определять или измерять:
- положение, расстояние, направление, географические координаты объектов по глобусу и географической карте;
- виды искажений на географической карте, их степень, показатель магнитного склонения.
- содержание определенной географической карты с помощью приведенных условных знаков;
- набора карт и пособий, необходимых для получения нужной информации и выполнения конкретных заданий;
- высоту и глубину определенной точки с помощью шкалы высот и глубин;
- условия формирования определенной территории и относительный возраст слагающих ее горных пород с помощью геохронологической таблицы и тектонических карт;
- сейсмические районы и районы с активной вулканической деятельностью, районы концентрации полезных ископаемых;
- различия поясного времени по территории мира;
- распространение природных ресурсов по миру, их возобновляемые и невозобновляемые виды;
- границы распространения живых организмов на суше и в мировом океане;
- районы земного шара с высокой и низкой плотностью населения, типы размещения населения (город, агломерация, мегаполис), направления миграции;
- хозяйственные связи между производственной и непроизводственной сферой, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслью;
- центры туризма и рекреации и их положение;
- с помощью карты экономико-географическое и геополитическое положение стран СНГ;
- обеспеченность стран СНГ природными ресурсами, их значение в размещении и развитии хозяйства;
- основные направления политико-экономических, социально-культурных связей между странами СНГ;
излагать о:
- вращении Земли по орбите и вокруг свои оси и их влияние на природу планеты;
- влиянии силы Кориолиса и магнетизма Луны на природу планеты;
- влиянии внутренних и внешних сил на формирование и изменение рельефа;
- результатах взаимосвязей и взаимодействия компонентов географической оболочки;
- влиянии атмосферы на природу планеты и жизнь людей;
- отраслевой структуре мирового хозяйства;
- экономико-географические особенности отдельных стран СНГ;
- виды социально-экономических и культурных связей между странами СНГ;
объяснять:
- совокупность терминов и понятий, определяющих место Земли в Солнечной системе;
- совокупность терминов и понятий, объясняющих закономерности вращения Земли вокруг своей оси;
- совокупность терминов и понятий, объясняющих внутреннее строение Земли и закономерности литосферы;
- совокупность терминов и понятий, объясняющих атмосферу и ее закономерности;
- совокупность терминов и понятий, объясняющих гидросферу и ее закономерности;
- совокупность терминов и понятий, объясняющих биосферу и ее закономерности;
- совокупность терминов и понятий, объясняющих географическую оболочку и ее закономерности;
- причины изменений на политической карте;
- уровень экономического развития отдельных стран и регионов;
- закономерности распространения полезных ископаемых;
- особенности естественного прироста населения, причинны демографического взрыва;
- уровень и темпы развития урбанизации, субурбанизации и причины ее возникновения.
- отраслевую структуру мирового хозяйства, закономерности территориального размещения и развития;
- понятие НТР, международное географическое разделение труда;
- понятия стран «Большой семерки», «страны переселенческого капитализма», «новые индустриальные страны», «развивающиеся страны»;
- понятия оффшорная зона, свободная экономическая зона;
- тенденции экономического развития стран СНГ;
- отрасли международной специализации стран СНГ;
прогнозировать:
- обеспеченность стран мира природными ресурсами в будущем;
- изменение природных комплексов и их компонентов под влиянием хозяйственной деятельности человека;
- акватории океанов и конфигурации материков, и опираясь на теорию «Движение литосферных плит» и возможные изменения.
- меры по охране населения от природных катастрофических явлений в районах сейсмических поясов земного шара;
- влияние глобальных изменений планеты на климатические условия;
- возможные изменения природы в результате таяния полярных и высокогорных ледников;
- изменения на политической карте, вызванные международными отношениями;
- воспроизводство населения на земном шаре, в отдельных регионах и странах;
- темпы урбанизации, направления миграций на земном шаре;
- тенденции экономического и экологического развития стран СНГ и Казахстана.
Ученики 11 класса должны называть и (или) показывать:
- на карте историко-географические регионы мира и их границы;
- страны в составе отдельных историко-географических регионов;
- крупные страны и их столицы, выделяющиеся в мире по занимаемой площади и численности населения;
- отличительные особенности ведущих стран, определяющие их географический облик;
- отличительные особенности эколого-географических и геополитического положения ведущих стран;
- этапы формирования политической карты историко-географических регионов;
- этапы формирования государственности отдельных стран;
- государственное устройство и состав ведущих стран.
- виды природных ресурсов, распространенных на территории отдельных странах и регионах;
- особенности структуры и размещения населения регионов и стран;
- крупные города и городские агломерации отдельных стран;
- отраслевую структуру хозяйства стран и регионов;
- промышленные центры отдельных стран и регионов;
- типы стран по уровню развития;
страны, имеющие с Казахстаном тесные экономические отношения;
- глобальные проблемы человечества;
определять и (или) измерять:
- сведения об отдельных странах из различных источников информации;
- начальные статистические данные для проведения самостоятельных вычислений;
- особенности природных условий отдельных стран;
- на основе данных схем к таблицу численность и особенности национального, языкового и религиозного состава населения стран и регионов;
- типы размещения городского населения в странах и регионах;
- уровень развития отдельных стран на основе разносторонней информации;
- место регионов и отдельных стран в международном географическом разделении труда;
- положительные стороны геополитического положения ведущих стран;
- формирование современной структуры хозяйства отдельных стран;
- характер экономической организации отдельных стран;
- на основе данных схем и таблиц место стран в системе мирового хозяйства;
-центры туризма и рекреации регионов и стран;
- проявление глобальных проблем человечества в отдельных регионах и странах;
- эколого-экономические типы стран;
излагать:
- общую характеристику каждого историко-географического региона;
- краткую стратегическую характеристику крупных стран;
- историю заселения и освоения историко-географических регионов;
- влияние природных условий и ресурсов на специализацию хозяйства страны;
- социально-экономические различия стран с разным уровнем развития;
- глобальные экологические проблемы и пути их решения.
- объяснять:
- причины деления частей света на историко-географические регионы;
- характер использования природных ресурсов в отдельных странах (по выбору);
- последние изменения на политической карте региона;
- демографическую ситуацию в странах с разным уровнем развития;
- причины изменения структуры хозяйства ведущих стран;
- на основе конкретных примеров понятие «постиндустриальные», «новые индустриальные», «геополитическое положение стран», «глобальные проблемы»;
- причины возникновения глобальных проблем человечества;
прогнозировать и оценивать:
- изменение природной среды в отдельных странах и регионах;
- возможные изменения на политической карте из-за изменений соотношения главных политических и экономических сил в мире;
- обеспеченность стран природными ресурсами в будущем;
- темпы роста численности населения стран и регионов;
- коренные преобразования хозяйственной структуры ведущих стран;
- изменение характера использования природных ресурсов в развивающихся странах;
- характер изменения места Казахстана в мировой политике и экономике и их причины.
IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
В определении содержания и подборе учебного материала по географии для 10-11 классов естественно-математического направления за основу были приняты следующие методы и подходы:
- сохранение последовательности с содержанием курса географии основной школы и непрерывность географических знаний в 10-11 классах;
- реализация принципа единства географии благодаря страноведческому подходу и интеграция отдельных географических отраслей;
- сохранение единства в содержании обучения и применение пространственного подхода в объяснении социально-экономических и политических явлений в мире;
- объяснение современных сложных географических проблем на примере Республики Казахстан;
- использование возможности географической дисциплины, ориентировать учеников на жизнь в информационном обществе.
Следуя принципу «от общего к частному», в учебной программе для 10-11 классов изучаемый материал вначале рассматривает общие географические проблемы, а затем характеризует региональные проявления этих закономерностей. На основе этого подхода название дисциплины было приведено в соответствие с содержанием образования и предложено для 10 классов как «География. Общий обзор мира. Страны СНГ» и для 11 классов как «География. Региональный обзор мира».
В курсе «География. Общий обзор мира. Страны СНГ» изучаемого в 10 классах основной школы географические знания о закономерностях природы и общества обобщаются на сложном теоретическом уровне. Дается обзор стран СНГ. Главный метод в определении содержания курса реализация внутрипредметной и межпредметной интеграции. Содержание курса для 10 классов состоит из совокупности таких образовательных блоков, как «Общие географические закономерности», «Общая характеристика мира» и «Страны СНГ». Блок «Общие географические закономерности» обобщает полученные учениками физико-географические знания и формирует целостные научные представления о взаимосвязях между составными частями географической оболочки. Это, в свою очередь, является предпосылкой для раскрытия характера и глубокого усвоения взаимоотношений и взаимосвязей между природой и обществом во время изучения учениками мирового хозяйства.
В части «Общая характеристика мира» дается характеристика этапам формирования политической карты и современной типологии стран, делению стран мира на историко-географические регионы. Последний блок посвящен страноведческой характеристике стран СНГ, куда входит Казахстан. Характеристика каждой страны завершается примерами, отражающими внешние экономические связи этой страны с Казахстаном.
В курсе «Региональный обзор мира» для 11 классов дается страноведческая характеристика историко-географических регионов и отдельных стран. Характеристика начинается с высокоразвитых стран Европы и завершается общим обзором Австралии и стран Океании. В курсе приводится полная характеристика ведущих стран, занимающих видное место на мировом рынке, особое внимание уделяется проблемам экономической интеграции этих государств с Казахстаном. Последний блок оканчивается определением глобальных проблем человечества и путей их решения.
Содержание программы сконструировано на основе историко-географического и страноведческого подхода, который дает возможность понять современные географические особенности и региональные характеристики мира.
В качестве форм проведения занятий используются лекции, семинары, практикумы, зачеты, различные типы тестов, опорные конспекты и т.д.
В программе преобладают практические работы, нацеленные на применение теоретических знаний к конкретным объектам и территориям на анализ, сравнение и обобщение, на перенос приемов учебной деятельности в новые учебные ситуации.
Деятельностный подход применения полученных знаний в практической жизни отражен в программе через умения называть и (или) показывать, определять и (или) измерять, описывать, объяснять и прогнозировать.