girniy.ru   1 ... 28 29 30 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Неврозы в детском возрасте являются клинико-психологическим выражением

проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих

поколениях происходят относительное уменьшение выраженности

характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в

прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей

основе и психогенных по своему происхождению изменений личности. Центром

перекреста характерологических и невротических изменений в семье являются

родители детей с неврозами.

Изменения личности у родителей предшествуют развитию невроза у детей,

способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и неблагоприятно

отражаясь на их воспитании. В связи с этим выделяются эгоцентризм,

затрудняющий принятие ребенка и его индивидуальности и эмпатический контакт

с ним в дальнейшем; тревожность, лежащая в основе гиперопеки; внутренняя

конфликтность, осложняющая отношения в семье; а также излишняя

принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с

детьми.

Главным патогенным аспектом отношения родителей является то, что они

непроизвольно используют детей для разрешения своих личностных проблем и

кризисных ситуаций в семье. Здесь и одностороннее привязывание ребенка к

себе, предотвращающее страх одиночества, и конфликтное неприятие в нем черт

темперамента и характера другого родителя, гиперопека, уменьшающая чувство

беспокойства, эффективность в обращении с детьми, разряжающая эмоциональное

напряжение родителей.

Особое значение приобретает паранойяльный настрой родителей, имеющий

своими предпосылками авторитарные черты личности прародителей (в основном у

бабушки ребенка по линии матери) и общие с прародителями гиперсоциализацию,


сензитивность, тревожность. Если гиперсоциализация и сензитивность в той или

иной мере присущи обоим родителям, то тревожность - преимущественно матери,

отцу же более свойственна мнительность. Вместе это образует

тревожно-мнительную констелляцию черт характера родителей.

В плане воспитания авторитарность прародителей сказывается у родителей

безоговорочным навязыванием своего мнения, гиперсоциализация - чрезмерной

принципиальностью в отношениях с детьми, сензитивность - склонностью к

образованию рудиментарных идей отношения в виде недоверчивости и

настороженности к собственному опыту ребенка, к влиянию на него сверстников

и воспитателей, повышенной обидчивости во взаимоотношениях с ним, ревности к

вниманию другого родителя. Тревожность звучит в защите ребенка от

невротически воображаемых опасностей, мнительность - в ритуально-педантичном

предопределении его образа жизни. Чем выше тревожность матерей и чем они

старше по возрасту, тем больше тревожность у детей, клинически проявляемая

неврозом страха и неврозом навязчивых состояний. В то же время

пунктуальность и педантичность отцов коррелируют со степенью выраженности У

детей психомоторных расстройств (в первую очередь навязчивых тиков).

Невротическая, большей частью тревожная, основа паранойяльного настроя

мотивирована травмирующим жизненным опытом родителей в прошлом, низкой

степенью их самопринятия в настоящем и стремлением предотвратить подобный

опыт у ребенка в будущем. В итоге паранойяльный настрой родителей

представляет собой не только характерологическое, но и невротическое

образование в их личности, являясь сплавом этих образований в изученных нами

трех поколениях семьи.

Основная патогенная роль паранойяльного настроя родителей заключается в


недоверии к возможностям ребенка, его опыту формирования "я", что приводит к

непринятию его индивидуальности, несоответствию требований и ожиданий

родителей реальным возможностям детей, их возрастным потребностям, наиболее

адекватному для них ритму и темпу психического развития. Недоверие к

формирующемуся опыту детей, непринятие их индивидуальности и несоответствие

воспитания возрастным возможностям и потребностям развития вместе с

конфликтными отношениями в семье представляют собой главные

психотравмирующие аспекты существования детей в семье.

Навязывание родителями своей характерологически и невротически

измененной "я-концепции" и возникающий вследствие этого внутренний конфликт

у детей составляет сущность психогенного механизма происхождения их невроза,

когда они воспринимают навязываемый опыт как неестественный для них,

несовместимый с возможностями и потребностями развития и отличающийся от

норм общения, принятых среди сверстников, т. е. от "я-образа" -

представления о себе, с точки зрения других. Навязанный и тем более

внушенный опыт не может быть отторгнут усилием воли. Его можно пережить или,

как это происходит в изучаемых нами случаях, переболеть им, когда он,

подобно инородному телу, может быть отторгнут посредством невроза,

выражением чего является аффект - эмоциональное расстройство.

В психологическом отношении невроз - парадоксальное средство решения

проблем, реактивно-защитный способ их переработки, неосознаваемая попытка

избавиться от них и обрести душевное равновесие. Неосуществимость такой

попытки порождает пессимизм, неверие в свои силы и личностный регресс.

Вместо присущих детям доверчивости, наивности и непосредственности

развиваются недоверчивость, настороженность и страх, представляющие собой


неадекватную форму приспособления к действительности, основу для

тревожно-мнительного и паранойяльно-защитного развития их личности и

создающие среди сверстников мнение о таких детях как о "недотрогах".

Итак, психогенные изменения формирующейся личности детей обусловлены

неудачно и драматически переживаемым опытом межличностных отношений,

отсутствием возможности создания приемлемой "я-концепции" с вытекающей из

этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным,

эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным "я". Подобный психогенно

искаженный образ "я" отличается от сложившегося образа "я", идеального

стандарта и стандарта культуры и свидетельствует о невротической

дезинтеграции процесса формирования личности ребенка, его маргинальной,

противоречивой внутренней позиции. Невротическая дезинтеграция "я"

переживается вначале как невозможность соответствовать требованиям и

ожиданиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем -

как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников. Неразрешимый

характер этого внутреннего противоречия как источник постоянной аффективной

напряженности и беспокойства декомпенсирует защитные силы организма, его

активность и жизненный тонус. В этих условиях нарастает аффективная

непереносимость сложных жизненных ситуаций, обусловленная психотравмирующим

жизненным опытом, беспокойством и страхом изменения "я" и проявляющаяся

тревожно-мнительным, аффективно-нетерпеливым и защитно-эгоцентрическим

стереотипом личностного реагирования.

В результате невроз как болезненно-защитная форма реагирования на

аффективно переживаемые и неразрешимые проблемы развития, выражения и

признания своего "я" снижает творческий, эмпатический потенциал личности,


осложняет адаптацию среди сверстников и затрудняет дальнейшее принятие

ролей.

Ключевыми вопросами патогенеза являются тесно связанные между собой

паранойяльный настрой родителей, страх изменения "я" у детей и неразрешимая

для них проблема "быть собой среди других". Если паранойяльный настрой

родителей проявляется недоверием к детям, то следствием этого будет

недоверие детей к себе, выражающееся неуверенностью в своих силах и

возможностях. Неверие в себя, иначе низкий уровень самопринятия, порождает

недоверие к другим, к новому опыту, неспособность к переменам, что находит

свое отражение в страхе изменения "я". Недоверие к себе (неуверенность) и

недоверие к другим (страх изменения "я") создают неразрешимую для личности

проблему "быть собой среди других".

Основанная на патогенезе неврозов психотерапия направлена на

восстановление и укрепление психического единства личности в процессе

семейной, индивидуальной и групповой психотерапии.

Задача семейной психотерапии заключается в восстановлении

функционального единства семьи посредством нормализации отношений и

психического здоровья ее членов. В первую очередь это относится к родителям,

психотерапия у которых проводится одновременно с психотерапией у детей.

Вместе с формированием оптимального настроя родителей на лечение, изменением

их взглядов на воспитание и сотрудничеством с врачом в разрешении ряда

семейных проблем это создает необходимые предпосылки для психотерапии детей.

Задача индивидуальной психотерапии состоит в достижении психического

единства и актуализации возможностей развития посредством перестройки

отношений, разрешения внутреннего конфликта, устранения блокирующих

личностное развитие страха изменения "я", неуверенности в себе и


болезненного перенапряжения психофизиологических ресурсов организма.

Действенность психотерапевтического вмешательства, включая внушение,

объясняется принципиально обратимым характером невротических расстройств,

когда усиление здорового "я", адаптивных систем организма в процессе

психотерапии сопровождается ослаблением и отторжением болезненного "я",

клинических проявлений невроза, укрепляя тем самым ядро личности и ее

психическое единство. Интеграции "я" способствует доверие врача и родителей

к больному. Вместе с улучшением самочувствия это развивает доверие к себе и

отзывчивость к другим, что создает веру в себя, выражаемую уверенностью в

своих силах и возможностях, решительностью в действиях. В результате

индивидуальной психотерапии развивается умение контролировать чувства и

владеть собой.

Необходимым условием для проведения групповой психотерапии является

позитивная динамика личностных изменений при индивидуальной психотерапии

ввиду улучшения нервно-психического состояния больного, в первую очередь

уменьшения возбудимости, астении и психомоторных расстройств, разрешения в

основных чертах внутреннего конфликта, развития доверия к себе и уверенности

в своих силах. Задача групповой психотерапии заключается в укреплении

психического единства личности посредством нормализации межличностных

отношений. Обучающей моделью адаптивного взаимодействия служит сама

психотерапевтическая группа, состоящая вначале из сверстников, а затем из

сверстников и взрослых.

В рассматриваемом значении психотерапия означает не возврат к прошлому,

а свободу от его посягательств на настоящее и будущее снятием

зафиксированных в прошлом опыте страхов и тревог, уверенность в себе и

одновременно в своей способности соответствовать другим, быть среди них. В


этом плане особое значение приобретает коррекция недоверия родителей к детям

(в процессе семейной психотерапии), недоверия детей к себе (в процессе

индивидуальной психотерапии), недоверия к другим, выражаемого страхом

изменения "я" в процессе групповой психотерапии, что приводит к разрешению

личностной проблемы "быть собой среди других".

Таким образом, семейная, индивидуальная и групповая психотерапия

представляет стадии единого, системно понимаемого психотерапевтического

процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства

личности посредством нормализации отношений в семье (семейная психотерапия),

разрешения внутреннего конфликта (индивидуальная психотерапия) и налаживания

отношений со сверстниками (групповая психотерапия). Итогом

психотерапевтического процесса является нормализация психического

функционирования и актуализация возможностей личностного развития в

социальном контексте отношений.

Без оказания соответствующей психотерапевтической помощи психогенные

нарушения в формировании личности детей становятся устойчивыми,

эгоцентрически заостренными и тормозимыми чертами характера, что

способствует появлению у них в дальнейшем под влиянием тех или иных

жизненных трудностей аффективно неразрешимых проблем общения и понимания

других людей, которые, в свою очередь, могут оказывать неблагоприятное

воздействие на взаимопонимание в браке и воспитание детей. Разорвать этот

замкнутый круг можно только широким комплексом социальных,

медико-педагогических, психопрофилактических и психотерапевтических

мероприятий, включая дальнейшее развитие специализированной Службы семьи и

организацию направленной психотерапевтической помощи детям и подросткам.

ЛИТЕРАТУРА



Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.

Асатиани Н. М. Психотерапия невроза навязчивых состояний. - В кн.:

Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1974, с. 189-197.

Балинский И. М. Лекции по психиатрии. - Л., 1958.

Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма. - В кн.:

Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. - Ташкент, 1979, с.

24-43.

Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. - СПб

1909.

Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. - СПб., 1912.

Блей Е. А. Психогении в раннем детском возрасте. - Журн. невропатол. и

психиатр., 1940, в. 12, с. 56-61.

Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. - Л., 1965.

Булахова Л. А., Уманская Н. М., Кузнецов В. Н. Роль психогенных

факторов и резидуально-органической церебральной недостаточности в

возникновении заикания. - В кн.: 4-й симпозиум детских психиатров

социалистических стран. - М., 1976, с. 21-26.

Бурно М. Е. Внушение и самовнушение. - В кн.: Руководство по

психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1974, с. 84-90.

Буянов М. И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической

помощи детям и подросткам. - В кн.: Материалы 3-й Всеросс. конф. по

неврологии и психиатрии детского возраста. - М., 1971, с. 189-191.

Буянов М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и

тренировочные методики). - М., 1976.

Буянов М. И. Клиника и лечение энуреза в детском возрасте. Методические

рекомендации. М., 1977.

Буянов М. И., Драпкин Б. 3. Основные тенденции современной психотерапии

детей и подростков, страдающих неврозами. - В кн.: Вопросы психотерапии. -


М., 1977, с. 102-106.

Вешапели Н. Г. Место психотерапии в лечебно-педагогической практике

детского психиатра. - В кн.: Вопросы психиатрии. - М., 1958, с. 154-157.

Винкшна И. А. К характеристике системы отношений личности больных,

страдающих неврозами. - В кн.: Клинико-психологические исследования

личности. - Л., 1971, с. 87-89.

Винкшна И. А. Об использовании экспериментально-психологических методов

для оценки эффективности психотерапии больных неврозами. - В кн.: Проблемы

медицинской психологии. - Л., 1976, с. 232-234.

Виш И. М. Опыт лечения неврозов и невроподобных состояний у детей

школьного возраста. - В кн.: Неврозы. - Харьков, 1974, с. 219-220.

Власов В. Н. Проблема адаптации детей в дошкольном детском коллективе.

- В кн.: Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими

нарушениями. - Л., 1978, с. 139-142.

Волкова Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного

возраста по системе игр. - В кн.: Педагогические пути устранения речевых

нарушений у детей. - Л., 1976, с. 26-58.

Вольперт И. Е. Психотерапия. - Л., 1972.

Гарбузов В. И. К вопросу об особенностях невроза навязчивых состояний у

детей и подростков. - В кн.: Психические заболевания. - Л., 1970 с.,

190-194.

Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным

ребенком, страдающим неврозом. - В кн.: Семейная психотерапия при нервных и

психических заболеваниях. - Л., 1978, с. 87-93.

Гарбузов В. Н. и др. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

Гелина Л. И. Психотерапия и гипноз в практике детского отделения

пси-хо-неврологической больницы. - В кн.: Учение И. П. Павлова в лечебной


практике психоневрологической больницы. - М., 1954, с. 56-61.

Гиляровский В. А. Узловые моменты в проблеме неврозов. - Сов.

невро-патол., психиатр, и психогиг., 1934, в. 2-3, с. 74-86.

Гиляровский В. А. Психиатрия. - М., 1938.

ГолованьЛ. И. Клинические особенности невротических расстройств у детей

с задержкой психического развития. - В кн.: 4-й симпозиум детских психиатров

социалистических стран. - М., 1976, с. 195-199.

ГолубеваЛ. Г., Гриднева Т. В. и Тонкова-Ямпольская Р. В. О

возникновении преневротических расстройств у детей раннего возраста. - Журн.

невропатол. и психиатр., 1974, в. 10, с. 1525-1527.

Гольбин А. Ц. Патологический сон у детей. - Л., 1979.

Грибоедов А. С. Детская психопатология и лечебная педагогика. - Л.,

1926.

Губачев Ю. М., Либих С. С. Основы психосоматических отношений в клинике

внутренних болезней. Психотерапия при соматических заболеваниях. Учебное

пособие по терапии. - Л., 1977.

Гуськов В., Мягков И. Ф. Психотерапия при реактивных состояниях и

неврозах детского возраста. - В кн.: Вопросы психотерапии. - М., 1966, с.

73-74.

Давиденков С. Н. Основы профилактики и невроза. - Клин, мед., 1954, No

3, с. 3-8.

Дмитриева Н. В. К вопросу об особенностях психотерапии неврозов в

детском возрасте. - В кн.: Вопросы психотерапии в общей медицине и

психоневрологии. - Харьков, 1968, с. 399-401.

Драпкин Б. 3. Некоторые особенности гипнотерапии в детском и

подростковом возрастах. - В кн.: Вопросы психотерапии. - М., 1966, с. 41-43.

Драпкин Б. 3. Предупреждение и лечение заикания. - М., 1968.

Драпкин Б. 3. Психотерапия в комплексном лечении больных заиканием


подростков. - В кн.: Тезисы докладов конф. по психотерапии. - М., 1973, с.

60-64.

Драпкин Б. 3., Трифонов О. А. Лечебная педагогика при некоторых

психических заболеваниях у детей и подростков. - В кн.: Психиатрия детского

возраста. - М., 1979, с. 585-602.

Дьякова Н. Н. Нервно-возбудимые дети и их воспитание. - М., 1929.

Захаров А. И. Социально-психологические особенности групповой

психотерапии детских неврозов. - В кн.: Экспериментальная и прикладная

психология. Вып. 4. -Л., 1971, с. 33-38.

Захаров А. И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в

патогенезе неврозов детского возраста. - В кн.: Неврозы и пограничные

состояния. - Л., 1972, с. 53-55.

Захаров А. И. Динамика семейной психотерапии в клинике неврозов

детского возраста. - В кн.: Психотерапия при нервных и психических

заболеваниях. - Л., 1973, с. 120-127.

Захаров А. И. К психотерапии невротических реакций страха в раннем

детском возрасте. - В кн.: Третий Всеросс. съезд невропатологов и

психиатров, т. 2. - М., 1974, с. 246-249.

Захаров А. И. Предпосылки патогенетически обоснованной семейной

психотерапии детей с невротическими расстройствами. - В кн.: Семейная

психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л., 1978, с. 75-86.

Захаров А. И. Групповая психотерапия при неврозах детского возраста.

Методические рекомендации. - Л., 1979.

Зачепицкий Р. А. и Яковлева Е. К. Роль неправильного воспитания в

происхождении неврозов. - М., 1960.

Иванов Н. В. К вопросу об особенностях психотерапии патологических

влечений в детском возрасте. - В кн.: Вопросы детской психоневрологии. - М.,

1958, с. 274-234.

Иогихес М. И. Неврозы в детском возрасте. - М., Л., 1929.

Кабанов М. М. Психотерапия и медицинская психология. - В кн.:

Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской

деонтологии. - Л., 1976, с. 53-55.

Каганова Э. Д. Организация детского коллектива и работа врача в нем как

один из методов психоневрологической диспансеризации. - Охрана здоровья

детей и подростков. - М., 1933, No 5-6, с. 32-38.

Карандашева Э. А. и Мурзенко В. А. К клинико-психологической и

биохимической характеристике фобического синдрома у больных неврозами. - В

кн.: Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с. 49-53.

Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.

Карвасарский Б. Д., Шурина Г. И., Мурзенко В. А. и др. Диагностика и

психотерапия неврозов в условиях специализированного отделения. Методические

рекомендации. -Л., 1979.

Каубиш В. К., Нечаев М. Л. Групповая психотерапия в условиях детского

психиатрического отделения. - В кн.: Медико-психологические аспекты

реабилитации детей и подростков с психическими заболеваниями. - Л., 1978, с.

68-73.

Каценельсон Ф. Я., Горелик Е. И. Опыт применения психотерапии в детском

возрасте. - В кн.: Вопросы психотерапии. - М., 1958, с. 160-164.

Кириченко Е. И., Журба Л. Т. Клинико-патогенетическая классификация

невропатии у детей раннего возраста. - В кн.: 4-й Симпозиум детских

психиатров социалистических стран. - М., 1976, с. 223-227.

Ковалев В. В. Психогенно обусловленные формы патологии поведения у

детей и подростков. - В кн.: Вопросы изучения детей с отклонениями в

развитии - М., 1968, с. 119-132.

Ковалев В. В. Неврозы и реактивные состояния в свете динамического


изучения. - В кн.: Неврозы и их лечение. -Л., 1969, с. 221-226.

Ковалев В. В. Основные принципы и особенности психотерапии детей и

подростков. - В кн.: Вопросы психотерапии. - М., 1972, с. 32-40.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.

Ковалев В. В., Буянов М. И. Основы психотерапии детей и подростков. - В

кн.: Психиатрия детского возраста. - М., 1979, с. 562-584.

Ковалев В. В., Шевченко К. С. Невроз навязчивых состояний у детей и

подростков. Методические рекомендации. - М., 1980.

Козлов В. П. Профилактика и психотерапия фобических состояний у детей.

- В кн.: Проблемы психопрофилактики нервных и психических расстройств. - Л.,

1976. с. 24-27.

Козлов В. П. Коррекция одностороннего воспитания детей в семье. - В

кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л.,

1978, с. 93-96.

Коган А. Г. Лечебная педагогика в детском санатории. - Л., 1977.

Конончук Н. В. О патогенетическом значении различий в формах

реагирования в ответ на жизненные трудности. В кн.: Проблемы

психопрофилактики нервных и психических расстройств. - Л., 1976, с. 68-72.

Консторум С. И. Опыт практической психотерапии. - М., 1962.

Красногорский Н. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности

человека и животных, т. 1. - М., 1954.

Кудрявцева В. П. Два основных принципа психотерапии и лечебной

педагогики в детском возрасте. - В кн.: Тезисы Всесоюзн. научно-практ. конф.

по психиатрии детского возраста. - М., 1957, с. 38-39.

Кудрявцева В. П. О психотерапии у детей со слабой нервной системой. - В

кн.: Вопросы психотерапии. - М., 1958, с. 147-154.

Кулаков В. Психология внушения. - Иваново, 1978.


Лакосина Н. Д. Клинические варианты невротического развития. - М.,

1970.

Лакосина Н. Д. Некоторые особенности психотерапии в пограничной

психиатрии. - В кн.: 6-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров, т. 1.

- М., 1975, с. 495-497.

Ласков Б. И., Креймер А. Я. Энурез. - М., 1975.

Либих С. С. Коллективная психотерапия неврозов. - Л., 1974.

Липгарт Н. К. Современные методы лечения больных с неврозами.

Методические рекомендации. - Харьков, 1974.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.:

Медицина, 1977.

Личко А. Е. Особенности психотерапии подростков в зависимости от типа

акцептуации характера. - В кн.: 3-й Междунар. симпозиум социалистических

стран по психотерапии. - Л., 1979, с. 156-158.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия. -Л., 1979.

Личко А. Е., Скроцкий Ю. А., Эйдемиллер Э. Г. Психотерапия при

психопатиях и акцентуациях характера у подростков. - В кн.: Врп-росы

психотерапии. - Харьков, 1977, с. 115-118.

Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. - М.,

1950.

Местиашвили М. Г. К психологической природе постгипнотического

внушения. - В кн.: Вопросы психотерапии. - М., 1966, с. 54.

Мишина Т. М. Психологическое исследование супружеских отношений при

неврозах. - В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических

заболеваниях. - Л., 1978, с. 13-20.

Мохина И. В. К вопросу о психологии межличностных отношений в браке. -

В кн.: Психология и медицина. - М., 1978, с. 411-413.

Мягер В. К. Критерии эффективности психотерапии. - В кн.:

Кли-нико-психологические исследования личности. -Л., 1971, с. 237-239.


Мягер В. К. Общие принципы и методика семейной психотерапии у больных

неврозами. - В кн.: Тезисы докладов конф. по психотерапии. - М., 1973, с.

83-87.

Мягер В. К. Дизицефальные нарушения и неврозы. - Л., 1976.

Мягер В. К. и Мишина Т. М. Семейная психотерапия при неврозах.

Методические рекомендации. - Л., 1976.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

Мясищев В. Н. Значение проблемы неврозов, ее современное состояние и

задачи ее разработки. - В кн.: Пограничные состояния. - М., 1965, с. 15-23.

Мясищев В. Н. Развитие учения о неврозах и психотерапии. - В кн.:

Вопросы психиатрии и невропатологии. - Л., 1968, с. 64-72.

Мясищев В. Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику

человека в целях восстановления его здоровья. - В кн.: Психотерапия при

нервных и психических заболеваниях. - Л., 1973, с. 7-20.

Мясищев В. Н. и Карвасарский Б. Д. Некоторые теоретические и

практические выводы из изучения 1000 больных отделения неврозов. - Журн.

невропатол. и психиатр., 1967, в. 6, с. 897-900.

Немчин Т. Л. Клинические особенности страха при неврозах. - В кн.:

Вопросы психиатрии и невропатологии. - Л., 1965, с. 209-217.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.

Озерецкий Н. И. Психопатология детского возраста. - М.; Л., 1934.

Остова Е. А. К вопросу о значении возрастного фактора в построении

психических отклонений в дошкольном возрасте. - Сов. невропатол., психиатр,

и психогиг., 1932, в. 8, с. 377-385.

Остова Е. А. и Ижболдина О. Ф. К вопросу о психогигиенической и

психопрофилактической работе в массовом детском саду. - В кн.: Вопросы

психоневрологии детей и подростков. - М., 1934, с. 180-198.


Пакшвер И. Г. О различных методах лечебно-педагогического воздействия

при невротических и психопатоподобных состояниях у детей и подростков. - В

кн.: Материалы 3-й Всеросс. конф. по невропатологии и психиатрии детского

возраста. - М., 1971, с. 271-272.

Певзнер М. С. Некоторые вопросы организации лечебно-педагогической

работы. - В кн.: Вопросы психиатрии детского возраста. - М., 1962, с.

204-210.

Пивоварова Г. Н. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков. -

М., 1962.

Пивоварова Г. Н. и Симеон Т. П. Неврозы детского и подросткового

возраста. - В кн.: Неврозы. - Петрозаводск, 1956, с. 58-64.

Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. - М., 1962.

Рожнов В. Е. Лекции по психотерапии. - М., 1971.

Рожнов В. Е., Лившиц Л. С. Лечебные внушения в парадоксальной фазе

естественного сна. - В кн.: Тезисы докладов конф. по психотерапии. - М.,

1973, с. 97-101.

Рожнов В. Е., Драпкин Б. 3. Особенности психотерапии детей и

подростков. - В кн.: Руководство по психотерапии. - М., 1974, с. 259-272.

Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1974.

Самойленко Н. С. Применение ритмики при работе с нервно-больными

людьми. - В кн.: Психопатология и психопрофилактика детского возраста. - М.,

1929, с. 108-115.

Симеон Т. П. Реактивные состояния и патологические развития личности в

раннем детском возрасте. - Сов. невропатол., психиатр, и психогиг., 1934, в.

1, с. 121 - 138.

Симеон Т. П. Реактивные состояния у детей, бывших в условиях оккупации.

- Невропатол. и психиатр., 1944, в. 3, с. 40-45.

Симеон Т. П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение. - М., 1958.


Симеон Т. П., Модель М. М. и Гальперин Л. И. Психоневрология детского

возраста. - М., 1935.

Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. - М., 1980.

Спиваковская Л. С. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980.

Стрельчук И. В. О некоторых физиологических механизмах

гипнотера-певтического воздействия. - В кн.: Вопросы психотерапии. - М.,

1966, с. 27-29.

Сухарева Г. Е. Опыт лечебной педагогики. - Педологич. журн., 1924, No

3/6, с. 95-106.

Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т.

2.-М., 1959.

Сухарева Г. Е., Лапидес М. И. О работе психоневрологического кабинета

для детей и подростков при психоневрологическом диспансере и детской

поликлинике. - М., 1959.

Сухарева Г. Е. и Юсевич Л. С. Психогенные патологические реакции

(неврозы). - В кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8.-М., 1965, с.

332-352.

Ташлыков В. А. Клинико-экспериментальное исследование взаимоотношений

врача и больного в процессе психотерапии. - В кн.: Неврозы и пограничные

расстройства. -Л., 1972, с. 38-43.

Токарский А. А. Гипнотизм в педагогике. - М., 1895.

Трифонов О. А. К динамике неврозов, начавшихся в детском возрасте. - В

кн.: Клиническая динамика неврозов и психопатии. - М., 1967, с. 87-101.

Тупицын Ю. Я. Клинико-психологическис аспекты диагностики и лечения

истерии. - В кн.: Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л.,

1973, с. 86-91.

Ушаков Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей. - М.,

1966.

Ушаков Г. К. Детская психиатрия. - М., 1973.

Файнберг С. Г. К патогенезу реактивных состояний у детей. - В кн.:


Вопросы детской психоневрологии. - Л., 1961, с. 333-338.

Файнберг С. Г. Особенности психотерапии у детей. - В кн.: Тезисы

докладов конференции по психотерапии. - М., 1973, с. 127-131.

Федоров А. П. Эффективность лечения больных неврозами и ее

клини-ко-психологические критерии. - В кн.: Проблемы медицинской психологии.

- Л., 1976, с. 299-301.

Харитонов Р. А., Хрипкова Л. М. Две психологические игровые методики в

клинике детской психиатрии. - В кн.: Психологические проблемы психогигиены,

психопрофилактики и медицинской деонтологии. - Л., 1976, с. 130-132.

Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе. - Пеомь. 1971.

Шевченко Ю. С. Опыт организации амбулаторного психотерапевтического

приема детей и подростков. - В кн.: IV симпозиум детских психиатров

социалистических стран. - М., 1976, с. 375-378.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

Эйдемиллер Э. Г. Особенности семейной психотерапии в подростковой

психиатрической клинике. - В кн.: Психотерапия при нервных и психических

заболеваниях. - Л., 1973, с. 110-120.

Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний и

психастении. -Л., 1958.

Abramovitz С. V. The Effectiveness of Group Psychotherapy with

Children. - Arch. Gen. Psychiat., 1976, v. 31, N 3, p. 320-326.

Ackerman N. W. The Psychodynamics of Family Life: Diagnosis and

Treatment of Family Relationships. - N. Y., 1958.

Adler A. Ober Den Nervosen charakter. - Munchen, 1928.

Adler A. Die Technic der individual Psyhologie. Erster Teil. - Munchen,

1928; Zweiter Teil.-Munchen, 1930.

Alien F. Psychotherapy with children.-N. Y., 1942.

Anderson H., Marrone R. T. Group Therapy for Emotionally Disturbed

Children; A Key to Effective Education.-Am. J. Orthopsychiat., 1977, v. 47,

N I, p. 97-103.

Axline V. M. Play therapy.-Boston, 1947.

Bandura A. Principles of Behaviour Modification.-N. Y., 1969.

Beal Cl. Utilisation de 1'expression corporelle dans un but

psychothcrapique. - Rev. Neuropsychiat. infant., 1971, v. 19, N 9-10, p.

565-571.

BellJ. E. Family Group Therapy. - N. Y. 1957.

Berge A. Psychotherapie du groupe familial - Rev. Neuropsychiat. infant

1965, t. 13, N 9, p. 652-657.

Воuchal М., Dufkova D., Robes M. Thematicka psychoterapeuticka skupina.

- Cesk. psyciat., 1973, N 3. 1. 163-170.

Bromwich R. M. Focus on Maternal behaviour in infant intervention.-Am.

J. Orthopsychiat., 1976, v. 46, N 3, p. 439-446.

Buckle D., Lebovici S. Ребенок в семье. - В кн.: Семейная психиатрия и

проблемы психогигиены в Европе. ВОЗ, т. 28.-Женева, с. 41-48.

Carroll E. I. Treatment of the Family as a Unit.-Pensilv. Med. J. 1960

v. 63, p. 57-62.

Carman I. De la possibilite chez 1'enfant d'une psychotherapie par ie

jeu sans interpetation.-Rev. Neuropsychiat. infant., 1973, t. 21, N 9, p.

543-550.

Cosnier L, Kohler C., Bonnefov S. A propos d'une experience de

psychanalyse dramatique de groupe chez 1'enfant.-Rev. Neuropsychiat.

infant., 1971, t. 19 N 9-10, p. 498-517.

Dellaert R., Nultin B. L'expression corporelle spontancc de themes

librement choisis.-Rev. Nevropsychiat. infant., 1969, t. 17, N 6-7, p.

435-442.

Duche I. D. Psychotherapies de 1'enfant - Paris, 1967.

Erikson E. H. Toys and reasons. In: Child psychotherapy: practice and


theory/ Ed. M. R. Haworth-N. Y., 1964, p. 3-11.

Erikson Е. И. Identity: Youth and Crisis.-N. Y., 1968.

Eysenck H. Learning theory and behaviour therapy.-J. Med. Sci. 1959 v.

105, p. 61-75.

Frank J. D. Jak leery psychotherapia. - Psychotherapia, Krakow, 1977,

b. 20 c. 3-10.

(Freud S.) Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Вып. 1-2. Пер. с

нем.-М., 1922.

Freud S. New introductory lectures on psychoanalysts

(1932-1933).-Compl. Psychol. Works, 1944, v.22, p. 1-182.

Freud S. The Psycoanalytical Treatment of a Child. Lectures and

EssaysGardner R. A. Dramatized Slorylelling in Child Psychotherapy.-Acta

paedopsychiat., 1975, v. 41, N 3, p. 110-116.

Ginott H. 0. Group Psychotherapy with Children-N. Y., 1961. uraham Ph.

Management in Child Psychiatry: Recent Trends.-Brit. J. Psvchiat., 1976, v.

129, p. 97-108.

Hagman R. R. A study of fears of children of preschool age.-J. exp.

Educ 1932, Nl.p. 110-130.

Horney K. Neurosis and Human Growth.-N. Y., 1950.

Howells I. 0. Theory and Practice of Family Psychiatry.-Edinburg, 1968.

(Hug-Helmuth И.) Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского

возраста. Пер. с нем. - Л., 1926.

Jones М. С. The elimination of children's fears.-J. exp. Psyc., 1924, N

7, p. 382-390.

Jung C. G. Analytical Psychology. Its Theory and Practice. - N. Y.,

1970.

Kessterl. W. Psychopathology of childhood,-N. Y., 1966.

Klein M. Die Psychoanalyse des Kindes - Basel, 1971.

Krauss C., Scholz V., Knopfel M. Konfliktspiel lind dessen

Modifizierung im Behandlungsverlant von Kindern.-Psychiat. Neurol. med.


Psychol., (Lpz.), 1977, N 10, S. 606-609.

(Kretschmer Е.) Кречмер Э. Медицинская психология. Пер. с нем.-М.,

1927.

Krevelen D. A. On the Use of the Family Drawing Test. - Acta

paedopsychiat., 1975, v. 41, N3, p. 104-109.

Lamontague V. La therapie comportementable en psychiatric

infantile.-Rev. Neuropsychiat. infant., 1975, t. 23, N 5-6, p. 249-266.

Lebovici S. Psychodrama as applied to adolescents.-J. child, psychol.

psychiat., 1961, N 1, p. 298-305.

Lehmann G. Erfahningen mit dem Stegreifmarchenspiel im Rahmen der

klinischen Psychotherapie - Psychiat. Neurol. med. Psychol. (Lpz.), 1968. N

10, S. 374-380.

Levy D. M. Release therapy.-Am. J. Orthopsychiat., 1939, N 9, p.

913-936.

(Mayor А.) Майер А. Проблема преподавания психиатрии на основе

генетически динамического направления.-Сов. психоневрол., 1934, в. 2, с.

17-31.

Male P., Girard-DoumicA., Benhamon F. L'Abord la Technique et

1'importance des psychotherapics du premier age.-Rev. Neuropsychiat.

infant., 1969. t. 17, N 12, p. 847-850.

Monod M., Basse J. Psychotherapie de groupe aupres d'adolescents

presentant des troubles de expression.-Rev. Neuropsychiat. infant., 1965, v.

13, N 12, p. 867-872.

Moreno J. L. Group psychotherapy - N. Y., 1946.

Moustakas C. E. Psychotherapy with children. The Living

Relationship.-N. Y., 1970.

Pearson G. Emotional disorders of children.-N. Y., 1949.

Rogers C., Kinget 0. M. Psychotherapie et relations humaines. Theoric

et pratique de la therapie non-directive. - Louvain - Pans, 1965.

(Rousseau) Руссо Ж. Ж, Эмиль, или О воспитании. Пер. с франц.-1896.


(Sandler I.) Сандлер И. Гемпстедская детская клиника. - В кн.: Семейная

психиатрия и проблемы психогигиены в Европе. ВОЗ, т. 28,-Женева, 1966, с.

128-143.

Schachter R. S. Kinetic Psychotherapy in the treatment of Child. - Am.

J. psychother., 1974, v. 28, N 3, p. 430-437.

Slavson S. R. An introduction to group therapy. - N. Y., 1943.

Skynner A. C. Systems of Family and Marital Psychotherapy.-N. Y., 1976.

Spiel W. Therapie in der Kinder - und jugendpsychiatrie - Stuttgart,

1976.

Sullivan H. S. The Interpersonal Theory of Psychiatry. - N. Y., 1953.

Testemale G., Monod M., Widlocher D. Psychotherapie d'childs et

d'adolescents par ie psychodrame.-Rev. Neuropsychiat. infant., 1971, t. 19,

N 9-10, p. 485-495.

(Volgyesi F. А.) Велъдеша Ф. А. Гипнотерапия при нарушениях

органического и психического происхождения у подростков.-Журн. невропатол. и

психиатр., 1965, в. 7, с. 1097-1099.

Vitle-Bourgoin E. A propos d'une methode de psychotherapie de 1'enfant

prodiquce par la mere elle-meme, slir un mode de satisfaction regressives et

sous controle d'un psychotherapie.-Paris, 1962.

Wolpe J. Psychotherapy by Reciprocal Inhibition.-Stanford, 1958.


ССЫЛКИ


1) Начало подросткового возраста лучше всего считать у девочек с 10, у

мальчиков - с 11 лет. В дальнейшем для облегчения статистических подсчетов

мы будем пользоваться отправной точкой в 10 лет.

2) Несмотря на всю относительность термина "норма", мы пользуемся им, а

не термином "контрольная группа", поскольку для сравнения брались дети без

нервно-психических нарушений.

3) Это исследование проведено отдельно от предыдущего исследования с


выборкой из 1146 учащихся 7-16 лет.

4) В дальнейшем обозначаемые как "здоровые".

5) Беспокойство матери, как и другие стороны ее отношения, включает в

себя ряд признаков одной из шкал упомянутого вопросника из 500 пунктов.

6) Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли

родителей. - Вопр. психол., 1982, в. 1. с. 59-68.

7) В дальнейшем вместо мать (отец), оценивающая детей как упрямых,

пишется мать (отец) упрямых детей.

8) Фактор в системе факторного анализа расценивается как устойчивая

констелляция каких-либо признаков, в данном случае - страхов.

9) Опрос проводился у детей 7 лет дошкольного и школьного возраста.

Дошкольники 7 лет обозначаются как дети в возрасте 7 лет, школьники - как

дети 7 лет - школьники.

10) Захаров А. И. Экспериментальное исследование внушаемости как

личностно-де-терминированного процесса. - В кн.: Психические состояния.

Экспериментальная и прикладная психология, вып. 10, ЛГУ, 1981, с. 114-125.

11) Эксперимент проводился в 1981 г.

12) Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968, с. 129.

13) Аркин Е. А Ребенок в дошкольные годы. М , 1968, с. 217-218.

14) Гиляровский В. А. Психиатрия. М., 1938, с 719.

15) Freud S. The Сomplete Psychological Works. Stanford ed. 1944, v.

22. p. 57-77.

16) Huq-Helmuth Н. Новые пути к познанию детского возраста. Пер. с

нем., Л., 1926., с.63.

17) Rogers С., Kinget G Psychotherapie et relations humames. Theorie et

pratique de la therapie non-directive. Lohvain-Pans, 1965, p. 209.

18) Руссо Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1896, с. 228.

<< предыдущая страница