girniy.ru 1

С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ





КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени С.Д. АСФЕНДИЯРОВА


Кафедра общественного здравоохранения

Учебно-методический комплекс






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


по элективному циклу

«Социология медицины»

для специальности В110400 – медико-профилактическое дело


Составители: к.м.н. Шахиева А.М, к.м.н. Нурбакыт А.Н.


Курс: второй


2012

Тема 1.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РК, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ НОРМЫ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ.


Цель: Ознакомить студентов с дисциплиной Социология медицины, ее теоретическими и прикладными задачами, с официальными, действующими на данном этапе нормативно-правовыми актами, регулирующими этические и правовые нормы в гуманитарной сфере.


Задачи обучения:

  • Знать основы законодательства Республики Казахстан в гуманитарной сфере;

  • Знать и понимать основные проблемы социологии медицины;

  • Осознавать социальную значимость государственных мероприятий по охране здоровья населения и профилактике заболеваний.


Основные вопросы темы:

  1. Социология медицины как наука. Объект, предмет и задачи социологии.
  2. Какие социальные и исторические предпосылки послужили для возникновения социологии медицины?


  3. Для чего нужно знать историю развития науки вообще и социологии медицины, в частности?

  4. Перечислите основные этапы развития социологии медицины как науки.

  5. Какую роль играет социология медицины в современном обществе? Каковы особенности современного этапа развития отечественной социологии?

  6. Почему социологию медицины называют междисциплинарной наукой?

  7. В чем заключается связь социологии медицины с другими дисциплинами?

  8. Теоретические и прикладные задачи социологии медицины?

  9. Основоположники социологии медицины в России, Казахстане и дальнем зарубежье.

  10. Какие школы и направления существуют в современной социологии медицины? В чем отличие «социальной медицины» от «социологии медицины»?


Методы обучения и преподавания:

  • Беседа;

  • Конспектирование методической литературы;

  • Устный контроль.


Литература:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – Москва: ИНФА, 2011. – 767 с.

2. Камалиев М.А., Шахиева А.М. Социология медицины: изучение вопросов образа жизни молодежи: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – Алматы, 1999. – 24 с.

3. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

4. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 г.

5. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - 512 с.

6. Решетников А.В. Социология медицины: Руководство. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа». - 2010. - 864 с.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Москва: "Наука", 1987. – 248 с.


Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. «Социология медицины» это:


1.Наука, изучающая состояние здоровья населения, его социальную обусловленность и роль в развитии общества

2.Наука, исследующая демографические процессы и методы их изучения

3. Наука о статике населения и духовном развитии общества

4. Наука об уровне медицинского образования и его роли в жизнедеятельности населения

5. Наука, изучающая численность и состав населения


2. Какое из определений не является определением «Социологии медицины»

1.Это отрасль социологии, "изучающая социальные проблемы, связанные со здоровьем, болезнями и медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности населения в социальном развитии"

2. Наука, изучающая состояние здоровья населения, его социальную обусловленность и роль в развитии общества

3.Это наука о медицине как о социальном институте, функционировании и развитии этого института через его составные элементы, изучающая социальные процессы, протекающие в данном институте

4.Это наука, исследующая специфику общественных отношений и ценностных ориентации в медицине как особой отрасли человековедения

5.Это совокупность клинических и лабораторных методов исследования для определения прогноза диагноза


3.Социология медицины как самостоятельная наука впервые появилась:

1. в России

2. в Казахстане

3. в США

4. в Западной Европе

5. в Китае


4. Объект социологии медицины в отличие от предмета:

1. Объективен

2. Субъективен

3. Примитивен

4. Стационарен

5. Не имеет четкого определения


5. Укажите неверное утверждение:

1. Представления о предмете социология медицины менялись с развитием самой социологии медицины

2. Предмет социология медицины объективен и существует независимо о сознания исследователя


3. Предмет социология медицины не имеет четкого определения

4. Предмет социологии медицины определяет ее специфику как самостоятельной науки

5. Социология медицины является частью социологии


6. Назовите автора современного учебника «Социология медицины» в России:

1. Лисицин Ю.П.

2.Решетников А.В.

3. Добреньков В.И.

4. Кравченко А.И.

5. Ядов В.А.


7. Кто является автором учебника «Методы социологического исследования» в России:

1. Лисицин Ю.П.

2. Решетников А.В.

3. Добреньков В.И.

4. Кравченко А.И.

5. Ядов В.А.


8. Кто является авторами учебно-методического пособия по «Социологии медицины…) кафедры общественного здравоохранения КазНМУ?

1.Тулеков Ж.Д., Кожекенова Ж.А.

2. Бурибаева Ж.К., Абдразакова С.У

3.Талкимбаева Н.А., Нурбакыт А.Н.

4. Буздаева С.С., Жакупова М.Н.

5.Камалиев М.А., Шахиева А.М.


9.Социология медицины изучает здоровье населения с социологических позиций:

1.На уровне народонаселения земного шара

2.На уровне народонаселения отдельных стран и регионов

3.На уровне республиканского бюджета

4.В связи с условиями воспроизводства населения

5.В связи с образом жизни различных профессиональных и возрастных групп населения


10. Что является предметом изучения социологии медицины?

1.Закономерности формирования здоровья человека с учетом условий его труда и быта

2.Охрана здоровья населения

3.Социально-демографические показатели здоровья населения

4.Образ жизни населения страны и отдельных регионов

5.Создание Единой национальной системы здравоохранения


Оценочная шкала тестирования:

Если тест выполнен правильно на 90-100% - отлично;


На 75- 89% - хорошо;

На 50-74% - удовлетворительно;

На 49% и менее - неудовлетворительно.


Тема 2.

ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛЫ. МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.


Цель: Обучить студентов построению программы (схемы) социологического исследования в медицине. Научить рационально, выбирать вид и методы медико-социологического исследования в соответствии с характером поставленной цели и выдвинутых задач.


Задачи обучения:


  • Знать научные подходы к решению социально-медицинских проблем;

  • Знать основные требования к проведению медико-социологического исследования;

  • Знать принципы и методы составления социологического инструментария;

  • Знать медико-социологические методы исследования;

  • Давать оценку медико-социологическим методам исследования;

  • Вырабатывать навыки разработки вопросов анкеты;

  • Обучить применению результатов медико-социологических исследований в анализе эффективности и отзывчивости здравоохранения, оценке качества медицинских услуг, изучении удовлетворенности пациентов медицинской помощью.


Основные вопросы темы:

  1. Классификация видов социологического исследования:

- по глубине анализа социальной проблемы (пробное, описательное, аналитическое);

-по применяемому методу сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент);

- по цели исследования (точечное, повторное);

- по объему охвата объекта исследования (сплошное, выборочное);

- по месту (территории) проведения (полевые, лабораторные).
  1. Методология, методика, техника социологического исследования.


  2. Программа социологического исследования: сущность цели, задачи, основные этапы.

  3. Каковы структурные элементы программы социологического исследования.

  4. Раскройте этапы проведения медико-социологического исследования.

  5. Выборка и ее значение в проведении медико-социологического исследования.

  6. Методы сбора информации (анкетирование, интервьюирование) Виды социологических опросов.

  7. Особенности метода наблюдения в медико - социологическом исследовании.

  8. Методы обработки документов.

  9. Изложите основные вопросы корреляционного анализа и выбора признаков группировки статистических данных.


Методы обучения и преподавания:

  • Беседа;

  • Конспектирование методической литературы;

  • Устный контроль.


Литература:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – Москва: ИНФА, 2011. – 767 с.

2. Камалиев М.А., Шахиева А.М. Социология медицины: изучение вопросов образа жизни молодежи: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – Алматы, 1999. – 24 с.

3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - 512 с.

4. Решетников А.В. Социология медицины: Руководство. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа». - 2010. - 864 с.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Москва: "Наука", 1987. – 248 с.


Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. Для чего применяется пилотажный опрос?

1. Для проверки обоснованности гипотез и задач исследования

2. Для методической отработки инструментария исследования

3. Для тренировки группы интервьюеров

4. Для сокращения объема выборки

5. Для уточнения времени на опрос



2. Методы эмпирического исследования в социологии медицины?

1.Опрос

2.Наблюдение

3.Анализ документов

4.Эксперимент

5.Анкетирование


3. Опросные медико-социологические методы исследования:

1. Анкетирование, интервью

2. Контент-анализ, анализ документов

3. Анкетирование, эксперимент

4. Интервью, наблюдение

5. Анкетирование, интервью, наблюдение


4. Неопросные медико-социологические методы исследования:

1. Наблюдение

2. Бюджет времени

3.Анализ документов

4.Эксперимент

5. Интервью


5.Анкетирование может быть:

1. Сложным, простым

2.Индивидуальным, групповым

3.Очным, заочным

4.Прямым, опосредованным

5.Массовым, специализированным


6. Анкетирование это:

1.Вопросно-ответная организация текста

2. Проводимая по заранее разработанному плану беседа с каким-нибудь лицом

3. Целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике

4. Глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы

5.Метод наблюдения трудового процесса с применением секундомера


7. Интервью это:

1. Вопросно-ответная организация текста

2.Проводимая по заранее разработанному плану беседа с каким-нибудь лицом

3.Метод сбора первичной документации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах

4.Глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы

5. Метод наблюдения трудового процесса с применением секундомера



8. Что не является этапом составления программы медико-социологического исследования?

1.Формулировка проблемы

2.Определение цели и задач исследования

3.Определение выборочной совокупности

4.Выводы и подготовка научного отчета

5.Проведение анкетирования


9. Этапом составления программы медико-социологического исследования не является:

1. Формулировка проблемы

2. Определение цели и задач исследования

3 Логический анализ основных понятий

4. Выбор методов медико-социологического исследования

5. Проведение интервьюирования


10.Количественный анализ текстов и текстовых массивов проводится при помощи метода:

1. Кейс-стади

2. Интерпритации

3. Контент анализа

4.Наблюдения

5.Эксперимента


Оценочная шкала тестирования:

Если тест выполнен правильно на 90-100% - отлично;

На 75- 89% - хорошо;

На 50-74% - удовлетворительно;

На 49% и менее - неудовлетворительно.


Тема 3.

МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ВИДЫ И ТИПЫ АНКЕТНЫХ ВОПРОСОВ. ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСОВ И КАЧЕСТВО АНКЕТЫ. И НТЕРВЬЮ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ. ВИДЫ И ТИПЫ ИНТЕРВЬЮ. ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.


Цель: Обучить студентов использованию медико-социологических методов исследования как способа изучения ценностных ориентаций населения, изучения мотивационного ядра трудовой деятельности и поведенческих аспектов.


Задачи обучения:

  • Знать методику проведения медико-социологических исследований;


  • Освоить методику сбора медико-социологической информации;

  • Решать основные задачи проведения медико-социологических исследований;

  • Делать четкие, аргументированные выводы, анализировать и сопоставлять результаты медико-социологических исследований;

  • Уметь формулировать вопросы интервью и анкетного опроса;

  • Освоить методику проведения анкетирования;

  • Освоить методику проведения интервью;

  • Выработать навыки сбора, обработки и анализа анкет;

  • Анализировать результаты опросных методов исследования.


Основные вопросы темы:

1. Назовите основные требования к проведению медико-социологического исследования.

2. Анкетирование как метод медико-социологического исследования.

3. Виды и типы анкетных вопросов.

4. Требования к формулировке вопросов анкеты и качество анкеты.

5. Понятие интервью в социологическом исследовании.

6. Виды интервью, специфика применения.

7. Социометрический опрос, его особенности.

8. Применение метода эксперимента в медико-социологических исследованиях.

9. Применение метода контен-анализа медико-социологических исследованиях.

10. Достоинства и недостатки метода беседы?


Методы обучения и преподавания:

  • Беседа;

  • Конспектирование методической литературы;

  • Устный контроль.


Литература:

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – Москва: ИНФА, 2011. – 767 с.

2. Камалиев М.А., Шахиева А.М. Социология медицины: изучение вопросов образа жизни молодежи: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – Алматы, 1999. – 24 с.

3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - 512 с.


4. Решетников А.В. Социология медицины: Руководство. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа». - 2010. - 864 с.

5. Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга: Учебно-методическое пособие. – М.:, ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2007 г. – 160 с.

6.Руководство по научно-методологическому обеспечению медико-социологических исследований в Республике Казахстан: Методические рекомендации / Сост. : Доскалиев Ж.А., Аканов А.А., Сагын Х.А. и др. – Алматы, 2003. – 65 с.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Москва: "Наука", 1987. – 248 с.


Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1. К достоинствам беседы, как социологического метода исследования относятся:

1.Возможность использовать при общении с респондентом привычную для его слуха лексику

2.Получение информации непосредственно от респондента

3. Получать качественную информацию по широкому кругу вопросов

4. Предполагает глубокое знание интервьюером обсуждаемых вопросов

5. Применяется на небольшой выборке


2. К недостаткам беседы, как социологического метода исследования относятся:

1. Возможность использовать при общении с респондентом привычную для его слуха лексику

2.Получение информации непосредственно от респондента

3. Получать качественную информацию по широкому кругу вопросов

4. Предполагает глубокое знание интервьюером обсуждаемых вопросов

5.Применяется на небольшой выборке


3. О.Конт считал основными методами социологического исследования:

1. Анкетирование и интервьюирование

2. Наблюдение и эксперимент

3. Опрос и наблюдение

4. Индукцию и дедукцию

5. Фокус группу и беседу


4.Достоинства метода интервьюирования:

1. Привлечение большого штата интервьюеров


2.Возможность изменить формулировку вопроса

3.Возможность задать дополнительный вопрос

4. Требует специальной профессиональной подготовки интервьюера

5. Надежность информации


5. Недостатки метода интервьюирования

1.Малая оперативность

2. Возможность изменить формулировку вопроса

3. Привлечение большого штата интервьюеров

4. Требует специальной профессиональной подготовки интервьюера

5. Существенные затраты времени


6. Беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отведенном помещении это:

1. Анкетирование

2. Интервью

3.Фокус группа

4. Наблюдение

5. Эксперимент


7. Оптимальное число участников фокус-группы по данных отечественных ученых:

1. 5-6 участников

2. 6-8 участников

3. 8-10 участников

4.10-12 участников

5. 12-15 участников


8. Оптимальное число участников фокус-группы по данным зарубежной практики:

1. 5-6 участников

2. 6-8 участников

3.8-10 участников

4. 10-12 участников

5. 12-15 участников


9. Главный фактор, определяющий размер фокус-группы:

1. Социальная принадлежность респондентов

2. Возраст и семейный статус

3. Жизненный опыт участников

4. Потребительские возможности

5.Цель и характер, обсуждающейся проблемы


10.Состав участников фокус группы устанавливается с учетом следующих характеристик:

1.Пол, возраст, семейный статус

2.Национальность, социальная принадлежность респондентов

2.Возраст, образование, потребительские возможности


3.Жизненный опыт участников, точка зрения на обсуждаемую проблему

4. Бюджетные ограничения, культурные различия

5.Степень компетентности, религиозная принадлежность


Оценочная шкала тестирования:

Если тест выполнен правильно на 90-100% - отлично;

На 75- 89% - хорошо;

На 50-74% - удовлетворительно;

На 49% и менее - неудовлетворительно.


Тема 4.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ.


Цель: Изучение теоретических и приоритетных практических направлений в области формирования здорового образа жизни населения. На основе комплексных медико-социологических методов научить студентов проводить исследования и разрабатывать рекомендации по проблемам ЗОЖ.


Задачи обучения:


  • Знать принципы формирования здорового образа жизни;

  • Оценивать основные параметры здоровья по уровню самооценки;

  • Обучить применению результатов медико-социологических исследований в анализе эффективности и отзывчивости здравоохранения, оценке качества медицинских услуг, изучении удовлетворенности пациентов медицинской помощью;

  • Осознавать социальную значимость государственных мероприятий по охране здоровья населения и профилактике заболеваний;

  • Пользоваться компьютерной техникой и программным обеспечением;

  • Формировать позитивные взаимоотношения с сокурсниками,


Основные вопросы темы:

1. Дайте определение «здорового образа жизни».

2. Как формировать здоровый образ жизни? Каковы основные факторы его структуры?

3. Мероприятия по укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

4. Здоровье молодежи как приоритет в деятельности государства.


5. Роль государства в обеспечении здоровья граждан. Здоровье человека и безопасность государства.

6. Какова взаимосвязь организма с окружающей средой? Назовите природные и социальные факторы здоровья.

7. Здоровье и семья. Здоровье и культура. Факторы, препятствующие воспитанию культуры здоровья. Какую роль играет медицина в обеспечении здоровья?

8.Дайте определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам (медицинской социологии, психологии)

9.Формы девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, преступность и др.).

10. Назовите причины девиантного поведения молодежи? Перечислите признаки девиантного поведения.

Методы обучения и преподавания:


  • Беседа;

  • Конспектирование методической литературы;

  • Устный контроль.


Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – Москва: ИНФА, 2011. – 767 с.

  2. Исследование неформальных платежей в здравоохранении / Кульжанов М.К., Куракбаев К.К., Резник В.Т. и др. – Алматы, 2009. – 147 с.

3. Камалиев М.А., Шахиева А.М. Социология медицины: изучение вопросов образа жизни молодежи: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – Алматы, 1999. – 24 с.

4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - 512 с.

  1. Муминов Т.А., Камалиев М.А. Анализ здравоохранения с позиций социального маркетинга: Монография. – Алматы: Digital Print, 2003. – 160 с.

  2. Муминов Т.А., Камалиев М.А., Аязбаева А.Г., Шахиева А.М., Медико-социальные и эпидемиологические аспекты здорового образа жизни. – Алматы: Издательство «СТЕКА», 1999. -170 с.
  3. Нокина Г., Гуревич В. Отношение населения к своему здоровью и системе здравоохранения. Результаты социологического исследования. – Алматы, 2002. – 220 с.


7. Решетников А.В. Социология медицины: Руководство. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа». - 2010. - 864 с.

8. Решетников А.В., Ш.аповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины: Учебное пособие для вузов. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2008 г. – 64 с.

9. Решетников А.В., Ефименко С.А. Проведение медико-социологического мониторинга: Учебно-методическое пособие. – М.:, ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2007 г. – 160 с.


Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

1.Основоположник изучения проблем девиантного поведения:

1. О. Конт

2. А.В. Решетников

3.Ю.П. Лисицин

4.В.И. Добреньков

5. Э. Дюркгейм


2. Девиантное поведение это:

1.То, которое не соответствует общепринятым нормам

2.То, которое попадает под категорию противоправного действия

3.То, которое не нравится кому-то из окружающих

4.То, которое не нравится родителям

5.То, за которое следует наказывать


3. Основными причинами девиантного поведения молодежи являются:

1. Семейные конфликты;

2.Агрессивный тип поведения;

3. Отрицательное отношение к учебе

4.Ранние антисоциальные формы поведения

5. Любые изменения в жизни человека


4. Девиантным поведением называют:

1. Любые изменения в жизни человека

2. Перемещение человека в пределах своей группы

3.Несоблюдение принятых в обществе норм

4. Изменение статуса человека

5. Низкий интеллект


5. Для исследования проблем здорового образа жизни в социологии медицины применяют:

1. Анкетный метод

2. Клинические анализы

3. График работы регистратуры

4. Штатное расписание медицинского учреждения

5. Экспериментальный метод



6. На формирование гармоничной личности студента влияют:

1.Здоровый образ жизни

2. Отсутствие вредных привычек

3. Духовные потребности студента

4. Пол человека

5. Национальность человека


7. На формирование личности врача влияют:

1.Осознанный выбор профессии врача

2.Осознанные мотивы выбора специальности врача

3.Здоровый образ жизни

4. Национальность врача

5.Территориальный принцип обслуживания


8. На здоровый образ жизни населения влияют:

1. Распространенность вредных привычек

2.Качество медицинской помощи

3.Уровень санитарного просвещения среди населения

4. Доступность медицинской помощи

5. Национальная принадлежность


9. Основные мероприятия по укреплению здоровья населения это:

1. Пропаганда здорового образа жизни

2. Обеспечение доступности медицинской помощи

3. Обеспечение высокого качества медицинской помощи

4. Обеспечение высокого уровня санитарного просвещения

5. Развитие зрелищных и азартных игр


10.На формирование здорового образа жизни негативно (отрицательно) влияют:

1.+ Рыночная ориентация всего общества

2.+ Нерешенные социально-экономические проблемы

3.+ Слабая государственная поддержка ЗОЖ

4.+ Распространенность вредных бытовых привычек

5. Высокие духовные потребности молодежи


  1. Какой ущерб молодому человеку наносит курение:

1. Уменьшается объем и масса сердца

2.Замедляется рост в подростковом возрасте, понижается умственная и физическая работоспособность, увеличивается склонность к заболеваниям бронхов, легких, желудка

3. Нарушатся обмен витаминов группы В и микроэлементов


4. Появляется дисбаланс процессов возбуждения и торможения ЦНС

5. Уменьшается объем циркулирующей крови


12.К факторам, формирующим здоровый образ жизни относятся:

1.Физическая и двигательная активность

2.Рациональное питание

3.Четкий режим труда и отдыха

4. Закаливание

5. Переохлаждение


13.Здоровье – это:

1. Поведение человека, направленное на гармонизацию физического и умственного развития

2. Состояние физического благополучия и отсутствие болезней

3.Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней

4. Состояние психического благополучия

5. Состояние социального благополучия


14 .К факторам риска, вызывающим девиантное поведение в молодежной среде относятся:

1.Принадлежность к "отвергнутым" или к тем, кто находится в контакте с "отвергнутыми" детьми

2.Позитивное отношение к поведению употребляющих психоактивные вещества среди сверстников

3. Неумеренно робкое или агрессивное поведение среди сверстников

4. Неспособность справиться с общественными задачами

5. Крепкие, дружеские отношения в семье

15. Злоупотребление психотропными веществами приводит к:

1. Эмоциональным расстройствам

2. Снижению сообразительности

3. Ухудшению памяти и мышления

4. Истощению волевых качеств

5. Улучшению самочувствия


16. Систематическое употребление наркотических средств может вызвать:

1. Синдромом психической и физической зависимости

2. Улучшение самочувствия

3. Улучшение памяти

4. Эмоциональную устойчивость

5. Биологическую потребность

17. Что относится к формам аддиктивного (отклоняющегося) поведении личности:


1.Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость)

2.Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды)

3.Игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры)

4. Религиозный фанатизм

5. Снижение сообразительности


18. Группы токсических веществ, вызывающих болезненное пристрастие к ним:

1.Снотворные средства

2.Летучие ароматические вещества

3.Транквилизаторы

4. Анальгетики

5.Жаропонижающие средства


19. К токсическим веществам, вызывающим болезненное пристрастие относятся:

1. Стимуляторы

2 Антигистаминные средства

3. Жаропонижающие средства

4. Диуретики

5. Гормональные препараты


20. Какие мероприятия относятся к первичной профилактике:

1. Оздоровление окружающей среды

2. Медико-социальная реабилитация

3. Трудовая реабилитация 4

4. Профосмотр больных с хронической патологией

5. Диспансерное наблюдение за инвалидами


Оценочная шкала тестирования:

Если тест выполнен правильно на 90-100% - отлично;

На 75- 89% - хорошо;

На 50-74% - удовлетворительно;

На 49% и менее - неудовлетворительно.