girniy.ru 1

Категории учебных целей в когнитивной области

(таксономия Б.Блума)

Наиболее реальным, инструментальным и диагностичным является способ постановки целей через результаты обучения, выраженные в конкретных действиях учащихся.


Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания от конкретных фактов до целостной теории – припоминание соответствующих сведений.

Ученик

Знает употребляемы термины;

Знает конкретные факты;

Знает методы и процедуры;

Знает основные понятия;

Знает правила и принципы.

Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение событий) или предположение о дальнейшем ходе явления, предсказание последствий, результатов. Такие учебные результаты превосходят простое запоминание.

Ученик

Понимает факты, правила, принципы;

Интерпретирует словесный материал;

Интерпретирует схемы, графики, диаграммы;

Преобразует словесный материал в математические выражения;

Предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях, новых ситуациях. Сюда входит применение правил, понятий, методов, принципов, законов и теорий.


Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.


Ученик

Использует понятия, принципы и правила в новых ситуациях;

Применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

Демонстрирует правильное применение метода и процедуры.


Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материалы на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.

Учебные результаты характеризуются при этом еще более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Ученик

Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, приводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.


Синтез

Обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление , доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений).

Соответствующие учебные результаты предполагают действия творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик

Пишет творческие работы, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

Оценка

Обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие назначенной цели). Критерии могут быть определены самими учащимися или же задаваться ему извне (учителем).


Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям, оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.


Ученик

Оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

Оценивает соответствие выводов имеющимися данными;

Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.



Категории учебных целей в аффективной

(эмоционально-ценностной) области


Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

Восприятие: готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления. Субкатегории: осознание; готовность и желание воспринимать; избирательное (произвольное внимание).

Ученик: проявляет осознание важности учения, внимательно выслушивает высказывания окружающих, проявляет восприимчивость к потребностям и проблемам других людей, проблемам общественной жизни.

Реагирование: способность откликаться на то или иное явление или внешний стимул, проявление интереса к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: подчиненный отклик, добровольный отклик; удовлетворение от реагирования.

Ученик: выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнить задание, проявляет интерес к учебной дисциплине.

Усвоение ценностной ориентации: уровни усвоения ценностных ориентаций (отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности): принятие ценностных ориентаций; предпочтение ценностной ориентации; приверженность; убежденность.


Ученик: целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убежденность, отстаивает те или иные идеалы.

Организация ценностных ориентаций: осмысление и соединение разных ценностных ориентаций и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Уровни организации: осмысление своего отношения; организация системы ценностей

Ученик: принимает на себя ответственность за свои действия, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы и т.д. в соответствии с собственными способностями, интересами, убеждениями.

Распространение ценностных ориентаций на деятельность: ценности устойчиво определяют поведение индивида, определяют его мировоззрение и стиль жизни: обобщенная установка распространенных ценностных ориентаций на деятельность.

Ученик: проявляет стремление к сотрудничеству в групповой работе, проявляет готовность к изменению своих суждений в свете убедительных аргументов, формулирует последовательное и устойчивое жизненное кредо.

Оценка эффективности способов целеполагания


Типичные способы постановки целей

Оценка эффективности способа

1. Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление…», «изучить теорему…»

Минус: не является инструментальным, не ясен результат

2. Определение целей через деятельность преподавателя: «ознакомить», «объяснить», «рассказать»

Минус: сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат


3. Постановка целей через деятельность учащихся: «решение задачи», «выполнение упражнения»

Минус: акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия – изменения в развитии учащихся.

4. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и личностного развития обучающихся: «формировать умение…», «развивать познавательную самостоятельность…», «формировать отношения…»

Плюс: обучение на уровне обобщенных целей

Минус: обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов)

5. Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся: «знает конкретные факты, правила, понятия…», «понимает… и интерпретирует…»

Плюс: наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения