https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Аналитическая информация о работе

методического объединения учителей истории и географии

ГУ «Пешковская СШ»ООФР»

за 2010-2011 учебный год.


Модернизация казахстанского образования, направленная на повышение качества знаний учащихся, требует от учителя высокого уровня профессиональной подготовки. Современному учителю недостаточно владеть предметными знаниями, он должен владеть арсеналом методических подходов и технологий обучения, широким спектром приемов и методов обучения.

Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы МО и ее роли в процессе совершенствования уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области предмета.


В прошедшем учебном году работа методического объединения была подчинена общешкольной проблеме с усилением деятельности по направлениям: индивидуализация и дифференциация обучения; повышение творческого мастерства и качества профессиональной подготовки учителей; активизация внеклассной работы по предметам.

Тема МО: Компетентностный подход в обучении географии в условиях модернизации образования

Цель: развитие уровня педагогического мастерства, их эрудиции и компетентности в области географии и методики преподавания.

В соответствии с темой решались основные задачи:


  1. повышение профессиональной компетентности учителя;

  2. освоение и внедрение инновационных технологий в системе работы учителей истории и географии ;

  3. повышение уровня обученности по предметам через интеграцию инновационного, научно-исследовательского, общеобразовательного процесса;

  4. выявление , обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей;
  5. приобщение учителей к поисковой, научно-исследовательской , опытно-экспериментальной деятельности;


  6. Отслеживание результатов собственной деятельности и создание банка диагностических материалов по определению сформированности ключевых компетенций.

  7. Сохранение положительного настроя педагогов.


По линии методического объединения осуществлялся внутришкольный контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, за качеством знаний, умений и навыков учащихся, за выполнением обязательного минимума содержания образовательных программ, за состоянием школьной документации, использованием решений и поручений администрации.


Основные направления работы, которые проводились в 2010-2011 учебном году учителями МО истории и географии:

1.Пополнение знаний в области государственной политики по вопросам образования:

   - продолжить изучение нормативно-правовой документации:

   - изучение инструктивно-методического письма по основам преподавания истории и географии в 2010-2011 гг;

   - в работе руководство государственными документами об образовании:

2. Совершенствование научно-методической подготовки учителей, повышение их квалификации:

   - регулярное посещение семинаров, курсов повышения квалификации;

   - улучшение взаимопосещения уроков, обмен опытом;

   - овладение научно-обоснованным анализом и самоанализом педагогической деятельности (анализ уроков, внеклассных мероприятий)

 - участие в работе школьных совещаний и педсоветов.

3. Организация внеклассной и внешкольной работы:

  - разнообразие форм работы по экологии, гражданско-правовому воспитанию; активизация исследовательской работы с учащимися;

     - активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время (работа творческих объединений, факультативов)

4. Изучение, обобщение и распространение передового опыта:

   - изучение опыта работы по правовому и экологическому воспитанию,  организация самостоятельной работы с учебником, по использованию в практике информационных технологий и других современных педагогических технологий;


5. Совместная работа руководителей МО с администрацией школы. Изучение состояния преподавания через посещённые уроки и их анализ,

тестирование, просмотр тетрадей, проведение самостоятельных работ, творческие отчеты учителей.

6. Работа по оснащению кабинета дидактическим и методическим материалом:

  - пополнение кабинетов дидактическим материалом;

  -участие в смотре кабинетов.

  - изучение вопроса полноты использования имеющихся ресурсов для ведения уроков на качественно высоком уровне.

7. Работа по подготовке к ЕНТ:

 8. Работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся..


 Мероприятия по повышению качества знаний учащихся

1. Внедрение методов и приёмов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.

2. Систематический контроль  качества усвоения материала.

3. Использование на уроке личностно- ориентированных технологий, ИКТ.

4. Формирование навыков самостоятельной работы  у учащихся по приобретению знаний.


Планирование работы МО на прошедший учебный год было начато с всестороннего анализа деятельности за 2009-2010 уч.год. Анализ работы подразумевал изучение следующих вопросов:


  1. - диагностика уровня обученности и качества знаний обучающихся по результатам срезовых работ, промежуточного тестирования и результатам ЕНТ.

- итогов полугодия и учебного в сравнении с предшествующим периодом.

2) деятельность учителей по совершенствованию педагогического мастерства – результативность профессиональной деятельности, повышение квалификации и самообразование.

3) обоснованность выбора учебно-методического комплекса, обеспечивающего преподавание истории и географии в школе.

4) состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время

Для достижения поставленных целей и задач работа с членами методического объединения проводилась в следующих направлениях: рабочие заседания по повышению педагогического мастерства, освоение новых педагогических технологий, проведение семинаров, научно-методическая работа учителей, научно-исследовательская работа обучающихся, участие учителей в конкурсах, инновационная деятельность.



Кадровый состав МО:


ггод

Всего педагогов

Из них по образованию

По категории

По стажу

высшее

с/сп

среднее

высшая

11

22

бб\к

о т

3-х лет

От 3 до 10 лет

От 10 до 20 лет

Более 20 лет

2010-2011

4

4

-

-

22

11

11




-

-

4

-



В составе МО 4 учителя, все они имеют высшее образование. Стаж работы всех учителей от 10-до 20 лет. 75% (3) учителей имеют первую и высшую категорию, 25% (1) вторую категорию.


Основной формой повышения кадрового потенциала являются курсы переподготовки кадров при областном ИПК и ПРО.

Для педагогических работников первоочередной задачей является повышение уровня их профессиональной компетентности, так как от этого во многом зависит качество образования. Поэтому, одним из путей формирования личностных и профессиональных качеств человека является система повышения и переподготовки учителей. Существующая система повышения квалификации решает лишь часть задач, поэтому учителя ведут работу по самосовершенствованию, для того чтобы владеть не только своим предметом, но и уметь свободно ориентироваться в своей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин, строить учебные планы, формировать у учащихся навыки самообразования.



ггод

Всего педагогов

Прошли курсы

Приняли участие в конкурсах

Приняли участие в семинарах

Обобщили опыт

Лицензировали авторские проекты

ввсего

% от общего кол-ва

район

обл.

район

обл.

район

обл

район

22010-2011


4

11


25%

1

11

31

-


1

-


-
2010-2011 учебном году было проведено 4 заседания МО. Все вопросы, которые рассматривались на заседаниях, согласуются с методическими целями.

Направления и формы работы МО  были выбраны разнообразные (практикумы, деловые игры, семинары, зачеты, мастер-классы, путешествия, конференции и др), но  результат  работы во многом  зависел  от педагогов,  их профессиональных  качеств  и  творческого  потенциала. 



Каждый учитель работал над своей темой по самообразованию, что воплощалось в теоретической и практической работе: на секционных заседаниях МО, методических советах, педагогических советах, методических совещаниях, совещаниях при директоре, на уроках.


ФИО учителя

Тема

Попко Т.В

Компетентностный подход в изучении географии как условие самореализации обучающегося и педагога

Глущенко С.В

Развитие творческой активности учащихся с использованием ИКТ на основе личностноориентированного подхода.


Лымарь Т.С

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории.


Бушаева Е.В

Проектная деятельность учащихся на уроке истории.


Темы самообразования исходят из единой методической темы МО, школы и профессионального интереса учителя. В результате отрабатываются активные методы и приемы обучения, разрабатываются пакеты дидактических материалов, создаются компьютерные презентации. Учителя знакомятся с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

Технология повышения методического мастерства: изучение передового опыта и основы педагогических технологий от полученной информации - через обсуждение на МО - к внедрению в практическую деятельность

На заседаниях МО рассматривались вопросы  самообразования учителей-предметников,  работы с одаренными детьми,  повышения творческого мастерства учителя;  осуществлялся обмен опытом по работе учителей над повышением результативности обучения и качества знаний учащихся. Анализировались причины низкого качества знаний учащихся по предметам и намечались меры, направленные на повышение качества знаний. В конце учебного года, на последнем заседании МО,  подведены итоги работы по повышению качества знаний и подготовке к ПГК, экзаменам, в том числе в форме ЕНТ.


Учителя МО в течение года принимали активное участие в районных и областных мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства.


Ф. И. О.

наименование мероприятия

уровень (школа, район, область)

тема

сроки

результат

Попко Т.В

Дистанционный Интернет-марафон


обл

«Самый содержательный сайт»

2010

2 место



Выступление на секции учителей географии

на августовской конференции


район

«Участие учителя географии в сетевых интернетсообществах»

2010


доклад


Конкурс «Лучший сельский учитель-2011»

область

-

2010

1 место

Дистанционный конкурс «Лучший ЦОР» (МОРК)

республика

Сайт учителя географии

2010

Победитель

Грамота МОРК

Учителя  осознают  необходимость давать  не просто знания, а формировать  научное мышление  учащихся, а также способствовать  развитию интеллекта и  творческого потенциала.  Применяемые  технологии  ИКТ, критического  мышления,  личностно – ориентированного  обучения,  технологии погружения  направлены  на  развитие  личности   способной адаптироваться в современном  мире, что, естественно предполагает  высокий  уровень знаний  по психологии, умений  психолого – педагогического  диагностирования  и  использования  результатов   диагностики  в  формировании  личности  ребенка.


В течение последних лет у учителей объединения складывается собственная система организации научно-исследовательской деятельности, которая включает требования к развитию творческих возможностей учащихся. Научно-исследовательская деятельность учащихся рождает интересные формы взаимодействия педагогов и учащихся, становится необходимой, органически вписывается в общий педагогический процесс, становится мощным фактором влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка.

В научную работу  вовлекаются  и учащиеся  нашей школы,   что позволяет им почувствовать  уверенность в  себе,  ощутить  радость  успеха.  Все это  отвечает  познавательно – развивающим и  обучающим,  воспитательным  социально – адаптированным  функциям  концепции образования. 


всего участн. олимпиады

призовые

места

Ф. И. победит.

всего участн. соревнований научн. проект.

призовые

места

Ф. И. победителей

район

обл.

район

обл.

район

обл.

район

обл.

географии

5





31




Коваленко Т (8 кл) – 2 место




11







-

история







2




Водяева П (9кл)-3м

Гавель Т (10 кл) – 3 место
















В январе этого года Абрамова Светлана (ученица 9 класса) участвовала в областном конкурсе научно-исследовательских проектов (тема «Влияние луны на учебную деятельность школьников). Лымарь Евгений, учащийся 9 класса, является победителем районного заочного конкурса научных проектов по истории.

Актуальными являются для педагогов в дальнейшем при подготовке ребят к олимпиадам - вопросы совершенствования контрольно – измерительных материалов по олимпиадам различного уровня - обеспечение полноты охвата содержания школьной программы и использование дополнительного материала не только по предмету, но и в рамках интеграции с другими науками. Соответствие контрольно – измерительных материалов новым Стандартам образования, совершенствование интеллектуальных умений школьников. Развитие логического мышления.

В течение года проводились прикладные курсы, как по истории, так и по географии (по темам «Картография» и «Геоэкология Казахстана»). Ученики имеют зачетные книжки, в которых фиксируют оценки по зачетам, контрольным работам, самостоятельным и практическим работам по изучаемым предметам. Кроме того учащиеся 10 классов имеют «Портфолио», в котором каждый из них фиксирует результаты учебы, а также свои творческие достижения.


В целях повышения качества подготовки выпускников  к сдаче ЕНТ, методическим объединением запланирован  и проведен ряд мероприятий:


  • На заседаниях МО проанализированы результаты ЕНТ за 2004-2010 уч.г.

  • В план работы МО включена работа по подготовке учащихся к ЕНТ, систематически ведется контроль и анализ результатов пробного тестирования и промежуточных контрольных срезов. 

Учителя проводят консультации для учащихся 11 классов. Результаты промежуточных тестирований по истории и географии выглядят следующим образом:



предмет

Iчетверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Качест

Ср.балл

кач

Ср.балл

кач

Ср.балл

кач

Ср.балл

история

29.2

15

36.5

15.7

51

16.6

80

18.2

география

37

16.5

60

19

75

19


90

20


Считаем, что учителя МО проводят все возможное для качественной сдачи ЕНТ, хотя в основном результат будет зависеть от подготовки конкретно каждого ученика. Учителя проводят постоянный контроль за посещением консультаций учащимися.

Сравнивая результаты трех последних двух лет, следует отметить повышение качества знаний как по географии, так и по истории.

Оценки, полученные на экзаменах, в основном, совпадают с годовыми.


Многие учащиеся имеют компьютерный диск по истории Казахстана «Подготовка к ЕНТ только на 5»

Анализ  содержания  тестов  по географии позволяет  утверждать, что успешно  справляются  с заданиями  хорошо  подготовленные  учащиеся,  умеющие  неординарно мыслить,  знающие  теоретический  материал,  географическую  и  тематическую карты,  имеющие  практические  навыки. Задания  по  предмету  полностью  соответствуют  учебной  программе и  учебникам,  соответствующим  инструктивно – методическому  письму, требуют конкретных, односложных ответов. Но  учащиеся  допускают  ошибки  в  вопросах  общей эрудиции.   Учителю необходимо   работать над  формированием   долговременной   памяти. Например, задания по физической географии  требуют  умений устанавливать внутрипредметные  и причинно – следственные  связи,  в чем  часто испытывают затруднения  учащиеся.

Немаловажное значение в работе МО по подготовке выпускников к ЕНТ играет мониторинг  результативности итогов ЕНТ, где оценивается  качество знаний, умений, навыков учащихся по предметам. Мониторинг помогает сравнивать качество обучения выпускников по предмету по годам, увидеть на каком году обучения и по какому предмету снижается качество, тем самым корректировать план работы методического объединения, конкретного учителя. В связи с этим, осуществляется   мониторинг результатов ЕНТ за прошлые года по предметам.

Анализ ЕНТ позволяет повысить мотивацию учащихся и учителей к получению высоких результатов обучения, позволяет определить направления совершенствования содержания образования, улучшения качества учебных программ, учебников, технологии обучения.

Считаем, что для дальнейшей работы по повышению качества подготовки учащихся к ЕНТ необходимо:


  • отслеживать и повышать уровень аналитической деятельности руководителя МО;

  • осуществлять контроль за качеством знаний учащихся

  • систематически проводить анализ ошибок и коррекцию знаний

  • активизировать работу по тренингам (работу в тренинг-парах)

  • продолжать работу с картами – опорами, синхронологическими таблицами, электронными средствами обучения

  • проводить в течение года плановое повторение тем (блочно), параллельно прорабатывать тесты, осуществляя их анализ, комментируя, с приведением аналогий, развивая ассоциативное мышление у учащихся.

  • совершенствовать использование учителями инновационных технологий в процессе обучения

  • проводить работу по повышению уровня профессиональной компетентности учителей.

  • вести работу над формированием долговременной памяти

Для обобщения опыта работы учителей ведется мониторинг качества знаний по предметам.


предмет

учитель

Качество знаний (в %)

Успеваемость (в %)

география

Попко Т.В.


67

100

история

Лымарь Т.С.


55

100

история


Бушаева Е.В.

75

100


история

Глущенко С.В

57

100




учитель

2008-9уч.г

2009-10 уч.г

2010-2011




качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

Глущенко С.В

46

100

51

100

57

100

Лымарь Т.С

42

100

48

100

55

100

Бушаева Е.В

54

100

60

100

75

100

Попко Т.В

61

100

63

100

67


100



Анализ результатов показывает, что, в основном качество обучения по предметам повышается. Какие формы работы этому способствовали:

- использование информационно-коммуникационных технологий на уроке ( по сравнению с прошлым годом использование ИКТ учителями МО повысилось на 25%);

- эффективное проведение уроков, которое очень сильно зависит от правильного выбора форм и методов обучения.

- активизация работы с детьми, имеющими повышенную и пониженную мотивацию к обучению;

- обобщение и обмен опытом и анализом работы.

Учителя МО в своей практике используют элементы различных технологий, у каждого есть одна, на которую он опирается в своей работе больше всего.



Ф.И.О учителя

Название пед. технологии

Глущенко С.В

ИКТ

Лымарь Т.С

Технология критического мышления

Бушаева Е.В

ЛОО

Попко Т.В

ИКТ


Каждый учитель имеет банк собственных наработок

название технологии

Ф. И. О. педагогов, активно использующих инновационные педтехнологии в собственной практике

результативность их использования

ИКТ

Попко Т.В


Создание персонального сайта, электронного портфолио, участие в Интернет-конкурсах и дистанционных марафонах (грамоты и дипломы). Повышение качества обучения в процессе изучения географии. Высокие показатели сдачи ЕНТ и ПГК.Сборники электронных презентаций ко всем курсам географии (6-11кл)

Глущенко С.В

Доклад на августовской конференции (секция истории) «Применение ИКТ как способ развития творческой активности обучающихся». Сборники электронных презентаций по Истории Казахстана и Всемирной истории

Технология критического мышления

Лымарь Т.С

Сборник открытых уроков с применением элементов данной технологии по истории Казахстана для 6-8 классов.


ЛОО

Бушаева Е.В

Сборник открытых уроков и внеклассных мероприятий по истории Казахстана с применением технологии ЛОО


Формы обучения, используемые учителями в преподавании предмета


Формы

обучения

Глущенко С.В

Лымарь Т.С

Бушаева Е.В

Попко Т.В

Индивидуальные

35%

30%

40%

45%

Групповые

55%

40%

40%


15%

коллективные

10%

30%

20%

40%


МО способствует обобщению и распространению передового опыта, предупреждению ошибок в работе учителей, методически грамотному преподаванию учебных курсов и активизации творческого потенциала педагогов.

По итогам года качество знаний по предметам МО выше среднего общешкольного показателя.


Обеспеченность учащихся учебниками нового поколения.


предмет

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл

10кл

11кл

История

96

96

98

95

92

98

98

География

99

98

100

95

60

75

85

В рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы ведущим звеном являются предметно ориентированные курсы по выбору, главная задача которых заключается в реализации интереса учащегося к выбранному профилю и уточнении его готовности осваивать предмет на высоком уровне сложности в старшей школе.


Обмена опытом каждый учитель в течение года проводил открытые уроки и внеклассные мероприятия:


  • Попко Т.В провела открытый урок в 11 классе «Япония – удивительная страна», в 7 классе «Путешествие в Океанию»

  • Лымарь Т.С – внеклассное мероприятие в 6 классе.

  • Глущенко С.В – «Первая мировая война» (10 класс), «Крестьянские волнения – движения в Казахстане 1924-1931 годов». Внеклассное мероприятие: «Обновление Конституции РК как важная составляющая на пути демократизации казахстанского общества» (10 классы).

  • Бушаева Е.В – «Переселенческая политика царизма в Казахстане» (8 кл).

Мероприятия прошли на хорошем методическом уровне, посеяли в душах детей ростки доброты, любознательности, познавательной активности, положительных эмоций, заслужили высокие оценки коллег.

Большое место на уроках географии и   истории отводилось экологическому воспитанию учащихся, привитию любви к природе, родному краю через использование краеведческого материала; гражданско-правовому  и патриотическому воспитанию, экономическому образованию, использованию теоретических знаний на практике.

Анализ деятельности методического объединения учителей естественного цикла показал, что каждый педагог успешно использует собственные методические наработки, творческие приёмы, находки, овладевая новыми навыками, знакомится с новыми педагогическими технологиями, применяет их в своей работе при подготовке творческих семинаров, уроков, педсоветов. Кроме того, педагоги активно занимаются самообразованием, овладевают и используют в своей работе электронно-образовательные ресурсы различного типа. Активно посещали все педсоветы, выступали с сообщениями на уровне школы, района; давали открытые уроки, мастер-классы. Продуктивно осуществлялось взаимопосещение уроков учителями . Повышение уровня требований к знаниям и навыкам учащихся ( в связи с переходом на обязательное тестирование) не привело к снижению качества обученности школьников, так как все педагоги подошли к этой проблеме комплексно , с учетом индивидуальных особенностей ребят. Большое внимание , как всегда, было уделено работе с одаренными детьми и детьми немотивированными на обучение ( системная работа на уроках, организация дополнительного обучения, встречи с родителями и консультирование).


Положительные тенденции, наметившиеся в преподавании предмета:

- Увеличение среднего балла по истории и географии на ЕНТ;

- Использование ИКТ на уроках;

- Использование в практике учителей МО интерактивных методов обучения;

- Участие в семинарах, обучение на курсах повышения квалификации с целью повышения своего методического уровня;

- Использование в своей работе передового опыта учителей;

- Активизация работы методической службы школы и района.


К недостаткам в организации учебных занятий

учителя МО относят следующее:


  • неумение соотнести выбранные методы и формы работы на уроке с его ТДЦ и дидактическими задачами этапов;

  • недостаточный выбор средств, способствующих получению результатов при формировании умений и навыков;

  • недостаточный аналитический уровень результатов работы;

  • отсутствие обратной связи с учащимися;

  • поверхностный подход к конструированию урока, непродуманность и неэффективность используемых средств, их однообразие;

  • недостаточно глубокие знания новых образовательных технологий, которые можно было бы адаптировать для определенного класса, в определенных условиях

  • малое количество взаимопосещений уроков.


Кроме того, в качестве выявленных проблем можно отметить следующее:

  • Недостаточная ориентация учителей на участие в конкурсах педагогического мастерства,

  • не достаточно эффективная работа с одаренными детьми.


Факторы, препятствующие повышению качества преподавания предмета.

  • Большое количество ошибок в учебниках нового поколения.

  • Отсутствие новых карт и качественных методических пособий.

  • Недостаточно обеспечение аудио и видио материалами к урокам.

  • Цифровой материал, используемый в экономической географии не всегда доступен учителю. Поэтому расхождения в цифрах неизбежны.


Кроме того, при обучении истории и географии основной трудностью в работе считаем :


  • большую заформализованность учебного процесса, которая выражается в большом количестве условностей сопровождающих работу педагога в школе.

  • так же слабые возможности реализации дифференцированного подхода из-за большого различия в уровне обученности в условиях отдельно взятого класса.

  • нерадивое отношение к обучению у учащихся и недостаток внимания к географии и истории как науке.



Для дальнейшего  эффективного  взаимодействия  в условиях  создания  национальной  модели школы, необходимо  наметить  новые ориентиры в деятельности  методического объединения учителей истории и  географии и обратить внимание на решение следующих  проблем:
1. Усиление аналитической деятельности МО
2. Определение оптимальных  путей  повышения  квалификации  учителей с учетом  современных тенденций в педагогике, индивидуальных  потребностей  учителя и ученика.
3.Определение  приоритетных направлений  деятельности  по  предупреждению неуспеваемости.
4 .Обеспечение необходимой  информационной,  психолого–педагогической, методической  подготовки  учителей  и иных   аспектов их профессиональной деятельности.
5. Осуществление  обмена опытом и создание условий  для       продуктивного  профессионального  общения  между учителями МО.

Существование вышеперечисленных проблем выдвигает приоритетные

задачи на следующее полугодие:

  1. повышать творческий и методический уровень преподавания предметов посредством формирования профессиональной педагогической компетентности учителя;
  2. продолжить работу по освоению инновационных подходов в обучении истории и географии, обеспечивающих качественное образование; 


  3. продумать формы контроля над результативностью образовательного процесса с целью выявления тенденций понижения качества;

  4. усилить работу по приобщению учителей к поисковой, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;

  5. приложить максимум усилий для качественной сдачи ЕНТ по истории и географии.


Задачи МО на 2011- 2012 учебный год.

 

1. Обеспечение высокого методического уровня проведения занятий, более широкое использование современных технологий обучения.

2. Повышение профессиональной квалификации учителей МО.

3. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.

4. Овладение методикой научно-обоснованного анализа и самоанализа своей деятельности.

5. Воспитание личности, способной адаптироваться в современных условиях рыночной экономики.

6. Создание условий для развития творческих способностей детей.

7. Разработка мероприятий по повышению результативности обучения (училям-предметникам)

  

В целом, работа МО учителей истории, обществознания и географии может быть признана удовлетворительной.