https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3

Содержание:


1.Введение ………………………………………………………………………….2.

2. Международные валютные отношения………………………………………...3.

3.Национальная и мировая валютная система……………………………………4.

4.Этапы развития мировой валютной системы …………………………………..5.

5.Межгосударственные валютно-финансовые структуры……………………….7.

6.Валютный курс………………………………………………………………….. 13.

6.1. Плавающие курсы валют

6.2.Факторы, влияющие на валютный курс

6.3.Конвертируемость валюты

6.4.Динамика валютного курса

7. Регулирование валютного курса……………………………………………… 20.

8. Валютный рынок………………………………………………………………. 23.

9.Доллар – орудие американской экспансии…………………………………….24.

10.Евро – единая европейская валюта……………………………………………25.

11.Национальная валютная система: пример России. Россия в международных
валютных отношениях…………………………………………………………….27.

11.1.Положение российского рубля на мировом валютном рынке

11.2.Валютная политика в России

11.3.Валютный рынок в России

12.Заключение……………………………………………………………………...33.


Введение.

Международные валютные отношения – одна из самых сложных сфер экономики. В закономерностях её развития и функционирования подчас нелегко разобраться даже специалисту. Однако в условиях перехода российской экономики к рынку каждый человек должен иметь представление о том, как устроена мировая валютная система, почему колеблются курсы обмена одних валют на другие, как правильно строить своё поведение в области сбережений и покупок (в тех случаях, когда они представлены иностранной валютой). Ещё важнее эти знания для предпринимателей, чья деятельность связана с экспортно-импортными операциями, а следовательно с переводом денежных средств из одной валюты в другую, и обратно: такие знания помогут избежать ненужного риска, максимизировать прибыль, выработать стратегию поведения на внутреннем и международном рынках.


Международные валютные отношения – одна из важнейших систем отношений экономики. Рассматривая и изучая её, мы затронем множество элементов экономики в целом и валютных отношений в частности. Развитие международных валютных отношений переходит из одной фазы в другую, в зависимости от экономической ситуации в мире. Это означает, что они всё время меняются, совершенствуются, и развиваются отдельные элементы. Моей главной задачей является раскрытие сущности международных валютных отношений, т.е. того, на чём они основываются, основных элементов и их работы. Выбрав данную тему, я поняла, что рассматривать её необходимо с объективной точки зрения: не оценивать и не критиковать сложившиеся валютные отношения. Также необходимо изучить основные проблемы.


Международные валютные отношения.

Международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире - Древней Греции и Древнем Риме - в виде вексельного и меняльного дела. Следующим этапом их развития явились средневековые “вексельные ярмарки” в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились по переводным векселям (траттам). В эпоху феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться система международных расчетов через банки.

Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда ( МРТ ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Субъектами валютных отношений выступают предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, банки, другие организации, физические лица, отдельные государства в лице своих органов управления. Валютные отношения возникают и развиваются на основе углубления международного разделения труда. Они реализуются через определённый механизм организации, устанавливающий порядок выпуска и использования средств международных расчётов и платежей, обменных курсов, прав и обязанностей субъектов валютных отношений.


Большое влияние на международные валютные отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны, которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Под влиянием многих факторов функционирование международных валютных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Следовательно, изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ) и группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР) требуют знания общепринятого кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система - форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы.


Национальная и мировая валютные системы.


Национальная валютная система есть часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платёжный оборот. В её состав входят следующие элементы:

- национальная валютная единица

- режим валютного курса

- условия обратимости валюты

- система валютного рынка и рынка золота

- порядок международных расчётов страны

- состав и система управления золотовалютными резервами страны

- статус национальных учреждений, регулирующие валютные отношения страны

Национальные валютные системы формируются на основе национального законодательства с учётом норм международного права. Их особенности определяются условиями и уровнем развития экономики страны, её внешнеэкономическими связями, задачами социального развития.


На базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система – форма организации международных валютных отношений, сложившаяся на основе развития мирового рынка и закреплённая межгосударственными соглашениями. Её составными элементами являются:

- основные международные платёжные средства (национальные валюты, золото, международные валютные единицы, СДР, ЭКЮ)

- механизм установления и поддержания валютных курсов

- порядок балансирования международных платежей

- условия обратимости (конвертируемости) валют

- режим международных валютных рынков и рынков золота

- статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.


Развитие мировой валютной системы.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой, то есть формой организации мировых валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к концу XIX в., когда в большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта, используемая для обслуживания международных расчётов и платежей. Роль денег выполняли благородные металлы – золото и серебро, а в последствии – только золото. Эта система получила название системы золотого стандарта. Она существовала в форме золотомонетного, золотослиткового и золотодевизного стандартов. Её функционирование предусматривало в международных расчётах обязательное использование золота определённой массы и чистоты, свободную чеканку золотых монет и обращение их на внутреннем рынке, свободный обмен на другие валюты, исчисление цен всех товаров в золотых единицах, законодательное установление золотого содержания каждой единицы, отсутствие ограничений на ввоз и вывоз золота.


Окончательный распад системы золотого стандарта произошел в результате мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг. Внутренний размен банкнот на золото в любых формах был отменён во всех странах и наступил период господства бумажных и кредитных денег. К началу второй мировой войны только США сохранили способность разменивать свои банкноты на благородный металл.

Основу валютной системы составляет денежная единица данной страны. (Валюта - от лат.: Valuta – букв. - цена, стоимость товара). Понятие валюта применяется в трех значениях: денежная единица данной страны (доллар США, французский франк и т.д.); иностранная валюта, международная (региональная) денежная расчётная единица и платёжное средство (ЭКЮ (Евро), СДР).

Первая послевоенная валютная система была юридически оформлена в 1944 г. На Бреттонвудской конференции. Суть этой конференции состояла в следующем: функция мировых денег сохранялась за золотом при одновременном использовании в качестве резервных валют некоторых национальных денежных единиц, прежде всего доллара США, а также английского фунта стерлингов; установились золотое содержание всех валют и их фиксированные курсы в долларах, доллар обменивался на золото по официальной цене только по требованию иностранных банков и правительственных учреждений в целях осуществления международных расчётов; страны, подписавшие Бреттонвудское соглашение, обязывались не производить одностороннего изменения валютных курсов. Организованная подобным образом валютная система сочетала в себе принципы межгосударственного регулирования валютных отношений и либерализацию международной торговли и платежей, обеспечивала относительно высокие темпы развития международного обмена и производства. Однако механизм международных расчётов, основанных на использовании доллара США в качестве интернационального расчётного и резервного средства, содержал в себе предпосылки кризиса. Изменение экономической обстановки в мире обусловило возникновение на рубеже 60-70 гг. кризиса валютного механизма, приведшего к новому этапу в развитии валютной системы.


Современный этап в развитии мировой валютной системы связан с Ямайским соглашением, которое было подписано в 1976 г. И вступило в действие в 1978 г.. Это соглашение положило начало новой Ямайской валютной системе. Она основывалась на том, что отменялась твёрдая официальная цена на золото, разрешалась продажа и покупка золота по рыночным ценам, прекращался обмен долларов на золото для центральных банков и правительственных органов, допускался режим свободного плавания валют, т. е. стихийное колебание их курсов, признавалось право на образование региональных валютных группировок (например, Европейской валютной системы в Европейском сообществе), в качестве мировых денег стали использоваться некоторые национальные валюты (немецкая марка, японская иена и др.) и международные коллективные валютные единицы. Основой валютной системы были провозглашены специальные права заимствования (СДР). СДР – международные платёжные и резервные средства, выпускаемые международным валютным фондом (МВФ) и используемые для безналичных международных расчётов путём записей на специальных счетах и в качестве расчётной единицы МВФ. Они были введены в 1970 г. Распределение специальных прав заимствования в виде записи на счетах членов МВФ зависит от их доли в капитале фонда.

СДР не имеют собственной стоимости и реального обеспечения, их оценка осуществляется на базе «корзины» валют, включающей доллар (42 %), западноевропейские денежные единицы – фунт стерлингов, франк, марку – (45) и иену(13 %).


Межгосударственные валютно-финансовые структуры.


Координация валютных отношений осуществляется на уровне правительств и посредством межгосударственных валютно-финансовых организаций.

Наиболее важную роль в сфере валютного регулирования играют такие межгосударственные валютно-финансовые структуры, как Международный валютный фонд, Международный банк расчётов, Мировой банк и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Международный валютный фонд – центральный регулирующий орган мировой валютной системы. Международный валютный фонд был создан в 1944 году на Бреттонвудской конференции, приступил к деятельности в 1947 году. В соглашении о нем говорится, что одной из его целей является “содействовать” созданию многосторонней системе расчетов по текущим операциям между странами-членами и устранению валютных ограничений, которые препятствуют росту мировой торговли. Существование МВФ показало, что его деятельность была подчинена устранению валютных ограничений, являющихся серьезным препятствием на пути экономической экспансии монополий США и других развитых стран. В составе Фонда был учрежден специальный отдел валютных ограничений, на который были возложены следующие функции:

- собирать и систематизировать валютное законодательство стран-участниц.

- постоянно наблюдать за всеми изменениями в области валютного законодательства.

- изучать формы и методы валютных ограничений, применяемых отдельными государствами.

- разрабатывать предложения Директорату Фонда и рекомендации правительствам отдельных стран о путях и средствах ликвидации валютных ограничений

- вести переговоры со странами-членами об отмене или ослаблении тех или иных форм валютных ограничений.

В первые же годы существования Фонда, правящие круги США убедились, что не могут добиться ликвидации валютных ограничений, опираясь только на ресурсы Фонда. Тогда, учитывая огромную потребность всех стран, особенно стран Западной Европы в долларах, они прекратили кредитование их через МВФ и объявили так называемый “план Маршала”.

Кредиты по “плану Маршала” предоставлялись странам Западной Европы в порядке двухсторонних соглашений между правительством США и правительством соответствующей страны-заемщика. Эти соглашения содержали обязательства стран, получающих кредит по “плану Маршала”, относительно отмены или ослабления применяемых ими валютных ограничений.


Для того, чтобы устранить валютные ограничения в международных расчетах по текущим операциям, МВФ способствовал созданию европейского платежного союза (ЕПС) и введению, хотя и в несколько урезанной форме, многосторонних расчетов между странами Западной Европы.

МВФ за время своего существования, несмотря на давление, которое он оказывал на правительства, состоящих в нем государств, не выполнил поставленной перед ним задачи в отношении полной ликвидации валютных ограничений и восстановления неограниченной обратимости капиталистических валют.

МВФ создан для того, чтобы посредством частичной интернационализации золотых и валютных резервов, участвующих в нем стран, создать пул международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными ресурсами и не имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей.

Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем странам в форме продажи необходимой им иностранной валюты на национальную валюту.

Годы существования МВФ показали, что путем частичной интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими странами в качестве одного из средств давления на менее могущественные и развивающиеся страны. Ниже приведена шкала процентных ставок, начисляемых МВФ с мая 1963 года.


Время

пользования

кредитом


Сумма кредитов в процентах и квоте




от 0% до 50%

от 51% до 100%

от 100% и более

до 3 месяцев

проценты

не

взимаются

от 3 до 6 мес.

2,0

2,0

2,0

от 6 мес. до 1г.

2,0

2,0

2,5

от 1 до 1,5 лет

2,0

2,5

3,0

от 1,5 до 2 лет

2,5

3,0

3,5

от 2 до 2,5 лет

3,0

3,5

4,0

от 2,5 до 3 лет

3,5

4,0

4,5

от 3 до 3,5 лет

4,0

4,5

5,0

от 3,5 до 4 лет

4,5

5,0

--

от 4 до 4,5 лет

5,0


--

--


Кредитные операции МВФ можно разделить на два периода: первый период- с 1947 по 1956 и второй- с 1957 по 1966 год.1

В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на общую сумму 467,7 млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов, Франции- 125, Голландии- 52 млн.

Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который возлагались большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы Западной Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли погасить задолженность, но и нуждались в новых кредитах.

Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно-финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при создании фонда.

Управленческая структура МВФ- Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:

“США- 17,7%

Германия- 5,5%

Япония- 5,5%

Великобритания- 4,9%

Саудовская Аравия- 3,4%

Италия- 3,1%

Россия- 2,9%

Доля стран ЕС- 26,2%

24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4 голосов.2

Директор-распорядитель (с 1987 г.)- Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 г.)- Стэнли Фишер и другие (США).

На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной деятельности.


Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет специальных фондов.

МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг. развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые после 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности.

Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными факторами.

1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило платежные балансы ряда стран.

2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам, приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился в урегулирование внешнего долга этих стран.

3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике.

Наряду с МВФ в многостороннем регулировании международных валютно-финансовых отношений важную роль играет Международный банк реконструкции и развития. МБРР утверждён одновременно с МВФ на Бреттонвудской конференции в 1944 г., начал действовать с 1946 года. МБРР вместе с двумя своими филиалами Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР) – входят в структуру Мирового банка. Данные межправительственные организации предоставляют долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран – членов МБРР. Условием членства в МБРР является членство в МВФ.


Среди межправительственных организаций, активно сотрудничающих в валютно-финансовой сфере, важную роль играет Организация экономического сотрудничества и развития. В неё входят все индустриально развитые страны. ОЭСР определяет тенденции в экономическом развитии стран-членов и влияние внутренней экономической политики на платёжные балансы других стран. В рамках ОЭСР на основе прорабатываемых ею прогнозов даются рекомендации по проведению макроэкономической политики, способствующей взаимному приспособлению национальных экономик с учётом тенденций развития мирового хозяйства.

Важное место в международной валютной системе занимает Банк международных расчётов. Он объединяет центральные банки европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. Более 70 центральных банков хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР. БМР является старейшим из существующих международных валютно-финансовых организаций капиталистического мира. Он был создан в 1930 году.

Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам-победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.

Американский план взимания германских репараций и расчетов европейских стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану, получившего название “плана Юнга” (по имени его автора), Германия должна была выпустить внешний заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам-победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по военным займам, полученным в США.

БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов. Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа в репарационные платежи.


Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на 200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.

Высшим органом управления Банка является общее собрание руководителей Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и частные юридические лица, располагающие акциями банка, в собрании не участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того, чтобы утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков.

Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом, охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ.3

Устав БМР запрещает выпускать банкноты, представлять ссуды правительствам, открывать на имя правительств текущие счета, держать в своем распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или устанавливать контроль над каким-либо предприятием.

Операции с коммерческими банками он производит только с согласия ЦБ страны, на территории которой эти банки функционируют.

С 1982 года БМР предоставляет промежуточный кредит под гарантию ЦБ странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной валютной ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Аргентина, Югославия. Для поддержания политики расширенного доступа стран с дефицитным платежным балансом к кредитам фонда БМР совместно с 17 центральными банками предоставили Фонду кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982 году.

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности. Это определяет место БМР как вспомогательного органа МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в “группе десяти”, обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, созданного в 1964 году, Административного совета ЕФВС ( 1979 ), осуществляет клиринговые расчеты в ЭКЮ ( с середины 80-х ).


БМР- ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка- одно из авторитетных экономических изданий в мире. На базе своих исследований БМР в 1975 году опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков. Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее значение, чем межгосударственные решения.

БМР превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.



следующая страница >>