girniy.ru |
1
Аналитическая информация о работе
По линии методического объединения осуществлялся внутришкольный контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, за качеством знаний, умений и навыков учащихся, за выполнением обязательного минимума содержания образовательных программ, за состоянием школьной документации, использованием решений и поручений администрации. Основные направления работы, которые проводились в 2010-2011 учебном году учителями МО истории и географии: 1.Пополнение знаний в области государственной политики по вопросам образования: - продолжить изучение нормативно-правовой документации: - изучение инструктивно-методического письма по основам преподавания истории и географии в 2010-2011 гг; - в работе руководство государственными документами об образовании: 2. Совершенствование научно-методической подготовки учителей, повышение их квалификации: - регулярное посещение семинаров, курсов повышения квалификации; - улучшение взаимопосещения уроков, обмен опытом; - овладение научно-обоснованным анализом и самоанализом педагогической деятельности (анализ уроков, внеклассных мероприятий) - участие в работе школьных совещаний и педсоветов. 3. Организация внеклассной и внешкольной работы: - разнообразие форм работы по экологии, гражданско-правовому воспитанию; активизация исследовательской работы с учащимися; - активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время (работа творческих объединений, факультативов) 4. Изучение, обобщение и распространение передового опыта: - изучение опыта работы по правовому и экологическому воспитанию, организация самостоятельной работы с учебником, по использованию в практике информационных технологий и других современных педагогических технологий;
- итогов полугодия и учебного в сравнении с предшествующим периодом. 2) деятельность учителей по совершенствованию педагогического мастерства – результативность профессиональной деятельности, повышение квалификации и самообразование. 3) обоснованность выбора учебно-методического комплекса, обеспечивающего преподавание истории и географии в школе. 4) состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время Для достижения поставленных целей и задач работа с членами методического объединения проводилась в следующих направлениях: рабочие заседания по повышению педагогического мастерства, освоение новых педагогических технологий, проведение семинаров, научно-методическая работа учителей, научно-исследовательская работа обучающихся, участие учителей в конкурсах, инновационная деятельность.
В составе МО 4 учителя, все они имеют высшее образование. Стаж работы всех учителей от 10-до 20 лет. 75% (3) учителей имеют первую и высшую категорию, 25% (1) вторую категорию. Основной формой повышения кадрового потенциала являются курсы переподготовки кадров при областном ИПК и ПРО. Для педагогических работников первоочередной задачей является повышение уровня их профессиональной компетентности, так как от этого во многом зависит качество образования. Поэтому, одним из путей формирования личностных и профессиональных качеств человека является система повышения и переподготовки учителей. Существующая система повышения квалификации решает лишь часть задач, поэтому учителя ведут работу по самосовершенствованию, для того чтобы владеть не только своим предметом, но и уметь свободно ориентироваться в своей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин, строить учебные планы, формировать у учащихся навыки самообразования.
Направления и формы работы МО были выбраны разнообразные (практикумы, деловые игры, семинары, зачеты, мастер-классы, путешествия, конференции и др), но результат работы во многом зависел от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала.
Темы самообразования исходят из единой методической темы МО, школы и профессионального интереса учителя. В результате отрабатываются активные методы и приемы обучения, разрабатываются пакеты дидактических материалов, создаются компьютерные презентации. Учителя знакомятся с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями. Технология повышения методического мастерства: изучение передового опыта и основы педагогических технологий от полученной информации - через обсуждение на МО - к внедрению в практическую деятельность На заседаниях МО рассматривались вопросы самообразования учителей-предметников, работы с одаренными детьми, повышения творческого мастерства учителя; осуществлялся обмен опытом по работе учителей над повышением результативности обучения и качества знаний учащихся. Анализировались причины низкого качества знаний учащихся по предметам и намечались меры, направленные на повышение качества знаний. В конце учебного года, на последнем заседании МО, подведены итоги работы по повышению качества знаний и подготовке к ПГК, экзаменам, в том числе в форме ЕНТ.
Учителя осознают необходимость давать не просто знания, а формировать научное мышление учащихся, а также способствовать развитию интеллекта и творческого потенциала. Применяемые технологии ИКТ, критического мышления, личностно – ориентированного обучения, технологии погружения направлены на развитие личности способной адаптироваться в современном мире, что, естественно предполагает высокий уровень знаний по психологии, умений психолого – педагогического диагностирования и использования результатов диагностики в формировании личности ребенка.
Актуальными являются для педагогов в дальнейшем при подготовке ребят к олимпиадам - вопросы совершенствования контрольно – измерительных материалов по олимпиадам различного уровня - обеспечение полноты охвата содержания школьной программы и использование дополнительного материала не только по предмету, но и в рамках интеграции с другими науками. Соответствие контрольно – измерительных материалов новым Стандартам образования, совершенствование интеллектуальных умений школьников. Развитие логического мышления. В течение года проводились прикладные курсы, как по истории, так и по географии (по темам «Картография» и «Геоэкология Казахстана»). Ученики имеют зачетные книжки, в которых фиксируют оценки по зачетам, контрольным работам, самостоятельным и практическим работам по изучаемым предметам. Кроме того учащиеся 10 классов имеют «Портфолио», в котором каждый из них фиксирует результаты учебы, а также свои творческие достижения.
Учителя проводят консультации для учащихся 11 классов. Результаты промежуточных тестирований по истории и географии выглядят следующим образом:
Считаем, что учителя МО проводят все возможное для качественной сдачи ЕНТ, хотя в основном результат будет зависеть от подготовки конкретно каждого ученика. Учителя проводят постоянный контроль за посещением консультаций учащимися. Сравнивая результаты трех последних двух лет, следует отметить повышение качества знаний как по географии, так и по истории. Оценки, полученные на экзаменах, в основном, совпадают с годовыми. Многие учащиеся имеют компьютерный диск по истории Казахстана «Подготовка к ЕНТ только на 5» Анализ содержания тестов по географии позволяет утверждать, что успешно справляются с заданиями хорошо подготовленные учащиеся, умеющие неординарно мыслить, знающие теоретический материал, географическую и тематическую карты, имеющие практические навыки. Задания по предмету полностью соответствуют учебной программе и учебникам, соответствующим инструктивно – методическому письму, требуют конкретных, односложных ответов. Но учащиеся допускают ошибки в вопросах общей эрудиции. Учителю необходимо работать над формированием долговременной памяти. Например, задания по физической географии требуют умений устанавливать внутрипредметные и причинно – следственные связи, в чем часто испытывают затруднения учащиеся. Немаловажное значение в работе МО по подготовке выпускников к ЕНТ играет мониторинг результативности итогов ЕНТ, где оценивается качество знаний, умений, навыков учащихся по предметам. Мониторинг помогает сравнивать качество обучения выпускников по предмету по годам, увидеть на каком году обучения и по какому предмету снижается качество, тем самым корректировать план работы методического объединения, конкретного учителя. В связи с этим, осуществляется мониторинг результатов ЕНТ за прошлые года по предметам. Анализ ЕНТ позволяет повысить мотивацию учащихся и учителей к получению высоких результатов обучения, позволяет определить направления совершенствования содержания образования, улучшения качества учебных программ, учебников, технологии обучения. Считаем, что для дальнейшей работы по повышению качества подготовки учащихся к ЕНТ необходимо:
Для обобщения опыта работы учителей ведется мониторинг качества знаний по предметам.
Анализ результатов показывает, что, в основном качество обучения по предметам повышается. Какие формы работы этому способствовали: - использование информационно-коммуникационных технологий на уроке ( по сравнению с прошлым годом использование ИКТ учителями МО повысилось на 25%); - эффективное проведение уроков, которое очень сильно зависит от правильного выбора форм и методов обучения. - активизация работы с детьми, имеющими повышенную и пониженную мотивацию к обучению; - обобщение и обмен опытом и анализом работы. Учителя МО в своей практике используют элементы различных технологий, у каждого есть одна, на которую он опирается в своей работе больше всего.
Каждый учитель имеет банк собственных наработок
Формы обучения, используемые учителями в преподавании предмета
МО способствует обобщению и распространению передового опыта, предупреждению ошибок в работе учителей, методически грамотному преподаванию учебных курсов и активизации творческого потенциала педагогов. По итогам года качество знаний по предметам МО выше среднего общешкольного показателя. Обеспеченность учащихся учебниками нового поколения.
В рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы ведущим звеном являются предметно ориентированные курсы по выбору, главная задача которых заключается в реализации интереса учащегося к выбранному профилю и уточнении его готовности осваивать предмет на высоком уровне сложности в старшей школе.
Мероприятия прошли на хорошем методическом уровне, посеяли в душах детей ростки доброты, любознательности, познавательной активности, положительных эмоций, заслужили высокие оценки коллег. Большое место на уроках географии и истории отводилось экологическому воспитанию учащихся, привитию любви к природе, родному краю через использование краеведческого материала; гражданско-правовому и патриотическому воспитанию, экономическому образованию, использованию теоретических знаний на практике. Анализ деятельности методического объединения учителей естественного цикла показал, что каждый педагог успешно использует собственные методические наработки, творческие приёмы, находки, овладевая новыми навыками, знакомится с новыми педагогическими технологиями, применяет их в своей работе при подготовке творческих семинаров, уроков, педсоветов. Кроме того, педагоги активно занимаются самообразованием, овладевают и используют в своей работе электронно-образовательные ресурсы различного типа. Активно посещали все педсоветы, выступали с сообщениями на уровне школы, района; давали открытые уроки, мастер-классы. Продуктивно осуществлялось взаимопосещение уроков учителями . Повышение уровня требований к знаниям и навыкам учащихся ( в связи с переходом на обязательное тестирование) не привело к снижению качества обученности школьников, так как все педагоги подошли к этой проблеме комплексно , с учетом индивидуальных особенностей ребят. Большое внимание , как всегда, было уделено работе с одаренными детьми и детьми немотивированными на обучение ( системная работа на уроках, организация дополнительного обучения, встречи с родителями и консультирование).
Кроме того, в качестве выявленных проблем можно отметить следующее:
Факторы, препятствующие повышению качества преподавания предмета.
Кроме того, при обучении истории и географии основной трудностью в работе считаем :
Для дальнейшего эффективного взаимодействия в условиях создания национальной модели школы, необходимо наметить новые ориентиры в деятельности методического объединения учителей истории и географии и обратить внимание на решение следующих проблем: 1. Усиление аналитической деятельности МО 2. Определение оптимальных путей повышения квалификации учителей с учетом современных тенденций в педагогике, индивидуальных потребностей учителя и ученика. 3.Определение приоритетных направлений деятельности по предупреждению неуспеваемости. 4 .Обеспечение необходимой информационной, психолого–педагогической, методической подготовки учителей и иных аспектов их профессиональной деятельности. 5. Осуществление обмена опытом и создание условий для продуктивного профессионального общения между учителями МО. Существование вышеперечисленных проблем выдвигает приоритетные задачи на следующее полугодие:
Задачи МО на 2011- 2012 учебный год. 1. Обеспечение высокого методического уровня проведения занятий, более широкое использование современных технологий обучения. 2. Повышение профессиональной квалификации учителей МО. 3. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей. 4. Овладение методикой научно-обоснованного анализа и самоанализа своей деятельности. 5. Воспитание личности, способной адаптироваться в современных условиях рыночной экономики. 6. Создание условий для развития творческих способностей детей. 7. Разработка мероприятий по повышению результативности обучения (училям-предметникам) В целом, работа МО учителей истории, обществознания и географии может быть признана удовлетворительной. |