girniy.ru 1 2 ... 14 15








Министерство образования

и науки Республики Казахстан

Комитет по охране прав детей


Семейное неблагополучие:

причины и предупреждение

Астана, Казахстан, 2009

Центр исследований Сандж



Министерство образования

и науки Республики Казахстан

Комитет по охране прав детей




Семейное неблагополучие:

причины и предупреждение


ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ

И ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН


Астана, 2009

Содержание


Введение 4

Цели и методы 5

Этапы 6

Методика анкетного опроса 7

1.Законодательная защита прав детей 9

1.1. Немного об истории 9

1.2. Законодательство Казахстана 11

2.Понятие семейного неблагополучия 22

2.1. Принятая терминология 22

2.2. «Неблагополучная семья» в восприятии респондентов 23

2.3. «Благополучная семья» – какая она? 28

Карта неблагополучных и благополучных семей 32

2.4. Правомерность понятия «Неблагополучный ребенок» 33

2.5. Выводы 34

3.Казахстанская семья – положение сегодня 37

4.Благополучие ребенка и благополучие семьи 44

5.Причины семейного неблагополучия 51

5.1. Причины неблагополучия по мнению специалистов и общественности 51


5.2. Результаты факторного анализа 54

5.3. Развод как причина неблагополучия семьи 58

5.4. Алкоголизм родителей 63

5.5. Материальные проблемы, как причина неблагополучия семьи 65

6.Ценностные ориентиры 66

6.1. Распределение ролей в семье 66

6.2. Ценности и нормы в восприятии родителей 68

6.3. Ценности и нормы в восприятии детей 70

6.4. Нормы семьи и ближайшего окружения 75

6.5. Совпадение интересов государства и интересов семьи 76

7.Взаимопонимание – важный аспект благополучия семьи 79

7.1.Приоритеты в вопросах воспитания 81

7.2.Воспитательные методы воздействия 83

7.3.Доверие – залог взаимопонимания 84

7.4.Совместный досуг 85

8.Институциональный анализ 88

9.Примеры практик помощи семье и профилактики неблагополучия 104

9.1.Социальная поддержка материнства и детства 104

9.2.Меры по профилактике неблагополучия в семье 108

10.Рекомендации по раннему выявлению семей "группы риска" 113

11.Общие рекомендации 115

Приложение 1. Из опыта работы с семьями учащихся 119

Приложение 2. Факторный анализ 122

Исполнители проекта 129



Введение




Уважаемые педагоги, психологи, инспектора по делам несовершеннолетних и все лица, работающие с семьями и детьми! Это пособие – для Вас. Оно является продолжением серии пособий, которые выпускает Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки РК совместно с различными неправительственными организациями Казахстана.


Пособие разработано на основе выполненной научно-аналитической работы группы социологов и педагогов, которая включала в себя проведение анализа официальных статистических данных, данных выполненного социологического исследования, глубинного статистического анализа.

В рамках исследования были опрошены жители города Алматы: дети и родители из благополучных и неблагополучных (по оценке школ) семей, специалисты, работающие с детьми и семьями, общественность Алматы, включая неправительственные организации, и просто население этого города.


В данном пособии дается обзор законодательства в области охраны прав детей, ситуационный анализ в области семейного благополучия в Казахстане (по данным официальной статистики), и в г. Алматы (по результатам выполненного опроса), обозначены причины возникновения семейного неблагополучия, предлагаются рекомендации по раннему выявлению семейного неблагополучия и методика по его мониторингу.


Надеемся, что результаты исследования и рекомендации, предложенные в данной работе, помогут Вам в работе с семьями для предупреждения и раннего выявления их неблагополучия.


Успехов в вашем нелегком, но очень необходимом для развития страны деле!


Исследователи центра «Сандж», 2009 год

Цели и методы



Цель

Изучить фактическое состояние семейного неблагополучия и разработать рекомендации по раннему его выявлению и предупреждению.


Задачи


  1. Провести анализ действующего законодательства, обеспечивающего права и интересы детей;

  2. Провести мониторинг по данным, представленным Комиссиями по защите прав несовершеннолетних при местных исполнительных органах регионов, и оценить ситуацию в стране;

  3. Провести анкетирование среди детей и родителей, в трудовых коллективах и общественности на темы: “Семья-ячейка государства, должны ли нравственно-духовные устои их совпадать?”, “Береги честь смолоду”, “Мой дом-моя крепость”, “Роль и место преемственности поколений в становлении молодой семьи”, “Баланы жастан, келінді бастан”, “Қыз өссе-елдің көркі”, «Қызға қырық үйден, ұлға отыз үйден тыйым салу»;
  4. Собрать и проанализировать информацию органов образования по обследованию условий проживания детей в неблагополучных семьях и выявить причины, их порождающие;


  5. Привлечь неправительственные организации, организации образования и Департамент по защите прав детей гор. Алматы для оказания содействия в социологическом исследовании, для апробации и внедрения программы по вопросам раннего выявления семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства;

  6. На основе анализа полученных данных разработать рекомендации по вопросам мониторинга раннего выявления семейного неблагополучия.




следующая страница >>