https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА



РАБОЧАЯ ГРУППА

ПО ПРОИЗВОЛЬНЫМ ЗАДЕРЖАНИЯМ

Изложение фактов №

Всемирная кампания за права человека

GE. 99-46211 (R)

"Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию"

Всеобщая декларация прав человека

(Статья 9)

СОДЕРЖАНИЕ

Cтр.

I. Введение 1

II. Предыстория Рабочей группы 1


  1. Состав Рабочей группы И ее мандат 3

  2. Принятые Рабочей группой критерии определения того,

НОСИТ ЛИ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР 4

V. Процедуры Рабочей группы 7

A. Процедура расследования индивидуальных случаев ... 7

B. Процедура "заключений" 9

C. Процедура "срочных мер" 9

D. Миссии на места 10

VI. Ежегодный доклад 11

VII. Сотрудничество С другими органами ООН 12

  • Сотрудничество с другими правозащитными
    механизмами 12

  • Сотрудничество с неправительственными
    организациями 13

Приложения

I. Статьи Всеобщей декларации прав человека и
Международного пакта о гражданских и политических
правах, относящиеся к мандату Рабочей группы по
произволь-ным задержаниям 16

. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых
задержанию или заключению в какой бы то ни было
форме 24

  1. Состав Рабочей группы 37


  2. Методы работы Рабочей группы 38

V. Типовой вопросник (для упрощения передачи случаев

на рассмотрение Рабочей группы) 46

VI. Практическая информация 50

VII. Резолюция 1997/50

ш

iv


I. Введение

С 1975 года Комиссией ООН по правам человека был создан комплекс механизмов, призванных укрепить международную защиту прав человека при возникновении ситуаций, которые могут свидетельствовать о существовании постоянной практики нарушений прав человека. В основе этих процедур лежит резолюция 1235 (XLII) Комиссии ООН по правам человека (она состоит сейчас из 53 членов) от 6 июня 1967 года. Эти процедуры могут касаться стран с похожей практикой нарушений или ущемления конкретных прав (таких, как свобода мнений и их выражения или независимость судей и адвокатов) либо особенно серьезных форм нарушения прав человека (насильственные исчезновения, пытки, насилие в отношении женщин и т. д.).

При помощи этих процедур производится анализ "темы" или
"ситуации", предусмотренных соответствующим мандатом. В

соответствии с существующей практикой Председатель Комиссии назначает человека, обладающего особыми познаниями в рассматриваемой области (так называемого "Специального докладчика"), или группу экспертов ("Рабочую группу"), поручив им изучить этот вопрос и представить доклад на следующей ежегодной сессии Комиссии. Мандат докладчиков по отдельным странам составляет один год, а мандат тематических докладчиков и рабочих групп - три года.

Специальные процедуры необходимо отличать от так называемых договорных органов, правовой базой которых является договор о правах человека (конвенция или пакт) и члены которых избираются на совещания государств-участников.

II. Предыстория Рабочей группы по произвольным задержаниям


1

С практикой произвольных задержаний сталкиваются все страны. Эта практика не знает границ, и ежегодно произвольным задержаниям подвергаются тысячи людей:


  • либо лишь по причине того, что они осуществили одно из
    своих основополагающих прав, гарантированных по
    международным договорам, такое, как право на свободу
    мнений и их выражения, право на свободу ассоциации, право
    покидать свою собственную страну и возвращаться в нее,
    провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека;

  • либо по причине того, что, не имея возможности
    воспользоваться основополагающими гарантиями права на
    справедливое судебное разбирательство, они подверглись
    заточению без ордера на арест и без предъявления обвинений
    или суда независимого судебного органа, или же без получения
    доступа к адвокату; иногда задержанных содержат без связи с
    внешним миром в течение нескольких месяцев или лет, а порой
    даже пожизненно;

  • либо по причине того, что их продолжают содержать под
    стражей, хотя срок назначенной им меры пресечения или
    наказания уже истек;

  • либо, наконец, по причине растущей и тревожной практики
    административного задержания, особенно лиц, ищущих
    убежища.

Поскольку само по себе задержание не является нарушением прав человека, в международном праве предпринимались растущие попытки установить границы, за которыми задержание, будь то административное или судебное, становилось бы произвольным.

Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека рассматривает вопрос о тревожном расширении подобной практики с 1985 года1. В 1990 году она просила Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств провести подробное исследование по данному вопросу и представить ей рекомендации, направленные на ограничение подобной практики.


Параллельно с этим обеспокоенность по поводу гарантий, которые должны быть предоставлены всем лицам, лишенным свободы, вылилась в принятие Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в декабре 1988 года Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (см. приложение II).

1 Резолюции 1985/16, 1988/45, 1989/38 и 1990/107 Комиссии по правам человека.



2

2




В 1991 году в порядке осуществления рекомендаций, вынесенных в вышеупомянутом докладе Подкомиссии2, Комиссия по правам человека создала Рабочую группу по произвольным задержаниям, которая таким образом пополнила круг существующих процедур, разработанных по инициативе Комиссии с целью гарантировать защиту права на жизнь и физическую неприкосновенность, свободу вероисповедания и другие права.

III. Состав Рабочей группы и ее мандат

Комиссия по правам человека наделила Рабочую группу следующим мандатом:

  1. расследовать случаи произвольного задержания или иные
    случаи задержания, не согласующегося с соответствующими
    международными нормами, изложенными во Всеобщей декларации прав
    человека или в других международно-правовых документах по этому
    вопросу, признанных соответствующими государствами, если по таким
    делам не было принято окончательного решения национальными судами
    в соответствии с внутренним законодательством;

  2. запрашивать и получать информацию от правительств и
    межправительственных и неправительственных организаций, а также
    информацию от заинтересованных лиц, их семей или их представителей;

  3. представлять Комиссии всеобъемлющий доклад на ее

    ежегодной сессии.


Рабочая группа по произвольным задержаниям является единственным внедоговорным механизмом, мандат которого прямо предусматривает рассмотрение жалоб отдельных лиц. Это означает, что ее действия основываются на праве отдельных лиц во всем мире обращаться с петициями.

В соответствии со своим мандатом Группа должна учитывать необходимость осмотрительного, объективного и независимого выполнения своих функций. Исходя из этого Группа приняла правило, согласно которому при рассмотрении дела, затрагивающего страну,

Доклад о практике административного задержания, подготовленный одним из независимых экспертов Подкомиссии г-ном Луи Жуане (E/CN.4/Sub.2/1990/29 и Add. 1), по итогам которого Комиссия по правам человека приняла резолюцию 1991/42 от 5 марта 1991 года.


3

3




гражданином которой является один из членов Группы, этот член не принимает участия в обсуждениях.

Рабочая группа состоит из пяти независимых экспертов, назначаемых после консультаций Председателем Комиссии по правам человека

в свете действующих в Организации Объединенных Наций принципов справедливого географического распределения (см. Приложение III). Первая сессия Рабочей группы состоялась в сентябре 1991 года. Мандат Рабочей группы возобновляется Комиссией по правам человека через каждые три года. В начале каждого трехлетнего срока полномочий члены Рабочей группы избирают своего Председателя и его заместителя.

Группа, которая обслуживается в течение года секретариатом, проводит три сессии в год, каждая из которых продолжается от пяти до восьми рабочих дней.

IV. Принятые Рабочей группой критерии определения того, носит ли лишение свободы произвольный характер

A. ЧТО ТАКОЕ "ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ"?


В резолюции 1991/42 Комиссии по правам человека, на основании которой была создана Рабочая группа, нет определения термина "задержание". В результате этого появились разные толкования данного термина, избежать которых удалось благодаря принятию резолюции 1997/50 Комиссии.

Международные договоры о правах человека защищают право на личную свободу, из чего следует, что никто не может быть произвольно лишен свободы.

Это значит, что лишение свободы может быть правомерным, как, например, лишение свободы осужденных или лиц, обвиняемых в совершении тяжких правонарушений. Могут существовать и другие формы лишения свободы, к которым прибегают административные органы, например, для изоляции психически больных лиц. Кроме того, право на личную свободу может подлежать ограничениям в периоды чрезвычайного положения в соответствии со статьей 4 Международного пакта о гражданских и политических правах. В последнем случае аресты

4


зачастую санкционируются не судебными, а другими властями. Наконец, в некоторых ситуациях лишение свободы запрещается в принципе, как, например, тюремное заключение за долги.

Необходимо также оговориться, что в международных договорах не всегда используется одна и та же терминология для обозначения лишения свободы: в них может идти речь об "аресте", "взятии под стражу", "задержании", "заключении", "помещении в тюрьму", "заточении", "изоляции" и т. д. По этой причине Комиссия по правам человека в своей резолюции 1997/50 высказалась за использование термина "лишение свободы", который исключает любые различия в толкованиях между различными терминами.

Эта терминология была избрана, поскольку возложенная на Группу задача связана с защитой отдельных лиц от произвольного лишения свободы во всех его формах, и ее мандат распространяется как на лишение свободы до, во время и после суда (срок тюремного заключения, назначенный по обвинительному приговору), так и на лишение свободы без какого-либо судебного разбирательства (административное задержание). Группа также причислила к формам задержания меры домашнего ареста и трудового воспитания, когда они сопровождаются серьезными ограничениями свободы передвижения.


В. С КАКОГО МОМЕНТА ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ СТАНОВИТСЯ ПРОИЗВОЛЬНЫМ?

Международные договоры не содержат исчерпывающего ответа на вопрос о том, с какого момента задержание является или становится произвольным. Во Всеобщей декларации прав человека в статье 9 лишь предусматривается, что "никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию". Статья 9 (1) Международного пакта о гражданских и политических правах едва ли является более ясной: "Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом".

При определении мандата Рабочей группы Комиссия исходила из прагматического критерия: хотя она не дала определения термина "произвольное", она считает произвольным такое лишение свободы, которое по той или иной причине противоречит соответствующим международным положениям, содержащимся во Всеобщей декларации



5

5




прав человека или в соответствующих международных договорах, ратифицированных государствами (резолюция 1991/42 с уточнениями, внесенными резолюцией 1997/50).

В соответствии с резолюцией 1997/50 считается, что лишение свободы не является произвольным, если оно произведено по окончательному решению национальной судебной инстанции и a) соответствует внутреннему законодательству; и b) согласуется с соответствующими международными нормами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека и действующих международных договорах, участниками которых являются соответствующие государства.

С тем чтобы выполнять свои задачи на основе достаточно четких принципов, Рабочая группа приняла критерии, применимые к рассмотрению переданных ей случаев, опираясь на вышеупомянутые положения Декларации и Пакта, а также Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Таким образом, по мнению Группы, лишение свободы является произвольным, если дело подпадает под одну из следующих трех категорий:


  1. лишение свободы явно не имеет под собой какой-либо правовой
    основы (например, содержание под стражей сверх назначенного
    по приговору срока наказания или вопреки применимому
    закону об амнистии) (категория I);

  2. лишение свободы обусловлено осуществлением прав или
    свобод, гарантированных статьями 7, 13, 14, 18, 19, 20 и 21
    Всеобщей декларации прав человека, и в той мере, в какой этой
    касается государств-участников,
    статьями 12, 18, 19, 21, 22, 25, 26

и 27 Международного пакта о гражданских и политических правах (категория II);

C) полное или частичное несоблюдение международных норм в
отношении права на справедливое судебное разбирательство,
закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и
соответствующих международно-правовых документах,
принятых соответствующими государствами, является столь
серьезным, что оно придает лишению свободы произвольный
характер (категория III).

С тем чтобы определить, носят ли случаи лишения свободы, относящиеся к категории III, произвольный или непроизвольный характер, Рабочая группа наряду с общими принципами Всеобщей


6

6




декларации учитывает ряд критериев, взятых из Свода принципов
защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы
то ни было форме, а в отношении государств — участников
Международного пакта о гражданских и политических правах - также и
критерии, предусмотренные, в частности, статьями 9 и 14 этого Пакта
(см. приложения I и II). Группа часто получает сообщения с просьбой
объявить какой-либо эпизод лишения свободы "несправедливым" или
вынести суждение о цен-

ности доказательств, представленных на суде. Эти вопросы лежат вне компетенции Группы. В задачу Группы не входит оценка фактов и доказательств по какому-либо конкретному делу или замещение национальных апелляционных инстанций. Коме того, в задачу Группы не входит рассмотрение жалоб в отношении задержания и последующего исчезновения отдельных лиц, пыток или бесчеловечных условий содержания под стражей. В случае таких нарушений прав человека Группа передает данный вопрос по принадлежности (например, Специальному докладчику по вопросу о пытках или Рабочей группе по насильственным или недобровольным исчезновениям)3.


V. Процедуры Рабочей группы

A. Процедура расследования индивидуальных случаев

Настоящая процедура состоит из следующих четырех этапов (изложение методов работы Группы см. в Приложении IV).

ЭТАП 1: Передача вопроса на рассмотрение Рабочей группы

Механизмом задействования Группы, как правило, служит направление ей сообщений от непосредственно затронутых индивидов, их семей или их представителей либо от неправительственных организаций по защите прав человека, хотя она может также получать сообщения от правительственных и межправительственных организаций. Рабочая группа подготовила типовой вопросник для упрощения задачи подающих сообщения сторон, известных как "источники". Этот

См. Изложения фактов № 4, 6 и 11, соответственно, о методах борьбы против пыток, насильственных или недобровольных исчезновениях и казнях без судебного разбирательства или произвольных казнях.

7


вопросник, который воспроизводится в приложении V, не является обязательным. Передача дел в Рабочую группу без его использования не влечет за собой объявления сообщения недопустимым. Точно так же Рабочая группа не требует исчерпания внутренних средств правовой защиты для объявления сообщения допустимым.

С 1993 года Комиссия по правам человека разрешила Рабочей группе принимать дела к рассмотрению по своей собственной инициативе, когда ей становится известно о достаточно обоснованных утверждениях о произвольном лишении свободы.

ЭТАП 2: Предоставление правительству возможности опровергнуть утверждения

Группа придает большое значение фактору состязательности в
своей процедуре. Поэтому сообщение препровождается

соответствующему правительству по дипломатическим каналам с предложением представить Рабочей группе в течение 90 дней замечания и соображения по поводу соответствующих утверждений, как в отношении фактов и применимого законодательства, так и в отношении хода и результатов расследований, которые могли в этой связи предписываться. Если правительство нуждается в отсрочке, то оно обязано известить Группу о причинах такой просьбы, в результате которой ему может быть предоставлен дополнительный срок продолжительностью не более двух месяцев для представления своего ответа.


Рабочая группа, круг ведения которой требует от нее выполнять свои функции осмотрительно, не сообщает имя источника правительству, которому она препровождает существо сообщения.

ЭТАП 3: Предоставление источнику возможности прокомментировать ответ правительства

Направленный правительством ответ в Рабочую группу препровождается источнику для любых окончательных замечаний.

Если же правительство не препроводило свой ответ в вышеупомянутый 90-дневный срок или в установленный срок с допустимым прод-лением, Рабочая группа может занять позицию по данному делу на базе всей имеющейся в ее распоряжении информации.

8

ЭТАП 4: Мнение Рабочей группы*

В свете информации, собранной в рамках этой состязательной процедуры, Рабочая группа принимает одну из следующих мер в закрытом заседании:


  1. если лицо по какой бы то ни было причине было освобождено
    после передачи дела на рассмотрение Рабочей группы, дело сдается в
    архив; однако Группа оставляет за собой право с учетом обстоятельств
    данного конкретного случая выразить мнение по поводу того, было ли
    лишение свободы произвольным, вне зависимости от освобождения
    соответствующего лица;

  2. если Группа считает, что данный случай не является случаем
    произвольного лишения свободы, то она выражает соответствующее
    мнение на этот счет;

  3. если Группа считает, что от правительства или источника
    необходима более подробная информация, она может оставить дело на
    рассмотрении до получения такой информации;

  4. если Группа считает, что она не в состоянии получить
    достаточную информацию по данному делу, то она может сдать дело в
    архив временно или окончательно;

  5. если Группа постановляет, что произвольный характер лишения

    свободы является установленным, то она выражает соответствующее

    мнение на этот счет и выносит рекомендации в адрес правительства.


Мнение направляется правительству вместе с рекомендациями. Через три недели после этого уведомления мнение также препровождается источнику для информации.

Мнения публикуются в приложении к докладу, который Рабочая группа представляет Комиссии по правам человека на каждой из ее ежегодных сессий.

B. Процедура "заключений"

Рабочая группа может также формулировать "заключения" по вопросам общего характера, затрагивающим какую-либо принципиальную позицию, с тем чтобы разработать последовательный комплекс прецедентов и в профилактических целях оказать помощь

На своей пятьдесят третьей сессии в 1997 году Комиссия по правам человека просила Группу использовать термин "мнение", а не "решение".


9

9




государствам в деле пресечения практики произвольного лишения свободы. Группа уже приняла такие различные "заключения", а именно по вышеупомянутым вопросам домашнего ареста и лишения свободы для целей трудового перевоспитания; посредством этих "заключений" она определяет критерии, на основании которых лишение свободы, связанное с такими ситуациями, может стать произвольным.

С. Процедура "срочных мер"

Рабочая группа разработала процедуру "срочных мер" для случаев,
когда имеются достаточно обоснованные утверждения о том, что данное
лицо произвольно лишено свободы и что дальнейшее его лишение
свободы может создавать серьезную угрозу для его здоровья или даже
жизни. Процедура срочных мер может также задействоваться и в других
обстоятельствах, когда Рабочая группа считает, что существуют

конкретные обстоятельства, которые оправдывают обращение с

подобным призывом. В таких случаях срочные призывы направляются
по наиболее быстрым каналам связи министру иностранных дел
соответствующего государства с просьбой к его правительству принять
необходимые меры к обеспечению уважения права на жизнь и
физическую и психическую неприкосновенность задержанного.
Направляя подобные сообщения, Рабочая группа подчеркивает, что
срочные призывы носят сугубо гуманитарный

характер и никоим образом не предрешают окончательного мнения Рабочей группы о том, является ли лишение свободы произвольным или нет.

D. МИССИИ НА МЕСТА

Посещения стран дают возможность Рабочей группе путем прямого диалога с соответствующим правительством и представителями гражданского общества лучше уяснить ситуацию в соответствующей стране, а также подоплеку случаев произвольного лишения свободы. Организуемые во время таких посещений обсуждения с работниками судов, пенитенциарных учреждений и другими соответствующими должностными лицами, а также самими задержанными позволяют членам Рабочей группы расширить свои познания о состоянии и эволюции национального законодательства с точки зрения международных норм защиты прав человека с учетом социальных,

10


политических и исторических особенностей страны. Такие поездки позволяют наладить сотрудничество между посещаемой страной и Рабочей группой. Они организуются по приглашению соответствующего правительства. Именно по этой причине Комиссия по правам человека неоднократно призывала правительства приглашать Рабочую группу в свои соответствующие страны, с тем чтобы позволить ей еще более эффективно выполнять свой мандат.

В соответствии с этими принципами Рабочая группа регулярно проводит посещения стран.

В принципе Рабочая группа не посещает страны, в отношении которых уже было принято решение о назначении специального докладчика (или аналогичного механизма), если только соответствующий специальный докладчик не просит о таком посещении или не поддерживает идею о его проведении.


11

VI. Ежегодный доклад

Ежегодно Рабочая группа представляет Комиссии доклад о своей деятельности. В нем Рабочая группа высказывает свои соображения по поводу различных институтов, пробелов (в законодательстве), политики, судебной практики, которая, на ее взгляд, является причиной произвольного лишения свободы. В своих выводах Рабочая группа высказывала критические замечания, касающиеся злоупотребления чрезвычайным положением, уголовным законодательством, не содержащим достаточно четкого определения уголовных правонарушений, чрезмерного использования особых трибуналов, в частности военных трибуналов, отсутствия независимых судейских ассоциаций или адвокатур, нарушений права на свободу мнений и их выражения и т. д. В соответствии со своими методами деятельности Рабочая группа формулирует конкретные рекомендации для Комиссии по правам человека.

Доклад содержит следующие приложения или добавления:


  • мнения по индивидуальным случаям;

  • доклады о миссиях на места;

  • статистические данные.

В период с 1991 года по конец 1997 года Рабочая группа объявила задержание 1331 человека произвольным и содержание еще 19 человек непроизвольным; она решила сдать в архив 335 дел за освобождением задержанных к моменту рассмотрения Рабочей группы их случая. Случаи, расследованные Рабочей группой, касались более 60 различных стран. Примечательно, что среди случаев задержания, которое было признано произвольным, большинство составляют случаи, при которых лишение свободы было связано с осуществлением некоторых прав и свобод (т. е. случаи, подпадающие под вышеупомянутую категорию 2); таким образом многие случаи касаются лишения свободы за мирное осуществление своего права на свободу мнений и их выражения, которое защищается статьей 19 Всеобщей декларации прав человека и статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.


Несмотря на сотрудничество со стороны правительств, Рабочая группа обращает внимание на то, что около половины правительств, которым она направляет сообщения по поводу утверждений о произвольном лишении свободы, так и не представляют ответа или ограничиваются одним лишь подтверждением получения сообщения.

12

Рабочая группа в сотрудничестве с Комиссией по правам человека и
другими органами Организации Объединенных Наций пытается отыскать
пути для обеспечения не только освобождения лиц, задержание которых
было объявлено Группой произвольным, но и в первую очередь принятия
соответствующими государствами законодательных или

административных мер, которые исключали бы новые случаи произвольного задержания в будущем.

VII. Сотрудничество с другими органами Организации Объединенных Наций

A. Сотрудничество с другими правозащитными

МЕХАНИЗМАМИ

С учетом умножения механизмов защиты прав человека как на основе резолюций (специальные тематические или страновые процедуры), так и на основе договоров (механизмы, учрежденные на основании конвенций, такие как Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, Комитет по ликвидации расовой дискриминации или Комитет против пыток), возникла необходимость в принятии правил координации, с тем чтобы избежать дублирования при рассмотрении дел. Эти правила обеспечивают соблюдение принципа non bis in idem, согласно которому два органа не могут одновременно рассматривать одно и то же дело, затрагивающее одних и тех же лиц, один и тот же предмет и одни и те же правовые основания.

Во избежание подобного дублирования применяется следующая процедура: как только дело передается на рассмотрение Группе, секретариат удостоверяется в том, что оно действительно подпадает под мандат Группы. Если основное нарушение прав задержанного подпадает под практику пыток, казней без надлежащего судебного разбирательства или насильственных исчезновений, дело препровождается соответствующему специальному докладчику или рабочей группе.


Напротив, когда предполагаемое нарушение в основном касается правомерности задержания, то Рабочая группа при поддержке Комиссии по правам человека действует в следующем порядке:

13

Если другой орган, которому передан данный случай, не зани­мается вопросами отдельных лиц, а изучает эволюцию положения в области прав человека в рамках какой-либо темы или географического района, то условие относительно одинаковости лица, предмета и правового основания считается неприменимым. Поэтому Рабочая группа исходит из того, что норма non bis in idem не применяется, и приступает к рассмотрению дела.

Если, с другой стороны, речь идет об органе, занимающемся вопросами отдельных лиц (а таким органом является только Комитет по правам человека), то принцип non bis in idem считается применимым. Секретариат удостоверяется в том, что сообщение затрагивает страну, которая признала компетенцию Комитета по правам человека рассматривать жалобы отдельных лиц; если дело обстоит именно так, то секретариат связывается с источником, с тем чтобы выяснить его пожелания по поводу канала рассмотрения сообщения: через Комитет по правам человека или Рабочую группу.

B. Сотрудничество С неправительственными

ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Рабочая группа постоянно сотрудничает с международными и региональными неправительственными организациями, являющимися ее основными источниками информации. В этом контексте Рабочая группа периодически проводит совещания с представителями неправительственных организаций, передающих на ее рассмотрение наибольшее число отдельных случаев, а также информацию общего характера, с тем чтобы изучить пути расширения обоюдного сотрудничества.

14

Приложение I:


Приложение II:

Приложение III: Приложение IV: Приложение V:

Приложение VI:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Статьи Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, относящиеся к мандату Рабочей группы по произвольным задержаниям (статьи 7, 9, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 20 и 21 Всеобщей декларации прав человека и статьи 9, 12, 14, 18, 19, 21, 22, 25, 26 и 27 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме.

Состав Рабочей группы. Методы работы Рабочей группы.

Типовой вопросник, подлежащий заполнению лицами, подвергнутыми, по их словам, произвольному аресту или заключению под стражу.

Практическая информация.


16



следующая страница >>