https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Городская научно-практическая конференция


«Школьная деловая одежда «

Совсем еще недавно вопрос о школьной форме ос­тавался без внимания, то сегодня проблема одежды для школьников вновь становится актуальной, и во многих общеобразователь­ных школах и лицеях нашей страны наблю­даются тенденции к ее возрождению. Вос­питатели и педагоги таких учебных заведений считают, что школьная форма дисциплинирует и помогает учиться: дети и подростки не соревнуются, кто лучше одет, а гордятся единой униформой. Для учащихся школа - это их жизнь, их работа, к которой нужно относиться со всей серьезностью. А одежда, сшитая со вкусом, ко много­му обязывает. Да и тех родителей, которые могут купить своим детям красивую, модную повседневную одежду, у нас не так уж много. Резко отрица­тельно к введению школьной фор­мы относятся лишь 7 % родителей, тогда как 70 % относятся «скорее положительно», и «только положи­тельно». Большинство сегодняшних школьников уже не застало школьную форму, они могут судить о ней лишь по старым фотографиям и кинолентам. Для некоторых ребят школь­ная форма представляется мрачной и безли­кой одеждой.

Цель исследования: объяснить причины возникновения школьной формы в Казахстане

Объект: одежда школьников

Предмет: проблемы школьной формы

Задачи:

  1. выявить социально-психологические подходы к понятию «школьная форма»

  2. изучить предложения дизайнеров по школьной форме одежды

  3. дать рекомендации по решению вопроса о введении школьной формы

Методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, обработка результатов


Анализ информации по школьной форме на страницах печати

Просматривая разные информационные источники за последние четыре года, мы попытались выяснить, на каких основаниях кто-то диктует детям и их родителям цвет и фасон одежды. Оказалось, что оснований нет никаких.


Директора некоторых школ устанавливают свои правила, к примеру, не разрешают школьницам носить брюки, - говорил Александр Кузнецов на страницах газеты «Мой город», начальник департамента образования города Усть-Каменогорска. Директорам школ у нас многое разрешено, но только не это. Запрещая учащимся посещать занятия, они тем самым нарушают закон об образовании и Конституцию РК. Для того чтобы заставить всех школьников носить одинаковую одежду, нужно изменить Конституцию.

В департаменте образования Усть-Каменогорска считают, что вопрос о введении формы каждая школа по-прежнему решает самостоятельно, причем решение должно приниматься на совете школы, куда должны войти и учителя, и родители, и сами школьники, обязательно в равных пропорциях.

Выяснилось, что департамент образования города в целом разделяет эту правовую позицию. Если в школах, где решением совета введена форма, есть ученики, чьи родители категорически против, департамент образования считает необходимым разрешить этим детям ходить без формы - пусть даже их будет 10 человек.

Отправимся к нашим соседям по СНГ. На Украине вступил в силу Указ президента «О школьной фор­ме для учащихся средних учебных заведений». Форма будет вводиться сначала в младших классах, потом - в средней школе и старшей. Причи­на нововведения мотивируется желанием украинского руководства «уравнять внешний вид учащихся: независимо от их социального поло­жения».

В Киргизии процесс переодева­ния учеников в унифицированную одежду шел уже давно. Многие колледжи и частные школы приодели своих воспитанников в красные пид­жачки и цветные жилетки. В постановлении киргизского Минобразования «О введении школьной формы» есть один категоричный пункт: «О недопустимости посеще­ния занятий в дорогой одежде и дра­гоценных украшениях». Все осталь­ное подчинено вкусам и желаниям учеников и родителей. Причем ситу­ация, в которую попадет большин­ство школьников, не имеющих воз­можности оплатить форму, тоже предусмотрена. Для них достаточно «белого верха и темного низа, а в холодное время года - однотонного пиджака или свитера»...


Введение школьной формы, по мнению многих губернаторов и глав администраций, не только придаст ученикам «божеский» вид, но и зас­тавит работать швейную и текстиль­ную промышленность.

Юристы советуют: «А жаловаться в министерство и не надо. На то есть суд и прокуратура. Местные органы власти и любые должностные лица вправе принять любое решение, которое не противоречит закону. Решение о введении школьной формы закону не противоречит. Но как только ребенку, пришедшему на занятия в джинсах, отказали в конституционном праве на образование, надо немедленно подать стандартную жалобу в прокуратуру или в суд на действия должностного лица, ущемляющие законные интересы и права граждан. В нашем случае таким лицом является директор школы, куда на занятия не пустили ученика, одетого не в те цвета.

А что же думают сами ученики о школьной форме? Испытывают ли они дискомфорт от той самой «социальной незащищенности» и «расслоения», о которых так пекутся взрослые дяди и тети? В Министерстве образования РК есть данные по результатам опроса, в котором приняли участие 1 миллион 834 тысячи школьников и 120 тысяч работников общеобразовательных учреждений. Школьников, желающих носить форму, оказалось лишь 38%. Самыми ярыми приверженцами введения школьной формы были директора школ - среди них «за» высказались 100 %. За школьную форму голосовал и 91% процент опрошенных учителей. Казалось бы, все ясно: директорам и учителям нравится форма - пусть они ее и носят!

Для большинства учеников очень важным является выражение права и свободы выбора, проявление «своей индивидуальности». Поэтому наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора школьной формы с разнообразием цветовых гамм и фасонов. Социально-психологические подходы к понятию «школьная форма»

Из различных источников СМИ мы выяснили, что согласно закону «Об образовании» РК школьная форма не являет­ся обязательной; решение этого вопроса отнесено к компетенции Совета школы и ее администрации; в настоящее время форма вернулась во многие школы Казахстана..


В на­шей школе введена школьная форма, но некоторые запреты по поводу внешнего вида одежды существуют. Прежде чем, рассуждать о том, нужна или нет форма, разберемся с этим понятием. Можно выделить два подхода к школьной форме:


  1. Школьная форма — это унифицированная одежда (строго регламентирован цвет, фасон, форма пуговиц и т.д.).

  2. Школьная форма — одежда, выполненная в определенном стиле, определенной цветовой гамме. При этом за детьми и их родителями остается свобода выбора фасона и отделки.

И все же, почему нужна школьная фор­ма? Вот аргументы «за».
Социально-психологический аспект

1.Ребенок из малообеспеченной семьи в форме не будет чувствовать себя униженным, глядя на разодетых детей из богатых семей.

2. Наличие формы является традицией для учебных заведений Казахстана и других стран на протяжении веков.

3. Форма дисциплинирует, делает ребенка более организованным, собранным, внимательным, создает деловой настрой, повышая производительность работы.

4. Деловой костюм создает эстетику рабочего места (расфранченный, просто безвкусный или неряшливый вид одежды часто является проявлением ущербности личности).

  1. Зрение детей очень хрупкое. Зрительное напряжение усиливается из-за многообразия различных ярких цветов, иной раз просто ядовитых оттенков. Мельтешение десятков и сотен детей в такой одежде отрицательно влияет на зрение, повышает утомляемость учеников, а значит, ведет к снижению сопротивляемо­сти организма к различным заболевани­ям. По нашим наблюдениям утомление наступает уже к третьему уроку.

Аргументы психологов в пользу введения школьной формы
  • Школьная форма способствует освоению роли взрослого человека за счет присвоения одного из атрибутов взрос­лой жизни — одежды. Это снижает уровень тревожности школьника, связанной с ожидаемым будущим, и повышает уверенность в успешном освоении роли взрослого.


  • Она способствует восприятию учащимся себя как успешного человека, так как подавляющее большинство успешных людей носят одежду» выдержанную в деловом стиле.

  • Деловой стиль одежды способствует меньшему раздражению нервной системы за счет сдержанности цветового решения и правильности линий, что способствует лучшей концентрации внимания, меньшей утомляемости, большей работоспо­собности (это особенно актуально для младших школьников).

  • Школьная форма, как любая корпоративная одежда, подчеркивает принадлежность человека к данной организации. Если школа является для учащихся авторитетным социальным институтом, то принадлежность к ней и соответствующей группе вызывает стремление к осуществлению ведущей деятельности этой группы, т.е. повышается уровень мотивации к
    учению.

  • В подростковой субкультуре единая форма одежды способствует снятию проблемы конкуренции и первенства среди сверстников по критерию «луч­шей одежды». Исчезает и возможность эпатажа окружающих отдельными школьниками из-за ношения одежды вызываю­щего вида. В результате не повышается уровень тревожности, обусловленными заниженной самооценкой, улучшается эмоциональное самочувствие и создает­ся благоприятный микроклимат в группе подростков.

Как видим, аргументов за введение школьной формы более чем достаточно.


Мнение дизайнеров о школьной форме


Широкомасштабные социологические опросы школьников и их родителей показа­ли, что школьная форма имеет как своих сторонников, так и противников. И если ос­новной мотивацией при выборе большинст­ва родителей является ее цена и практич­ность, то самих школьников больше зани­мают вопросы моды и стиля. Но по отноше­нию к школьной одежде правильнее рассма­тривать не моду во всех ее многочисленных проявлениях, а стили в одежде, которые соответствуют образу и укладу жизни совре­менной молодежи,

Это, прежде всего, спортивный стиль — символ простоты, удобства и целесообраз­ности. Сегодня не мода диктует спорту свои законы, а спорт влияет на моду. Новая концепция одежды спортивного стиля вы­ражается в объемности, многослойности, а также возможности ее комбинирования и многофункционального использования.


Сегодня джинсовое направление разра­батывается в так называемом стиле «кич», когда привычная одежда оживляется цве­точными нашивками. Декоративные, выра­зительные приемы оформления (рюши, вы­шивки и т.д.) придают одежде нарядный, романтичный вид. Остаются популярными этнические мотивы (фольклор), а также трикотажные изделия, дополненные капю­шонами и карманами «кенгуру».

Современная одежда классического сти­ля приобретает оттенок непринужденности, так актуальной сегодня в моде. Это прояв­ляется в использовании разнообразных застежек, в отказе от внутренних прокладок и подкладок, что делает костюмы более удобными, подвижными и мягкими, оставляя их тем не менее элегантными и достаточно строгими.

Проблема школьной одежды — это по­иск компромисса между школой, учащими­ся и их родителями, предполагающего воз­можность выбора ребятами формы, форми­рование их собственного стиля и рациональ­ного гардероба на основе единого цветового решения, свойственного конкретному клас­су, школе.

Именно формирование рационального гардероба школьника, а не создание строго регламентированного костюма является ос­новой для научных разработок, которые ве­дутся в тесном сотрудничестве со школьни­ками. Каждому школьнику предложили по­бывать в роли художника-модельера и вы­разить на листе бумаги свои собственные представления: какой должна быть одежда для занятий в школе. Примечательно, что ребята подошли к работе с ответственнос­тью и огромным интересом. Представлен­ные варианты отличались оригинальностью и легли в основу создания нескольких кол­лекций школьной одежды.

Так, для учеников младших классов были разработаны ком­плекты школьной формы с учетом требова­ний самих ребят. (см. в приложении) Комплекты состоят из взаимозаменяемых элементов — единичных моделей (модулей), которые могут сочетать­ся с другими видами одежды и использо­ваться многофункционально. Модели характеризуются простотой кроя и лаконичнос­тью деталей и отделки. Форма, силуэт и де­тали соответствуют современным тенденци­ям моды. Стиль одежды в основном спор­тивный с элементами классического; наряд­ная одежда более декоративна, она выдер­жана в романтическом стиле.


При решении проблемы создания школьной формы следует помнить, что это — сложный комплексный процесс, объ­единяющий в себе решение художественных, технических и социальных задач. При этом важно отметить, что школа, способст­вуя развитию лучших качеств и способнос­тей человека, не должна подавлять его ин­дивидуальность.


Стилисты предлагают классический стиль


Классический стиль отличается подчеркнутой строгостью и подтянутостью. Воз­никнув в XIX веке, он остается в моде постоянно. Мода не вно­сит здесь резких изменений, она лишь слегка подправляет форму: Деталей в такой одежде очень мало и толь­ко необходимые: отложной или английский воротник, карманы прорезные с листочкой, клапаном, с обработкой «в рамку». листоч­ке кармана костюма.

Вообще, классический ансамбль предполагает гармо­ничное сочетание двух цветов, не больше. Исключение со­ставляет только ткань в клетку, дающая возможность со­четания трех-четырех цветов. Но в таком случае юбка или брюки (если они не сшиты из того же материала, что и пиджак) должны быть однотонными.

Какими должны быть брюки делового костюма? Совре­менная мода предлагает немало вариантов. От широких прямых брюк «пижамного» типа до узких, обтягивающих. Но тут важно иметь чувство меры. Если брюки чересчур широкие, они будут выглядеть непривлекательно и даже смешно. Такой ансамбль далек от элегантности. Слишком узкие брюки будут напоминать леггинсы. Это тоже не лучший способ произвести благоприятное впечатление на окружающих.

Но, конечно, для полного ансамбля необходима еще и блузка. Правда, существуют пид­жаки, исключающие эту деталь туалета, но все-таки чаще носят блузки, батники, водолазки или тонкие джемперы, создающие ощущение законченности делового костюма.


Решение проблемы введения школьной формы в НПР

Для того чтобы узнать мнение учащихся, их родителей и педагогов о необходимости введения школьной фор­мы, мы провели анкету, текст которой приводится в приложении.


Результаты анкетирования старшеклассников:


    1. На вопрос, следует ли вводить школьную форму ребята отвечали:

Вводить-18 , не следует вводить – 57 , вводить следует, но на определённых условиях – 25 

    1. Чьё решение считается достаточным для введения единой формы:

Администрации школы – 15 , собрания учащихся – 65 , совет школы – 8 , родителей и учащихся – 12 

    1. При выполнении, каких условий следует вводить школьную форму:

Если форма будет красивой и удобной 62 , если форма будет изготовлена из одинакового для всех материала – 3 , если форма будет из качественного и практичного материала – 10 , ни при каких условиях, ношу что хочу – 25 

    1. Что, по вашему мнению, необходимо оговорить в случае обязательного введения школьной формы:

Цвет формы – 15 , состав обязательных и необязательных элементов (рубашка, пиджак, галстук – для мальчиков, платье, жакет, блузка, юбка – для девочек) – 30 , наличие или отсутствие в составе элементов школьной формы, которые указывают на принадлежность ученика к классу, к определённой школе, к определённому региону – 18 , фасон формы + цвет + модные элементы – 32 , от ответа воздержались – 5 

Среди родителей старшеклассников мы провели опрос и выяснили, что мнение всех родителей совпадает, а именно на вопрос:

Как вы относитесь к введению школьной формы? 100  опрошенных родителей ответили – положительно.

Почему? 100  ответили – меньше затрат и школьная форма организует учеников.

Если вводить, то какую? Ответы на этот вопрос были разными, но только потому, что для девочек родители хотели бы несколько комплектов одежды: пиджак-блузка-брюки, сарафан-блузка, юбка-жакет-блузка, а для мальчиков – классический костюм и рубашка.

Мнение родителей совпало и по поводу ткани. Ткань должна быть качественной, современной и не дорогой

Выводы:

По результатам проведённого исследования были выявлены три подхода к решению проблемы введения школьной формы, которые отражают типичные настроения уча­щихся, их родителей и учителей.

Подход I

Школьная форма необходима. Ее следует ввести как можно скорее Аргументы «за»:


  • у школьников не будет комплексов в связи с различиями в доходах родителей;

  • будут лучше соблюдаться санитарно-гигиенические нормы;

  • форма красива и эстетична;

  • уменьшится количество конфликтов в семье и в школе;

  • введение формы может привести к экономии се­мейного бюджета;

  • форма даст возможность школьникам думать о том, как выделиться делами (учебой, трудовыми делами, творчеством, успехами в спорте и т.п.), а не за счет внешности;

  • деловой стиль одежды настраивает на хорошую учебу;

  • учащиеся не будут чувствовать себя скованно, снимутся комплексы;

  • укрепляется чувство принадлежности к коллективу класса, школы;

  • появляются дополнительные рабочие места на предприятиях текстильной промышленности.

Подход II

Вводить школьную форму не нужно — это ограничение прав и свобод школьника

Аргументы «за»:

• ограничение свободы выбора, нарушение прав;

  • потеря индивидуальности, все становятся похожими друг на друга;

  • появятся дополнительные комплексы, поскольку форма может подчеркивать

  • недостатки фигуры и т.п.;

  • в других школах форма не введена;

  • не всем идет форма (не подходит цвет, фасон форменной одежды);

  • рано или поздно форма надоест.

Подход III

Мы не против введения школьной формы. Но ка­кая она будет?


Аргументы «за»:


  • желание сохранить индивидуальный стиль в одежде;

  • не у всех есть возможность приобрести форму;

  • она может быть некрасивой;

  • форма может оказаться некачественно сшита;

  • неверие в возможность введения различных вариантов формы.

Таким образом, мы пришли к выводу, что имеет смысл ввести школьную форму. Но что­бы это сделать, необходимо провести некоторые под­готовительные действия, пойти на определенные компромиссы с теми, кто не является сторонниками школьной формы.

Действия, предшествующие введению школьной формы


  1. Провести беседы с учащимися об истории школь­ной формы и униформы вообще.

  2. Разработать несколько вариантов эскизов совре­менной, удобной, практичной формы для учащихся. Привлечь к разработке учащихся, их родителей и учителей.

  3. Обсудить в классах цвет школьной формы. Предусмотреть, чтобы каждый класс имел возможность его выбора.

  4. Дать возможность каждому классу разработать свои знаки отличия, которые бы стали элементом формы.

  5. Дать возможность каждому учащемуся выбрать фасон формы.

  6. Предусмотреть варианты парадной формы.

7. Совету школы проследить за качеством пошива формы.

  1. Администрации школы изыскать возможность помочь в приобретении формы нуждающимся учащимся.







Список литературы

  1. Практика административной работы в школе. – 2004.- № 4

  2. Воспитание школьника. - 2001. - № 6, с. 19-20

  3. Начальная школа. - 2002. - № 8, с 64-65

  4. Учительская газета. – 2001. - № 13, 6

  5. Семья и школа. - 2002. - № 7, с 22-24

  6. Мода и стиль. Энциклопедия.-М.: Аванта +, 2002

  7. Энциклопедия юной леди. Книга для девочек.-Д.: Сталкер, 2000


  8. Материалы Интернет





Приложения

Анкета

1. Как вы относитесь к введению школьной фор­мы (подчеркните один из вариантов ответа)?

  1. Мне кажется, что школьную форму нужно вводить.

  2. Мне кажется, что не следует вводить школьную форму.

  3. Школьную форму вводить можно, но при опреде­ленных условиях (укажите, каких)

2. Чье решение можно считать достаточным для введения школьной формы как обязательной (подчеркните один из вариантов ответа)?

  1. Решение администрации школы.

  2. Решение общешкольного родительского собрания или родительского комитета школы.

  3. Решение собрания учащихся.

  4. Решение педагогического совета.

  5. Решение совета школы.

3. При каких условиях школьную форму можно вводить в обязательном порядке?

  1. Если школьная форма будет выглядеть красиво и украшать учащегося.

  2. Если школьная форма будет изготовлена из одинакового для всех учащихся материала.

  3. Если школьная форма будет изготовлена из практичного и качественного материала.

  4. Иные условия (укажите, какие)

4. Что, по вашему мнению, необходимо оговорить в случае обязательного введения школьной формы?

  1. Цвет школьной формы и ее отдельных элементов.

  2. Состав обязательных и необязательных элементов школьной формы (например, рубашки, пиджака, галстука — для мальчиков; платья, блузки, юбки, жакета — для девочек).

  3. Наличие или отсутствие в составе элементов школьной формы, которые указывают на принадлежность обучающегося:
  • к определенной возрастной категории (к классу или ступени обучения);

  • к определенной школе;

• к определенному населенному пункту, региону.

4.4. Фасон формы.