https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3

Ресурсный центр НПО

Костанайской области

при Общественном фонде «Помощь»


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

о развитии неправительственного

сектора в Костанайской области

2009 г.


Костанай, 2009 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ


Активная демократизация Казахстана в течение десятка лет и вхождение его в 50 конкурентоспособных стран мира приводит к бурному развитию гражданского общества, важным участником которого является неправительственный сектор.

«Развитие Казахстана как динамичного, современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно только на основе активизации человеческого потенциала, предприимчивости граждан, дальнейшего становления гражданского общества» - определяет Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы. Важными элементами гражданского общества являются неправительственные организации (НПО). Они играют созидательную роль в формировании современного гражданского общества, охватывая широкий диапазон юридических лиц от общественных ассоциаций, фондов и общественных объединений до потребительских кооперативов и торговых палат. Казахстанские НПО прошли не легкий путь от формирования, становления третьего сектора, до его полноправного участия в развитии социальной сферы государства. В первые годы становления гражданского сектора НПО, в их развитии большую поддержку оказывали международные донорские организации, которые формировали систему развития неправительственного сектора по примеру международного опыта. Продолжение развития общественной активности в рамках утвержденной Президентом страны Концепции развития гражданского общества Казахстана и председательства страны в ОБСЕ в 2010 году, является основной задачей на текущие годы.

Особенности финансирования социально-значимых проектов в первые годы развития третьего сектора, привело к тому, что они развивались в городах, приоритетных в грантовой политике международных доноров. Это привело к неравномерному росту НПО в городах и на селе. Постепенно произошло разделение на «сильные» и «слабые» НПО, что с одной стороны показывало естественность процесса становления третьего сектора, но с другой стороны приводило к торможению развития «начинающих» организаций. Начиная с 2004 года государство начало финансировать наиболее значимые и важные социальные проекты и обеспечило доступ к финансам вне зависимости от территориальности и развитости НПО. И в настоящий момент неправительственный сектор Казахстана сформирован как достаточно устойчивая система гражданских объединения, позволяющая решать многие проблемы общества оперативно и профессионально. Всё это стало возможно благодаря политике Главы государства, в центре которой находится человек со своей системой его ценностей.



Процесс становления казахстанских неправительственных организаций является одним из наиболее значимых достижений демократического реформирования в Казахстане на пути вхождения в 50 конкурентоспособных стран мира.

Неправительственные организации являются регулятором общественных отношений. Функционируя в роли посредника между государством и гражданами, НПО пропускают сквозь себя интересы социальных слоев и нацеливают государство на решение актуальных социально проблем. Неправительственный сектор, будучи партнером государства, служит индикатором социального благополучия населения и этим вносит заметный вклад в развитие гражданского общества.

НПО Костанайской области прошли путь от становления до современного уровня в своем развитии в едином фарватере с Казахстанским неправительственным сектором. Это был не простой процесс, он сопровождался трудностями переходного периода и развивался по мере становления партнерских отношений между властью и обществом. На начальных этапах взаимодействие между государственным и гражданским сектором было малоэффективно. Роль НПО для государственных чиновников была малопонятна, отсутствовали межсекторальные механизмы, выявилось несовершенство законодательства, регулирующего деятельность неправительственного сектора и его взаимодействие с государственными структурами.

Особенно сложно формировались механизмы финансовых взаимоотношений. Но, постепенно сформировалась новая система государственного и неправительственного сектора, направленная на решение социальных проблем общества.

В настоящее время неправительственные объединения активно заполняют проблемное поле гражданского общества, однако, до сих пор существует много проблем, требующих аналитического осмысления и своевременного решения.

Важной и актуальной задачей является формирование качественного правового, социально-экономического и организационно-методического пространства, способствующего всестороннему развитию институтов гражданского общества, их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором в соответствии с международными нормативами и инструментами, определенными в Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан.


В настоящее время в Костанайской области сложилось эффективное межсекторальное партнерство. Это свидетельствует о формировании новой культурной среды, являющейся логическим следствием демократических преобразований в обществе.

Опыт взаимодействия неправительственного сектора и власти в Костанайской области является по-своему инновационным и показательным.

Неправительственный сектор, его место в обществе.


Роль общественных организаций в решении социальных проблем в некоторых сферах является первостепенной. Так как не всегда государственные механизмы могут мобильно отреагировать на изменения в гражданском обществе.

Как было отмечено в республиканском аналитическом отчете по развитию Гражданского общества Казахстана: «Степень участия организаций гражданского общества в процессе принятия государственных решений достаточно высока. Достигается это посредством участия их представителей в высших организациях государственной власти, в подготовке проектов нормативных правовых актов или их экспертизе». Специалисты объясняют это высоким уровнем развития и сплочённости данных организаций.

В ряде демократических государств многие из них возникали уже в начале ХХ века и имели большое национальное значение.

Духовная сфера гражданского общества признана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказывать своё мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием.

Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т. д. Государство идее на встречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив, выделение средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.


Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. В Казахстане так же сложился разнообразная система связующих межсекторальных механизмов. Их задачи обеспечить координацию партнерских усилий неправительственного сектора и государственных структур в достижении единых целей при решении проблем общества.

Старт взаимоотношений между государственным сектором и НПО произошел в конце 2000 года, когда в своем традиционном послании к народу Президент впервые обозначил важный вклад НПО в развитие республики и уполномочил представителей государственных органов оказывать всяческую поддержку на местах: «Неправительственные общественные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения, и в социальной стабилизации общества. Необходима серьезная государственная поддержка, в частности через систему грантов на реализацию социально значимых проектов. Пора начинать масштабную работу и в этом плане» (из послания Президента страны к народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу» от 4 октября 2000 года).

Отсутствие проработанной законодательной базы в сфере регулирования партнерских отношений между государственными структурами и НПО, привело к тому, что на протяжении нескольких лет оба сектора, решали сходные социальные задачи порознь.

До 2000 года законодательная база НПО была очень слабой и опиралась только на Гражданский Кодекс (1994) и Закон «Об общественных организациях» (1996), которые имели ряд противоречий. Кроме того, термин «НПО» в законодательных актах не значился и НПО приравнивались к другим общественным организациям, таким как религиозные объединения, территориальные Комитеты Общественного самоуправления, потребительские кооперативы собственников квартир и др. В 2001 году появился «Закон о НКО (некоммерческих организациях). А через год выходит в свет «Концепция поддержки государством НПО», однако юридический статус, права и обязанности НПО так и остаются не обозначенными.


Для стимуляции развития гражданских инициатив, правительство выпустило ряд нормативно-правовых актов, направленных на действенную поддержку НПО. Смягчение условий регистрации некоторым категориям неправительственных организаций (молодежные НПО) произошло с принятием Постановления Правительства Республики Казахстан №1660 от19 декабря 2001 года «Об утверждении ставок сбора за государственную регистрацию юридических лиц». Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» предусмотрены льготы по налогам для неправительственных организаций.

Для усовершенствования деятельности НПО в социальной сфере, Правительством был принят ряд положений в сфере налогообложения, направленных на стимуляцию благотворительности, а так же грантовой активности на территории Казахстана

В соответствии с Правилами освобождения от налога на добавочную стоимость товаров, импортируемых в Республику Казахстан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года № 84, освобождаются от налога товары, ввозимые в благотворительных целях по линии государства, правительств государств, международных организаций. В целях упорядочения деятельности международных организаций на территории республики принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2001 года №1753 «Об утверждении перечня международных и государственных организаций, зарубежных неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты».

Так шаг за шагом вырабатывалась и совершенствовалась система взаимоотношения между государством и сектором НПО. «Третий сектор» стал полноправно входить в структуру государства как на уровне программной активности, так и на уровне законодательной базы. Длительное время вырабатывался необходимый для выполнения социальных проектов механизм государственного заказа. Он совершенствовался и стал менее сложным, что обеспечило возможность участия в тендерах начинающим НПО.

Концепция государственной поддержки неправительственных организаций в Республике Казахстан была одобрена Постановлением Правительства РК № 85 от 23 января 2002 года. В данном документе в качестве основных форм государственной поддержки НПО были обозначены информационная, консультативная, методическая, организационно-техническая поддержка, а так же государственный социальный заказ. Государственный социальный заказ был определен как наиболее эффективная, форма государственной поддержки НПО, объединяющая в себе механизма: финансовый и поддержка их участия в реализации государственных социальных программ на условиях государственных заказов.


Первоначальный проект Закона Республики Казахстан «О государственном социальном заказе» подготовлен в соответствии с постановлениями Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2003 года №117 «О плане законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2003 год», от 17 марта 2003 года № 253 «О программе государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы». В ходе разработки законопроекта было проведено более 20 республиканских и региональных круглых столов, семинаров с участием заинтересованных государственных органов, НПО, международных организаций. Результатом проведенной работы стала выработка более 130 предложений и замечаний к проекту закона, многие из которых были учтены. 23 апреля 2003 года проект Закона Республики Казахстан «О государственном социальном заказе» был внесен в Правительство Республики Казахстан.

Параллельно Министерством информации РК был разработан законопроект «О неправительственных организациях».

В 2003 году происходят дискуссии по обсуждению и принятие следующего важного документа, способствующему укреплению неправительственного сектора, постановление Правительства Республики Казахстан от 17 марта 2003 года №253 «О Программе государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы». Целью программы являлось создание условий для устойчивого развития неправительственных организаций в Казахстане как части гражданского общества и усиление их роли в решении социально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны органов государственной власти. Наряду с важными направлениями государственной поддержки НПО, отмеченных в Программе (организационно-правовые мероприятия; информационное обеспечение деятельности НПО; консультативная, методическая, организационно-техническая поддержка и др.) особое значение придается развитию гражданской инициативы в регионах. Это приоритетное направление особо актуально было в годы реализации программы, объявленной Главой государства Годами возрождения аула.



Региональные программы государственной поддержки неправительственных организаций стали важным механизмом, обеспечивающим становление региональных НПО, укрепление сотрудничества между органами государственной власти и неправительственными организациями.

В ходе разработки региональной программы Костанайской области были проведены ряд мероприятий организационного характера. Были созданы рабочие группы, включая неправительственный сектор, которые на местах провели заседания по внесению предложений в проект региональной программы. На объединенном заседании членов рабочих групп был принят проект региональной программы, переданный на утверждение акимату области. В Костанайской области региональная программа была принята одной из первых в стране, в июле 2003 года.

Первый Гражданский форум состоялся 14-15 сентября 2003 года в г.Астане, он прошел с участием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, руководителей министерств и ведомств, депутатов Парламента Казахстана, а так же представителей дипломатических миссий зарубежных стран, сотрудников представительств крупных международных организаций в Казахстане.

Целью форума стала необходимость формирования конкретных механизмов взаимодействия государственных органов с НПО на различных уровнях, создание условий для роста гражданской инициативы в сельской местности, необходимость скорейшего принятия законопроекта «О государственном социальном заказе».

В своем выступлении на Гражданском форуме Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что НПО могут более активно сотрудничать с государством в решении актуальных общественных проблем. Это огромный фронт работы: охрана окружающей среды, повышение качества здравоохранения и образования, жилищно-коммунальное хозяйство, борьба с бедностью, наркоманией, незаконным вывозом и торговлей людьми. Также особое внимание было уделено Президентом социальной позиции, которую должны занять казахстанские НПО. В стратегическом плане она будет выражена в постепенной передаче функций, касающихся социальной сферы, именно неправительственным организациям и широком привлечении представителей НПО к экспертной работе при подготовке общественно значимых решений.


Гражданский форум открыл новую страницу в развитии гражданского общества в Казахстане. Проведение подобного масштабного мероприятия является признанием возрастающей роли НПО. Достигнуто понимание, что только совместная кропотливая работа, основанная на постоянном диалоге по всему спектру проблем, позволит сформировать сильное демократическое общество.

Однако рассмотрение законопроектов было отложено до проведения Гражданского форума. Глава государства дал поручение исключить законопроект «О неправитель-ственных организациях» из плана законопроектных работ и доработать законопроект «О государственном социальном заказе». Министерством информации было подготовлено соответствующее предложение в Правительство Республики Казахстан.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2003 года №1210 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» Министерством информации подготовлен законопроект «О государственном социальном заказе». Следует отметить, что новая версия законопроекта претерпела значительные редакционные изменения, усовершенствован понятийный аппарат, устранены недочеты.

Основной целью закона является определение комплекса правовых основ, принципов, порядка формирования и исполнения на конкурсной основе государственного социального заказа неправительственными организациями Республики Казахстан. Кроме того, данный закон имел и политический аспект: создание позитивного имиджа государства, стремящегося поддержать развитие НПО, что соответствует общей стратегии демократических реформ.

Закон «О государственном социальном заказе» является судьбоносным для сектора НПО. В результате его успешной реализации начался новый этап в развитии неправительственного сектора – этап конструктивного сотрудничества государства и НПО.

При разработке Закона Республики Казахстан «О государственном социальном заказе» возникла необходимость приведения его в соответствие с действующим законодательством о государственных закупках, на что было обращено внимание Агентства Республики Казахстан по государственным закупкам, а так же Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. Поэтому, в связи с подготовкой законопроекта Республики Казахстан «О государственном социальном заказе», а также на основании протокола 56-го заседания межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности от 27 февраля 2004 года Министерством информации подготовлен законопроект «О внесении дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках», также подписанный Главой государства 12 апреля 2005 года.


Внесение дополнений в Закон «О государственных закупках» направлено на законодательное урегулирование вопроса проведения конкурса на получение государственного социального заказа неправительственными организациями без внесения конкурсной заявки. Это важное и существенное дополнение. Во-первых, оно учитывает природу неправительственных организаций, осуществляющих деятельность не на извлечении прибыли. Во-вторых, введение данной нормы создало равные возможности и условия для всех неправительственных организаций, независимо от времени образования и уставного фонда. В-третьих, данная норма показатель реальной государственной поддержки неправительственного сектора.

В 2005 году на II Гражданском форуме по инициативе неправительственных организаций был создан Гражданский альянс неправительственных организаций. Кроме того, в 2005 году создан Национальный информационный ресурсный центр неправительственных организаций Республики Казахстан для налаживания информационного обмена между НПО и госорганами, развития конструктивного диалога со всеми институтами гражданского общества.

В 2006 году была принята Концепция развития гражданского общества Республики Казахстана на 2006-2011 годы, в рамках которой предусмотрено до 2011 года проработать и поэтапно реализовать меры по дальнейшему развитию институтов гражданского общества, как политические партии, профессиональные союзы, религиозные объединения, средства массовой информации. В сегменте неправительственных организаций планируется  усовершенствовать и обеспечить прозрачность механизма формирования государственного социального заказа, улучшить механизм и процедуры его реализации, предусмотреть вопросы участия НПО в определении приоритетных социальных программ и проектов. Также продолжить процесс взаимодействия государства и НПО, укрепить институциональную и организационную базу поддержки развития сегмента НПО, особенно в регионах и сельской местности.

В 2007 году прошел III Гражданский форум. На нем впервые были заслушаны отчеты руководителей центральных государственных органов по реализации Поручений Главы государства данных на II Гражданском форуме, а также исполнении Концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы. На семи диалоговых площадках Гражданского форума участниками форума были выработаны рекомендации для государственных органов и неправительственного сектора по дальнейшему развитию гражданского общества в Казахстане.   


Казахстан с момента обретения независимости накопил серьезный опыт в формировании и развитии неправительственного сектора. Среди них плодотворная работа «третьего сектора», с более чем 5,8 тысячами НПО, создана законодательная база деятельности неправительственных организаций, налажен эффективный механизм взаимодействия НПО  и государственных органов, ежегодно реализуются проекты государственного социального заказа. Также заметно повышение роли НПО в обществе, происходит процесс некоторой консолидации общественных организаций, примером чего может служить Конфедерация неправительственных организаций Казахстана, Гражданский альянс Казахстана и др. Вместе с тем заметна роль неправительственных организаций как посредников между властью в лице государственных органов и обществом, решающих конкретные проблемы в социальной сфере.

Однако имеется и ряд трудностей в развитии казахстанского неправительственного сектора, сегодня в Казахстане существует более 5,8 тысяч НПО, однако реально функционирует не более 20% организаций, имея необходимую материально-техническую базу, достигая заметных результатов в решении социальных проблем населения. Определенная категория неправительственных организаций считает обязательным финансирование и поддержку со стороны государства, что говорит в первую очередь о патерналистском подходе представителей «третьего сектора», а также о недостаточной зрелости для реального участия в процессе принятия политических решений, касающихся социальных проблем населения. Сказывается нехватка квалифицированных специалистов, работающих на постоянной основе, в большинстве случаев работа общественных организаций происходит определенными периодами, «от конкурса до конкурса», и работники соответственно также набираются на сезон. Определенная часть НПО работает в первую очередь на имидж  руководителя организации, а деятельность НПО направлена в большей мере на участие в политической жизни страны. В региональном разрезе заметны специфические черты развития НПО, наиболее активные НПО в городах и слабо развиты в сельской местности. Население все еще не до конца понимает роль неправительственного сектора в общественной жизни страны, что говорит о недостаточном уровне политической культуры. Это объясняется отсутствием традиции в области деятельности НПО, сложившейся культуры взаимодействия государства и «третьего сектора». Не все исполнительные органы принимают активное участие в развитии «третьего сектора» в рамках реализации Концепции развития гражданского общества, необходима поддержка и эффективная работа государственных органов на всех уровнях, центральном, региональном и местном.


Таким образом, рассмотрев отечественный опыт формирования «третьего» сектора как важного компонента в развитии гражданского общества, Казахстану необходимо дальнейшее совершенствование механизма взаимодействия власти и неправительственного сектора, привлекая бизнес-сообщество, а также расширить уровень осведомленности общества в сфере деятельности общественных организаций, это должно привести к качественному развитию НПО в нашей стране.

НПО Костанайской области


Бурный рост НПО – некоммерческих организаций в 90-е годы явился следствием демократических процессов молодого государства, и, как правило, рождение НПО было откликом на проблемы общества – экология, наркомания и ВИЧ, проблемы инвалидов, гендерные вопросы, безработица и развитие малого бизнеса и т.д.

Первые 7 неправительственных организаций были зарегистрированы в 1995 году. В 2008 году их уже более 542. Это говорит о постоянном росте количества неправительственных организаций. Но качественный состав НПО изменился не очень сильно, так как многие организации являются бездействующими.




Так сложилось, что в период экономических трудностей большую поддержку НПО для развертывания социальных программ оказали международные донорские организации через грантовые программы. Эта поддержка носила комплексный характер – кроме получения финансов НПО смогли ознакомиться с передовыми социальными технологиями, узнать как эффективно и рационально строить работу с населением, получили возможности для реализации хороших идей в жизнь различных групп общества.

По мере того, как наша страна крепла, крепли и нити сотрудничества НПО с различными государственными структурами. Власти признали, что работа НПО с различными проблемными группами достаточно профессиональна, как правило, более непосредственна, и положительный результат достигается зачастую более эффективными и гораздо менее затратными средствами, нежели госучреждениями, которые ограничены инструкциями, спецификами бюджета и бюрократией. Государство и НПО имеют общей целью построение процветающего общества и в последние годы все чаще работают рука об руку в совместных программах различного уровня. При этом Костанайская область имеет явный приоритет перед другими областями Казахстана. Именно в Костанае были проведены первые общественные слушания по областной молодежной программе, которая была реализована через первый в Центральной Азии грантовый конкурс акима области.



Областные грантовые программы


Рост активности НПО области за последние три года объясняется несколькими факторами. Основными из которых являются: увеличение финансирования социально-значимых проектов со стороны государства, накопление опыта управления проектами, накопление материального и людского потенциала, участие в государственных программах, а так же налаживание партнерства с различными государственными департаментами. В области одним из первых по республике был реализован опыт целевого безвозмездного финансирования социально значимых проектов НПО в рамках грантов Акима области. Положение о конкурсе проектов (программ) молодежных и детских объединений на соискание грантов акимата Костанайской области было утверждено решением Костанайского областного маслихата от 14 июня 2000 года. Конкурс проектов (программ) на соискание грантов Акима области рассматривался в качестве одного из видов поддержки молодежных и детских объединений, действующих на территории области, и стимулирования более активных действий таких объединений по вовлечению молодежи и детей в общественно-полезную деятельность. В этом случае социально значимые проекты неправительственных организаций финансировались на безвозмездной основе.

В ходе проведения первого конкурса на грант Акима области было получено 37 заявок, из них было отобрано 13 заявок, отвечавших критериям проводимого конкурса. По итогам конкурса среди отобранных заявок было принято решение финансировать 3 проекта на общую сумму 500 000 тенге. Среди победителей оказались две школы и общественный фонд «Помощь». В начале 2001 года пришло письмо из Министерства финансов, в котором указывалось, что практика выдачи грантов (безвозмездного финансирования) НПО не отвечает требованиям законодательства и эта практика была в дальнейшем прекращена. С каждым годом увеличивались суммы, выделяемые областным акиматом для реализации социальных проектов.



В рамках поддержки сотрудничества государственных органов и НПО в июне 2001 года аппаратом Акима Костанайской области был объявлен первый конкурс о государственных закупках услуг по выполнению государственной молодежной политики. Этот тендер предусматривал выполнение социально значимых программ детскими и молодежными НПО, действующих на территории области.

Общая сумма финансирования в 2001 году составила 1,2 млн. тенге. В 2002 году на объявленный конкурс было выделено 2 млн. тенге, 2003 год– 3,3 млн., 2004 год – 2,3 млн. 2005 – 2006- 2007 – по 4,98 млн., 2008 – 13,9 млн. 2009 – 13, 7 млн.


Партнерство НПО с государственными структурами


Принципиально важным моментом в развитии эффективности работы НПО области, наряду с ростом финансирования со стороны государства, является так же признание гражданского сектора как полноценного партнера в решении социальных задач со стороны различных департаментов. Все чаще и чаще проекты, осуществляемые НПО опираются на партнерские отношения различных государственных структур. Это делает работу третьего сектора не обособленной, а интегрированной в единую систему государственного развития. Особенно значимым этот факт стал в период мирового экономического кризиса. Консолидация усилий государственных структур с неправительственными организациями позволила многим проектам обеспечить большую устойчивость и разнообразие, что привело к относительной стабилизации многих социальных процессов в обществе.

Сотрудничество местных органов власти с неправительственным сектором начиная с 2001 года с момента создания Ассоциации НПО Костанайской области имело различные формы и достигло наибольшего эффекта уже к 2006-2007 годам. С момента регистрации данного объединения НПО при нем был образован Попечительский совет, в его состав вошли госслужащие, депутаты маслихата и бизнесмены. Совместная работа представителей неправительственных организаций и местной государственной власти на базе Попечительского совета Ассоциации, организация круглых столов и собраний на предмет сотрудничества государства и неправительственного сектора, все это послужило основой для создания Совета взаимодействия при акимате Костанайской области. В сентябре 2001г. было принято решение Костанайского областного маслихата «О задачах местных представительных и исполнительных органов по поддержке и развитию неправительственных организаций в области». Партнерство носило различные формы, которые позволяли гибко и оперативно взаимодействовать двум секторам общества:


  • приглашение представителей НПО на заседания государственных органов;

  • привлечение к рассмотрению и обсуждению законодательных и нормативных актов;

  • обмен оперативной информацией на постоянной основе; круглые столы, семинары, конференции; освещение деятельности НПО в средствах массовой информации;

  • ярмарки-презентации организаций некоммерческого сектора;

  • экспертные Советы по рассмотрению заявок на текущий конкурс грантов;

  • проведение конкурсов на финансирование социально-значимых проектов некоммерческих организаций;

  • создание координационных советов по направлениям в акиматах области, городов и районов;

  • расширение практики участия НПО в осуществлении социального заказа, выполняемого посредством участия в объявленных тендерах.


Советы по взаимодействию

Одной из эффективных форм взаимодействия государственных структур и НПО стали Советы взаимодействия. Первый такой орган был создан в регионе в начале 2001 года. А именно Решением Костанайского областного маслихата №118 от 26 апреля 2001 года был образован Молодежный форум Костанайской области и утверждено соответствующее Положение. Молодежному форуму был присвоен статус методического и консультативно-совещательного органа молодежи при Костанайском областном маслихате. В него наряду с представителями государственных органов и организаций вошли представители 12-и общественных организаций. Основные задачи Молодежного форума включали деятельность по объединению различных молодежных и детских организаций, пропаганду и разъяснение молодежи целей и задач государственной политики, участие в разработке проектов нормативных актов и предложений по проблемам молодежи, совместное планирование и проведение молодежных и детских культурно-массовых, спортивных и других мероприятий, содействие созданию на местах детских и молодежных объединений и организаций, оказание им методической и практической помощи и т.д.


В январе 2002 года Конфедерацией неправительственных организаций совместно с Ассоциацией НПО Костанайской области были организованы семинар и конференция по разработке механизмов социального партнерства между органами местной исполнительной, представительной власти и неправительственными организациями. Настоящим семинаром было начато обсуждение конкретных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти и НПО в целях совместного решения социальных проблем.

В феврале 2002 года, одним из первых в республике, был создан Совет по взаимодействию с неправительственными организациями при акимате области. Основная цель Совета – содействие становлению и развитию НПО, усиление их роли в решении социально-значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны местных государственных органов. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета было возложено на департамент внутренней политики Костанайской области. Качественный состав Совета представлен лидерами НПО, представителями органов исполнительной власти и депутатами маслихатов в соотношении 47% к 35% и 18% соответственно.

На городско уровне совет по взаимодействию был создан несколько позднее. Работа по его созданию началась с марта 2002 года в рамках совместного проекта городского акимата и Ассоциации менеджеров городов (ICMA) «Экономическое развитие сообществ».

По инициативе Ассоциации НПО и при поддержке Совета взаимодействия 9 февраля 2002 г. в г.Костанае прошла первая в Казахстане ярмарка-презентация НПО. Ярмарка НПО позволила представить свои услуги и проекты широким слоям общественности, найти партнеров, а так же привлечь внимание к своей работе со стороны государства. В ярмарке приняли участие 29 неправительственных организаций. Общему вниманию были представлены лучшие проекты и текущая деятельность организации. Открытие ярмарки НПО проводил заместитель Акима области. В ходе ярмарки областные власти рекомендовали социальным и коммунальным службам привлекать неправительственные организации для реализации их программ.


С 2002 года по инициативе Совета были проведены значимые мероприятия, положившие начало развитию социального партнерства в области: Конференция по социальному партнерству, Гражданские форумы, конференции: «Неправительственный сектор: проблемы и перспективы», «Социальная роль бизнеса в общественном развитии: корпоративная благотворительность и спонсорство», «Развитие гражданской инициативы на селе», проведен ряд обучающих семинаров, тренингов для представителей НПО и государственных структур, «круглые столы» по различным актуальным социальным проблемам. публичные слушания по вопросу поддержки НПО властями области. По результатам слушаний одним из первых в республике было разработано решение областного маслихата о поддержке неправительственного сектора области.

В конце 2003 года Департамент внутренней политики и Ассоциация НПО издали первый справочник неправительственных организаций Костанайской области, работающих в различных социальной сферы. Данный справочник позволил узнать лучше направления деятельности НПО и наладить конструктивные взаимоотношения как между государственными органами и НПО, так и между самими НПО области.

В 2004 году был проведен первый конкурс социально значимых проектов НПО на сумму 2 млн. 300 тысяч тенге.

В 2005 году проведена встреча Президента РК Н. Назарбаева с представителями 15 неправительственных организаций нашей области. На встрече состоялся серьезный, деловой, конструктивный разговор о перспективах развития неправительственных организаций. Участниками встречи были отмечены важнейшие направления развития НПО. Это – работа по укреплению сельских территорий, забота о ветеранах Великой Отечественной войны за счет расширения сети волонтеров, борьба за здоровый образ жизни, особенно среди молодежи, экологическая сфера, адаптация бывших заключенных. Президентом страны обращено внимание на слабое, уязвимое место неправительственного сектора - неравномерность его развития в регионе. Действительно, из общего числа НПО нашей области 84 процента функционируют в городах (из них 65 процентов приходится на областной центр), и лишь 16 процентов представлены на сельском уровне, что недостаточно для развития общественной инициативы. С этого момента акцент на стимуляцию активности сельских НПО стал приоритетом местной власти, что привело к постепенному восстановлению равенства гражданской активности как в городе, так и на селе.


Проводимые социальные исследования, оценка нужд сообщества, обучение технологиям социальной работы и прямая поддержка НПО на селе обеспечило появление устойчивых организаций практически во всех районах области. Эти организации стали примером и образцом для новых развивающихся сельских НПО. Работа ресурсных центров для НПО в различных проектах обеспечивала этот процесс технически и методологически.

Спецификой сельских НПО является приоритетность для них проблем местного сельского сообщества. Анализ зарегистрированных НПО на селе показывает, что их основными целевыми группами являются дети, молодежь, люди с ограниченными возможностями, предприниматели и женщины.

В Наурзумском районе активно работают экологические молодежные НПО, связано это с наличием в регионе государственного заповедника. В Карасуском, Денисовском, Алтынсаринском районах НПО функционируют при школах. В последнее время развиваются НПО экономической направленности, то есть объединения по поддержке малого предпринимательства. Ассоциацией содействия предпринимательской деятельности совместно с департаментом внутренней политики в Узункольском, Денисовском и Аулиекольском районах проведен ряд круглых столов по вопросам развития предпринимательства в сельской молодежной среде в рамках реализации региональной молодежной программы.

С целью создания сети сельских НПО в регионах департаментом внутренней политики совместно с общественным фондом «Развитие Тарановского района», являющегося одним из активных и опытных сельских НПО, в сельских регионах проводятся обучающие семинары – тренинги.

ОО «Эйкос» совместно с департаментом внутренней политики при поддержке Ассоциации деловых женщин Костанайской области был осуществлен проект по организации в Костанайском, Карасуском и Карабалыкском районах серии обучающих семинаров по активизации гражданской инициативы среди молодых сельских женщин. Итогом работы стало создание 3-х новых женских НПО в данных регионах.



В 2007 году Советом были рассмотрены вопросы формирования социального партнерства и социальной ответственности бизнеса, опыта участия сельских НПО в реализации государственной политики развития села, работы областного Гражданского Альянса.

Уникальным проектом Костанайской области является «Костанайский клуб меценатов», в состав которого входят руководители бизнеса, крупных промышленных предприятий области. Меценатами учреждены премии «Казына» для высокопрофес-сиональных мастеров и «Шабыт» для молодых, одаренных, талантливых людей. С 2000 по 2007 годы Клубом меценатов выдана 191 премия, их обладателями стали 183 человека и 21 организация, общая сумма составила 68,8 млн. тенге.

Спонсорские программы бизнеса - это инвестиции в развитие человеческого капитала области. Хозяйствующими субъектами только за 2007 год было вложено в социальную сферу более трех миллиардов тенге, в том числе в образование более полутора миллиардов тенге.

В настоящее время в области проходит заключение меморандумов между акиматами и бизнес структурами по реализации социальных проектов в рамках корпоративной социальной ответственности бизнеса.

В целях дальнейшего расширения демократии и модернизации политической системы продолжена практика развития диалоговых площадок с различными целевыми аудиториями: политическими партиями, неправительственными организациями, национально-культурными центрами, профсоюзами, религиозными объединениями, представителями молодежи и других ассоциативных групп.

Одной из системных диалоговых площадок является дискуссионный политический клуб «Спектр». Исходной основой для планирования работы политклуба являются предложения лидеров всех политических партий. За 2007 год проведено 4 заседания, посвященных Посланию Президента, Конституционным реформам, 10-летию Стратегии «Казахстан - 2030», вопросам развития неправительственных объединений в условиях демократизации политической системы. В них принимают активное участие ученые-политологи, социологи, юристы, представители неправительственных организаций, СМИ. Лидерами политических партий и НПО обозначена важность активного участия институтов гражданского общества в формировании новой правовой базы. Система «обратной связи» с участниками политклуба свидетельствует о достаточной и высокой степени удовлетворенности по критериям: степень демократичности – 70%, организация, качество подбора лекторов и содержание программы по 94,1%; собственная удовлетворенность – 84%, практическая направленность – 88,9%.


За эти годы сформирован лидерский состав институтов гражданского общества. Они стали кандидатами и докторами наук. Они являются региональными представителями ООН и Всемирной экологической организации, входят в состав консультативно-совещательных органов, таких как областные общественные Советы по взаимодействию с НПО, борьбе с коррупцией партии «Нур Отан», в другие областные советы и комиссии по различным направлениям. По результатам выборов руководители наиболее устойчивых НПО стали депутатами маслихатов всех уровней и возглавили партийную фракцию областного маслихата

Постоянно действующей диалоговой площадкой институтов гражданского общества, органов государственной власти и бизнеса в Костанайской области является Гражданский форум, который стал ежегодным, начиная с 2003 года. Областной Форум прошлого года был проведен в расширенном формате по спектру рассматриваемой проблематики и количеству участников. Этому способствовала организация 4 информационных и 7 диалоговых площадок на базе неправительственных объединений. Они прошли с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, в том числе отраслевых департаментов. В работе дискуссионных площадок приняло участие около 300 человек. Поступило порядка 60 предложений и рекомендаций, которые были обобщены и прошли юридическую экспертизу. Их свод был представлен на республиканский Гражданский форум.

В республиканском конкурсе «Таным» из 15 номинаций лауреатами и дипломантами стали 6 организаций Костанайской области по следующим номинациям:


  • «Разные, но равные (гендерный аспект)» - ОО «Ассоциация деловых женщин Костанайской области», Бектурганова Римма Чингисовна, (лауреат).

  • «Активная молодежь – будущее Казахстана» - АЮЛ «Гражданский Альянс Костанайской области», Венгерская Елена Владимировна, (лауреат).
  • «Интеграция в общество людей с ограниченными возможностями» - ОО «Уміт-Надежда» общество поддержки граждан-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата», Жаксагулова Аруна Рахметтуллаевна, (дипломант).


  • «Гражданская инициатива на селе» - ОФ «Развитие Тарановского района», Гренц Виктор Андреевич, (дипломант).

  • «Чистая планета» - ОО «Наурзум», Брагина Татьяна Михайловна, (дипломант).

  • «Общественно чувствительные СМИ» - газета «Лисаковская новь» (дипломант).

По итогам участия областной делегации в работе III Гражданского форума Казахстана были проведены пресс-конференция, круглые столы, общественные слушания, фокус-группы по формированию лотов областного конкурса социально значимых проектов.

В 2007 году была принята вторая по счету «Региональная программа государственной поддержки неправительственных организаций Костанайской области на 2007-2009 годы».

Районные и городские программы государственной поддержки НПО приняты в городах и районах области. Предусмотрено финансирование из районных и городских бюджетов порядка 7 миллионов. Из областного бюджета на реализацию региональной программы на 3 года предусмотрено более 26 млн. тенге. (2007 год – 4 млн.984 тысяч тенге, 2008 год – 15 млн. 446 тысяч тенге, 2009 год – 5 млн. 901 тысяч тенге). В 2008 году государственное финансирование неправительственного сектора из областного бюджета составило более 27 миллионов (более 11 млн. – поддержка молодежных НПО). В том числе – около 14 млн. тенге направлены на социально значимые проекты НПО.

Рост активности НПО области требовал изменение в системе взаимоотношений внутри самого гражданского сектора. Это привело к тому, что стали развиваться ассоциированные системы НПО, позволяющие объединять ресурсы для достижения проектных целей. Стали формироваться информационно-коммуникационные сети между НПО и государственными учреждениями. Значимую роль в этих процессах стали играть ресурсные центры для НПО, регулярно поддерживаемые Управлением внутренней политики Областного акимата за счет государственного заказа. Таким образом сформировалась дополнительная система усиливающая партнерство между государственным и гражданским секторами.



следующая страница >>