенденцией для республики, так как для развитых стран характерно увеличение данного показателя в динамике. Это говорит о недостаточном внимании к развитию образовательного потенциала в нашей республике.

Таким образом, дальнейшее развитие науки и техники сейчас уже немыслимо без высокообразованных кадров ученых, инженеров и техников. Они служат поставщиками новых идей, от них во многом зависит практическая реализация сделанных открытий. Образование, следовательно, выступает как необходимая предпосылка, как один из двигателей научно-технического прогресса и экономического развития стран.

При написании работы были сделаны следующие выводы и рекомендации:

1) Образование – это отрасль, резуль­таты деятельности которой просматриваются только в перспективе, а эффект, который получает человек и общество, трудно количественно оценить напрямую. Образовательные услуги – это товар, который приносит пользу в первую очередь тому, кто его потребляет (личность и государство), но не прямо, а опосредованно, через высокое качество рабочей силы, а значит более высокий уровень дохода, высокую заработную плату работников и устойчивый экономический рост, что выявляет инвестиционные свойства образовательных услуг.

2) Образовательно-научный комплекс базируется обычно на знаниях общеобразовательного и специального характера, навыках, накопленном опыте. В соответствии с этим сферы деятельности, формирующие в первую очередь образовательно-научный комплекс, рассматриваются в качестве инвестиционных отраслей нематериального производства. На базе концепции образовательного потенциала получило стимулы интенсивного развития изучение экономической эффективности вложения в сферы образования, исследований и разработок. Денежная оценка образовательного потенциала, позволяет рассчитать ряд важных показателей, характеризующих эффективность образования. К числу таких показателей следует, прежде всего, отнести макроэкономический показатель фондообразования. Это количество произведенного валового национального продукта на единицу образовательного фонда страны в денежном выражении.


По мере опережающего роста валового национального продукта по отношению к фонду образования в расчете на единицу последнего происходит увеличение размеров ВНП, что и означает повышение эффективности образования. Другим показателем, как бы обратным первому, может служить показатель интеллектуалоемкости производства. Он показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую единицу производственного продукта.

3) Проблема государственного регулирования в условиях рынка не является ни новой ни однозначной. Ликвидация системы централизованного планового управления вовсе не освобождает государство от необходимости решать проблему создания эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от миссии регулирования экономических процессов, в том числе программирования и прогнозирования на макроуровне с использованием инструментов индикативного планирования, от функции законодательного регулирования различных сфер деятельности.

4) Из проведенного анализа можно сделать следующий вывод, что в среднем по республики Казахстан охвачено образованием 78,7 процента населения в возрасте от 6 до 24 лет. При этом наблюдается явная диспропорция между сельским и городским населением: охвачено образованием городских жителей 99,2 процента, сельских 56,3процента. В отдельных регионах данный показатель значительно хуже среднереспубликанского.

5) Основными тенденциями рынка образовательных услуг являются следующие:

- высшее образование все более становиться массовым;

- диверсификация высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию;

- интернационализации человеческого капитала, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества.

6) Актуальность модернизации системы образования Казахстана обусловлена жизненной важностью социальной функции - выработки и трансляции знания, которую образование в качестве социального института выполняет в современном общественном разделении труда. Максимальный успех в модернизации системы образования Казахстана, может быть, достигнут лишь при условии, если все программные установки правительства положенные в образовательную политику, сумеют вобрать в себя максимум возможного из положительного потенциала, накопленного мировым опытом в области организации систем образовании.


7) В мировой практике выделяют следующие источники финансирования инноваций: государственные ассигнования, собственные средства промышленных предприятий, высших учебных заведений, некоммерческих организаций, иностранный капитал, частные сбережения населения и кредитные ресурсы. Во всех развитых странах собственные средства промышленных предприятий занимают лидирующее место. Государственные бюджетные источники ориентированы в первую очередь на фундаментальную науку, так как прикладная инновационная деятельность относительно более мобильна и может быть приспособлена к рыночным условиям.

8) Проведенные ранее научные исследования убедительно доказали, что человеческий потенциал увеличивает экономический потенциал общества и является одной из объективных предпосылок современного производства, базирующегося на принципах интенсификации, использования достижения науки и техники. В силу сказанного проблемы экономики и образования привлекают все больше внимания на уровне государства, поскольку в огромной степени расширились экономические функции результатов развития человеческого потенциала. В ряде западных стран государство стало крупнейшим предпринимателем, владеет огромными промышленными комплексами и поэтому непосредственно заинтересовано в повышении экономической эффективности инвестиций в человеческие ресурсы.

Сведения о публикациях:

1. Нуртазина А.С., Ситникова Е.С. Экономика образования в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития. Сборник материалов внутривузовсой научно-практической конференции молодых ученных и магистрантов «Инновационный вектор развития науки и образования», - Усть-Каменогорск, 5-6 апреля 2012. – С. 493-498.


Нуртазина Асем Сериковна

Қазақстан Республикасындағы білім берудің эконмикасы: дамудың мәселелері мен болашағы

6М050600 – Экономика мамандығы


ТҮЙІН

Зерттеу тақырыбының өзектілігі. Бiлiм экономиканы ұғымның мәнi және оның қолдануының шетел тәжiрибесiнiң теориялық тұрғыларын зерттеудi пайда болатын қажеттiлiк экономикалық жүйеде адам факторының мәнiмен шартталған. Бiлiмнiң жүйесiнiң дамытуын биiк деңгей бүгiн - жүйенiң экономикалық дамуы және мемлекеттiң бүтiндiгi, ұлттық байлықты жоғарылату үшiн керектi шарт.


Диссертациялық зерттеудің мақсаттары мен міндеттері. Магистрлік зерттеудің мақсаты бiлiмнiң экономиканың дамуының теориялық және жаттығу негiздерiнiң зерттеуi және Қазақстан Республикасында оның дамыту себепшi болатын жаттығу ұсыныстарының өндiруi.

Жоғарыда көрсетілген мақсатқа қол жеткізу үшін төмендегі міндеттер алға қойылды:

- бiлiм экономиканы ұғымның мәнiнiң зерттеуi және ұлттық жүйенiң дамытуында оның рөлi;

- өлшемдер әдiстерiнiң зерттеуi;

- бiлiм саласындағы қызмет және дамыған елдер экономикадағы оның қолдануының тәжiрибесi нарығының дамытуын талдау;

- Қазақстан Республикасындағы адамгершiлiк дамытуды бағаның өткiзуi;

- адам капиталға инвестициялардың салуын талдау;

- бiлiмнiң нарығының дамытуының басым бағыттарының анықтауы.

Зерттеу мәні нарығының нарықтық қатынастардың шарттарындағы Қазақстан республика бiлiм саласындағы қызмет дамытулары құрастырудың әр түрлi тұрғы шағылатын сұрақтардың жиынтығы болып табылады.

Зерттеу нысаны Қазақстан Республикасындағы адам капитал болып табылады.

Диссертациялық зерттеудiң негiзгi ережелерiн ғылыми жаңалық төмендегiдей болады:

- орнықты адамгершiлiк дамыту анықтайтын бас фактор адам капитал туралы дамыған теориялық жағдайлар тереңдеткен;

- адамгершiлiк потенциалдың өлшемiнiң мәселесiне теориялы-әдiстемелiк жолдар жасалған;

- Қазақстан Республикасындағы бiлiмнiң экономиканың дамуын баға өткiзiлген;

- өндiрiстiң интеллектуалоемкостиы макродеңгейдегi бiлiмнiң тиiмдiлiк көрсеткiшi және көрсеткiш жасалып талқылаған;

- Қазақстан Республикасындағы әлеуметтiк саланы қаржыландырудың негiзгi бағыты айқындалған.

Nurtazina Asem Serikovna

The educational economy of Republic of Kazakhstan: problems and prospects of devolopment

6М050600 –Economic

SUMMARY



Relevance of the topic. The emerging need to study the theoretical aspects of the essence of the concept of the economics of education and foreign practice to use it due to the value of the human factor in the economic system. Today, a high level of education - a necessary condition for the development of the economic system and the integrity of the state, increasing national wealth.

Target of research: The purpose of master's thesis is the study of theoretical and practical bases of education and economic development of practical recommendations that contribute to its development in the Republic of Kazakhstan.

Research objectives:

- investigation of the essence of the concept of the economics of education and its role in the development of a national system

- study of methods of measurement;

- analysis of the education market and the experience of its use in developed economies;

- evaluation of human development in the Republic of Kazakhstan;

- analysis of investment in human capital;

- identify priority areas for development education market.

Subject of research is a set of issues, reflecting the various aspects of the formation and development of the education market in the Republic of Kazakhstan in terms of market relations.

The object of study is the human capital of the Republic of Kazakhstan.

The scientific novelty of the main provisions of the dissertation is as follows:

- deepened and developed theoretical concepts of human capital as the main determinant of sustainable human development;

- to develop theoretical and methodological approaches to measuring human development;

- an assessment of the economics of education in the Republic of Kazakhstan;

- developed and analyzed to measure the effectiveness of education and the macro-level indicator intellektualoemkosti production;

- identify the main directions of social expenditure in the Republic of Kazakhstan.


Отпечатано в типографии




г. Усть-Каменогорск 0,8 п.л.