girniy.ru 1 2 3
«ФИЛОСОФИЯ»



Направление подготовки 010500 – Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Профиль 06 - «Администрирование информационных систем»

Форма обучения – очная

Учебный план 2012 года приема

Цикл дисциплин – Б.1. – гуманитарные, социальные и экономические дисциплины

Компонент цикла дисциплин – базовая часть

Курс – 1

Семестр – 2


1. Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о философии как форме мировоззрения и науке.

Задачи дисциплины:

- выделить предметное поле философии;

- способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем с учетом различных философских подходов, школ и направлений;

- дать представление о философских, религиозных и научных картинах мироздания;

- ознакомить с важнейшими гносеологическими учениями и концепциями, проблемами человеческого существования, возникших в современную эпоху противоречий и кризиса существования человечества в обществе и в природе;

- содействовать умению логично формулировать, излагать, рассматриваемые проблемы, аргументировано обосновывать свои собственные взгляды и убеждения.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты изучают процессы смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами.

Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: дисциплина «Философия» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.2) ФГОС ВПО по направлению подготовки 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».


«Философия» базируется на знаниях по истории, обществознанию, истории мировой и отечественной культуры, полученных в средней школе. Она использует теоретические и фактические знания, формируемые у студентов при изучении дисциплин «История» и «Социология», читаемых параллельно в третьем семестре.

«Философия» как наука закладывает базовые основы формирования фундаментальных и прикладных знаний в области истории теории философской мысли разных эпох. Изучаемые разделы курса позволяют студенту расширить кругозор и закрепить имеющиеся знания по вопросам духовно-практического освоения мира, стимулировать потребность к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, мирового историко-культурного процесса во всем многообразии его форм и проявлений.

Демонстрировать способность и готовность использовать усвоенный материал в изучении смежных предметов социально-гуманитарного цикла, а также для формирования профессиональных компетенций.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК – 4);

- использование основные положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- готовность к уважительному и бережному отношению к историко-философскому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социально-культурных различий (ОК-10);


- осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-12);

- осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14).

Профессиональные компетенции:

- способность, использовать отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;

- способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • основные мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы;

  • движущие силы и закономерности исторического процессе, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук;

  • понимать сущность и социальную значимость профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности.

Уметь:

  • логически обосновывать собственную мировоззренческую, научную, социальную позиции;

  • применять полученные навыки философского анализа природной, социальной и индивидуальной форм бытия;

- самостоятельно пользоваться классическими философскими текстами, а также основной и дополнительной литературой по данному предмету.

Владеть:


  • основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

  • способностью к разрешению конфликтов и социальной адаптации;

  • способностью в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей.



4. Структура и содержание учебной дисциплины:


4.1. Структура дисциплины:


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Формируемые компетенции (ОК, ПК)

1.

Раздел 1.


История философии

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

Тема 2. Философия Древнего мира.

Тема 3. Философская проблематика Средневековья.

Тема 4. Философская мысль эпохи Возрождения.

Тема 5. Философия Нового времени.

Тема 6. Постклассическая западноевропейская философия XIX-XXI вв.

Тема 7. Специфика русской философии IX-XVIII вв.

Тема 8. Русская философия XIX-XXI вв.

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-13.

ПК-9, ПК-10, ПК-12.

2.

Раздел 2.


Теория философии

Тема 9. Философское учение о бытии (Онтология).

Тема 10. Философская проблема сознания.

Тема 11. Учение о развитии (Диалектика).


Тема 12. Теория познания (Гносеология).

Тема 13. Философская антропология.

Тема 14. Социальная философия.

Тема 15. Проблемы и перспективы современной цивилизации.


ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-13.

ПК-9, ПК-10, ПК-12.


Вид промежуточной аттестации: экзамен во 2 семестре.


4.2. Темы практических занятий.


Раздел 1. История философии


Практическое занятие 1. Философия Древнего Востока

    План семинарского занятия



1. Предпосылки возникновения восточной философии.

2. Этико-политические и мировоззренческие проблемы основных школ древнекитайской философии: конфуцианства, легизма, даосизма.

3. Древнеиндийская философия о бытии и небытии. Проблема человека и путей его совершенствования в философии буддизма.



    Список рекомендуемой литературы


1. Антология мировой философии. Т. 1. М., 1969. С. 129-133, 182-190, 191-196.

2. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли. М., 1989.

3. Введение в философию: В 2 ч. Ч. 1. М., 1989. С. 80-93.

4. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 1998.

5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.,1994. С. 22-65.

6. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

7. Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1994.

8. История китайской философии. М., 1989.

9. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. Мн., 2001.

10. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

11. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001.

12. Мифологический словарь. М., 1990.

13. Симкин Г. Экология духа. В высшей школе Учителя Куна // Человек. 1992. № 5.


14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

15. Хрестоматия по истории философии. Западная философия: В 3 ч. Ч. 1. М., 1997.

16. Ю.-Лань Ф. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.


Вопросы для обсуждения


1. Как понимался путь нравственного самосовершенствования в Упанишадах?

2. Почему и каким образом в VI в. до н.э. в Индии усиливается критика ведического брахманизма?

3. Почему философию чарваки (локаяты) называют попыткой борьбы с догматизмом?

4. Как понималась сущность личности и ее отношения с материальным миром в джайнизме?

5. Какой характер носит проповедь аскетической жизни в джайнизме: эгоистический или эгоцентристский?

6. В чем выразилась этико-практическая направленность философии буддизма?

7. Чем отличаются трактовки Дао в конфуцианстве и даосизме?

8. Каким образом в конфуцианстве сочетаются антропоцентризм и утверждение коллективизма?

9. Как даосы представляли бессмертие и пути его достижения?

10. Каким образом легисты обосновывали несовместимость политики и морали?


Практическое занятие 2. Эллино-римский период античной философии




    План семинарского занятия


1. Предпосылки формирования и периодизация философии римского периода.

2. Философская проблематика древнеримского периода: эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники.

3. Науки в античности.

Список рекомендуемой литературы


1. Античная философия: История философии. М., 2003.

2. Античная философия. Хрестоматия / сост. Г.Ф. Трифонов, В.М. Ермаков. Чебоксары, 2004.

3. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

4. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.


5. Гомперц Т. Греческие мыслители. Т. 1. СПб.,1999.

6. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 1998.

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

8. Ильинская Л.С. Античность: краткий энциклопедический справочник. М., 1999.

9. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. Мн., 2001.

10. История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1. М., 1985.

11. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.

12. Нерсесянц В.С. Античная философия. М., 1976.

13. Общественно-политические и философские учения Древней Греции и Рима. Практикум / сост. И.С. Свенцицкая. М., 1976.

14. Хрестоматия по истории философии. М., 1997.

15. Хрестоматия по истории философии. Западная философия: В 3 ч. Ч. 1. М., 1997.


Вопросы для обсуждения


1. В чем заключаются противоречия во взглядах Сенеки?

2. В чем заключается нравственный идеал человека по мнению Марка Аврелия?

3. Каково изменение акцентов при решении вопроса об устройстве мира от периода ранней античной философии к древнеримскому этапу ее расцвета?

4. Почему онтологическая проблематика стала менее актуальной в эллинистическо-римский период?

5. Как изменилось понимание смысла человеческой жизни от эллинского периода к эллинистическо-римскому этапу?

6. Какие философские методы использовались в древнеримской философии при познании окружающего мира?

7. Какова общая тенденция эволюции гносеологической проблематики в античной философии?

8. Какова роль женщин-ученых в развитии античной научной мысли?


Практическое занятие 3. Философия арабского мира


    План семинарского занятия

1. Специфика философского знания арабского Востока.


2. Философские учения Аль-Кинди, Аль-Фараби, Авиценны, Аль-Газали, Ибн Рушди.

Список рекомендуемой литературы


1. Бретьес Б. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.

2. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 1998.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

4. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. Мн., 2001.

5. История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1. М., 2000.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. Т. 2. Спб., 1994. С. 53-64, 120-122, 136-149.

7. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1979.

8. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

10. Чикин С.Я. Врачи-философы. М., 1990.

11. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995.

12. Хрестоматия по истории философии. М., 1997.

13. Хрестоматия по истории философии. Западная философия: В 3 ч. Ч. 2. М., 1997.


Вопросы для обсуждения


1. В чем выразилось влияние эллинистического наследия в арабо-исламской культуре?

2. В каких арабо-мусульманских направлениях и каким образом особое внимание уделялось трактовке идей Аристотеля?

3. Каково понимание материи в учении Ибн Сины и чем оно отличается от воззрений античных философов?

4. Какое влияние оказал Ибн Рушд на философию Фомы Аквинского?

5. В чем заключается противоречивость взглядов Аль-Газали и Ибн Рушди?

6. Почему научная революция произошла в XVI-XVII веках в Европе, а не в арабо-исламском мире?

7. Как можно объяснить упадок арабской науки после XIV века?

8. Почему арабская наука не стала источником современной науки?

Практическое занятие 4. Философия эпохи Просвещения


    План семинарского занятия


1. Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Сущность просветительства.

2. Философия природы, учение о материи (П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри).

3. Учение о человеке и его сущности (К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Ф. Вольтер).

4. Социально-философские взгляды просветителей.


Список рекомендуемой литературы


1. Вольтер Ф. Метафизический трактат / Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2. М., 1991. С. 183-186.

2. Гельвеций К. О человеке / Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2. М., 1991. С. 21-23.

3. Гельвеций К. Об уме / Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1. М., 1991. С. 499-504.

4. Гольбах П. Система природы / Мир философии. Книга для чтения. Ч. 2. М., 1991.

С. 256-262.

5. Дидро Д. Разговор Даламбера / Мир философии. Книга для чтения. Ч.1. М., 1991.

С. 414-425.

6. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 1998.

7. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. Мн., 2001.

8. История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 2. М., 1996. С. 232-242, 244-249.

9. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения. М., 1965.

10. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М., 1981.

11. Лазарев А.В. Становление философского познания Нового времени. М., 1987.

12. Момджян Х.Н. Французское просвещение ХVIII века: очерки. М., 1986.

13. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.

14. Хрестоматия по истории философии. Западная философия: В 3 ч. Ч. 2. М., 1997.


Вопросы для обсуждения


1. Какие идейные основы объединяют периоды Ренессанса и Просвещения?

2. Как изменилось мышление обычного европейца в эту эпоху? Почему?


3. Почему Бог по-прежнему присутствовал в философских исканиях просветителей?

4. Объясните значение терминов «теизм», «пантеизм», «деизм», «атеизм» в свете происходившей научной революции?

5. Какова общая тенденция в развитии философской антропологии в период эпохи Просвещения?

6. Почему в эпоху Просвещения социально-философская проблематика выходит на одно из первых мест?

7. Насколько реальны представления просветителей о просвещенном правителе?

8. Как в современных условиях можно оценить суждения просветителей о частной собственности?


Практическое занятие 5. Становление и развитие неклассической философии


    План семинарского занятия


1. Переход от классической философии к неклассической в конце XIX в.: отрицание классического наследия и утверждение новых принципов.

2. «Философия жизни»: принципы иррационализма, интуитивизма («философия жизни» В. Дильтея и Г. Зиммеля, философский иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, интуитивизм А. Бергсона).

3. Проблемы науки, познания, языка в позитивистской философии.

3.1. Позитивизм и его направления.

3.2. Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, Д. Дьюи).

3.3. Герменевтика и ее взгляд на познание (В. Дильтей, Г.Х. Гадамер).

4. Психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель) о сущности человека и культуры.


Список рекомендуемой литературы


1. Гадамер Х. – Г. Истина и метод. М., 1988.

2. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 1998.

3. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. Мн., 2001.

4. История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 3. М., 1985.

5. Камю А. Бунтующий человек: Философия, политика, искусство. М., 1990.


6. Камю А. Миф о Сизифе / Сумерки богов. М., 1989. С. 222-319.

7. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

8. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

9. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1991.

10. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985.

11. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. М., 1989. С. 319-345.

12. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / Сумерки богов. М., 1989. С. 94-143.

13. Фрейд З. Основные принципы психоанализа. М., 1998.

14. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

15. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии «Природа и человек» / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

16. Хрестоматия по истории философии. Западная философия: В 3 ч. Ч. 3. М., 1997.

17. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Антология мировой философии: В 4 т. Т. 4. М., 1971.

18. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

19. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996.

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Вопросы для обсуждения


1. Есть ли что-то общее в решении философских проблем представителями разных этапов развития позитивизма?

2. Каковы достоинства и недостатки введенного К. Поппером принципа фальсификации?

3. Как трактовали «жизнь» представители «философии жизни»?

4. Почему Ф. Ницше считал искусство более глубоким и надежным способом познания жизни?

5. Как персоналисты различают понятия «личность» и «индивид»?

6. Что понимается в различных направлениях экзистенциализма под «подлинным существованием»?

7. Можно ли проследить эволюцию взглядов З. Фрейда на роль бессознательного в жизни человека?

8. Почему при исследовании проблемы человека Э. Фромм считал необходимым соединение подходов психоанализа и марксизма?


9. Почему экзистенциалисты считают свободу «тяжким бременем»?


Практическое занятие 6. Русское славянофильство и западничество




    План семинарского занятия


1. Место XIX века в русской культуре.

2. Славянофильство как целостная система взглядов.

2.1. Общественно-политические взгляды славянофилов.

2.2. Славянофильское понимание национальной самобытности России.

2.3. Философские основания раннего славянофильства (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков).

2.4. Позднее славянофильство (Н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, В.В. Розанов).

3. Русское западничество.

3.1. Общая характеристика западничества как идейного направления.

3.2. Классический период западничества: П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен.


Список рекомендуемой литературы


1. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 1. М., 1954.

2. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев: Очерк из истории русской религиозной мысли / Н. Бердяев о русской философии. Ч. 1. М., 1984.

3. Бердяев Н.А. Русская идея. Харьков; М., 1999.

4. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 6. М., 1965.

5. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 1998.

6. Громов М.Н. Русская философская мысль ХI–XVII вв. М., 1990.

7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

8. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Ростов н/Д., 1999.

9. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. Мн., 2001.

10. Леонтьев К. Избранное. М., 1993.

11. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

12. Розанов В.В. Уединенное. М., 1991.

13. Розанов В.В. Религия и культура. Т. 1. М., 1990.

14. Рубцова Т.Н. Концепция культуры К.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Сер.7. 1991. №4. С. 20-21.


15. Тарасов Б.Н. Этические взгляды П.Я. Чаадаева. М., 1989. С. 11.

16. Хрестоматия по истории философии. М., 1997.


Вопросы для обсуждения


1. Почему в России (нач. XIX века) имела значительное распространение немецкая идеалистическая философия? Назовите причины поворота в сторону немецкого идеализма.

2. Почему славянофилы критиковали философию Гегеля?

3. В чем заключался главный методологический принцип в философии славянофилов – принцип соборности?

4. В чем, на ваш взгляд, состоит отличие установок славянофилов от ориентиров буржуазного мировоззрения?

5. Можно ли назвать славянофилов демократами? Обоснуйте свой ответ.

6. В чем видели славянофилы особенности истории России?

7. Почему в современной истории, по мнению Н.Я. Данилевского, пришло время для развития славянской расы в самобытный культурно-исторический тип?

8. Почему работа Данилевского «Россия и Европа» не пользовалась популярностью в России?

9. Почему миросозерцание К. Леонтьева называют «эстетическим аморализмом»?

10. Почему Н. Бердяев назвал В. Розанова «гениальным провокатором пола»?

11. Почему П.Я. Чаадаев называет свободу «страшной силой»?

12. В чем видел спасение России В.Г. Белинский?

13. В чем заключается антропоцентризм А.И. Герцена?

14. Какое понятие вкладывал А.И. Герцен в понятие «социализм»?


Раздел 2. Теория философии


Практическое занятие 7. Философская проблема сознания


    План семинарского занятия



1. Основные философские подходы к исследованию сознания. Понятие сознания.

2. Сознательное и бессознательное.

3. Сознание и самосознание.

4. Язык и сознание.

Список рекомендуемой литературы


1. Горбачев В.Г. Основы философии. М., 1998.

2. Денет Д. Онтологическая проблема сознания. М., 1998.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

4. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

5. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968.

6. Мамардашвили М.К. Символ и сознание. М., 1997.

7. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание индивида. М., 1989.

8. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

9. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983.

10. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1979. С. 41.

12. Сознание и познание: Тексты лекций / Под ред. Г.Ф. Трифонова. Чебоксары, 1994.

13. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

14. Трифонов Г.Ф. Философия. Курс лекций. Чебоксары, 1999.

15. Философия / Под ред. Д.И. Грядового. М., 1997.

16. Философия / Под ред. В.Г. Кузнецова, И.Д. Кузнецовой, В.В. Миронова и др. М., 1999.

17. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.


Вопросы для обсуждения


1. «Представляя собой свойство высокоорганизованной материи мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане – как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним».

Всегда ли сознание является осознанным бытием? Откуда в сознании возникает то, чего нет в жизни? В чем причина искаженного отображения мира сознанием?

2. Что включают в себя чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный уровни сознания?

3. По какому критерию в науке различают два типа мыслительной деятельности: гуманитарный и естественнонаучный?

4. Является ли сознание врожденным свойством человека?

5. Какое свойство сознания является уникальным, не наблюдаемым ни у одного предмета объективного мира?

6. Раскройте смысл высказываний:

а) сознание по своей природе имеет общественный характер;

б) сознание – это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств;

в) при интуиции объект дан субъекту без всяких предпосылок и условий.

7. Сводится ли содержание бессознательного исключительно к биологической компоненте?

8. Какие особенности языка делают возможной передачу информации от одного носителя к другому, обеспечивают ее сохранность во времени и пространстве?

9. В каком смысле можно говорить о развитии или деградации национального языка?

10. Всегда ли мышление облечено в языковую форму?


Практическое занятие 8. Философские аспекты личности и смысл ее существования




    План семинарского занятия


1. Философская антропология: исторический экскурс.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Человек как многомерное существо. Личностное измерение человека.

4. Основополагающие ценности человеческого бытия.


Список рекомендуемой литературы


1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

5. Гоббс Т. О свободе и необходимости / Избр. произв. Т. 1. М., 1970.

6. Введение в философию: В 2 ч. Ч. 2. М., 1989. С. 550-585.

7. Кон И.С. Социология личности: В 2 т. Т. 1. М., 1992.

8. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб., 1997.

9. Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т. 23. М., 1975. С. 62.


10. Никитин Е.П. Философия человеческого самоутверждения. СПб., 2000.

11. Основы философии /Автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попова. М., 1997. С. 72-101.

12. Феномен человека: Антология. М., 1993.

13. Философия /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д., 1999. С. 263-305.

14. Философия / Под ред. В.Г. Кузнецова, И.Д. Кузнецовой, В.В. Миронова и др. М., 1999. С. 422-507.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

16. Фромм Э. Человек для себя. Мн., 1992. С. 455.


Вопросы для обсуждения


1. По выражению Аристотеля: «Человек – это политическое животное». Что дает политика человеку? Обязательно ли ею заниматься каждому? Занятие политикой: выбор или необходимость?

2. В.Г. Белинский высказал мысль: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и пр., но худо не быть при этом человеком». Что имеет ввиду автор? К чему еще обязывает звание быть человеком, если не к тому, чтобы быть ученым, поэтом и пр.?

3. «Мой сын не может заменить меня. Я сам не смог бы заменить себя. Я – порождение обстоятельств» (Наполеон). О каких обстоятельствах, по вашему мнению, идет речь? Может ли человек изменять обстоятельства своей жизни?

4. Не странно ли звучит для человеческого существования высказывание французского философа Вольтера: «Быть годным только для самого себя – значит никуда не годиться».

5. Религиозные тексты предписывают, как нужно жить человеку. В чем причина того, что люди не живут по заповедям, известными тысячелетия?

6. К. Маркс указывал, что «человек… смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Как вы понимаете эту мысль К. Маркса?

7. Человек свободен в выборе направления своих действий. Деятельность человека подчинена объективным социальным законам. Не противоречат ли друг другу эти утверждения?


8. «Сегодня все чаще слышны пророчества гибели. Хотя они выполняют важную функцию привлечения внимания к опасным тенденциям в нашей нынешней ситуации, но в них не учтено обещание, заключенное в достижениях человека в естественных науках, психологии, медицине и искусстве. А эти достижения отражают наличие мощных, плодотворных сил, не вяжущихся с картиной разлагающейся культуры» (Э. Фромм). Что должно делать человеческое сообщество для сохранения своего будущего?

9. Что означает понятие «человеческая революция»?


Практическое занятие 9. Философия истории




    План семинарского занятия



1. Обзор историософских концепций от древних до классических моделей.

2. Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепциях.

3. Проблема культуры и цивилизации.

4. Общественный прогресс и его критерии.

Список рекомендуемой литературы


1. Арон Р. Введение в философию истории. М., 2000.

2. Афанасенко И.Д. Русская цивилизация: история развития. СПб., 2006.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

4. Васильев А.Н. Глобализация. Чебоксары, 2007.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

6. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., 2001.

7. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.

8. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

9. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.

10. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1999.

11. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997.

12. Ортега-и-Гассет Х. История как система // Вопросы философии. 1996. № 6.

13. Садков В. Цивилизационно-информационный подход к анализу общественного развития // Общество и экономика. 2000. № 1. С. 158 – 168.


14. Текен Ф. К теории общественных формаций / Под ред. В.Ж. Келле. М., 1975.

15. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

16. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Гл. 2.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 76 – 84.


Вопросы для обсуждения


1. Почему философские теории исторического процесса возникли позже, чем натурфилософские концепции?

2. Каким образом содержание историософских концепций обусловлено временем их возникновения?

3. Как в учениях об историческом процессе проявляются принципы волюнтаризма, провиденциализма и фатализма?

4. Каково, по-Вашему, должно быть соотношение традиций и новаций в развитии культуры?

5. Каковы критерии различения материальной и духовной культуры?

6. Возможен ли универсальный «сценарий» развития для всех национальных культур?

7. Разнообразие культур – благо или помеха на пути исторического прогресса?

8. Можно ли оценивать факты культурных заимствований как однозначно позитивные или негативные?

9. Что такое кризис культуры?

10. Можно ли считать главным показателем общественного прогресса расширение человеческой свободы?


Практическое занятие 10. Глобальные проблемы человечества


1. Роль техники в развитии человеческой цивилизации.

2. Информационное общество: философский анализ процесса становления.

3. Глобальные проблемы современности: сущность, пути преодоления.

4. Возможные сценарии развития цивилизации на Земле.


Список рекомендуемой литературы


1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. 1998. № 2. С. 79 – 93.

3. Гаджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии. 1997. № 6.


4. Кобляков В.П. Этические аспекты глобальных проблем современности. М., 1986.

5. Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995.

6. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике. М., 1997.

7. Проблемы мира и социального прогресса в современной философии. М., 1983.

8. Радугин А.А. Философия. М., 1997.

9. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1995.

10. Римский клуб. Декларация // Вопросы философии. 1995. № 3.

11. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995.

12. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

13. Тоффлер Э. Шок Будущего. М., 2002.

14. Философия / Под ред. В.Л. Калашникова. М., 1999.

15. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи / Homo Ludens. М., 1992. С. 241 – 366.

16. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 115 – 140.


Вопросы для обсуждения


1. Техника: аспект человеческой деятельности или самостоятельная реальность?

2. Когда технические перевороты сменились научно-техническими революциями и почему?

3. В каком смысле следует говорить об опасности попадания человека в зависимость от техники?

4. Возможны ли национальные модели перехода к информационному обществу?

5. Какие изменения происходят в структуре и содержании основных человеческих ценностей в информационном обществе?

6. В чем состоят различия в содержании категорий «культура « и «цивилизация»? Что общего между этими феноменами.

Как взаимосвязаны глобальные проблемы современности?

7. Являются ли глобальные проблемы порождением ХХ в.?

8. Возможно ли развитие техногенной цивилизации на основе принципа партнерских отношений с природой?

9. Чем обусловлен характер проявления глобальных проблем в разных регионах планеты?


10. Что, по-Вашему, больше способствует решению глобальных проблем – пессимистические или оптимистические прогнозы развития современной цивилизации?


4.3. Самостоятельная работа.


Цель самостоятельной работы – закрепление студентами теоретических знаний, полученных на лекциях, и формирование практических навыков при изучении и анализе вопросов истории и теории философии.

Студент должен посещать лекции, а также выполнять следующие виды работы: самостоятельные занятия по предложенной тематике, письменную работу (реферат), доклад, тестовый контроль, освоение вопросов для самоконтроля, которые выполняются в рамках часов самостоятельной работы в течение всего семестра и рассматривается преподавателем как допуск к экзамену.

Во время первой лекции студентам предлагается тематика самостоятельных занятий, а также темы рефератов, докладов, примерных вопросов для самоконтроля, позволяющие войти в круг изучаемых проблем.

Студент имеет право свободного выбора темы реферата.

Целью подготовки и защиты гуманитарного реферата является, наряду с проверкой знаний студента, стимуляция его творческой активности. Поэтому в процессе подготовки и защиты реферата студент должен продемонстрировать:

- свободное владение основами базового программного гуманитарного курса «Философия»;

- умение понимать специальный текст по данному предмету;

- умение анализировать текст (разбивать его на смысловые блоки, вычленять основные идеи, прослеживать логику изложения);

- умение формировать свое собственное мнение по вопросам, затронутым в тексте;

- умение соотносить между собой идеи;

- умение доказывать выдвигаемые идеи;

- навыки свободной устной речи;

- умение логично и грамотно излагать целостный текст в письменном виде;

- достаточное владение основами темы, излагаемой в реферате, для ответов на вопросы преподавателя.

Требования к реферату


следующая страница >>