https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Воспитание патриотизма, уважения к культуре казахского народа

через уроки словесности.

С.А. Вильданова учитель русского языка и литературы


Государственное учреждение СШ № 26, г.Усть – Каменогорска


У казахов говорят: «ќылышынан ќан тамѓан батырды тілінен бал тамѓан шешен аттан т‰сіріпті» («Воинственного батыра заставит спешиться красноречивый»). В данной пословице искусство слова оценено даже выше героизма воина. Поэтому главным умением у казахов считалось владение богатством языка и речи. На уроках словесности учащиеся приобщаются к красоте и богатству казахского языка и поэзии. Постоянное знакомство с сокровищницей казахской устной поэзии, книгами национальных писателей помогает учащимся не только узнать национальный быт, традиции казахского народа, его культуру, но и почерпнуть через искусство слова истоки добра, справедливости, бережного отношения к духовному наследию казахов. Это, несомненно, формирует нравственные качества, а главное – чувство любви и преданности родной стране, чувство патриотизма. Каждый урок решает эту актуальную воспитательную задачу.

Первый урок литературы в 5-м классе начинается со знакомства с обычаями, традициями казахского народа. Дети с удовольствием говорят о том, что знают сами. Например, о гостеприимстве – ќонаќасы, празднике новорождённого – бессікке салу, о праздновании нового года по восточному календарю – наурыз. Знания учащихся подкрепляются легендами и преданиями («О песне», «Ќонаќасы»). Обязательно предлагается слушание звучания домбры и пения казахских песен, чтобы ребята смогли представить картины степной жизни, прочувствовать в музыке ритм скачущих коней, оценить мелодичность и напевность казахского языка. Заканчивается вводный урок словами Ануара Алимжанова: «Если ты ценишь культуру и обычаи другого народа, любишь его песни, его музыку, его стихи, по-человечески гордишься славой его лучших сынов, то значит, ты любишь этот народ, ты найдёшь с ним общий язык, ты будешь его другом, а он твоим». А поможет этой дружбе, конечно же, изучение казахской литературы и языка. Так, с самого первого урока развивается и поддерживается интерес к национальной словесности. Примером этого служит выполнение учащимися разнообразных творческих заданий: оформление книжек о традициях и обычаях, инсценирование фрагментов, выполнение различных иллюстраций к произведениям.


Кроме того, на каждом уроке обязательно уделяется внимание словарной работе, в которой дети знакомятся со значением многих казахских слов. Причём часто такую работу проводят сами учащиеся, получающие опережающие задания, что помогает провести небольшую исследовательскую работу. Например, на уроке в 8 классе по теме «Ораторское искусство казахов XV века» было определено лексическое значение слов шешен – оратор, шешендік – красноречие, онер – искусство. Включение казахских слов в активный словарь обогащает речь, делая её более выразительной.

Большую помощь при подготовке уроков оказывают учителя казахского языка, к которым мы часто обращаемся за советом. Они помогли в проведении интегрированного урока литературы и математики, где учащимся понадобилось знание казахского языка, артистизм и умение импровизировать на своеобразном математическом состязании – айтыс.

Мен, мінеки, Михайлина тобынанмын,

Кім бар маѓан ќарсы келер?

Сайысамын есеп деген мен ушін ќиын емес,

Єр т‰рлісін шыѓарып мен беремін.

Я громкий певец из рода Михайлиной

8 «В» соловей.

Посоревнуемся в счёте, уверен,

Более лёгкой для меня задачи нет.

Никто не сравнится со мной, коль решать захочу!

Учащиеся на уроке попробовали себя в роли поэтов-импровизаторов и поняли, насколько это нелёгкая задача. А ведь издревле искусство импровизации, исполнительское мастерство у казахов почиталось более всего. Детей с малых лет учили петь, играть на домбре, говорить красиво и остроумно, при этом молодёжь осваивала несколько видов искусства. «Жігітке жетпіс µнер де аз» («Для джигита даже семьдесят искусств мало»), - говорили в народе. Думается, эту традицию важно поддерживать и в настоящее время для более гармоничного развития человека.

На многих уроках стараемся читать произведения казахских авторов в оригинале, что заставляет оценить богатство лексики и красоту звучания языка. Например, на уроках в 9 классе по теме «Лирика Абая» зачитываются строчки стихотворения поэта на казахском языке и перевод. Учащиеся, сравнивая, определяют разницу в звучании стихотворений, отмечая напевность и точность оригинала. Неоценимое дидактическое значение казахской философии черпаем из стихов жырау XV – XVIII веков. Работая над толгау – размышлениями поэтов, большое внимание уделяем анализу, в котором выясняем особенности казахской поэтики, определяем нравственные категории, созвучные с настоящим временем, выделяем непреходящие общечеловеческие ценности. Роль языка в жизни общества подчеркнута во многих стихотворениях казахских авторов. Например, в стихотворении О.Сулейменова «Язык отцов» определяется значение казахского языка для каждого человека, живущего на этой земле. Основная мысль в том, что язык является ценностью общества, его богатством, традициями прошлого, без которых нет будущего у народа. Необходимо, чтобы современное поколение не теряло своих исторических корней. После урока было предложено творческое задание: написать стихотворение или эссе о родном языке. Вдохновенные строки поэта рождают и в моей душе поэтический отклик:




Родной язык

Как радует сегодня возрожденье

Звучания родного слова.

Проникло в душу тёплое дыханье,

И сердце гордостью наполнилось снова.


Всё выразить может казахский язык:

И мягкий шёлк травы весенней,

И горных речушек журчащий родник,

И жизни человеческой мгновенья.


Седая степь с ковыльным полем

Плетёт истории тугую нить,

Пусть же предки не смотрят с укором,

Ведь язык мы смогли сохранить.


И звучит разноязычный хор,

В единое братство народы собрав,

И парит в небесный простор

Орёл, под небом крылья распластав.



Развитию интереса к казахскому языку и литературе способствуют приёмы интеграции казахской литературы и русского языка. Названия казахских музыкальных инструментов и народных конных игр, например, повторяем при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» (5 класс). В одном из заданий предлагалось составить предложение о том, какие национальные инструменты известны учащимся. Предложение записывается: Мы знаем казахские народные инструменты: домбру, кобыз, сабызгу. А вот почему у домбры на верхней крышке отверстие узнаём из легенды «Аксак – кулан». Учащиеся получают задание: послушать содержание легенды и подумать, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Или предлагается записать предложение: Большинство казахских национальных игр связано с верховой ездой: байга, кокпар, кыз - куу, аударыспак. А затем в беседе учащиеся объясняют суть каждой игры. При изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» (5 класс) очень уместным оказалось включение в дидактический материал географических названий отдельных мест Казахстана и значение казахских имён. Эпиграфом к уроку послужили слова «Казахстан – край легенд и сказаний». Записываются казахские имена, а группа, работавшая с опережающим заданием, рассказывает о том, что они означают. Причём, были выбраны те имена, значение которых интересно знать ребятам, так как они принадлежат их одноклассникам. Например, Алтын – золото, Айгерим – ах, какая прекрасная, Асем – изящная, Бахыт – счастье, Гульнар – цветок граната, Нурсултан – светлый султан, Сауле – луч и т.д. Когда разговор заходит о географических названиях, вспоминаем горы, находящиеся в Восточном Казахстане. Например, гора Бор–Тастаган (брошенное в волка) находится между Тарбагатайским и Калбинским горами. О ней рассказывает легенда о великанше, бросающей веретено в волка. Близ города Усть-Каменогорска протекает река Аблакетка, названная в честь хана Аблая.


Таким образом, учащиеся не только обогащают свои знания о культуре, традициях и языке, но и узнают сведения из истории родного края, что, несомненно, способствует развитию интереса к ней и воспитывает патриотизм и чувство гордости за родную страну. Закончить выступление хотелось бы словами замечательного поэта Мухтара Шаханова: «Если любишь свой корень, ценишь его – понимаешь боль и любовь всех и всего».